Не буди лихо...
Нарисовал Kandinsky 3.1

Чертями на Руси называли всякую нечисть: домового — чертом подпольным, подпольщиком, водяника — чертом болотным, полудницу — чертом полуденным и т. д. Житель преисподней покидает свое жилище только с одной целью: напакостить людям как можно больше, ввести во грех, столкнуть с пути истинного на тропу неправедности и «смерти вечной»… «Человеку черт является только в чьем-нибудь образе: человека, зверя, птицы. Кроме одного петуха, потому что на петухе “ангельский чин”», — пишет в «Верованиях, обрядах и обычаях великорусов Владимирской губернии» (1914 г.) этнограф Г. К. Завойко.

Черти — обслуживающий персонал Сатаны, своего рода «адский пролетариат». Они выполняют самую грязную работу: мучают грешников разными пытками, чаще всего с помощью огня. Из ада Диавол посылает чертей на землю с различными заданиями. Черти беспрекословно их выполняют, но иногда по глупости или по молодости могут не довести своего черного дела до конца. Тогда их жестоко наказывают тем же огнем. Но самое обидное и болезненное — это отбивание рогов. Черт с одним рогом — «меченый», к нему не испытывают никакого уважения его сородичи. Они даже обязаны унижать и издеваться над ним.

Где находится ад — «Тартарары», «преисподняя» — доподлинно неизвестно. Где-то под землей, в пропасти. Здесь, помимо пыточных камер, есть и «места отдыха, игровые залы, дансинги и музыкальные аудитории». Здесь черти отдыхают после «трудов неправедных», играют в кости грешников, карты, «зернь» и т. д., пляшут, играют на дудках и сопелях, пьют водку и курят табак.

В аду есть старшие и младшие черти. Первые командуют вторыми. По самарским верованиям, младшие черти не вполне забыли свою ангельскую природу и не всегда беспрекословно подчиняются начальству. Одному чертенку дали приказ сделать какую-то пакость, а он не исполнил. В ужасе перед ожидающим его наказанием он стал молить Бога: «Господи, коли ты меня от железных прутьев избавишь, никогда пакостить не буду!» Бог пожалел бесенка и спрятал в церкви под плащаницу; черти его и не нашли. А чертенок раскаялся искренне и стал после этого опять ангелом…»

В 1786 году М. Чулков в книге «Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и прочем» отметил:

«…На земле черти и чертовки (жены чертей) населяют болота, омуты, провалы, образовавшиеся на месте ушедших под землю кладов или селений. Такие урочища считаются прямыми ходами в подземное царство Сатаны. Развалины древних городов слывут за чертовы логова. Ска­листые гребни гор иногда называют «чертовыми городищами». Иногда «чертовыми городищами» называли курганы: в пяти верстах от Пронска вблизи села Елшина нечистая сила за одну ночь наметала высокую насыпь, чтобы с ее вершины указать путь к городу Пронску безбожным врагам. Внутри кургана есть клады, но ими никто не может воспользоваться».

Выстроенные чертями дома, в которых никто не живет, могут оказаться ходом в адское подземелье. В Брян­ских лесах Орловской губернии показывали «Чертов дом»: «…каменное сие двухэтажное здание простояло более двух столетий без какого-либо ремонта и подновления. Черт, говорят, построил его для девицы, которая однажды неосторожно сказала: «Хоть бы черт меня посватал». Так и вышло. Черт старшой принес ей золото, бриллианты, наряды один краше другого, выстроил дом-дворец и собрал приданое. По совету священника невеста, отправившись к жениху-черту младшему, захватила с собой петуха. На крыльце ее ждал разряженный жених-черт; девка взошла на крыльцо, и в это время петух запел: «Ку-ка-ре-ку!» Загремел гром, раздался страшный треск, земля разверзлась, и бес провалился в преисподнюю. С тех пор никто не живет в лесном доме…»

В этнографическом обозрении П.Г. Богатырева «Верования великорусов Шенкурского уезда» читаем: «…Населяют черти озера без дна — то есть такие, где ныряльщикам дна обнаружить не удалось. Из такого озера можно выудить чертенка вместо рыбы. Маленького и черненького, как головешка. Архангельские рыболовы как-то выловили чертенка неводом из бездонного озера, притащили домой, посадили на шесток близ печи, дали ему есть. Он и залопотал по-своему: «Не велела мамка, не велел татка, — не ходи, Фока, на сарай. Нет, Фока пошел на сарай». Взяли чертенка и опять в воду бросили. Только Фоку и видели…»

Черти любят собираться на перекрестках. Играть в бабки, биться на кулачках. Пожилые люди непременно крестились на перекрестках, и не дай Бог кому ругнуться — беда может случиться. На росстанях избегали брать чего-либо: вместе с вещью можно получить болезнь или несчастье. На перекрестках искали встреч с нечистой силой по своей надобности. Для этого брали черного кота и в полночь, не оглядываясь, шли к росстани.

