Византийские императрицы — мудрые и коварные
Императрица Феодора (супруга Юстиниана I) и ее двор. Мозаика в Равенне

На протяжении всей истории человечества в зависимости от страны, религиозных верований и культурной специфики женщине в обществе отводились разные роли. И очень немногие государства предоставляли ей возможность влиять на политику в той же степени, как это было характерно для Византии.

УВЛЕЧЕНИЯ ИМПЕРАТРИЦ

Среди византийских императриц мы встречаем представительниц Европы и Азии, Кавказ и Греции, Константинополя и провинции империи, Сирии и Венгрии, Франции и Германии, народов Хазарии и Болгарии.

Огромное количество времени они посвящали заботе о своем туалете. Говорят, что кокетливая и хитрая Феодора из Македонской династии (984–1056) огромное количество времени тратила на сон, желая придать лицу больше свежести и нежности; часто и подолгу принимала ванны; любила роскошь парадных туалетов, блеск пурпуровых, шитых золотом мантий, блестящие драгоценности, алмазы, жемчуг.

Другие царицы были скромнее. Ее современница Зоя Порфирородная (972–1050) в свободное от придворных церемоний время носила лишь очень легкие одежды, которые шли к ее типу красоты, но зато любила ароматы и всякого рода косметику. В ее апартаментах зимой и летом горел огонь, служивший для приготовления различных составов и мазей. Другие императрицы, напротив, презирали эту изысканную роскошь и предпочитали, по словам современника, «украшать себя добродетелью».

Были и такие, которые предпочитали копить деньги в сундуках.

Многие отличались религиозностью, предаваясь благочестивым размышлениям, долгим молитвам перед иконами и беседам с монахами, известными своей строгой жизнью. Были и любительницы литературы, собиравшие вокруг себя писателей, сочинявших в их честь произведения в стихах и прозе.

Евдокия Комнина (ок. 1173–1211) сочиняла сама. Другие больше интересовались своими шутами и скоморохами, и даже великая Феодора Комнина (до 1253 — после 1285), при всем своем уме, занималась со свойственным ей сценическим талантом устройством довольно сомнительных развлечений, частенько издеваясь над своими гостями.

Но главное место в жизни императриц занимали политика и придворные интриги.

ПОЛИТИКА ИМПЕРАТРИЦ

У императрицы была своя казна, которой она распоряжалась по своему усмотрению, не спрашивая советов у императора и даже не уведомляя его. И политику она тоже могла вести по собственному усмотрению — явление любопытное и несколько странное в абсолютной монархии.

Когда в 536 году константинопольский патриарх Анфимий, заподозренный в ереси, был присужден Юстинианом к изгнанию, он скрылся во дворце Феодоры. Сначала его внезапное исчезновение вызвало удивление, но вскоре о нем забыли, считая умершим. Каково же было всеобщее удивление, когда после смерти императрицы в ее дворце нашли патриарха, проведшего в своем убежище двенадцать лет...

В том же дворце был устроен заговор, жертвой которого пал император Никифор Фока. Императрица Феофано спрятала заговорщиков в своих апартаментах. В результате император, застигнутый в спальне без оружия, пал под ударами мечей с раздробленным черепом.

ЭТИКЕТ

Когда молодая царица дарила императору сына, через восемь дней после родов она принимала придворных.

Прием происходил в спальне, обитой шитыми золотом обоями и освещенной бесчисленными огнями. Царица лежала на кровати под золотым балдахином, а возле нее стояла колыбель, в которой спал младенец. Гофмейстер последовательно вводил сначала членов императорского дома, затем остальных, смотря по положению, начиная с жен придворных сановников до вдов высших должностных лиц, далее всю аристократию империи: сенаторов, проконсулов, патрициев. Каждый из них, склонясь перед императрицей, клал на постель подарок новорожденному.

Византийские императрицы вели активную общественную жизнь. В Пасху, когда в храме Святой Софии все высшие должностные лица приносили поздравления императору и христовались с ним, в галерее, назначенной для женщин, императрица, сидя на троне, окруженная камергерами и стражей, принимала жен сановников. Подходили они к ней в том же порядке, в каком их мужья принимались монархом.

В ноябре, в день Брумалии (реликт языческого праздника), императрица в роскошной порфировой комнате раздавала придворным дамам шелковые материи. А вечером в апартаментах царицы устраивался пир. Актеры и придворные шуты развлекали общество интермедией, во время которой некоторые из высших сановников исполняли медленный и степенный танец с факелами.

