Электорат Древнего Рима
В Древнем Риме, как и везде, успех политика зависел от его умения обещать

Благотворительность существовала, наверное, еще у первобытных людей. Немощному и голодному соплеменнику его более удачливые соседи по пещере время от времени подкидывали кость с остатками мяса или зажаренную на костре рыбешку. Но делали они это по доброте души, а не по каким-либо политическим мотивам.

В Древнем Риме благотворительность, наверное, впервые стала делом политическим. Ведь выборность высших должностных лиц, сначала Римской республики, а потом и Римской империи, подразумевала участие в электоральных баталиях всех граждан Вечного города, в том числе и тех, у которых за душой не было ни обола. Но зато они имели право голоса.

ПРЕДЪЯВИТЕ ВАШУ ТЕССЕРУ

Во времена империи население Рима превышало миллион человек. Такое количество горожан было невозможно накормить сельхозпродуктами, выращенными в окрестностях. А голодные римляне – это горючий материал, которым с готовностью воспользуется любой демагог, имеющий средства и хорошо подвешенный язык, что было весьма опасно для властей предержащих.

О бесплатной раздаче правители Вечного города задумались еще во времена Пунических войн. В 123 году до н. э. при народном трибуне Гае Гракхе был принят закон, согласно которому каждый гражданин Рима имел право купить по фиксированной цене некоторое количество зерна – для собственного потребления. Государство по дешевке скупало зерно сразу после сбора урожая и свозило в специально построенные государственные хранилища, продавая его постепенно всем нуждающимся. Таким образом Гай Гракх решил бороться с торговцами зерном, чтобы те не могли договориться между собой и в любой момент поднять цены.

Первым, кто начал раздавать зерно бесплатно, стал Гай Юлий Цезарь. При нем его получали примерно 300 тысяч римских граждан. При этом Цезарь устраивал раздачи уже не от государства, а от своего собственного имени, что впоследствии переняли и остальные римские императоры.

Сам процесс контролировали «префекты по выдаче хлеба» из числа сенаторов. Начиная с императора Клавдия (40-е годы н. э.), управление всем хлебным делом поручалось одному префекту, контора которого помещалась на южном конце Коровьего рынка, между Тибром и Авентином. В ведомстве служили писцы, весовщики, смотрители хлебных складов.

Сама раздача происходила в Минуциевом портике (на Марсовом поле), разделенном на 45 отделений. Получающие бесплатный хлеб были разбиты на отдельные группы. Члены каждой группы приходили в свой день к отделению, где и получали все им положенное. Те, кто был занесен в списки, предоставляли в качестве документа «хлебную тессеру» – деревянную дощечку с обозначением дня получки и отделения Минуциева портика, где им отпустят их долю зерна – 5 модиев ежемесячно (1 модий – 8,7 литра). Эта дощечка была постоянным документом, кроме нее, давалась еще контрольная марка, с которой получатель и шел к Минуциеву портику, отдавал эту марку тому, кто производил раздачу, и получал свой хлеб. Чиновники собирали полученные марки и затем проверяли число получивших, сверяя списки с контрольными марками.

Кто же получал право на бесплатный хлеб? Октавиан Август включил в списки всех сыновей римских граждан в возрасте более десяти лет. К концу I века н. э. Траян даровал эту привилегию всем сыновьям независимо от возраста, надеясь стимулировать таким образом прирост населения. Тем не менее эта привилегия относилась только к гражданам, проживающим в Риме, – фактор, который отличал получателей бесплатного зерна от «низких плебеев». Именно поэтому иногда упоминалось с гордостью на могильных камнях, что усопший пользовался правом на бесплатную долю зерна.

Многим из живущих в Риме все равно приходилось покупать зерно на открытом рынке. Но существовал и так называемый черный рынок, где можно было купить тессеры.

ВЫБЕРИ МЕНЯ!

Структура государственного управления в республиканском и императорском Риме основывалась на праве граждан избирать и быть избранными в различные органы власти, самоуправления и культа, суды. Понятно, что имелись существенные имущественные и временные цензовые ограничения. Но от голосов большинства свободного населения государства так или иначе зависело право «сильных мира сего» находиться при власти.

Преторы и пропреторы, консулы и проконсулы, трибуны, эдилы, цензоры, жреческие коллегии, городские магистраты избирались тайным голосованием в так называемых центуриатных комициях, объединяющих всех граждан. Процедура голосования происходила на Марсовом поле под Римом, где 35 триб (территориальных объединений) решали, кого они будут поддерживать на выборах. Каждая триба имела один голос. На огражденное место запускали людей, которые выходили из него к урнам для голосования.

Выборам предшествовала избирательная кампания. Соискатели народной поддержки одевались в белую тогу (candida, отсюда и происходит слово «кандидат»), ходили по центру города и призывали граждан отдать за них голоса.

Существовали специальные инструкции для кандидатов, как привлекать внимание народа. Кандидат должен быть приветливым, при встречах на улице называть даже бедных граждан по имени (для этого при нем находился специально обученный раб-номенклатор, который подсказывал своему господину имена встречных). Тогдашние избирательные технологии регулировались законами, которые ограничивали наиболее нахальные домогательства претендентов на рынках и ярмарках, попытки подкупить избирателей и фальсифицировать результаты голосования.

Закон гласил, что кандидат мог обратиться к гражданину по имени и взять его за руку, но «кандидаты не должны устраивать попоек, не присылать подарки, не давать деньги на сохранение». «Первые два требования, – признавал Плиний Младший, – нарушали открыто и чрезмерно; третье – тайно, хотя про это все хорошо знали».

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ!

Запрещались не только денежные подкупы, но и устроительство бесплатных зрелищ для народа. За невыполнение этого предусматривалось наказание денежными штрафами, запретом занимать определенные должности или даже 10-летним изгнанием.

Но поскольку избрание магистрата во многом зависело от голосов городской бедноты, то, несмотря на все запреты, привычным делом стало привлечение ее на свою сторону через организацию игр, раздачу хлеба, вина и масла, а также путем денежного подкупа. Правда, официально подкуп избирателей был запрещен, и предпочтение отдавалось косвенным методам. За свой счет кандидаты устраивали угощения для многих тысяч граждан, организовывали гладиаторские игры, строили какое-нибудь общественное здание, раздавали подарки. Многие не только растрачивали свои состояния, но и прибегали к займам у ростовщиков. В момент выборов ссудный процент обычно поднимался, поскольку наличных денег не хватало.

Существовала целая система распространителей и посредников между кандидатом и избирателями, которые занимались раздачей хлеба до и после выборов. Агитировали за кандидатов не только они сами, но и многочисленные толпы зависимых от них людей («клиентела»), наемников и рабов. Частыми были случаи, когда избирателям раздавали средства на улицах или на трибунах цирков.

Мастером таких методов ведения избирательных кампаний был Юлий Цезарь. На заре своей политической карьеры он претендовал на место верховного жреца – понтифика. При этом он влез в такие долги для подкупа избирателей, что, вспоминая о них, сказал в день голосования матери: «Или я вернусь понтификом, или совсем не вернусь». «И действительно, – пишет Гай Светоний Транквилл, – он настолько пересилил обоих своих опаснейших соперников (Катула и Сервилия Исаврика, из которых первый даже предлагал ему взятку за отказ от кандидатуры), намного превосходивших его и возрастом, и положением, что даже в их собственных трибах он собрал больше голосов, чем оба они во всех, вместе взятых».

В общем, ничего нового наши нынешние политики не придумали – все, что мы сегодня называем избирательными технологиями и пиар-акциями, существовало еще до Рождества Христова.