Вожди Третьего рейха и, прежде всего, Адольф Гитлер уделяли огромное внимание кинематографу как самому эффективному идеологическому оружию и не жалели средств для его финансирования. Фильмы снимались, в основном, пропагандистского характера, воспевающие фашизм и его главарей, унижающие национальное достоинство представителей иных рас и народов.
«ТРИУМФ ВОЛИ»-1935
Настоящим рупором идеологии фашизма стали документальные фильмы режиссера Лени Рифеншталь (1902–2003), которую с Адольфом Гитлером и всей верхушкой рейха связывала глубокая личная дружба.
Ее фильм «Триумф воли» снимался по распоряжению Гитлера и имел ярко выраженную нацистскую направленность, поэтому его никогда не показывают по каналам общественного телевидения. В Германии показ этого фильма ограничен. В то же время, с художественной точки зрения, «Триумф воли» считается одним из самых лучших фильмов за всю историю документального кино.
Премьера состоялась 28 марта 1935 года в кинотеатре «УФА-Паласт» в исторической части Берлина. Съемки и действие фильма ограничены временными сроками проведения ежегодного съезда Национал-социалистической рабочей партии Германии в Нюрберге. Льготные условия финансирования и отличная погода сентября 1934 года позволили Рифеншталь реализовать новаторские киноэффекты. Кроме 25 профессиональных операторов, на съемках работали десятки и сотни помощников и администраторов.
Один из наиболее пафосных эпизодов связан с церемонией освящения новых знамен штурмовых отрядов партийным «знаменем крови», которое держал в своих руках ветеран движения. «Знамя крови», хранящее капли крови мучеников Пивного путча, символизировало преемственность поколения отцов, проигравших Первую мировую войну, и напоминало о двадцатилетнем пути Гитлера к вершине политической и государственной власти.
О «Триумфе воли» Рифеншталь говорила, что она хотела создать не хронику, не репортаж, а «художественный фильм»: «Это не отвечает ни героическому стилю, ни внутреннему ритму реального события. Его должен ощутить, подчинить своему движению и передать художественный фильм. Внутреннее понимание задачи само по себе выдвигает такое понятие, как художественное решение. (…) Еще нигде в мире государство не занималось в такой степени вопросами кино. Это его лицо, которое обращается к нам, его фюрер и его соратники. Весь народ узнает в нем самого себя».
По выражению историка Филипа Гэвина, «Наследие «Триумфа воли» живет в наши дни в многочисленных документальных фильмах про эру национал-социалистов, где используются кадры из него… Самая долгоживущая и опасная иллюзия, созданная [им], заключается в том, что национал-социалистическая Германия была сверхорганизованным государством, хотя и злым по своей природе, но впечатляющим».
«ОЛИМПИЯ»-1936
Проведение в Германии в июле-августе 1936 года ХI Олимпийских игр стало для Лени Рифеншталь отличной возможностью снять следующий документальный фильм «Олимпия», который считается самым известным кино об Олимпиаде.
На экранах «Олимпия» появилась только в 1938 году. Фильм состоит из двух частей: «Олимпия. Часть 1: праздник народов», «Олимпия. Часть 2: праздник красоты». Для работы над документальным фильмом было задействовано 170 (!) человек, благодаря Олимпийским играм в кино появились камера для подводной съемки и рельсовый операторский кран. «Олимпия» до сих пор может служить пособием по операторскому искусству: съемка с субъективной камеры, вид снизу, репортажная панорама, параллельная съемка одного события с нескольких камер, замедленное и ускоренное воспроизведение, двойная экспозиция... Огромное напряжение марафонцев удалось передать поистине революционным монтажом: замедленные движения бегуна (усталость) по контрасту с ускоренной панорамой улиц.
При этом Рифеншталь не забывала выполнить идеологическое задание рейха, и при помощи монтажа создала прямые зрительные связи между волей к победе немецких олимпийцев и аплодисментами Гитлера, Геббельса и Геринга.
Кино получило, по тем временам, высочайшую оценку: даже производственный фильм о работе над «Олимпией» был отмечен Золотой медалью Всемирной Парижской выставки.
