8 мая 1949 года в Берлине, в Трептов-парке, состоялось торжественное открытие памятника воинам Советской армии, погибших смертью храбрых при штурме столицы фашистской Германии. Монумент этот стал символом жертв, принесенных народами уже не существующего сегодня государства — Советского Союза — во имя освобождения Европы.
МОНУМЕНТ ИЗ ТРОФЕЙНОГО ГРАНИТА
Еще в 1946 году Военный совет группы советских оккупационных войск в Германии объявил конкурс на проектирование монумента воинам Красной армии, который предполагалось установить в бывшей столице Третьего рейха.
Творческий коллектив, создававший памятник-ансамбль в центре Европы, умело использовал возможности многоплановой объемно-пространственной композиции и удачно применил синтез трех искусств — скульптуры, архитектуры и живописи, чтобы увековечить бессмертный подвиг советских солдат. Величие идеи, вдохновившей художников, и мастерство скульптора Евгения Вучетича, архитектора Анатолия Горпенко обеспечили им триумф: за идейно-художественное совершенство произведения им была присуждена Сталинская премия 1-й степени.
Почему местом сооружения памятника стал Трептов-парк? Там были похоронены погибшие при штурме Берлина советские солдаты и офицеры, а после войны этот живописнейший район был излюбленным местом отдыха жителей города.
Сооружение ансамбля, занимающего территорию около 200 тысяч квадратных метров, началось в июне 1947 года. Строители под руководством главного инженера Михаила Чернина и производителя работ Николая Копорцева с огромным энтузиазмом трудились на столь знаковом объекте. Для сооружения памятника потребовалось около 40 тысяч квадратных метров гранита, и здесь пригодились плиты, доставленные фашистами из оккупированной Голландии. Гитлер предполагал использовать их для монумента в честь победы над Россией.
На территории ансамбля были высажены десятки тысяч кустов и деревьев, уложено около 10 километров бордюрного камня.
Площадь каменной орнаментальной мозаики составила три тысячи квадратных метров, площадь рельефов на саркофагах — 384 квадратных метра. Из бронзы была отлита 13-метровая скульптура воина-освободителя, а из гранитного монолитного блока выполнена скульптура «Мать Родина». Также из бронзы отлили скульптуры коленопреклоненных воинов. Для оформления стен мавзолея потребовалось около 50 квадратных метров художественной смальтовой мозаики.
Немалые трудности представляло выполнение в больших масштабах и в чрезвычайно сжатые сроки скульптур и орнаментов из камня.
Особо скажем о создании монументальной 13-метровой статуи воина-освободителя. После выполнения Вучетичем модели статуи в масштабе 1/5 натуральной величины было произведено увеличение ее до размеров натуры. Затем со скульптуры сняли гипсовые формы и уже по ним на ленинградском заводе «Монумент-скульптура» отлили статую в бронзе. Любопытно, что лучшие немецкие фирмы, даже при кооперировании усилий нескольких заводов, брались отлить такую статую за срок не менее чем 6 месяцев. Ленинградцы выполнили эту работу за семь недель.
Вторая по значимости скульптура комплекса — «Мать Родина» в образе скорбящей женщины. В этой фигуре много невысказанной боли о погибших и вместе с тем гордости за героические дела воинов-освободителей. Монумент выполнен из цельного блока светло-серого гранита.
Большое впечатление производит и главный вход ансамбля. На трех террасах, выложенных из светло-серого гранита, возвышаются обращенные друг к другу два монументальных приспущенных знамени, выполненных из красного полированного гранита.
У подножия каждого знамени расположены бронзовые скульптуры коленопреклоненных воинов — боевых товарищей тех, кто покоится в братских могилах. Они как бы отдают последние воинские почести своим друзьям-однополчанам.
Эти знамена вместе с террасами представляют единый монументальный комплекс главного входа. На полированных поверхностях красного гранита знамен ясно читаются вырубленные на главном фасаде надписи на русском и немецком языках: «Вечная слава воинам Советской армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства».
Скульптурные воины крепко сжимают в руках оружие. Кажется, они только сейчас вышли из боя и дают клятву высоко держать славу русского оружия, славу знамен, пронесенных ими от стен Москвы, Ленинграда, Сталинграда до Берлина.
НА ПОСТУ У БРОНЗОВОГО ДВОЙНИКА
За время службы в группе Советских войск в Германии автору не раз приходилось бывать в берлинском Трептов-парке. И часто приходилось слышать: памятник поставлен гвардии старшему сержанту Николаю Ивановичу Масолову, бывшему знаменщику 220-го Запорожского гвардейского полка — многие сослуживцы видели, как он спас во время уличного боя в Берлине ребенка.