На чествованиях, которые народ устраивал своим государям, императрица могла появиться и одна, без супруга. Так, без императора, она участвовала в торжественной процессии в храме Святой Софии, без него совершала торжественный въезд в столицу или выходила на встречу императору, когда он возвращался из похода.

ВОСШЕСТВИЕ НА ПРЕСТОЛ

Византийцы довольно широко подходили к вопросу о выборе будущей супруги императора и редко руководствовались политическими расчетами.

Когда императрица Ирина (752–803) решила женить своего сына Константина VI (771–797), то она разослала во все концы государства послов, которые должны были доставить в столицы самых красивых девушек империи.

Для облегчения задачи заранее определился возраст и рост кандидаток, а также размер и фасон носимой ими обуви. Снабженные этими инструкциями гонцы отправились в путь, вечером прибыли в одну пафлагонскую деревню и решили заночевать в самом богатом доме.

Выяснилось, что хозяин этого дома потратил почти все свое состояние на помощь беднякам. Он очень хорошо принял гостей и, позвав жену, сказал: «Готовь нам хороший обед». Смущенная жена возразила ему: «Из чего же готовить обед? Ты так хорошо хозяйничал, что у нас уже нет ни одной птицы на птичьем дворе». Хозяин ответил: «Разведи большой огонь, приготовь все в большой столовой и поставь старый стол из слоновой кости. Бог позаботится о нашем обеде».

Бог действительно позаботился о пище, и за десертом гости, вполне удовлетворенные приемом, стали расспрашивать старика о его семье. Оказалось, что у него есть три внучки, невесты на выданье. Именем императора посланники приказали привести внучек. Девушки явились. Одна из них, по имени Мария, соответствовала всем критериям и была отправлена в Константинополь, где именно на нее и пал выбор императора.

Иногда вопрос решался еще проще: император влюблялся в авантюристку, которую и избирал себе в супруги, как это случилось с Юстинианом (482–565), женившемся на Феодоре (500–548).

Вообще императоры не отдавали предпочтения знатности, находя, что всякая красивая женщина достойна быть императрицей.

КОРОНАЦИЯ

Сначала невесту вводили в большой зал, называвшийся «Августейном», где император облекал ее в пурпурную мантию, освященную патриархом, и возлагал корону с алмазными подвесками.

После коронации в церкви Святого Стефана следовал высочайший прием. Сидя рядом на троне, государь и государыня принимали поздравления сначала всех мужчин, затем придворных дам. Каждый из них склонялся перед императорской четой и целовал им колени. Затем следовал сам обряд венчания, во время которого патриарх возлагал венцы на головы бракосочетающихся.

Коронация всегда предшествовала венчанию. Трактовалось это следующим образом: императрица Византии обладает верховной властью не потому, что является супругой императора, а потому, что получает эту власть от Бога, ее избравшего, и, следовательно, равна мужу в правах.

По возложении на нее короны императрица в сопровождении камергеров и фрейлин медленно проходила мимо телохранителей, войск, сенаторов и других сановников и патрициев, поднималась на террасу дворца и являлась своим новым подданным. Перед ней склоняли знамена, толпа падала ниц, а представители политических партий пели гимны, сложенные в ее честь. Императрица, держа в руках восковые свечи, склонялась перед распятием, потом кланялась народу с восклицанием: «Боже, храни Августу».

Далее супруги направлялись в брачную комнату и, стоя у императорского ложа, выслушивали пожелания счастья.

С течением времени придворный этикет и нравы сильно изменились. На рубеже IX–X веков, вероятно, под влиянием мусульманского Востока церемониал сделался более строгим и суровым. Императрицы этой эпохи стали редко появляться на празднествах. Но когда в конце XI века Византия стала сближаться с Западом, придворный этикет снова смягчился.

И в заключение приведем пример, доказывающий, какими обширными правами пользовались византийские императрицы.

Когда в 491 году умер император Зенон, его супруга, императрица Ариадна, захватив власть, отправилась в сопровождении высших сановников из дворца в цирк и там, стоя в императорской ложе, в парадном одеянии, обратилась с речью к собравшемуся народу, который приветствовал ее криками: «Тебе, Ариадна Августа, принадлежит императорская власть».

Ариадна объявила, что по ее приказанию сенат и высшие должностные лица соберутся под председательством императрицы и изберут преемника покойному императору. И действительно, верховный совет собрался во дворце, но счел своим долгом предоставить императрице право избирать нового императора.

В то время как Запад с негодованием смотрел на переход власти к женской линии, Византия без сопротивления принимала новую правительницу, которая в официальных документах носила гордый мужской титул: «Великий император и самодержец ромеев».