«Олимпия» получает Немецкую кинопремию (1937/1938), Полярную премию (Швеция), Золотую медаль за лучший фильм на международном кинофестивале в Венеции, Греческую спортивную премию. В 1938 году Международный Олимпийский Комитет присудил Лени Рифеншталь Золотую медаль берлинских Олимпийских игр 1936 года, которую Лени получила только в 2001 году, в возрасте 99 лет. Медаль вручал президент МОК Хуан Антонио Самаранч. В 1948, на кинофестивале в швейцарской Лозанне, Рифеншталь был присужден и Олимпийский диплом, а в 1956 Голливудское жюри назвало «Олимпию» одним из десяти самых лучших фильмов мира.
«МАЗУРКА»-1934
«Мазурка» — единственный сделанный в нацистской Германии художественный фильм, который пользовался реальным успехом за границей, но при этом проповедовал не столько общечеловеческие ценности, сколько духовные ценности Третьего рейха.
На главную роль пригласили Полу Негри (1897–1987) — настоящую звезду и секс-символ эпохи немого кино.
Когда в 1934 году здесь собирались снимать мелодраму режиссера Вилли Форста «Мазурка» по сценарию Ганса Рамо — о зрелой, но все еще красивой женщине, идущей на преступление ради своего ребенка, один из руководителей студии предложил: «Вы сочтете меня сумасшедшим, но почему бы не пригласить на эту роль Полу Негри?» На него посмотрели с недоумением. Кто-то растерянно произнес: «Но ведь ей сейчас, должно быть, лет восемьдесят!»
Поле, которая начала сниматься на UFА в конце 1910-х годов, было в ту пору всего лишь тридцать семь. Но Берлин времен Веймарской республики, с его уличными демонстрациями и митингами, с его спорами в кофейнях, с его театрами, где творили великие режиссеры с неарийскими фамилиями, канул в Лету!
Однако немецкие продюсеры сделали ставку на Полу Негри и снова выиграли. Когда нацистский министр пропаганды Геббельс в 1937 году отстранил актрису от работы в кино, подозревая ее в том, что она еврейка, Гитлер приказом сверху отменил решение своего министра. После чего, в 1938-м, «благодаря» статье влиятельного французского журнала «Pour Vous», по Европе прошел слух о «неких любовных отношениях между Гитлером и Негри», что являлось абсолютно неправдой. Позднее Пола выиграла иск о клевете против этого французского журнала, назвавшего ее в своих статьях «любовницей фюрера», якобы даже имевшей от него «внебрачного ребенка».
«К НОВЫМ БЕРЕГАМ»-1937
Сара Леандер (1907–1981) — настоящая звезда кинематографа в нацистской Германии. В Стокгольме ее земляки поставили оперу «Сара». В местечке Хэррадсхаммар, где Леандер в 1939 году на свои безумные гонорары от съемок в фильмах приобрела поместье, а в 1981 году была погребена, открыли посвященный ей и ее творчеству музей.
Режиссер Дуглас Сирк поставил классический мюзикл под названием «К новым берегам» для просмотра уставших от сражений солдат вермахта.
Сюжет картины рассказывал о певице Глории Вэйн — вальяжной звезде Лондонского музыкального театра. Ее веселые песни об откровенной любви вызывают бурю положительных эмоций у мужчин и негативный ответ у женщин и стариков-пуритан. Молодой Альберт Финсбури ухаживает за Глорией и вскоре становится ее возлюбленным.
Очаровательная певица живет на широкую ногу, расходуя больше, чем может позволить ее бюджет. Однажды Альберт подделывает чек на внушительную сумму и бежит в Австралию. Из любви к этому молодому британскому офицеру певица берет вину за подделку банковского чека на себя. Это признание обходится ей в семь лет каторжных работ на далеком австралийском континенте, куда так поспешно уплыл ее возлюбленный.
После немыслимого триумфа в фильмах Третьего рейха репутация Сары Леандер (в девичестве Сара Стина Хедберг), как и многих других талантливых женщин, связавших свои судьбы с нацизмом, была окончательно подорвана.
Режиссер Федерико Феллини до конца своих дней вспоминал, что у него «постоянно бегут мурашки по телу при звуках ее голоса». На очередной пресс-конференции во время Берлинского кинофестиваля 1986 года, рассуждая о какой-то немецкой ленте, великий итальянец вдруг вспомнил Сару Леандер: «Она была львицей, которой был бы с удовольствием растерзан любой мужчина».
