Победа в Великой Отечественной войне складывалась из множества побед в локальных сражениях. И не последнее место среди них занимает операция «Искра». 18 января 1943 года части Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе рабочих поселков № 1 и № 5, прорвав блокаду Ленинграда. «Коридор» пробитый между Шлиссельбургом и Синявино, имел ширину 8–12 километров, а проложенные по нему железнодорожная и автомобильные трассы получили название Дорога Победы. Этим историческим событиям посвящены музеи и памятники, расположенные вдоль южного побережья Ладожского озера (в Кировском районе Ленинградской области) и объединенные в музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда».
В истории битвы за Ленинград южное Приладожье занимает особое место. 8 сентября 1941 года с захватом фашистами Шлиссельбурга началась сухопутная блокада второго по значению после Москвы города Советского Союза. И в этих же местах вражеское кольцо было прорвано, причем лишь с пятой попытки. Окончательное освобождение города от блокады произошло только в январе 1944 года в ходе операции «Нева-2», известной под названием «первого сталинского удара».
Поездка по объектам музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» позволяет проследить всю историю Ленинградской битвы, включая как победные, так и самые трагические ее страницы.
16 атак ежедневно
«Невский пятачок» – небольшой плацдарм на левом берегу Невы к югу от Шлиссельбурга – был отбит у немцев в сентябре 1941 года и с перерывом в пять месяцев (29 апреля – 26 сентября 1942-го) удерживался Красной армией до февраля 1943-го. Ежедневно его защитники отбивали по 10–16 атака противника.
В одном наугад поднятом на плацдарме кубическом метре земли следопыты нашли 10 килограммов металла – пуль, осколков бомб и снарядов. Безвозвратные потери наших войск на «пятачке» достигли 60 тысяч человек.
Один из участников боев Борис Пидемский вспоминал: «Погибших хоронили в воронках, их засыпало в блиндажах и траншеях. Некоторые оказывались захороненными дважды и трижды. Потому что разрывы снарядов и мин поднимали останки в воздух, а потом их вновь засыпало землей. Весь массив «пятачка» – это смесь земли, костей и металла».
В 1955 году рабочие 8-й ГРЭС возвели первый скромный обелиск на территории этой огромной братской могилы. Через 12 лет на месте несохранившегося памятника Петру Великому военнослужащие Ленинградского военного округа установили 76-миллиметровое артиллерийское орудие Великой Отечественной войны, а неподалеку от него вскоре появился танк Т-34-85 (выпускавшийся, впрочем, только с января 1944-го и, следовательно, здесь не сражавшийся). Вместе с другими появившимися позже памятными знаками в 1978 году они образовали мемориальный военно-исторический комплекс «Невский пятачок» с охранной зоной в 196 гектаров.
Монумент «Призрачная деревня» стал символом 38 селений современного Кировского (ранее Мгинского) района, полностью уничтоженных в ходе боевых действий и фашистских карательных акций.
В 1999 году была освящена часовня Георгия Победоносца, возле которой находится братское воинское захоронение. За последние четверть века на Невском пятачке были найдены и преданы земле останки около 21 тысячи человек. Скольких еще предстоит похоронить – неизвестно.
Как создавалась диорама
Организация музея-заповедника как огромного мемориального комплекса, объединяющего достаточно удаленные друг от друга объекты, началось с создания, расположенной в деревне Марьино диорамы «Прорыв блокады Ленинграда».
Идея создания грандиозной картины возникла еще в 1944 году, вскоре после окончательного снятия блокады, и тогда же были набросаны первые эскизы. Но через пять лет грянуло «ленинградское дело». Подвиг Ленинграда, воспеваемый советской пропагандой и в ходе войны, и сразу после ее окончания, как бы отодвинули на задний план. Да и в общей историографии Великой Отечественной операция «Искра» несколько затерялась на фоне Сталинградской битвы, последний акт которой также разворачивался в январе – начале февраля 1943 года.