«…Черти любят забираться на колокольни, оттого крестьяне при первых двух ударах колокола не крестились, а с третьим ударом нечистый с колокольни падает, и можно осенить себя крестным знамением. В жаркие дни черти забираются под густые нависшие лапы елей, где темно и прохладно. По ночам устраивают на чердаках страшную беготню и драку, а если кто поднимется с огнем — обращаются в кошек и разбегаются…» Так считали в Вологодской губернии.

А на Костромщине верили, что черти любят селиться в кузнях, мельницах и банях. В банях живут особенные, невидимые черти — банники. Они парятся без огня, в темноте только веники свистят. Моются они грязной водой, оставшейся после помывки людей, оттого сильно воняют. Кто войдет в баню, не перекрестив лба, — может быть растерзан. Потому в баню одному ходить не следует: опасно.

Частенько черти выбирают для жилья риги — сараи, где молотят и сушат хлеб. Питаются той едой, которая оставлена на ночь без благословения, моются водой, которая не закрыта от нечистой силы крышкой, крестом (хотя бы двумя щепочками или прутиками, положенными крестообразно на сосуд с водой).

У чертей с чертовками бывают свадьбы, обыкновенно летом: «…Людям чертовы свадьбы кажутся пылевыми столбами, поднятыми вихрем. Но стоит бросить в такой столб-смерч нож или любой другой острый предмет, как он падает на землю, испачканный кровью нечистых. Такой столб-вихрь опасен для людей многими недугами. Чтобы оградить себя от напастей, в середину него бросают ветки, помело, которое впоследствии окажется скрученным и изломанным, никуда не годным. Свои свадьбы черти справляют в самые неподобающие дни, например в ночь под Воскресение Господне».

Между собою черти живут в «грехе и разврате плотском», потому и плодятся в изобилии. Чертовок трудно отличить от ведьм: и те и другие в союзе с чертями, а от их браков родятся разные пакости: ведьмы, ведьмаки, чертенята, жабы и змеи. Черти живут также с некоторыми женщинами, принимая вид знакомого им мужчины: мужа, любимого, зазнобы… Дети от такого союза бывают самые дурные: воры, уроды, покрытые шерстью, пьяницы, душегубы и безбожники. Также женщина может родить сову или мышь.

Черт может летать к женщине в виде огненного змея, может сожительство вать с теми, кто ходил в церковь во время менструаций, с вдовами, кто слишком долго тоскует по умершему мужу.

В «Повести о бесноватой Соломонии», записанной в XVII веке со слов самой страдалицы, говорится, что совокупление с чертом и рождение бесенят, в котором признавались сами женщины, есть греховное мечтание, способ мук, придуманный нечистой силой для похотливых людей. Соломония говорила, что «вошли в ее утробу семьдесят бесов, множество чертенят пришлось ей родить от бесов», но их никто не видел, зато все удивлялись картине страшных мучений, которым подвергали черти Соломонию. «Недокрещенную» девицу выдали замуж. В первую брачную ночь черти сделали так, что муж отлучился по нужде, а вместо него огненным вихрем овладел девицей черт.

Черти могут не только являться людям в удобном им облике и образе: они частенько утаскивают на время или насовсем людей в свои владения. Ту же Соломонию черти утаскивали под воду, где у них жилье наподобие людского, и терзали ее там, склоняя к вере в Сатану и отречению от Бога.

Нечистая сила забирает к себе также тех, кто зачитывается священными книгами, например псалтырью. Внешне это может выглядеть как умопомрачение страстного книгочея.

Будучи всегда рядом с человеком, черт может в любую минуту вмешаться в его жизнь. К трезвому, здравомыслящему человеку черти являются редко, а к выпившему, озабоченному, сомневающемуся, к мечтателю-многодуму черт живо «пришатнется» и легко собьет с пути истинного…

В обмен на самый ходовой товар — душу — черт может предоставить все удовольствия и радость: деньги, славу, богатство, любовь, власть. Но, пользуясь этими благами, никому нельзя говорить, откуда они появились, ибо тогда все пойдет прахом. Деньги обратятся в черепки или листья.

Особенные отношения у черта с кузнецом. Кузнечное дело требует опыта и навыков работы с огнем, и тут черт считает себя непревзойденным мастером, хотя и частенько хитрит, подсовывая кузнецу для ковки не железо, а живых людей.

На этом можно и закрыть тему о русской нечистой силе в сказках, поверьях, легендах и быличках. Разработка подобных материалов ни к чему хорошему не приводит. Так что не будем уподобляться «ученику чародея» из известной сказки и открывать ящик Пандоры.

Дата публикации: 9 сентября 2024