Конечно, памятник советскому солдату со спасенной немецкой девочкой на руках отражает не какой-то конкретный эпизод — в нем скульптор Вучетич воплотил обобщенный образ советского солдата, который дошел до логова фашистов и спас Европу от гитлеровской чумы. А вот человек, который помог ваятелю воплотить задуманное, реален. Это рядовой Одарченко.
Первое знакомство Вучетича с солдатом произошло летом 1948 года. Иван Одарченко был участником спортивных соревнований от комендатуры берлинского района Вайсензее. На стадионе этого города он и приглянулся скульптору своим ростом, добрым лицом и мягкой улыбкой.
Вскоре рядового Ивана Одарченко откомандировали в распоряжение особого подразделения — группы создателей монумента в Трептов-парке. Это они победили в международном конкурсе на лучший проект архитектурно-скульптурного ансамбля.
В последствии Иван Степанович вспоминал: «Почти полгода ходил я в ателье скульптора Вучетича. Вместе со мной позировали: сначала Марлена — дочка немецкого ваятеля Феликса Краузе, помощника Евгения Викторовича, потом Светлана — трехлетняя дочь советского коменданта Берлина генерал-майора Александра Георгиевича Котикова».
Когда лепка статуи (воина-освободителя) из глины в натуральную величину (11,6 метра) была завершена, Вучетич подарил на прощание рядовому Одарченко деталь рабочей модели: слепок головы воина-освободителя.
В коллекции Ивана Степановича эта работа знаменитого ваятеля с авторским росчерком хранилась многие годы.
В последующем ветеран передал ее для постоянного экспонирования в Тамбовский областной краеведческий музей. 8 мая 1949 года Иван Степанович был в числе приглашенных на открытие мемориала в Трептов-парке.
После торжественных мероприятий творческая группа создателей монумента покинула Германию, но не закончилась служба рядового Одарченко. Его перевели в подразделение, которое охраняло Трептов-парк, и несколько раз он — живой солдат — стоял на посту у подножия своего бронзового двойника.
В 1960–1970-х годах Иван Степанович несколько раз посещал Трептов-парк вместе со старшим сыном, матерью — Дарьей Дементьевной.
И его близкие своими глазами видели, как приезжают к монументу люди со всего света, чтобы почтить память русских солдат.
СУДЬБА ПРОТОТИПА
Сам Иван Одарченко родом из далекого казахстанского селения Ново-Александровка. Отец, мать, братья — все хлебопашцы. Старший Одарченко — Степан и сын его Петр ушли на фронт добровольцами еще в 1941 году. Иван заменил их на хлебном поле. Пятнадцатилетний подросток трудился от зари до зари — скидок на возраст в ту пору не полагалось.
Осень 1942 года принесла две похоронки. Первая тяжкая весть: «Погиб под Сталинградом рядовой Степан Одарченко», а затем под Смоленском сложил голову Петр.
Иван встал в строй защитников Отечества в январе 1944 года. Сперва был бронебойщиком 309-го запасного полка, затем — десантником 23-й воздушно-десантной бригады. Воевал на 1-м и 2-м Украинских фронтах, участвовал в освобождении Венгрии, Австрии и Чехословакии.
Вспоминая те годы, Иван Степанович подчеркнул: «Мы били остатки гитлеровской армии уже после того, как отметили Победу, 10, 11 мая… А потом — Берлин, Трептов-парк». Сменил Одарченко военную форму на гражданскую одежду лишь в 1950 году. Приехал к сестре в Тамбов погостить да так и остался в этом городе, женился. Вырастили с Верой Федоровной двоих сыновей. Сам фронтовик трудился на заводе, был токарем-фрезеровщиком. Хорошо работал. Внесен в «Книгу Славы города Тамбова».
На открытии памятника комендант города Берлина генерал-майор Александр Котиков сказал: «У дорогих нам могил мы чтим память славных сынов великого советского народа, память воинов-героев, павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины, за жизнь и счастье трудящихся всего мира. Пройдут века, но не изгладятся в памяти народов великие битвы Советской армии… Этот памятник в центре Европы, в Берлине, будет постоянно напоминать народам мира, когда, кем и какой ценой была завоевана Победа…»
Материал подготовлен при содействии Военной исторической библиотеки Генштаба ВС РФ
Дата публикации: 6 мая 2015
Петр Лаврук (журналист, Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века» №10(422), 2015
06.05.2015