Рекорды аэропортов
Пекинский аэропорт – претендент на звание самого большого в мире

Аэропорты – место, где встречаются две стихии – земная и воздушная. С технологической же точки зрения мы имеем дело со сложнейшими инфраструктурными объектами, определяющими многие стороны жизни обитателей мегаполисов. Вспомним, какие из аэропортов можно считать «самыми-самыми» в мире.

АВИАПЕРЕВОЗКИ ДЛЯ ПОЭТОВ

Аэропорт Кенигсберг-Девау стал первым аэропортом в Германии и одним из первых в мире. Его открытие состоялось в 1919 году, а в 1922-м сюда впервые прибыли самолеты авиалинии Москва – Рига – Кенигсберг, первого международного воздушного маршрута Советского Союза. Также ранняя история Девау примечательна тем, что в 1921 году здесь открылась первая в мире стационарная авиационная метеослужба.

Сегодня населенный пункт, где находится аэропорт, имеет статус поселка и называется Малое Исаково. Аэроклуб состоит в перечне объектов культурного наследия Калининградской области и охраняется государством.

Немалую роль в развитии Девау сыграло Русско-Германское общество воздушных сообщений Дерулюфт, главный конкурент Аэрофлота в эпоху появления последнего. Дерулюфт основали в 1921 году, и общество вскоре стало самым успешным и самым продолжительным совместным предприятием России и Германии. Именно Дерулюфту принадлежит честь стать одним из первых в мире регулярных воздушных перевозчиков. Кенигсберг выбрали в качестве базового аэродрома Дерулюфта, а 30 апреля 1922 года отсюда вылетел первый самолет в Москву. С этого времени полеты на авиалинии выполнялись два раза в неделю в обоих направлениях. Кстати, 10 мая пассажирами авиалинии стали русский поэт Сергей Есенин и его супруга Айседора Дункан, которые прилетели самолетом Дерулюфта из Москвы в Кенигсберг. 3 июля 1923-го их опыт повторил Владимир Маяковский, написавший под впечатлением от полета стихотворение «Москва – Кенигсберг». А в октябре 1924-го случилась первая на этом направлении авиакатастрофа. Из-за тумана на пути из Москвы в Кенигсберг разбился немецкий пилот Отто Штегер, управлявший самолетом Дерулюфт Фоккер F III.

Сегодня, когда авиаперелет из Калининграда в Москву занимает порядка двух часов, сложно поверить, что в начале XX века на это приходилось тратить целых девять. Однако через несколько лет после открытия линии перевозки осуществляли уже шесть раз в неделю, причем очень скоро, помимо пассажиров на борт стала попадать и почта.

ГИГАНТЫ

Определить самый большой аэропорт в мире – задача не из легких, в первую очередь потому, что непонятно, какие критерии стоит рассматривать. Если говорить о пассажиропотоке, то международные аэропорты, расположенные в мегаполисах – Пекине, Атланте, Чикаго, Токио, Лондоне, ежегодно перевозят от 60 до 100 миллионов человек.

Российским лидером по пассажиропотоку является столичный аэропорт Домодедово, который также входит в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы. В 2012 году в Домодедово побывали 28,2 миллиона пассажиров.

А вот с рекордсменом по площади все более-менее ясно. Самый большой аэропорт в мире на сегодняшний день расположен в Объединенных Арабских Эмиратах и называется Аль Мактум. Он занимает территорию в 140 тысяч квадратных метров и лишь немного уступает по размерам всему государству Лихтенштейн. Аль Мактум открыли в 2010 году, потратив на его строительство порядка 33 миллиардов долларов. Аэропорт способен пропускать в год около 160 миллионов человек, а это больше, чем население Российской Федерации. Диспетчерская вышка Аль Мактум признана самой крупной на Ближнем Востоке, ее высота составляет 92 метра. В ближайшее время вокруг аэропорта планируют построить целый город с торговыми центрами, офисными зданиями и двухэтажными виллами.

В ЕДИНЕНИИ С ПРИРОДОЙ

Аэропорт города Цюриха не может похвастаться ни огромными по мировым меркам габаритами, ни внушительным количеством ежегодно перевозимых пассажиров – в год здесь принимают порядка 22 миллионов человек. Однако аккуратные швейцарцы отличились в другом: им удалось создать самый экологичный аэропорт. Этот почетный титул аэропорту Клотен присудили два года назад в рамках вручения премий Международного совета аэропортов. В число членов Международного совета аэропортов входят более 400 аэровокзалов, расположенных в 46-ти европейских странах, а получить эту премию считается делом большого престижа. Аэропорт Цюриха получил звание благодаря системному подходу к охране окружающей среды. Кроме того, Клотен стал первым аэровокзалом, который начал взимать сбор за вредные выбросы. Его примеру вскоре последовали многие другие аэропорты, а авиакомпании стали массово переходить на менее вредные технологии.

ДЕЛУ – ВРЕМЯ

Мы удивились, когда узнали, сколько в мире существует рейтингов аэропортов и по каким критериям их составляют. Существует, к примеру, хит-парад самых пунктуальных и непунктуальных аэропортов. В 2011 году самым ответственным в вопросах времени в Европе признали аэропорт норвежского города Осло Гардердемоен. Противоположную славу снискал аэропорт Копенгагена Каструп. Оценивая пунктуальность аэровокзалов, эксперты решили, что рейс считается пунктуальным, если самолет стартует в течение 15 минут после снятия с гейта. Средний европейский коэффициент пунктуальности вылетов составляет 69,6%. Норвежцы же отличились тем, что подняли его до 87,8%.

Но самый интересный рейтинг, наверное, самый субъективный. Он составлен на основе высказываний пассажиров, которым задавали простой вопрос: «В каком аэропорту мира вам понравилось больше всего?». Большинство опрошенных сошлись во мнении, что в аэропорту Гонконга. Второе и третье месте заняли сингапурский и сеульский аэровокзалы. Из европейских аэропортов в рейтинг попали только аэровокзалы в Мюнхене и Амстердаме.