Знаковым событием стал выход в 1975–1978 годах киноэпопеи «Блокада», последний, четвертый, фильм которой так и называется «Операция «Искра». В 1979 году, перед очередным юбилеем Победы, к идее создания диорамы, посвященной прорыву блокады, вернулись.
Сначала картину писали в кинозале Нахимовского училища. Затем переместились в торговый зал магазина фирмы «Океан» на Петроградской стороне. Финальный этап начался, когда незаконченную диораму перевезли в специально построенное для нее здание, являющееся частью пандуса Ладожского моста (то есть возведенное в непосредственной близости от места событий). Помощь в доставке полотна оказали матросы с крейсера «Аврора». Торжественное открытие музея-диорамы состоялось в канун 40-летия Победы, 7 мая 1985 года.
Рассказывает заведующий музеем-заповедником «Прорыв блокады Ленинграда Денис Пылев:
– Наша диорама во многом уникальна. Она самая большая на территории Северо-Запада Российской Федерации. Ее размеры 40 на 8 метров, глубина переднего плана 6 метров. Это единственная диорама, созданная только ленинградскими художниками-баталистами, принимавшими участие в обороне города: Селезнев – руководитель коллектива, Котик, Молтенинов, Кутузов, Севостьянов, Кабачек, Гариков. Предметный план выполнен под руководством Зайцева. Автор внутреннего оформления помещения под диораму – архитектор Синица. Авторы художественного оформления фасада помещения диорамы архитекторы Изоитко, Колкушин, скульпторы Новиков, Сиренко. Военными консультантами были участники прорыва блокады полковники в отставке Жеребов и Соломахин и кандидат исторических наук, доцент полковник Зайцев.
События, запечатленные на полотне, разворачиваются на территории, прилегающей к поселку № 1, довольно аскетичной по пейзажу, но заполненной отправляющимися в бой и уже вступившими в сражение войсками.
В центральной части диорамы посетитель видит бойцов 136-й стрелковой дивизии генерала Николая Симоняка, форсирующих Неву и штурмующих левый берег. В бой они шли под музыку игравшего «Интернационал» сводного оркестра и смогли добиться наибольшего успеха, отвоевав в течение первого дня плацдарм длиной в пять и глубиной до трех километров.
К операции тщательно готовились. По приказу комдива личный состав штурмовых отрядов был переодеты в ботинки с шипами. На предшествовавших реальному бою учениях красноармейцы с полной боевой выкладкой преодолели пространство с ледяными торосами за 10 минут, а в настоящем бою 600 метров они преодолели за минимально возможное в той ситуации время в 6–7 минут. Но для них эти минуты казались часами.
Умело использовав штурмовые лестницы, багры, веревки с «кошками», воины карабкались по обледенелому берегу и врывались во вражеские траншеи…
В сентябре 2003 года на обустроенной перед зданием диорамы площади установили поднятый со дна Невы танк КВ-1, затонувший осенью 1941 года. Так постепенно стала формироваться танковая экспозиция «Танки Прорыва», насчитывающая сегодня шесть единиц боевой техники. Помимо КВ-1, речь идет о КВ-1с, Т-26, Т-38 и БТ-5, причем все они поступили в музей не из армейских арсеналов, а были найдены в 2003–2007 годах на территории музея-заповедника – на дне реки Невы в районе Невского пятачка и в болоте под Мгой.
К танковой экспозиции примыкает площадка с бронированными огневыми точками разных типов, в том числе такими необычными, как бронеползунок, бронедом и превращенная в долговременное укрытие танковая башня.
В 2017 году на территории музея появилась еще одна экспозиция боевой техники – четыре современных танка, – получившая название «Наследники героев» и вызывающая у посетителей музея не меньший интерес, чем экспозиция танков периода Великой Отечественной.
Как воевали и погибали
Как подчеркивает Денис Пылев:
– Наш музей сравнительно молодой, и мы до сих пор находимся в стадии развития и созидания.
