Жизнь во имя Победы. Часть 2
Кадр из фильма «А зори здесь тихие…»

Есть знак судьбы в том, что, сыграв в фильме «А зори здесь тихие…» трагическую гибель своих юных героинь, все исполнительницы не просто живы и здоровы, а успешно реализовались и в личной жизни, и в творчестве.

«БАЛЕТНАЯ» ЛИЗА БРИЧКИНА

Роль Лизы Бричкиной стала дебютной для 23-летней актрисы Елены Драпеко.

«В сценарии Лиза Бричкина — румяная, бойкая деваха. Кровь с молоком, титьки колесом, — рассказывала Елена Драпеко. — А я-то была тогда второкурсница-тростиночка, не от мира сего немножко. Я занималась балетом, играла на рояле и скрипке. Какая у меня крестьянская хватка? Когда отсмотрели первый съемочный материал, меня отстранили от роли.

Но потом жена Ростоцкого Нина Меньшикова, увидев отснятый материал на студии Горького, позвонила Ростоцкому в Петрозаводск и сказала, что он не прав. Ростоцкий еще раз посмотрел материал, собрал съемочную группу, и они решили меня оставить в роли. Мне вытравили брови, нарисовали штук 200 рыжих веснушек. И попросили поменять говор».

Елена Григорьевна сделала блестящую кинокарьеру, снявшись более чем в 60 фильмах, а потом всерьез занялась политикой.

В Государственной думе России 4-го созыва она входила во фракцию «Справедливая Россия» — «Родина» (народно-патриотический союз)». Была заместителем председателя комитета по культуре и защитила диссертацию как кандидат социологических наук в 2008 году. При этом Драпеко иногда снимается в кино, если будущий фильм отвечает ее идеологическим убеждениям.

О своей деятельности до Госдумы Драпеко рассказывает: «До этого 20 лет я проработала на киностудии и в Театре киноактера, два года управляла культурой Санкт-Петербурга, распоряжалась миллиардным бюджетом».

«Роль Лизы Бричкиной досталась мне не случайно — я такая же оптимистка, как моя героиня, так же романтична и идеализирую жизнь. Если б Лиза не утопла в болоте, а выучилась в техникуме, она тоже стала бы депутатом! — признается Елена Драпеко. — У меня замечательная личная жизнь — друзья, дом, дача, кошка Сюзька, дочка. В моем возрасте пора быть вдовой, а у меня за спиной три брака. Мой первый муж умер, второй — отец моей дочки Насти. С третьим мужем мы прожили два года. Он очень неплохой человек, но мы разошлись с ним в понимании жизни. Дочка Настя работает редактором на Первом канале в программе у Андрея Малахова. Она с детства приучена к ответственности. Фанатичка — такая же, как я, ненормальная. Причем не просто пошла в меня, она круче. В ней романтизма меньше. Сегодня с ним трудно жить».

«КИНОШОК» РИТЫ

Роль Риты Осяниной стала второй работой в большой ныне фильмографии заслуженной артистки Украины Ирины Шевчук, хотя изначально она пробовалась на роль Жени Комельковой.

Ростоцкий обозвал Иру «пигалицей», а она: «Я не просто переживала, я обрыдалась от обиды, а Ростоцкого возненавидела и сказала себе, что никогда в жизни не хочу его даже знать, — такое смелое заявление в начале актерского пути».

И всеобщая слава после выхода картины запомнилась ей далеко не радужными картинками: ведь популярную актрису, часто выезжавшую за рубеж, пытались завербовать в осведомители.

«Был момент сразу после выхода фильма, когда меня, 20-летнюю, вербовало КГБ, — рассказывает Ирина Шевчук. — Мне пообещали златые горы, намекнули, что надо как-то квартиру получить и т. д. Я честно ответила: не считаю, что Родине грозит беда. И в случае чего как-нибудь сама определюсь, кого найти и кому что сказать».

С 1992 года Ирина Шевчук стала генеральным директором и идейным вдохновителем «Киношока» — открытого кинофестиваля стран СНГ и Балтии.

«Жаль, что многие воспринимают меня исключительно как деловую женщину, которая успешно занимается бизнесом, — грустила она в одном из интервью. — А это не так. Я так и осталась актрисой и обожаю сниматься в кино. В этом году я снялась у Виктора Мережко в «Соньке — Золотой Ручке». Надеюсь, фильм выйдет в прокат весной. Сыграла в сериале «Эксперты», его еще не озвучили».

Муж актрисы — композитор Александр Афанасьев. Их дочь Александра пошла по стопам мамы и снимается в кино (сериал «Исцеление любовью»).

«ПИСАТЕЛЬНИЦА» ГАЛЯ ЧЕТВЕРТАК

Дочь первого секретаря Союза писателей и члена ЦК КПСС Георгия Маркова Екатерина попала в картину «А зори здесь тихие…» на роль Гали Четвертак не по блату, как это можно было бы предположить, а исключительно из-за таланта.

«Благодаря фильму я тоже стала литератором, как папа, — говорит Екатерина Маркова. — До этого я никогда ничего не писала, а впечатлений от поездок накопилось так много, что я написала очерк в журнал «Советский экран». Потом написала книги «Актриса», «Каприз фаворита» и «Плакальщица». Я писатель однозначно, а не человек театра и кино».

