…Привидения, призраки, самоубийцы, покойники… У петербуржцев и гостей города эти «личности» пользуются таким вниманием, что их «поселили» в специальном музее ужасов, где они довольно мирно уживаются, своеобразным языком рассказывая историю Петербурга…
Одно из самых курьезных петербургских привидений появилось в городе после октября 1917 года в Кунсткамере. По приказу императора там был выставлен скелет человека огромного роста. После Октябрьской революции некоторые экспонаты музея, в том числе и череп гигантского скелета, куда-то пропали. Смотрители музея стали шепотом рассказывать, что ночами по коридорам музея бродит этот самый призрак. Что он ищет? Да свой череп! С этим привидением неоднократно сталкивались многие работники Кунсткамеры. Но кому-то, видимо, бродящий по ночам скелет действовал на нервы, и проблему решили просто: скелету предложили… чужой череп. Призрак перестал блуждать по ночам.
Еще один известный призрак Петербурга — Петра Великого. По легенде, император сам выбрал место, где будет стоять памятник. Во время одной из прогулок Павла I призрак Петра явился к нему в шляпе и плаще. Когда они подошли к Сенатской площади, Петр сказал: «Прощай, но ты снова увидишь меня здесь».
Больше всего призраков оставила после себя эпоха Павла I. Кстати, император и его ближайшее окружение были склонны к мистическому истолкованию любого события. Считается, что если призрак Петра I появляется перед народом лишь в силу какой-либо общественной необходимости, то привидение Павла материализуется как субстанция самого мистического и непредсказуемого российского императора. Говорят, и по сей день в Михайловском замке бродит его дух, так и не нашедший покоя.
Одним из самых жутких питерских призраков прошлого является призрак Софьи Перовской. Раз в год, в марте, на крутом мостике Екатерининского канала появляются размытые очертания молодой женщины с белым платочком в руке, которым она когда-то подавала сигналы бомбометателям.
О Малоохтинском кладбище имеется множество интересных, но непроверенных легенд. Очевидцы утверждают, что здесь в белые ночи над могилами иногда можно увидеть медленно перемещающееся зеленоватое свечение. Или неизвестно откуда взявшийся молочно-белый туман, а в воздухе явственно ощущается запах ладана.
Говорят, еще на одном питерском кладбище — Никольском в начале 70-х годов позапрошлого века жил некий монах Прокопий. Он водил дружбу с нечистой силой и лечил страждущих снадобьями, которые готовил лично из порошка костей покойников. Однажды, как утверждали близко знавшие знахаря, к нему явился дьявол и предложил сделку — эликсир бессмертия в обмен на душу монаха. Искушение было слишком велико для смертного, и Прокопий скрепил свой договор подписью. По соглашению, служитель культа должен был в ночь на Пасху привязать грешницу к кресту, выколоть ей глаза, отрезать язык, а стекающей кровью наполнить церковный кубок. Все это он и проделал с девицей легкого поведения, которую, не особо утруждаясь, подцепил у петербургской гостиницы. Затем Прокопию нужно было 666 раз проклясть Всевышнего и до восхода небесного светила осушить чашу с кровью. Но монах не успел — вспыхнули лучи солнца, и труп знахаря, усеянный копошащимися червями, был обнаружен утром около обезображенного тела путаны. Очевидцы клялись, что правая нога старца стала кошачьей. После этого на кладбище стали встречать большого черного кота с седым подшерстком на нижней челюсти. Были случаи, когда он набрасывался на людей и пытался перегрызть горло ошарашенному от неожиданности человеку…
Александро-Невская лавра — еще одно из самых мистических и загадочных мест Петербурга. Воздвигнутая в начале XVIII века на остатках древнего языческого святилища, лавра всегда была покрыта завесой таинственности. Говорят, что опасно находиться в лавре в белые ночи. Здесь можно встретиться с представителями самых мрачных обиталищ потустороннего мира.
