Впервые эти таинственные знаки и рисунки заметили с аэроплана еще в 20-х годах прошлого века. С тех пор ученым не дает покоя вопрос об их создателях и предназначении. Выдвигаемые теории разнообразны и фантастичны — от космических пришельцев до системы контроля земной популяции.
Причуды геометрии
С древнейших времен до наших дней сохранилось множество произведений искусства, значение и способы создания которых мы сегодня не в состоянии определить. Одной из таких загадок, безусловно, являются геоглифы. Геоглифом называют нанесенный на землю геометрический или фигурный узор, длина которого, как правило, превышает четыре метра. На сегодняшний день исследователям известно два способа создания геоглифов — снятие верхнего слоя почвы по периметру узора, либо насыпание щебня там, где должна пройти линия геоглифа. Из-за своих огромных размеров многие геоглифы можно детально рассмотреть только с воздуха. Собственно, именно пилотам принадлежит слава открытия большинства геоглифов, поскольку, находясь на земле, особенно в непосредственной близости от такого творения, невозможно представить себе, что это не просто какая-то непонятная извилистая «траншея», а вполне художественно выполненная фигура или орнамент.
Человек обнаружил множество геоглифов, расположенных в разных частях света, но наиболее известными, без сомнения, являются геоглифы плато Наска в Перу.
Наска — это плато и литосферная плита. Согласно определению, которое дает знаменитая Википедия, плато представляет собой равнину с ровной или волнистой слабо расчлененной поверхностью, ограниченную отчетливыми уступами от соседних равнинных пространств. Плато Наска находится в Восточной части Тихого океана на южном побережье Перу. Создание геоглифов, прославивших плато, приписывается археологической культуре Наска (300 год до н. э. — 800 год н. э.) — доколумбовой цивилизации, предположительно произошедшей от культуры Паракас (750-100 годы до н. э.), которая являлась важнейшей археологической культурой в Андах. Чтобы сразу разобраться с основными понятиями, дадим определение «археологической культуре», которое не идентично понятию «культура» или «цивилизация», а включает лишь совокупность материальных памятников культуры, принадлежащих одной территории и эпохе и имеющих общие черты. Одна археологическая культура отграничивается от других по какой-либо характерной особенности. Это могут быть, например, форма керамики и ее орнамент, обряд погребения или особенности возведения построек. В частности, для археологической культуры Наска характерна полихромная керамика — черные и оранжевые рисунки на белом и красном фоне, удлиненные формы, а также практически полное отсутствие лепки.
Археологическая культура Наска прославилась и своей сетью подземных акведуков, некоторые из которых используются и по сей день.
Первое упоминание о Наска относится к XVI веку — в 1553 году испанский священник, историк и географ Педро Сьеса де Леон употребил это название в своей книге «Хроника Перу»: «От этой долины Ика идешь, пока не увидятся приятные долины и реки Наски. Они также в прошлые времена были очень густо населены, реки орошали поля долин образом и порядком уже названным. Прошедшие войны жестоко уничтожили, и это общеизвестно, всех этих бедных индейцев».
Именно в «Хронике Перу» можно увидеть и первые упоминания о геоглифах плато Наска: «По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всем протяжении идет прекрасная, большая дорога Инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь. Из этих долин Наска они идут до Акари».
Определить, что же это такое на самом деле, Сьеса де Леон, конечно, не мог, тем более что языка он не знал, поэтому такая интерпретация была, вероятно, единственно возможной в его положении.