В 1992 году в Кировске у музея-заповедника появился выставочный зал, предназначенный для временных выставок, а также организации разного рода мероприятий, конференций, лекций, концертов. Самым значительным результатом в выставочной деятельности стала временная выставка-панорама «Прорыв», открывшаяся 27 января 2014 года при участии президента РФ, созданная шлиссельбургскими поисковиками на средства президентского гранта. Как известно, отец Владимира Путина сражался на Невском пятачке, где был тяжело ранен.
На встрече с ветеранами Владимир Путин рассказывал:
– Я только сейчас смотрел панораму, которую сделали совсем молодые люди. На меня это произвело очень сильное, хорошее впечатление – и потому, что сделано очень талантливо, и потому, что это сделали совсем молодые люди, и сделали для себя и для будущих поколений. Все больше и больше людей туда приходят, и не только ветеранов, но и людей разных возрастов, разных поколений, совсем молодые ребята приходят. Все сделано, повторяю, руками молодых людей. И это, на мой взгляд, особенно важно и особенно ценно.
В отличие от диорамы, традиционная живописная панорама предоставляет зрителю круговой обзор места событий, совмещая (как и в диораме) живописный фон с объемным изображением.
В России список традиционных панорам хронологически открыла «Транссибирская магистраль» Павла Пясецкого, демонстрировавшаяся в 1900 году на Парижской Всемирной выставке. Дальше пошли исключительно батальные сюжеты. «Оборона Севастополя» (1905) и «Бородинская битва» (1912) Франца Рубо считаются классикой жанра и были открыты к 50-летнему и 100-летнему юбилеям запечатленных на них сражений.
В 1975 году московские баталисты Сергей Агапов и Анатолий Горпенко представили в Хабаровске панораму «Волочаевская битва», посвященную последней крупной операции Гражданской войны.
В 1982 году в Волгограде открылась для посещения созданная мастерами студии военных художников имени М. Б. Грекова панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом».
Но «Прорыв» – панорама не традиционная, а более современная, трехмерная. Как пояснил Денис Пылев:
– Благодаря скульптурам, звуковому сопровождению и специальной подсветке картина боя реконструирована с максимальной реалистичностью. Здесь нет заграждений, эту функцию выполняет рельеф, а предметный ряд, находящийся в доступных с экскурсионного маршрута зонах, можно изучать на ощупь. Акцент сделан не на расписанном полотне, а именно на предметном плане, скульптурах героев. Зритель оказывается непосредственно внутри события, становится прямым свидетелем «замершего» момента. Каждый из солдат наделен своим неповторимым обликом, воссозданным на основе фотографий времен Великой Отечественной. Все они – реальные люди, которые воевали и погибали на Невском пятачке.
Автором идеи панорамы «Прорыв» является Дмитрий Поштаренко – командир поискового отряда «Шлиссельбург», входящего в поисковое объединение «Святой Георгий». Именно поиски останков погибших во время обороны Ленинграда бойцов и дали первый толчок к созданию такого рода экспозиции.
Возглавляемая Поштаренко инициативная группа «Невский баталист» занялась созданием музейных экспозиций, и сегодня на ее счету уже несколько трехмерных панорам, посвященных знаковым событиям Второй мировой войны, – «Герои Брестской крепости», «Битва за Москву. Бородино. 1941», «Москва, 1941. Контрнаступление», «Кенигсберг – 45. Последний штурм», «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев», «Штурм Котонского укрепрайона. Освобождение Южного Сахалина», «Десант на Шумшу. Последний остров войны».
Но начиналось все именно с «Прорыва»…
«Прорыв»
Новое, предназначенное для панорамы здание, открытие которого состоялось 18 января 2018 года (к 75-летию операции «Искра»), включает два зала. В одном из них размещена сама панорама, в другом посетителей знакомят с видеохроникой пяти попыток прорыва блокады.
В оформлении предметного плана использовались полномасштабные макеты техники, муляжи боеприпасов и оружия, личные вещи и другие материалы, обнаруженные поисковиками в районах, где происходили важнейшие события Ленинградской битвы.