Надо сказать, что среди коренных петербуржцев бытует немало легенд и поверий, связанных с лаврой. Рассказывают, что в белую ночь здесь можно столкнуться с призраком, которого окрестили «Пьяным могильщиком». Раскачиваясь, словно крепко набравшийся спиртного человек, он бродит в грязной одежде от одной могилы к другой. Если на его пути встречается запоздалый прохожий, он просит угостить его водкой. Не дай Бог, у несчастного не окажется спиртного: привидение тогда разрубает его лопатой пополам!
Почему так случилось? Почему в целом мире едва ли найдется город столь необычный, таинственный, как Санкт-Петербург? Не потому ли, что, как писал поэт, «Петербург построил сатана»… Вот какой ответ на эти вопросы дает в одной из своих книг историк и знаток Петербурга Костромина.
«...Пространство и время создали неповторимый феномен Санкт-Петербурга. Его мироздание выткано из тонкой материи белых ночей. Город был заложен 27 мая (16 мая по ст. стилю) 1703 года в пору начала этого великолепия природы, когда тонкая грань реального и не реального становится едва ощутимой…»
Сама природа предопределила таинственную и мистическую суть пространства города на Неве. Это морской город, а таким городам — точнее, их территориям — покровительствуют Нептун и Тиштар. И если Нептун — владыка этих мест пробуждает мистическое таинство и великую космическую любовь, то Тиштар, хранящий ключи от будущего, вступает в битву с силами зла для того, чтобы человечество выбрало правильный путь в реке времени.
Санкт-Петербург имеет своих небесных покровителей. Это Пресвятая Троица (именно в неделю Пятидесятницы был заложен Санкт-Петербург), святые апостолы Петр и Павел — именем апостола Петра назван город; святой благоверный князь Александр Невский, святая блаженная Ксения Петербургская, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
А в самом городе существует мистическое поле защиты, созданное образами четырех хранителей духовного наследия России. Это русский полководец Суворов. Он запечатлен для нас в образе античного бога Марса. Этот памятник является аллегорией воинской Доблести и Славы. Петр I — основатель Санкт-Петербурга. Его образ — это образ «Медного всадника», вздыбившего коня на краю дикой скалы. К третьему образу можно отнести Золотого Ангела на шпиле Петропавловского собора, он является видимым символом небесных покровителей Санкт-Петербурга. И четвертой, самой значимой святыней Санкт-Петербурга, является образ Богоматери, представшей перед нами в чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Казанской. Эта икона и мощи святого благоверного князя Александра Невского царем Петром I были положены в духовное основание города. С каждым из символов, призванных защищать город, связана своя легенда: пока он находится в Санкт-Петербурге, город будет жить и враг не ступит на его землю.
Три главных шпиля Санкт-Петербурга несут над городом основные его символы: золотой крест (шпиль Михайловского замка), золотой кораблик (шпиль Адмиралтейства) и Золотого Ангела (шпиль Петропавловского собора). Это Вера, Надежда и Любовь — духовные добродетели, которые хранят город, а их символы образуют космический щит Петербурга.
Как известно, еще на заре жизни города было сделано зловещее пророчество: «Быть Петербургу пусту». Однако такие города, ставшие центром глубокой духовной культуры, не рождаются в случайное время. По замыслу Творца они явлены нам из Вечности. Их духовное пространство неразрывно связано с градом Небесным и является его отображением в той мере, насколько это возможно в нашем замкнутом мире. Санкт-Петербург рожден под зодиакальным знаком Близнецов, поэтому мистической судьбой города является выбор между жизнью и смертью, хаосом и космосом, светом и тьмой.