«13 СТУЛЬЕВ»-1938
Знаменитый роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» был написан в 1928 году. Однако мало кто знает, что прежде чем роман был экранизирован в СССР, за границей в разных странах было сделано 9 экранизаций, в том числе одна из них — в Третьем рейхе под названием «13 стульев» (1938).
Немцы полностью заимствовали завязку в предыдущей польской экранизации. Но отказались от буффонады и внесли хеппи-энд (старания героя были вознаграждены, хоть не в виде сокровищ в стуле, но все-таки…). Ко всему немцы внесли свое новшество, а именно сцены с грезами «Остапа» (взяв это на вооружение, Марк Захаров впоследствии в своем фильме развернул великолепные песенно-танцевальные номера с Андреем Мироновым и Любовью Полищук).
Имен Ильфа и Петрова в титрах «13 стульев» нет. То ли из-за авторских прав, то ли из-за еврейского происхождения Ильи Ильфа, то ли из-за идеологического противостояния Третьего рейха и СССР. Сам сюжет был существенно переработан, что отразилось и в самом названии — 13 стульев вместо 12-ти. Тем не менее, по сюжетной канве фильма легко определить первоисточник. Отдельно надо отметить: раз фильм был выпущен на экраны, значит, прошел немецкую цензуру.
Сюжет фильма рассказывал, как Феликс Рабе, парикмахер, узнает о том, что его тетя Барбара умерла и оставила его своим единственным наследником. Бросив парикмахерскую, Феликс кидается за наследством, но, приехав в тетушкин дом, выясняет, что тетя завещала большинство вещей на благотворительность, а ему остались только тринадцать старинных стульев. Феликс раздосадован, но замечает напротив своего дома магазин торговли старыми вещами. Не долго думая, он отдает стулья туда, а ночью находит записку от тети, где она сообщает, что зашила 100 000 марок в один из стульев. Но владелец магазина, Алоиз Хофмайер, разумеется, уже продал все стулья. Начинаются долгие поиски. Алоиз соглашается помочь Феликсу, взамен на определенный процент от сокровища. Бурные поиски идут в домах людей принадлежащих к различным слоям общества. Раз за разом герои находят стулья, но те оказываются пусты. Последний стул, который действительно содержит деньги, находится в сиротском приюте. Но, как выясняется, деньги уже были найдены, и старшая сестра приюта приняла деньги за чье-то благородное пожертвование. Рабе и Хофбауер обнаруживают что, остались ни с чем, однако вскоре, благодаря открытому Рабе средству для роста волос, оба богатеют.
Режиссер Эмерих Вальтер Эмо после того, как в марте произошел аншлюс Австрии и она присоединилась к Третьему рейху, стал одним из основных режиссеров венской киностудии Wien-Film, где продолжал снимать легкие комедии. На студии Wien-Film его кинокомпания Emofilm сделала фильм «13 Stühle» («13 стульев»), премьера которого состоялась 16 сентября 1938 года в Дрездене, 20 сентября в Вене и 18 октября в Берлине.
Вальтер Эмо снял только один пропагандистский фильм «Вена 1910» (1943), где пытался обосновать необходимость аншлюса Австрии. Однако фильм был признан слишком «австрийским» и был запрещен к показу в Австрии. В Германии же он вызывал мало интереса. После Второй мировой войны режиссер снял еще 5 картин. Умер в 1975 году в Вене.
ФИЛЬМЫ О ФРИДРИХЕ ВЕЛИКОМ
Кинематограф Третьего Рейха создавал свою серию «Жизнь замечательных людей» и самым популярным ее персонажем был Фридрих Великий (1712–1786), на примере жизни которого должно было воспитываться молодое поколение фашистов.
Фильм режиссера Ганса Штайнхоффа «Старый король, молодой король» (1935) имел подзаголовок: «Юность Фридриха Великого» и рассказывал о сложных взаимоотношениях кронпринца Фридриха со своим пожилым ретроградом-отцом — Фридрихом-Вильгельмом I. Фильм заканчивается тем, что камера берет крупным планом лицо молодого короля Фридриха. Перед зрителем он предстает неким подобием нового Зигфрида, с волевым выражением лица, с ясным, целеустремленным взглядом. Это тип мужчины, для которого жизненные блага не столь важны, а его противники — изнеженные французы, являются толпой «дегенератов». Уже после войны немецкая кинокритика писала, что фильм «о двух королях» был полностью проникнут национал-социалистической идеологией. В частности, писалось: «Авторитет популярного в Германии короля Фридриха использовался, чтобы унижать стран-соседей. Об их хитрости: «Ночной воздух отдает коварством, если он прибыл со стороны Франции». Французские романы: «Чтение для проституток». Англия: «Она теряет время, лишь громогласно потрясая воздух».
