Шторм настиг нас в южной части Мозамбикского пролива. Даже не шторм, а тропический ураган. Радист передал по судовой рации, что ему присвоили красивое женское имя — Клодетта.
Он разбушевался не на шутку. Огромные волны подбрасывали наше судно в воздух, как шарик пинг-понга, и с оглушительным шумом опускали в водяную яму. С грохотом билась на камбузе посуда, оглушительно лязгали о борт металлические траловые доски, с кормы доносился пронзительный визг поросят, откармливаемых экипажем для пополнения рациона.
Скоро поступил приказ с рулевой рубки:
— Надеть всем спасательные жилеты!
Смешно! Как будто жилеты могут спасти при таком урагане! Все же жилет я надел и, держась за поручни трапов, с трудом добрался до верхнего мостика. Не хотелось погибать в замкнутом пространстве.
На палубе творилась вакханалия. В нескончаемом круговороте воздушных масс с водой трудно было разобрать даже время суток — сумрачно, вязко и страшно. Мне казалось, когда волны закрывали небо и корабль падал вниз, что он больше не поднимется, а погрузится в морскую пучину. Взбесившиеся воздушные потоки вдруг приподняли меня и отбросили на мокрую и скользкую палубу. Я с трудом удержался, ухватившись за металлические поручни. Гигантские пляшущие волны время от времени полностью закрывали горизонт...
Внезапно могущественный смерч затих. Мы попали в «глаз» бури, когда кругом неистовствует стихия, а внутри циклона царит звенящая тишина. Теплая тропическая морось одеялом накрыла корабль. Плотные кучевые облака закрыли небо, лишь изредка приоткрывая сине-лазурные «окна».
Неожиданно, словно сотканный из влажного воздуха, появился силуэт парусного корабля. На его мачтах под порывами ветра развевались какие-то жалкие белесые лохмотья парусов, а между реями мерцали светящиеся пятна. Казалось, вот-вот — и мы столкнемся. Но шхуна исчезла так же быстро, как и появилась. Плотный туман скрыл ее. Что это? Корабль-призрак? Говорят, что они обычно появляются там, где погибали. Ураган нас застиг именно в том регионе, где таинственно исчез «Летучий голландец».
Из поколения в поколение моряков бытует легенда о кораблях-призраках, бороздящих просторы Мирового океана, обреченных на вечные скитания. И порою появляются они перед моряками, предвещая им большие беды.
Многие корабли как в прошлом, так и в наше время оставленные своей командой по каким либо причинам, блуждали по морям и океанам месяцы и годы, давая пищу былям и легендам. Если на судне вспыхивает эпидемия какой-либо болезни, все государства, как правило, отказываются принимать его в своих портах из соображений безопасности и оно вынуждено находиться в море, пока весь экипаж не погибнет.
Не буду приводить все случаи исчезновения судов, которые затем вдруг обнаруживались без команды на борту. Некоторые из них — чистейшей воды выдумки или видения моряков, сходивших с ума от безысходности в бесконечных плаваниях. Но ряд фактов имеют вполне научное объяснение и документально зафиксированы.
Самый известный среди кораблей-призраков — «Летучий голландец», потерпевший крушение два столетия назад у берегов мыса Доброй Надежды. Время от времени на глазах удивленных мореплавателей, чаще всего в бурю, он появляется на горизонте. Очевидцами его воскрешения, кроме многочисленных моряков, были абсолютно неверующие и несуеверные принц Уэльский и его брат принц Альберт.
В 1941 году на пляже в Кейптауне толпы отдыхающих видели, как на них с моря надвигается корабль с разорванными парусами. Но как только он должен был подойти к берегу — тут же исчез, растворился в воздухе…
Есть несколько версий происхождения легенды о «Летучем голландце». По самой распространенной, капитан легендарного судна был жестоким и упрямым человеком. Когда корабль подходил к мысу Доброй Надежды, начался сильнейший шторм. Команда стала умолять капитана зайти в какую-нибудь укромную безопасную бухту. Но он, тряся пистолетом, высмеял струсивших матросов и приказал двигаться в бурю.