Астрологи издавна составляли гороскопы Петербурга. В астрологию можно верить, можно не верить. Нот вот что прочла я в одном гороскопе, составленном для города на Неве: «Духовное пространство Санкт-Петербурга имеет чистую систему связи с Вечностью. Она осуществляется посредством «коридора зеркал», который образуется двумя противоположными зодиакальными знаками. В гороскопе Санкт-Петербурга это знаки Дева — Рыбы. Благодаря этому «коридору зеркал» духовное пространство Санкт-Петербурга через молитвенный настрой способно обрести единение с мирозданием и получить поддержку со стороны Высших сил для выполнения долга и служения, в том числе и воинского…» Для не владеющих астрологической терминологией не очень понятно, но вполне оптимистично. Кстати, известен такой факт: в дни блокады Ленинграда несколько десятков изнуренных голодом священников и прихожан Владимирского собора у иконы Пресвятой Богородицы совершили духовный подвиг, все силы отдав молитве за осажденный город, за его стойкость, за победу над врагом. И враг не смог победить Ленинград. А духовная стойкость и воинская доблесть ленинградцев потрясли весь мир.
Cудьба Санкт-Петербурга неотделима от России. В наступившую эру Водолея городу предопределено стать центром духовного развития страны. Смысл мистерии знака Водолея состоит в морально-нравственном выборе, предоставленном человечеству. Это время разделения добра и зла. В гороскопе города так и записано: момент рождения Петербурга Белая Луна (показатель добра), делает поворот к Черной Луне (показателю зла). И это значит — надо самому выбирать верный путь.
Санкт-Петербург — это не западный город, он самый российский из всех российских городов. Россия всегда жила идеей духовного спасения человечества. За свою многовековую историю неоднократно делала свой духовный выбор, в результате которого становилась непреодолимой преградой на пути распространения мирового зла. Вспомните: в монументе «Медный всадник» под копытами вздыбленного коня, а на Александровской колонне, воздвигнутой в честь победы России над Наполеоном, ядовитые змеи застыли как поверженное мировое зло, и в этом есть символ миссии России.
И все же город, который родился в борьбе с водной стихией, является заложником этой стихии. Неоднократно природа пыталась стереть город с лица земли. Вспомним наводнения двадцать четвертых годов: 1724, 1824, 1924. Об этих наводнениях можно сказать, что жизнь перелистывала свои страницы, закрывая целые эпохи. Так, ноябрьское наводнение 1724 года стерло полную противоречий эпоху Великого Петра. Он умер в январе 1725 года. Наводнение в ноябре 1824 года предопределило конец царствования Александра 1 Благословенного, завершившегося восстанием декабристов на Сенатской площади Санкт-Петербурга в 1825 году. Декабристы, члены тайных масонских лож, целью восстания ставили захват политической власти в России и ниспровержение власти царя. Историческую эпоху Ленина (он умер в январе 1924 года) стерло наводнение 23 сентября 1924 года.
Трижды город менял имя. Санкт-Петербург — город во имя святого апостола Петра. Петроград потерял имя святого и стал градом Петра. Ленинград носил имя жестокого вождя. И с этим именем в судьбе города произошли страшные, трагические события. Санкт-Петербург вернул свое историческое имя. И тогда же вектор судьбы города изменил свое направление. Однако каким будет город, какое место Санкт-Петербург займет в будущем России и мира, зависит, прежде всего, от духовного выбора петербуржцев.
Город по обилию вод занимает одно из первых мест в мире, они составляют десятую часть его территории. И нет более загадочной природной стихии, чем вода. Санкт-Петербург, отраженный в воде, как в зеркале, проявляет иную сторону своего бытия, к которой человек может только едва прикоснуться.
Берега, разделенные водой, соединяют мосты. Их в городе построено около четырехсот. Мост является связующим звеном между точками сакрального пространства: на одном берегу мы символически оставляем прошлое, а на другом — обретаем будущее. И только в загадочную пору белых ночей, когда светло и прозрачно, потому что тьма ночи побеждена самой природой, мосты, разведенные и устремленные в высокое Небо, приоткрывают для нас Вечность...
Елена Морозова (журналист, Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века» №4(364), 2013
25.02.2013