Ноябрь 1917. Осенний вечер. Пригород старинного немецкого города Данциг (Гданьск). По узким старинным улочкам, стараясь не привлекать внимание, в сторону порта идут восемь мужчин с военной выправкой, но в гражданской одежде, шепотом переговариваясь между собой с легким прибалтийским акцентом. Дойдя до причала, они спешно начинают грузить деревянные ящики с военной маркировкой из закрытого грузовика в подводную лодку U-57. Ящики небольшие, поскольку люк подводной лодки чуть более полуметра в диаметре и человеку в теплой одежде пролезть в него трудно. В авральном режиме загрузили динамит, провода, детонаторы, таймеры, маузеры, пистолеты-пулеметы, патроны, ручные гранаты, обмундирование и две мощные радиостанции. Восемь незнакомцев спустились вниз, и командир задраил входной люк. Эти люди в дальнейшем сыграют исключительную роль в новейшей истории Финляндии.
ГРУЗ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ
Вернемся на три года назад, в конец 1914-го. Великое княжество Финляндское входит в состав Российской империи. На фронты Первой мировой Суоми отправило 16 стрелковых полков, укомплектованных своими гражданами. На территории княжества находится около 40 тысяч русских солдат и эскадра Балтийского флота. И при этом многие финны мечтают о независимости.
В январе 1915 года в Германию тайно перебрались 200 молодых добровольцев, в основном студентов и гимназистов. Германское правительство согласилось бесплатно дать им военное образование.
Сначала на этих добровольцев возлагалась задача по льду Финского залива перебросить взрывчатку для диверсий под Петроградом. Затем их переориентировали для организации диверсий на железной дороге, связывающей столицу империи с Выборгом. Доставить взрывчатку предполагалось на подводной лодке.
Субмарина U-57 была введена в эксплуатацию 22 января 1917 года. Длина 50,52 метра, водоизмещение 498 тонн, скорость 11,6 узла на поверхности и 7,3 узла под водой. Имела два 6-цилиндровых 250-сильных дизеля. Глубина погружения до 60 метров. Вооружение — 18 морских мин или 7 торпед в двух носовых и одном кормовом торпедном аппарате и 88-миллиметровое носовое орудие.
Командиром лодки стал кавалер Железных крестов 1-й и 2-й степеней 29-летний капитан-лейтенант Фридрих Висман, потопивший за один поход пять британских и российских транспортов и захвативший два гражданских судна.
Участие в операции принимали члены тайной офицерской организации финских шведов Харальд Акерлунд, Йоханнес Игнатиус и Густав Сильверхейм. Позднее к ним присоединился лоцман Антон Форселл, который служил в русском торговом флоте с 1912 года.
Сначала планировалось доставить груз и подрывников на берег воскресным днем под прикрытием ярких прогулочных катеров. Но Форселл предложил в целях безопасности провести выгрузку ночью в безлюдном месте, предварительно подав условный световой сигнал.
Принять груз предстояло финну Яну Томассону и шведам Отто Шеблому, Георгу Карлссону и Конраду Берлине, владельцам небольших моторных быстроходных катеров. Как местные жители, они имели на островах небольшие рыбачьи домики, где в случае непредвиденных обстоятельств можно было укрыться от посторонних глаз или спрятать груз до лучших времен.
ТЯЖЕЛЫЙ РЕЙС
U-57 вышла из Данцигской бухты 12 ноября в 14.25 в направлении Готланда. Над Балтикой свирепствовал осенний шторм. Пять дней назад в России большевики взяли власть. В Финляндии к власти пришли социалисты, начались беспорядки в приморских городах.
Сначала лодка шла в надводном положении, но при подходе к зоне боевых действий погрузилась на глубину 50 метров. В виду Готланда один раз всплыли, чтобы подзарядить батареи аккамуляторов. Когда стали огибать немецкую минную позицию к северу от Готланда, полетел правый дизель. Его чинили 10 часов, но упорно ползли к цели на левом. Готланд прошли вечером 13 ноября.
Современные атомные лодки не обладают большим комфортом, а что уж говорить о подлодках 100-летней давности. Узкие проходы, духота, полумрак. Только у капитана маленькая каюта. Остальные члены экипажа спят по очереди между вахтами на минах и дизелях, а тут еще лишние восемь человек. Чтобы скоротать время, слушали граммофон с популярным солдатским шлягером тех лет «Умирают красивые девчонки».
Солдаты, солдаты, все солдаты, Они любят девочек, они их обожают, Сегодня я с ней в кафе, А завтра пойду в Юстем Баден. Рядом Ханнелоре и Хайдемари Из нашей компании.
Восемь незнакомцев постоянно проверяют крепление своего груза в отсеках лодки.
Поздно вечером 15 ноября раздался оглушительный скрежет железа. U-57 напоролась на тросы подводных мин. Висели они на разных глубинах. Лодка погрузилась на глубину 60 метров и нырнула под минное заграждение. Затем скрежет прекратился, и лодка в полной тишине двигалась 30 часов. Наконец первое минное поле прошли, субмарина поднялась на поверхность, и все увидели мерцающие вдали огни залива Порккала. А вокруг множество русских мин. Лодка попала на второе минное поле.