Сама панорама посвящена конкретному бою – атаке бойцов 131-го стрелкового полка 45-й гвардейской дивизии 13 января 1943 года с «Невского пятачка» на позиции немцев. Схватка разворачивается у вражеской огневой точки, после захвата которой следовало развивать наступление в районе Арбузово. Незначительно севернее – находящаяся уже в руках советских войск деревня Московская Дубровка.
Об ожесточенности боев можно судить по разбитым до основания брустверам, осыпавшимся стенам окопов, разбросанным предметам амуниции и вооружения.
Над полем боя нависает бомбардировщик «Юнкерс Ю-87». Непосредственно перед ним – подбитый танк БТ-5. Башня другого танка Т-26 служит укрытием для бойца в маскхалате – 19-летнего старшины Владимира Девяткина. Через несколько дней он получит серьезное ранение и будет подобран санитарками. Девяткин останется инвалидом, но проживет долгую жизнь. Внука его тоже назовут Владимиром.
Двигающуюся от воды по траншее группу бойцов возглавляет старший лейтенант Константин Непоклонов, вооруженный пистолетом-пулеметом Судаева. Выпуск этого легкого и удобного в бою оружия был налажен в декабре 1942 года на Сестрорецком заводе, производственные площадки которого были перенесены в блокадный город.
Слева от пристани, где осуществляется эвакуация раненых, на переднем плане находится Маргарита Меньшагина. Она и другие кинологи, в основном молодые девушки, с помощью собак разминировали минные поля, разматывали телефонные кабели, вытаскивали раненых.
Из двадцати запечатленных на панораме бойцов только трое – Девяткин, Непоклонов и Меньшагина – доживут до Победы.
Группу приближающихся к вражескому пулеметному гнезду автоматчиков возглавляет гвардии лейтенант, участник финской войны дагестанец Михраб Ибрагимов. 45-ю дивизию, в которой он служил, называли «дивизией усачей», поскольку ее бойцы отращивали усы по примеру своего комдива Героя Советского Союза генерала Анатолия Краснова.
За умелые действия по блокировке и уничтожению вражеской ДЗОТ Ибрагимов был награжден орденом Красной Звезды. А летом 1943 года он пропал без вести на подступах к Синявинским высотам. Его останки были найдены поисковиками в 2009 году, перевезены родственниками в Махачкалу и захоронены на братском воинском кладбище.
Конкретные эпизоды и персонажи не обязательно стопроцентно совпадают с хронологией тех событий. Например, один из бойцов, сошедшийся врукопашную с солдатом вермахта, – Филимон Якимович Соколов – погиб несколькими днями ранее на «Невском пятачке», где его останки и были найдены поисковиками.
На «Невском пятачке» поисковики нашли и останки Дмитрия Семеновича Стремина, погибшего еще в 1942-м. При нем обнаружили смертный медальон с данными о довоенном месте жительства – станция Невская Дубровка, улица Первой Пятилетки. То есть погиб он рядом с родными местами. Авторов панорамы особенно впечатлило, что выпускник Академии художеств Стремин, можно сказать их коллега. Знаменитый мастер Исаак Бродский называл его одним из лучших своих учеников. В Невской Дубровке, до того, как пойти на фронт, Стремин работал учителем рисования и черчения.
Экспозиция «Прорыва» удачно сочетает два важных, но по сути контрастных принципа музейной экспозиции – ставку на современные технологии и ставку на подлинность. О современных технологиях выше уже говорилось, но эти технологии сочетаются с подлинностью, поскольку все задействованные в панораме предметы либо были найдены на местах боев, либо представляют собой аутентичные копии.
Так или иначе, панорама «Прорыв», как и весь одноименный музей-заповедник, уже может восприниматься не просто как одна из региональных достопримечательностей, но и как зримый символ исторической памяти. Памяти о тех событиях, без которых не было бы дня сегодняшнего. Да и России, скорей всего, не было бы.
Дата публикации: 29 апреля 2019
Дмитрий Митюрин (историк, журналист, Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века» №10(526), 2019
29.04.2019