Из всех фильмов режиссера Файта Харлана (1899–1964 гг.) «Великий король» (1942) является, пожалуй, самым анекдотичным, хотя сам он планировал сделать картину символичной.
Харлан вспоминал: «Я пробовал придать образу короля черты действительного исторического персонажа. Я отказался от героической позы. Я хотел увидеть рассерженное лицо мужчины после проигранной битвы, в которой он планировал одержать победу».
В пользу режиссера может говорить тот факт, что, действительно, в фильме перед зрителем предстает победоносный монарх на склоне лет. Кроме этого, из фильма оказалось изъято несколько исторических сцен. Например, вырезанным оказался эпизод, когда Фридрих Великий вытирает грязные от нюхательного табака пальцы о свой мундир, на котором висел орден «Черного орла». Кроме этого, были заново озвучены все сцены, в которых Фридрих говорил либо на французском языке, либо на берлинском диалекте. Геббельс полагал, что король должен был говорить на классическом немецком языке...».
Исполнитель ролей Фридриха Великого в кино актер Отто Гебюр был лишен права играть какие-либо другие роли, так как это, по мнению, министра пропаганды Геббельса, могло «очернить уже созданный образ Великого Короля».
«ВЕЧНЫЙ ЖИД»-1940
Раздувание антисемитизма — одна из основных задач кино Третьего Рейха. Этому малопочтенному направлению уделялось особое внимание. Когда в 1940 году на экраны вышел фильм «Еврей Зюсс», Геббельс радостно записал в дневнике: «Антисемитский фильм, какой мы только можем себе пожелать».
Эту же жуткую тему продолжает документально-пропагандистский фильм режиссера Фрица Хиплера (1909–2002) «Вечный жид», снятый в Третьем рейхе по распоряжению министра пропаганды Геббельса. На премьере 28 ноября 1940 года режиссер фильма говорил о фильме, как «симфонии отвращения и ужаса».
Фильм отражает взгляды нацистов на природу иудаизма и международного еврейства. Он был призван вызвать негативное отношение немецкого народа к евреям. Этой цели авторы добивались путем демонстрации отдельных элементов быта и традиций евреев, заключенных в Варшавское гетто, а также в Германии, Палестине и США. Также показана история расселения евреев по всему миру и их роль в международном финансовом мире с точки зрения нацистов.
Фильм «Вечный жид» был частью особого «пакета пропаганды». Сначала все смотрели художественный фильм — «Сладкий жид» (1940) — который поднимал антисемитские эмоции в гражданах Германии, а затем, при просмотре документального фильма «Вечный жид», они получали реальные факты, которые доказывали и укрепляли граждан в реальности событий, показанных в обоих фильмах. И эта стратегия пропаганды себя оправдывала, так как она целенаправленно достигала глубин сознания у различных типов публики.
Национал-социалистский документальный пропагандистский фильм «Вечный жид» является — со слов режиссера, Фрица Хипплера — «отрицанием всего гуманного». Однако это наименование Хипплер использовал только после разгрома фашизма.
В наше время фильм «Вечный жид» запрещен и может демонстрироваться только с особым разрешением на закрытых мероприятиях далеко не всех политических организаций. При условии, что организатор располагает необходимым знанием эксперта, изучающего иудаизм.
«БИСМАРК»-1940
Еще одной любимой персоной гитлеровской идеологии был канцлер Отто фон Бисмарк. В 1940 году о нем был снят фильм режиссером Вольфгангом Лейбнером с Полом Хартманном в главной роли мужской роли и Лиль Даговер (1897–1980) — в женской.