А шторм все усиливался, рвал паруса. На корабле появился призрак и пригрозил капитану, что за свою жестокость и упрямство он вечно будет скитаться по морям, мучая себя и матросов. С тех пор корабль неоднократно видели в штормовую погоду. Легенда утверждает, что души погибшей команды умоляют моряков встречных кораблей о помощи. Но тех, кто пытается им помочь, настигает проклятие.
Загадочная история случилась с американской бригантиной «Мария Целеста». Этот корабль-призрак получил большую известность благодаря тому, что был приведен в порт на буксире обнаружившим его капитаном.
С грузом технического спирта в ноябре 1872 года судно вышло из Нью-Йорка, направляясь в Италию. Через месяц-другой парусник, которым командовал капитан Морхаузен, который также шел с грузом из Америки в Европу, обнаружил «Марию Целеста», с наполненными ветром парусами без единого человека на борту.
Осматривая судовые помещения покинутого судна, моряки обнаружили на нем следы поспешного бегства. Брошенная еда на столах. На кухонной плите — кастрюля с вареным цыпленком. Всюду брошенные вещи. Не было только судовых документов, секстанта, хронометра, навигационных карт и… спасательной шлюпки. Провизии было достаточно, воды тоже.
Что же заставило моряков покинуть судно? Расследование ничего не дало, и тайна гибели экипажа осталась не раскрытой, несмотря на множество догадок и гипотез.
В 1928 году во время кругосветного путешествия пропало датское учебное парусное судно «Кобенхавн» c экипажем и 80 курсантами морских школ. Через неделю после выхода корабля из Буэнос-Айреса с него была получена радиограмма: все в порядке. Это было последнее известие. Тщательные поиски ничего не дали. Лишь в 1959 году голландский сухогруз под командованием капитана Пита Алгера чуть не столкнулся с ним у южной оконечности Африки, о чем свидетельствует запись в судовом бортовом журнале. Пропавший парусник, избежав столкновения, тотчас исчез в тумане.
Имеется документально подтвержденное сообщение об исчезновении судна «Малборо». Парусник вышел из Новой Зеландии в Англию в 1890 году с 23 членами команды и несколькими пассажирами на борту, но затем исчез. Последний раз его видели 1 апреля того же года перед входом в Магелланов пролив. Корабль сочли погибшим во время шторма. Этот район, где свирепствуют неутихающие бури, носит название «кладбище кораблей».
Но совершенно неожиданно в 1913 году в том же районе моряки торгового судна, следовавшего в Англию, вдруг снова увидели «Малборо». Судно было в полном порядке и шло под всеми парусами. Капитан — в рубке, вахтенный — у руля, часть экипажа — на вахте у своих постов, остальные — в кают-компании. Только все они были скелетами, в истлевших рваных лохмотьях. Вахтенный журнал был открыт, но изъеден насекомыми, и записи стали неразборчивыми.
К сожалению, плохая погода не позволила взять этот корабль на буксир и доставить в порт. Капитан, обнаруживший этот странный парусник, составил подробный и точный рапорт обо всем, что видел, который подписал почти весь экипаж. По прибытии судна в порт все члены экипажа подтвердили изложенное. Британское адмиралтейство запротоколировало эти показания. С тех пор «Малборо» морякам больше не встречался — ни в видениях, ни наяву, и подтвердить, правду ли говорил капитан или лгал, так никому не удалось.
В 1992 году норвежские рыбаки на сейнере ловили сельдь. И вдруг из пучины появился огромный корабль, на котором метались люди, кричали, плакали и просили помощи. Норвежские моряки были в ужасе. Многие крестились, немея от страха. Они узнали знаменитый «Титаник». Через короткое время он снова ушел под воду. Тонущие люди исчезли. Попытки спасти их из ледяной купели ни к чему не привели. Рыбаки срочно дали радиограмму, которую приняли в штабе Американской ВМС в Северной Атлантике. В указанный район немедленно был отправлен военный корабль. Результаты поисков засекречены.