Белая лошадь, исполин и рыбак
Геоглифы, конечно, есть не только в Перу. Например, в Европе самым знаменитым геоглифом считается Уффингтонская белая лошадь. Этот геоглиф представляет собой фигуру, созданную путем наполнения битым мелом глубоких траншей на склоне 261-метрового известнякового Холма белой лошади (Уффингтон, Оксфордшир). Длина фигуры — 110 метров, а создание ее относят к раннему бронзовому веку, то есть примерно к IX-X столетию до н. э. Первое же достоверное упоминание о фигуре лошади встречается в грамотах Абингтонского аббатства, которые датируются XI веком. В настоящее время довольно трудно определить создателей геоглифа, однако исследователи предполагают, что ими были жители ближайшего городища (древнего населенного пункта, имеющего укрепления — в данном случае, глубокий искусственный ров вокруг поселения). Для того, чтобы фигура не зарастала травой, ее из поколения в поколение регулярно «выпалывали». Как правило, эта процедура осуществлялась раз в семь лет и совпадала с проведением местной ярмарки. Геоглиф, по всей видимости, изображает представителя лошадей, вымерших в древности. Белая лошадь практически незаметна на земле, но зато с воздуха в ясную погоду ее можно хорошо рассмотреть с высоты восемнадцати миль. Имеются на холмах Англии и другие рисунки. Например, Вилмингтонский верзила, который, правда, значительно моложе Уффингтонской белой лошади и датируется XVI веком, но тоже может похвастаться внушительными размерами — 68,88 метров в высоту. Другой знаменитый английский геоглиф — Сернский исполин — огромная фигура человека с дубинкой в руке, предположительно, Геркулеса, вырезанная на меловом холме близ деревни Серн-Аббас, графство Дорсетшир около II века н. э. Высота фигуры — почти 55 метров. Во времена создания рисунка в изголовье исполина располагался храм. До середины XVII века на холме, где находится фигура, ежегодно проводились гуляния в праздник плодородия. Однако, некоторые из исследователей считают, что фигура появилась в эпоху Средневековья, а не в древности, и возраст исполина составляет всего около четырехсот лет. Всего же Англия может похвастаться 56 подобными рисунками, относящимися к разным временным периодам.
Свои геоглифы имеются и в Бразилии. В джунглях Амазонки были найдены огромные геометрические фигуры, образованные путем рытья рвов по периметру. Все рвы имеют ширину 12 метров и глубину 4 метра. Всего найдено около 300 подобных изображений, датируемых приблизительно XIII-XIV веками. Фигуры очень большие, например, размер в поперечнике одной из них составляет около тысячи шестисот метров. Правда, геоглифы Амазонки достаточно примитивны и все представляют собой простые геометрические фигуры. Они явно проигрывают на фоне изысканных английских или загадочных перуанских.
Около 200 геоглифов были найдены в США, в пустынной местности ниже территории реки Колорадо на территории штатов Невада, Аризона и Калифорния. В данном случае обнаружить удивительные рисунки также помог пилот самолета. В 1923 году летчик по фамилии Палмер совершал перелет из Лас-Вегаса в Блайт, во время которого и обнаружил гигантское изображение человека с каким-то четвероногим существом. Он догадался сфотографировать рисунок и отнес его в музей. Куратор музея Лос-Анджелеса Артур Вудворт организовал поисковую экспедицию в этот район, в результате которой были найдены изображения человека с копытным животным, а также свернувшейся змеи. Впоследствии ниже по течению реки было найдено изображение гигантского лабиринта из параллельных полос. Еще позже в Аризоне был обнаружен рисунок человека с копьем в руке, бегущего по волнам, в которых плещется рыба. А к югу от этого изображения, примерно в 10 милях — изображение стрелы, направленной на бегущего по волнам рыбака. Данные рисунки историки отнесли к доиспанскому периоду, хотя точной датировки на сегодняшний день нет. Американские геоглифы создавались по следующему принципу: сначала контур будущего рисунка очищался от верхнего слоя темно-коричневого щебня и обнажался нижний, светлый слой. Затем темный щебень выкладывался по контуру изображения, что подчеркивало его контрастность. Самым большим американским геоглифом является изображение человека высотой 56 метров.
В России также находили геоглифы. Так на Алтае в районе высокогорного плато Укок доктор философских наук, профессор Алтайского университета Игорь Иванов обнаружил рисунки, похожие на геоглифы. «Независимая Газета» цитирует слова профессора: «Первое впечатление, которое произвели странные геологические образования, — будто ребенок великана рисовал «по клеточкам», как обычные дети в школьной тетради. Но вот размеры «клеточек» были очень большими, и рисунок начинал складываться только после того, как я залезал на гору. Линии великанского «карандаша» утопали в земле и образовывали ровные и длинные каналы, вдоль которых можно было идти несколько часов. Внутри были вырыты и изогнутые линии разнообразных очертаний. Поначалу я решил, что столкнулся со следами древней алтайской культуры, долго искал предметы быта, оружие, украшения…».
Очертаниями найденные на Алтае фигуры напоминают наскальные изображения грифонов, описанных еще в древнеегипетской и ассирийской культуре.
Помимо описанных, стоит упомянуть геоглифы на Мальте, на гигантском среднеазиатском плато Устюрт, примыкающем к побережью Аральского моря.