Но капитан-лейтенант Висман хладнокровно приказал всем очистить палубу, собравшись на корме. И отдал приказ ужинать, пока он не сделает необходимые расчеты. Все успокоились и отлично поели. Нос лодки задрался на 40 градусов, и, дав сначала задний ход, а затем полный вперед, U-57 скачками преодолела и эту преграду.
17 ноября на рассвете субмарина поднялась на поверхность в заданном районе у города Ловисса. Море было спокойным. В направлении берега подали сигнал: белый, зеленый, белый, но ответа не последовало. Через полчаса сигнал повторили. Ответа нет. Лодка легла на грунт. Напряжение нарастало, и опытный Висман, как и в предыдуший раз, отдал приказ ужинать. Ужин прошел в прекрасной дружеской обстановке с шутками и песнями под задушевный граммофон. Кок был в ударе и приготовил прекрасное мясное рагу с фасолью.
После ужина субмарина поднялась на поверхность и снова подала условный сигнал. В ответ с берега начали подавать сумбурные сигналы, и экипаж приготовился к бою. Но тут, к счастью, пришло подтверждение в виде бело-красно-белого сигнала, от берега отвалили катера и помчались к лодке.
УПЛЫТЬ И НЕ ВЕРНУТЬСЯ
Первым на борт поднялся Антон Форселл. Получив необходимые документы, он отдал приказ о погрузке. Груз доставили на берег за один рейс. В знак признательности своим союзникам финны подарили немцам 80-килограммовую голову сыра (которую, правда, пришлось разрезать пополам, поскольку он не пролезал в люк), тонну отличного масла, сигареты и 4 галлона спирта. Кроме того, было передано благодарственное письмо германскому императору от финского народа за предоставленную помощь.
Сильверхейм предлагал лодку U-57 затопить, всем высадиться на берег, подальше от русских военных кораблей, стоящих на якоре в Хельсинки, пересесть в автомобили и проследовать в Швецию, а оттуда спокойно вернутся в Германию. На это предложение Фридрих Висман ответил отказом, поскольку не имел четких инструкций на обратный рейс от своего командования, и решил попытаться сберечь субмарину.
U-57 легла на обратный курс под звуки солдатской песни про красивых девчонок, за которых не жалко умереть.
Взрывчатку планировалось сразу же доставить к местам назначения. Поэтому первым загрузили катер, который ушел в сторону Котки. Пятеро местных рыбаков и три незнакомца загрузили второй катер и скрылись в северном направлении.
Но вскоре все пошло не так, как планировалось. Красные засекли в море пустой лоцманский катер и заподозрили неладное. На рассвете они стали прочесывать берег и отправили в море буксир с красногвардейцами, которые перехватили третий катер с грузом. Впрочем, местных рыбаков, прикинувшихся «сочувствующими контрабандистами», отпустили с миром.
Еще один моторный катер успешно добрался с рацией до усадьбы Айнола. Радиостаницию планировалось установить в камине главного здания, но ситуация на побережье была неспокойной, и хозяину пришлось ждать подхода немцев из Хельсинки до весны 1918-го.
В район Порвоо отправились три лодки, но за ночь они не смогли подойти к месту запланированной высадки. Дул сильный встречный ветер, вдобавок у одной лодки полетел движок. Пришлось прятаться в рыбачьих избушках, выставив часовых и плотно занавесив окна одеялами, чтобы с патрульных катеров не увидели свет. Ранним утром Томассон и Форселл вышли в море, как простые рыбаки, на своих катерах и делали вид, что просто ловят салаку. А после «рыбалки» они спокойно вернулись в свои избушки и забрали незнакомцев и их груз в Порвоо.
Конечно, первоначальный план масштабной диверсионной войны в Южной Карелии сорвался по ряду причин. Железнодорожные мосты взорвали, движение русских войск на некоторое время прекратилось. Но главную роль в Гражданской войне сыграли финны, самостоятельно по ходу кровавой Гражданской войны выяснившие, какая власть им больше нравится — белая или красная.
Что же случилось с подводной лодкой U-57?
Рано утром 18 ноября она покинула прибрежные финские воды, и больше о ней никто ничего не слышал.
Поговаривали, что один учитель начальных классов на побережье видел неизвестную субмарину, идущую на север, потом вроде прогремели два взрыва.
Через несколько дней после странных событий на островах в гавани Ловисса была найдена разорвавшаяся немецкая мина.
Экипажу субмарины в 1934 году открыли памятник, почтив таким образом германских моряков, доставивших груз, сыгравший не последнюю роль при формировании материальной базы белофинской армии. И не только материальной базы, поскольку среди восьми пассажиров подводной лодки были и будущие генералы, соратники Маннергейма и герои Зимней войны 1939–1940 годов Йохан Вольдемар Хегглунд, Эйнар Вихма и Лео Экберг. Так что не будь этой в безвестности сгинувшей субмарины, еще вопрос, как повернулось бы противостояние в Суоми в бурном и страшном 1918-м.
Дата публикации: 6 июня 2015
Константин Сакса (краевед, Ораниенбаум)
«Секретные материалы 20 века» №13(425), 2015
06.06.2015