Есть в Крыму уникальное озеро — Сиваш. В жаркие летние дни на нем можно увидеть миражи. На поверхности озера внезапно появляются контуры населенных пунктов. Как будто они совсем рядом. А на самом деле они от тебя далеко. Рыбаки говорят, что из-за них часто теряют ориентацию. Во время рыбалки они с трудом находят дорогу домой.
Я убедился в этом, отправившись однажды в летнюю жару с ними на рыбалку. Противоположный берег оказался рядом с нами, хотя до него было не менее 5–7 миль. Отчетливо были видны дикорастущие кустарники на берегу и разбитая во время шторма и засыпанная песком рыбацкая байда...
Зафиксированы многочисленные свидетельства очевидцев во все времена и во многих частях земли наблюдавших миражи на небе, показывающие ландшафты или действительные события, происходящие в данный момент далеко от них.
Вспомните «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «За Киевом показалось неслыханное чудо. Все паны и гетьманы собирались дивиться сему чуду: вдруг стало видимо далеко за концы света. Вдали засинел Лиман,за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди узнали и Крым, горою подымавшийся из моря, и болотный Сиваш. По левую руку была видна земля Галичская».
В этой связи весьма показательна история, случившаяся с британскими моряками транспорта «Вендор». В декабре 1941 года, находясь в районе Мальдивских островов, они заметили на горизонте горящий корабль. «Вендор» пошел спасать терпящих бедствие, но не успел. Корабль затонул. Поисковые работы не дали результатов. Ни одного из членов экипажа затонувшего парохода не нашли. Но самое удивительное то, что не было даже следов обломков и пятен топлива. Лишь позже выяснили, что команда «Вендора» наблюдала гибель американского крейсера, атакованного японскими торпедоносцами за 900 миль от места явления.
А вот свидетельские показания советских моряков с сухогруза «Нахичевань»: «В ноябре 1978 года при следовании из Сингапура в Калининград в тропических водах Индийского океана увидели необычайное явление. Откуда-то с неба, прямо по курсу корабля, вдруг свалилось ледяное поле с вмерзшим в него судном. Раздался треск, на палубу сейнера выскочили люди, стали кричать и выпрыгивать за борт. А льдина все наклонялась, и скоро море поглотило неизвестное судно вместе с находившимися на ней людьми. Потом вдруг все внезапно исчезло».
Капитан, вернувшись в Калининград, просматривая подшивки газет вышедших за время рейса, вдруг нашел заметку, где сообщалось о гибели рыбацкого сейнера в ледяном плену… в тот день и час, когда им было «видение». Он сообщил об этом в вышестоящие организации, но там отмахнулись. Лишь один журналист, прослышавший об этой истории, описал случай в газете «Вечерний Ленинград» в рубрике «Очевидное — невероятное».
Специалисты из Ленинградского океанографического института, прочитав заметку, встретились с капитаном и вахтенным штурманом этого судна и дотошно расспросили их. Все они, в том числе и матрос-рулевой, утверждали, что видели погибающее рыбацкое судно, причем приводили такие факты, которые могли увидеть только очевидцы этой трагедии.
Как объяснить воскрешение давным-давно пропавших парусников, а также другие необычайные явления? Они называются хрономиражи — люди видят события, происходившие в далеком прошлом. Чаще всего эти события связаны с великими сражениями. Введен даже термин «военная аномалия», когда современные люди слышат стоны, крики погибающих в другую эпоху солдат, звуки выстрелов и даже наблюдают картину сражения.
В этих случаях мы встречаемся с чем-то неразгаданным в природе. Ученые, изучающие паранормальные явления, допускают, что в исключительно стрессовых ситуациях с людьми при определенных условиях происходит накопление и выброс энергии с перемещением ее в другое пространственно-временное измерение.
Однако разгадать тайну «механизмов», создающих эти явления, никто пока не может. Воистину прав был Гамлет — «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
Владимир Коркош (кандидат биологических наук, Керчь)
«Секретные материалы 20 века» №15(375), 2013
11.06.2013