Перуанская загадка
Но именно геоглифы плато Наска получили столь широкую известность и стали предметом масштабного изучения на протяжении всего ХХ века. Прежде всего, поражает их количество. На 500 квадратных километрах площади «нарисованы» 13 тысяч линий, 100 различных спиралей, более 700 прямоугольников и треугольников. Широко представлена фауна: обезьяна, ящерица, собака, птицы и рыбы. Есть изображение цветка и некоторого подобия дерева. Правда, таких «художественных» изображений всего около 30. Длина линий, проведенных на земле неизвестными древними художниками, составляет около 8 километров; самая большая из геометрических фигур — прямоугольник — имеет площадь 80 на 780 метров. В разнообразии представлены стреловидные, треугольные и трапециевидные площадки, кнутовидные фигуры, прямоугольные и синусоидальные зигзаги, а также всевозможные спирали. На плато расположено около 10 своеобразных центров — точек, из которых в разные стороны отходят линии.
В работе Бабанина «Перуанская загадка. Рисунки Наска — послание из прошлого в будущее» даны некоторые изображения перуанских геоглифов. Бабанин пишет: «Великолепная планировка на громадной площади, высочайшая точность в разметке линий, обилие более мелких деталей, несущих смысловую нагрузку, подсказывает, что архитекторами и исполнителями этих работ могли быть представители высокоразвитой цивилизации. Возможно, внеземного происхождения. К этому склоняются и некоторые эксперты. Впоследствии, когда мною по материалам исследования рисунков Наска была написана в 1994 году рукопись книги «Тайны перуанской пустыни Наска», я получил соответствующие подтверждения этому предположению… Конечно, полностью исключить возможность участия землян в разметке и создании некоторых своих или в реставрации древних изображений нельзя. Но для этого они должны были иметь приборы, позволяющие с высокой точностью проводить эти работы».
Изображение колибри имеет длину 50 метров, длина паука составляет 46 метров, рисунок кондора от клюва до хвоста — 120 метров, а ящерица — 188 метров. Большая часть рисунков выполнена одинаково, в одной манере — контур очерчен одной непрерывной линией. Линии наносятся на поверхность в виде борозд шириной около 135 и глубиной 40-50 сантиметров. Исследователи отмечают разницу давления и температур между контуром рисунка и поверхностью плато, поскольку белая поверхность контура нагревается меньше, чем черная каменистая поверхность плато. Такая температурная разница и разница в давлении приводит к тому, что во время песчаных бурь линии контура не страдают.
По одной из существующих теорий, птицы и животные были созданы ранее, чем полосы. Роспись пустыни явно выполнялась в два приема, поскольку некоторые трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично их зачеркивая. При этом более ранняя фаза смотрится интереснее, чем последующая, поскольку выполнение зооморфных фигур требует гораздо больше умения и художественного вдохновения, чем нанесение геометрических фигур и прямых линий.
Некоторые ученые объясняют одновременное наличие зооморфных и геометрических фигур тем, что культура Наска владела техникой художественного самовыражения и в фигуративной, и в геометрической форме.
Сто тысяч лет работы
Множество исследователей из разных стран занимались изучением геоглифов Наска. Первая попытка систематизировать геоглифы была предпринята в 20-е годы ХХ века — перуанский археолог Хулио Тело скопировал их и опубликовал. Однако ученые далеко не сразу бросились атаковать плато в надежде совершить удивительное открытие.
Только в 1941 году американский археолог Пол Косок из университета Лонг-Айленда, увидев загадочные рисунки с борта самолета, решил заняться их исследованием. В результате своих изысканий Косок пришел к выводу, что это нечто иное, как гигантский астрономический календарь. На эту мысль натолкнул его закат солнца — ученый увидел, как оно садилось точно на пересечении одной из прямых линий с горизонтом. Затем он обнаружил линию зимнего солнцестояния и еще больше убедился в правильности своей теории. Косок полагал, что для создания вручную комплекса рисунков Наска потребовалось более 100 000 лет рабочих дней при условии, что рабочий день составлял 12 часов.
Самым известным на сегодняшний день специалистом по рисункам плато Наска считается немецкий математик и астроном Мария Райхе. Она посвятила более сорока лет жизни изучению геоглифов.