После возвращения Лиль Даговер в Германию и прихода нацистов к власти в 1933 году и создания Третьего рейха, актриса избегала какого-либо вовлечения в политику и снималась исключительно в мюзиклах и легких комедиях до самого окончания Второй мировой войны. Тем не менее, в 1937-м она получила государственную премию, а в 1944 году ей вручили военный Крест за выступления перед солдатами Вермахта на Восточном фронте и на оккупированных островах Пролива Джерси и Гернси. Несмотря на то, что фильмы Даговер этого периода были абсолютно аполитичными, она, как известно, была одной из любимых актрис Адольфа Гитлера и ее часто приглашали на официальные обеды к фюреру.
«ДЕВУШКА МОЕЙ МЕЧТЫ»-1944
Все помнят, что легендарный Штирлиц не мог терпеть музыкальный фильм режиссера Георга Якоби (1883–1964) с Марикой Рёкк (1913–2004) в главной роли «Девушка моей мечты».
Но этот фильм был ярким представителем целого направления в идеологическом кино фашизма. Из картины, снятой в предпоследний год войны на студии в еще оккупированной Чехии, намеренно убраны детали, напоминающие о войне и политике, так как тогда в Германии многие уже задумывались о ее исходе. Лишь однажды, мельком, встречается символ нацистского режима: орел со свастикой в когтях, и то лишь в виде эмблемы на тулье фуражки железнодорожного служащего, дающего сигнал к отправлению поезда (этот момент длится не более двух секунд). Правда, война заметна по контексту фильма: в кадре мало мужчин призывного возраста; по сюжету подразумевается действие системы нормированного распределения продуктов питания (импресарио и камеристка главной героини не могут купить в вокзальном буфете никакой еды, кроме куска сыра, ввиду ее отсутствия) и т. д.
В советском прокате конца 1940 — начала 1950-х годов фильм шел с заставкой «Этот фильм взят в качестве трофея» и с ограничением «Дети до 16 лет не допускаются».
Начальная песня «По ночам одиноких не бывает» в какие-то годы вообще вырезалась. Вырезались также сцены, где главная героиня танцует канкан, купается в бочке и т.д. Демонстрация в разное время разных по полноте и продолжительности версий фильма породила среди советских зрителей легенду о том, что фильм в полном варианте якобы длился около четырех часов, что главная героиня в некоторых сценах представала совершенно обнаженной и т.п.
«ПУНШ ИЗ ЖЖЕННОГО САХАРА» -1944
Когда к власти пришли нацисты, настоящая звезда немецкого кино Хайнц Рюманн (1902–1994) никак не обозначал свою политическую позицию, держался нейтрально. В 1938 году развелся с женой, по национальности еврейкой, пережившей нацистское время в Стокгольме. Позже его упрекали в том, что таким образом он себе спас карьеру актера. Вскоре он женился во второй раз на Херте Файлер, дедушка которой был евреем. И этот факт привел к проблемам с властями. От этого брака у него родился сын Петер. Еще у него была длительная связь с Лени Маренбах, партнершей по сцене и, кстати, по фильмам «Образцовый супруг» и «Пять миллионов ищут своего наследника». Во времена нацизма он прославился как неполитизированная звезда.
Он был любимым актером Анны Франк, которая на стене своего амстердамского убежища повесила его фотографию из фильма «Рай холостяков»(1939).
Во время войны Рюманн все-таки частично поддался пропаганде Третьего рейха. В годы фашизма он снялся в тридцати семи и был режиссером четырех фильмов. В частности, он сыграл роль в одном комедийном фильме, отвлекающем население от ужасов войны. Или еще, он сыграл роль газовщика, подозреваемого в шпионаже, в одноименном фильме. Фильм «Пунш из жженого сахара» был в 1944 году запрещен цензурой за «неуважение к авторитетам», однако благодаря хорошим отношениям с властями Рюманну удалось представить фильм Герингу, который добился у Гитлера отмены запрета.
Как «государственного» актера Рюманна не призывали в армию, но он был на сборах, где научился управлять самолетом. Для режима он был гораздо важнее как актер, чем как солдат. До сих пор муссируются слухи, будто бы он служил в авиации во время Второй мировой войны, однако это не так, у него была «броня»: он был в списке, который Гитлер утвердил в 1944 году, так называемых, «особо одаренных» деятелей искусств, освобожденных от службы в армии.
Анна Василенко (журналист, Киев)
«СМ-Украина»
27.05.2020