О съемках картины Екатерина Георгиевна вспоминает: «Меня в этом фильме чуть взаправду на тот свет не отправили. Помните сцену, когда я, испугавшись, выбегаю из кустов с криком «Мама!» и получаю выстрелы в спину? Ростоцкий решил снять крупный план спины — так, чтобы были видны дырочки от пули и кровь. Для этого изготовили тонкую доску, просверлили ее, «смонтировали» пузыречки искусственной крови и закрепили мне на спину. В момент выстрела электрическую цепь должно было замкнуть, гимнастерка должна была прорваться изнутри и хлынуть «кровь». Но пиротехники просчитались. «Выстрел» оказался куда мощней, чем планировалось. Мою гимнастерку разорвало в клочья! От увечья меня спасла лишь доска».

Много лет у одного из популярнейших актеров театра и кино Георгия Тараторкина на всех творческих встречах поклонницы допытывались: кто его жена? А женат Тараторкин много десятилетий на Екатерине Марковой. Их сын — серьезный ученый-историк, а дочь — актриса.

СОНЯ ГУРВИЧ С ВОЛЖСКИХ БЕРЕГОВ

Для актрисы из Нижнего Новгорода Ирины Долгановой, которая тогда была студенткой Саратовского театрального училища, роль Сони Гурвич стала и визитной карточкой, и самой большой удачей: тогдашний мэр, восхищенный ее работой, подарил автомобиль «Волга».

«Ростоцкий заставил нас поверить в реальность смерти, — рассказывает Екатерина Маркова (Галя Четвертак). — Когда Иру Долганову начали гримировать, нас увели, чтобы мы не видели этого процесса. Потом мы пошли к месту съемок — расщелине, где должна была лежать Соня Гурвич. И увидели то, от чего было в обморок упасть: совершенно неживое лицо, белое с желтизной, и страшные круги под глазами. А там уже камера стоит, снимает нашу первую реакцию. И сцена, когда мы находим Соню, получилась в фильме очень реалистичной, просто один в один».

«Когда мою грудь в сцене смерти Сони намазали бычьей кровью и на меня стали слетаться мухи, то у Ольги Остроумовой и Екатерины Марковой стало плохо с сердцем, — вспоминает Ирина Долганова. — На съемочную площадку пришлось вызывать «скорую».

«Я всегда хотела играть в театре, — говорит заслуженная артистка России Долганова. — Когда однажды пришла на репетицию в нижегородский ТЮЗ, то решила остаться навсегда. У меня было и есть много ролей в этом театре — в большинстве своем комедийные. В Нижнем Новгороде я встретила свою любовь, поэтому не захотела уезжать в Москву. Здесь же родился сын».

«НАШ СЛАВНЫЙ СТАРШИНА»

На роль старшины Федота Васкова (среди множества претендентов, а в их числе был и прославленный Георгий Юматов) режиссер Ростоцкий выбрал актера-дебютанта Андрея Мартынова, которому тогда было всего 25 лет. А его персонажу — 32, да и жизненный опыт у старшины предполагался значительно более серьезный.

Всего в фильмографии Мартынова — 35 работ в фильмах разных режиссеров, но для зрителей он остался прежде всего Васковым.

Полной неожиданностью для окружающих стала женитьба актера на немке.

«И еще на какой, дочери посла! — говорила Ирина Шевчук (Рита Осянина). — Мы смеялись: «Ну, Васков, ты даешь!» Позже они расстались. Его сын, театральный художник, живет в Германии, уже трое внуков, двое из них близняшки».

«Жене Андрея, Франциске Тун, я говорила: «Ты должна документы предъявлять, что ты немка», — рассказывает Екатерина Маркова. — У нее даже малейшего акцента нет, разговаривает на русском, как на родном».

Мартынов так и не сыграл в кино ни одной большой роли, ушел из театра, зарабатывал озвучиванием иностранных фильмов. Часто ездит в Германию, где живут его внуки.

«Я очень благодарен за то, что меня по «Зорям» до сих пор помнят зрители», — говорил Мартынов.

«ЗОРИ»: ТРАГЕДИЯ РЕМЕЙКА

Насколько счастливыми оказались судьбы исполнительниц фильма Ростоцкого, настолько же трагически оборвалась жизнь режиссера Михаила Калатозишвили, внука легендарного создателя фильма «Летят журавли», последним детищем которого стала новая версия «А зори здесь тихие….».

В конце января 2009 года информагенства сообщили: «Режиссер Михаил Калатозишвили со товарищи купил права у Бориса Васильева и готовится к съемкам фильма «А зори здесь тихие...». Сейчас проводится кастинг актрис. На вопрос корреспондента: «Хотите посоревноваться с легендарным советским фильмом или это ваш ответ на китайскую экранизацию?» — Калатозишвили ответил: «Мы не собираемся ни с кем соревноваться. Хотим снять такое кино, чтобы юные зрительницы могли реально представить себя на месте тех девушек».

В октябре 2009 на 51-м году Калатозишвили умер от обширного инфаркта. Его версия повести Васильева вышла в прокат в следующем году.

Дата публикации: 13 июля 2020