С 1946 года тщательно фиксировала все размеры и координаты. В течение семи лет Райхе составляла карты и топографические планы плато. Собственноручно она измерила рулеткой 788 фигур. Именно потому, что Райхе работала в одиночестве, исследования продвигались медленно. Первая подробная схема изображений была закончена только к 1956 году, а последнюю Мария Райхе представила уже будучи в возрасте за восемьдесят. Мария Райхе умерла в 1998 году в возрасте 95 лет, в настоящее время ее ближайшая подруга и помощница на протяжении последних лет жизни, Виктория Никицки, продолжает дело знаменитой исследовательницы.
Мария Райхе также придерживалась мнения об астрономическом значении рисунков. Непомнящий в своей книге «Сто великих тайн древнего мира» приводит ее слова: «Для древних народов положения Солнца и Луны служили календарем. По нему определяли приход весны и осени, сезонные колебания водного режима, а следовательно — сроки посева и сбора урожая. Именно поэтому здесь так много линий — около 13 тысяч».
Мария Райхе попыталась также объяснить и принципы создания геоглифов. С ее точки зрения, вначале создавались небольшие эскизы. Об этом свидетельствуют найденные на окрестных скалах изображения, датируемые примерно IV веком до н. э., а также вбитые в почву деревянные сваи, возраст которых приблизительно VI век н. э. — эти сваи могли играть роль координатных точек при создании рисунка по эскизу. Прямые линии, с ее точки зрения, могли проводиться с помощью особых вогнутых зеркал, называемых «тупу». Зеркала тупу изготавливались из отполированного металла — золота, серебра, меди или сплавов, они в больших количествах были найдены в районе геоглифов.
В. Бабанин в своей работе «Перуанская загадка. Рисунки Наска — послание из прошлого в будущее» приводит рисунок, иллюстрирующий использование зеркал тупу при нанесении линий. Зеркала тупу напоминают глубокую тарелку эллипсоидной формы. Их диаметр — от метра до полуметра. Такая тарелка закрепляется за ребро на шесте в рост человека. В нижней ее части имеется 1-2 отверстия для прицеливания. Солнечный зайчик, пойманный с помощью такого зеркала, оставляет на земле идеально ровную прямую линию и виден на расстоянии нескольких километров.
Версии об астрономическом значении рисунков придерживалась и доктор Филлиса Питлуги — астроном планетария Чикаго. Она изучила взаимное расположение звезд в Наска с применением программ компьютерного моделирования и пришла к выводу, что изображение паука является ничем иным, как диаграммой гигантского звездного скопления в созвездии Ориона, а примыкающее к пауку прямые характеризуют изменения склонения трех звезд в Поясе Ориона.
Несмотря на уверенность исследовательницы и совпадение ее точки зрения с точкой зрения Косока, автор книги «Кроме Стоунхенджа» Хокинс, проанализировав очертания фигур на плоскогорье Наска с помощью компьютера, опроверг эту гипотезу, поскольку ему не удалось отождествить все фигуры с астрономическими объектами. В свою очередь, он обратил внимание на множество сосудов с выпуклым дном, найденных в районе геоглифов. По его мнению, в быту использование подобных сосудов крайне затруднительно, зато если во время религиозного праздника вставить сосуды в пазы рисунков, а затем поджечь что-либо горючее, находящееся в них, то это может иметь смысл какого-либо религиозного обряда. С Хокинсом согласен российский уфолог Герштейн, который добавляет, что обряд, по всей видимости, происходил ночью, это способствовало возникновению в небе миражей. О том, что геоглифы предназначались для проведения каких-либо ритуалов, писал и антрополог Лоренс Доусон.
Другой российский исследователь, Кольцов, считает, что пустыня Наска представляет собой идеальное место захоронения, поскольку ее условия позволяют обеспечить нетленность останков, а сосуды имеют сакральное значение, поскольку представляют собой вместилище душ умерших. Рисунок для захоронения, по всей видимости, выбирался, исходя из общественного положения умершего и его тотемного имени.
Американцы Маби и Проулкс полагают, что некоторые линии представляют собой указатели подземных источников воды — вещь в условиях засушливого климата просто необходимая.
Томас Горки из университета Мюнхена в Германии обращает особое внимание на магнитные аномалии в зоне рисунков.
Австрийский историк Ганс Винкель выдвинул гипотезу, которая базируется на религиозно-мистических представлениях древних индейцев. Согласно этой гипотезе, рисунки плато Наска имеют явное религиозное значение. Возможно также, что таинственные линии служили древним жителям Анд средством связи с потусторонним миром.
Инопланетяне прилетели…
Но, пожалуй, самую интересную на сегодняшний день гипотезу выдвинул в 1968 году швейцарский писатель и кинорежиссер Эрих фон Дэникен в своей работе «Воспоминания о будущем». Он предположил, что рисунки Наска — это взлетно-посадочные полосы инопланетян. Фон Дэникен считает, что визиты инопланетян, начавшиеся в период, которым датируются таинственные геоглифы, продолжаются и по сей день. Исходя из его гипотезы, можно заключить, что прямые линии и спирали космические пришельцы оставляли в момент подготовки к взлету, тогда как треугольники, прямоугольники и трапеции — в момент приземления.
Радиофизик и уфолог Алла Белоконь считает, что ширина линий не является постоянной величиной, постоянна проекция линии на горизонтальную плоскость. Ее заключение строится на том, что на неровностях рельефа — холмах и оврагах — линии расширяются. Это можно увидеть и с борта самолета, если смотреть на рисунки под разными углами. На основании этого Белоконь сделала вывод, что рисунки плато были сканированы, т. е. выполнены с высоты неким энергетическим лучом. Несмотря на то, что исследовательница не может объяснить, кто и зачем отсканировал изображение на перуанскую пустыню, однако она целиком и полностью отвергает теорию, что рисунки были выполнены индейцами. С точки зрения Белоконь, это невозможно, поскольку человеку не может хватить пространственного воображения, чтобы, оставаясь на земле, представить себе, каким образом восьмикилометровый рисунок будет смотреться с высоты пятисот метров. Помимо этого, рисованные прямо по земле линии имели бы на всей своей протяженности одинаковую ширину, равную ширине орудия, которым эти линии прорисовывались. Сканирование с воздуха объясняет переменную ширину с точки зрения законов стереометрии. Помимо этого, Белоконь выделяет более десятка узлов, являющихся местом пересечения линий, в которых можно увидеть чертеж призмы, символически изображающей Солнечную систему, а также иную планетную систему, для нужд которой, возможно, предназначались рисунки плато Наска.
Своя теория назначения рисунков Наска есть и у Бабанина, к работам которого мы уже обращались в этой статье: «Для расшифровки рисунков Наска в качестве модели я взял обычный глобус Земли и обычную карту мира в меркаторской проекции, на которые проецировал изображенную на прозрачном планшете картосхему Наска со всеми ее линиями и рисунками. При этом было обращено внимание, что большая часть линий Наска, исходящих из точки А как из полюса, вписывались в контуры Северной Африки. Сама же точка А оказалась в центральной части Сахары на плато Тассилин — Аххагар и имела координаты: 20 градусов северной широты и 4 градуса восточной долготы. Остальные линии Наска охватывали обширную территорию Земли от Азорских островов до Австралии. Поэтому сразу родилось предположение, что изображения Наска являются своеобразной картой части поверхности Земли. И такая карта мною была построена в результате кропотливой работы без применения компьютерных программ, всего лишь с помощью обычных линеек, транспортира, циркуля и глобуса. При этом выяснилось, что широкие полосы на плато Наска, перенесенные на карту, как бы подчеркивали важные места или центры древних цивилизаций, а рисунки животных и другие фигуры — пиктограммы, также перенесенные на карту, содержали в себе объемную образную информацию о характерных особенностях конкретной местности на Земле».
Однако в настоящее время все-таки больше рациональных, земных гипотез. Так, к примеру, венгерский картограф Золтан Зелке полагает, что рисунки Наска — это ни что иное, как карта района озера Титикака в масштабе 1:16.
Какая из множества приведенных гипотез является верной — определить в настоящее время нет возможности, поскольку ни одна из них не подтверждена. Может даже статься, что на самом деле все гораздо проще, а рисунки — это просто рисунки, возникшие благодаря желанию древних художников проявить свое искусство на полотне столь значительного масштаба. Каждый может выбирать ту, которая более соответствует его собственным представлениям о происхождении и назначении таинственных геоглифов. Тем же, кто не хочет задумываться над тем, откуда и почему появились рисунки на плато Наска, остается лишь любоваться их разнообразием и масштабами, поскольку они — одна из величайших загадок нашей планеты.
Галина Бергер (журналист, Москва)
«Секретные материалы 20 века» №2(310), 2011
25.01.2011