Смоленск называют ключами к Москве. Не считая менее значимых эпизодов, этот город трижды становился на пути вражеских нашествий. В 1609–1611 годах, в период Смутного времени, его защитники сдерживали армию польского короля Сигизмунда III, в 1812 году сражались с Великой армией Наполеона, а в 1941 году встали на пути немецких полчищ.
ЭВАКУЦИЯ ПОД БОМБАМИ
От фашистской оккупации город был освобожден 26 сентября 1943 года войсками 31-й и 5-й армий Западного фронта. Радость победы омрачала картина, увиденная бойцами в освобожденном городе. По свидетельствам очевидцев, на месте городского сада валялись штабеля дров, трупы людей и лошадей. Там, где до войны был льнокомбинат, высились ряды виселиц. На каждой по нескольку повешенных...
Полуразрушенные дома просвечивали выбоинами окон и казались черепами с пустыми глазницами. В дымящихся развалинах люди не узнавали своих домов. Только зубчатые стены древнего Кремля стояли по-прежнему…
За 26 месяцев и 10 дней оккупации Смоленска были сожжены и разрушены не только жилые дома, школы, больницы, но и расхищены музейные, библиотечные и музыкальные фонды. Фашистами на захваченных территориях производился хорошо организованный грабеж исторических и художественных ценностей под контролем специально созданного Оперативного штаба по изъятию и вывозу ценностей из оккупированных районов СССР под командованием рейхсляйтера Альфреда Розенберга. Профессиональные немецкие историки, музыканты, архивисты, искусствоведы производили отбор и ящиками, вагонами вывозили национальное достояние России в Германию, Польшу и Прибалтику.
Уже в первую неделю войны Смоленск сильно пострадал от вражеского наступления. В ночь на 29 июня фашистская авиация сбросила на город тяжелые фугасные и около двух тысяч зажигательных бомб. Центральная часть города превратилась в огромный пылающий костер. Стало ясно, что необходимо срочно вывозить музейные экспонаты.
Их спешная эвакуация проводилась уже в первых числах июля 1941 года в тяжелейших условиях — при непрерывных бомбардировках, отсутствии специальных упаковочных материалов, нехватке сотрудников. Завернутые в занавески, узелки, свертки, ценнейшие клады, монеты и награды, чарочки и кубки, фарфор, стекло, книги, свитки и прочее музейное добро — все грузилось в вагоны до самого потолка. Первоначально экспонаты были доставлены в город Горький, где их смогли разобрать, упаковать и произвести опись.
И только 12 ноября 1941 года, согласно постановлению Государственного комитета обороны «Об отправке в тыл ценностей музеев, сосредоточенных в г. Горьком», эшелон в составе 50 вагонов с коллекциями Смоленского музея (26 052 предмета), Ленинградского музея этнографии, Горьковского художественного музея выехал в Новосибирск, куда прибыл 22 декабря того же года. Многочисленные переезды, перегрузки, резкие перепады температуры, полуподвальные хранилища — отрицательно сказались на сохранности многих произведений искусства.
ЗОНДЕРШТАБ «МУЗЫКА» БЕРЕТСЯ ЗА ДЕЛО
Но еще хуже обстояли дела с культурными ценностями, которые не успели эвакуировать из Смоленска. Исторический музей, располагавшийся в церкви Иоанна Богослова, памятнике XII века, стал одним из первых разоренных оккупантами музеев города. В сентябре 1941 года весь археологический и исторический материал был не просто разграблен, но и безвозвратно испорчен и разбит, поломанное старинное оружие и порванные книги (до войны книжный фонд насчитывал около 15 тысяч томов) оказались разбросаны по всей церкви. Лишь одна картина, но также пострадавшая от вандалов — «Героическая оборона Смоленска от поляков в 1611 году» осталась на своем месте только потому, что ее нельзя было снять без лестницы.
В городе работала группа зондерштаба «Музыка», которая отбирала церковные книги и рукописи по музыке, в частности литургические песни XVIII века, музейные музыкальные инструменты для отправки их в Берлин. В это же время было полностью разграблено уникальное собрание старейшего в стране Смоленского естественно-исторического музея, основанного в 1908 году. Богатейший природоведческий материал, собранный учеными Пржевальским, Козловым, Алексеевым, Граве был вывезен в том числе в Зальцбургский музей «Hays der natur». К примеру, акт выдачи от 26 ноября 1942 года подтверждает, что научный сотрудник Dr. Hanke лично вывез в вышеупомянутый музей Зальцбурга 18 штук рогов, принадлежащих редким животным и собранных Пржевальским.
Непоправимый ущерб был причинен Смоленскому областному краеведческому музею, одному из старейших в России, основанному в 1877 году. Как свидетельствуют многочисленные документы, по распоряжению немецких властей происходило настоящее разбазаривание музейных коллекций — экспонаты выдавались для украшения оккупационных учреждений, личных кабинетов немецких начальников, рождественских распродаж и попросту расхищались.
Архивные акты 1941–1942 годов подтверждают, что по распоряжению германского командования происходили многочисленные изъятия (без указания целей) предметов — тарелок, чаш, чайников, молочников, подсвечников, статуэток, ваз, культовых и других вещей. Предварительный список утраченных музеем экспонатов, составленный сотрудниками музея в послевоенные годы, насчитывает 14 675 предметов. Среди них иконы XV–XIX веков; произведения западноевропейской живописи XVII–XIX веков; картины Верещагина, Сомова, Кандинского, Малютина, Розановой и других; многочисленные графические работы русских и западноевропейских мастеров (Орловского, Шишкина, Остроумовой-Лебедевой, Давида, Делакруа и других); предметы декоративно-прикладного искусства различных эпох и стран мира, в том числе из Японии и Китая; мемориальные вещи великого русского композитора Глинки, уникальные археологические экспонаты, художественная мебель и многое-многое другое.
Стремительное наступление Красной армии в 1943 году заставило фашистов наскоро вывезти в Германию все, что оставалось в почти полностью разрушенном Смоленске: библиотеки, архивы, музеи, оборудование предприятий, лабораторий, институтов, железные кровли домов, трамвайные рельсы и прочее.
Известно, что в марте 1943 года бюро штаба Розенберга вывезло из Смоленского музея имени княгини Тенишевой 50 ящиков с экспонатами в Вильнюс. Среди них — иконы XV–XVII веков, книги и гравюры, майолика и фарфор, автографы российских императоров и королей Польши — Петра I, Николая I, Сигизмунда III и других деятелей, картины и скульптура.
В Вильнюсе имущество Смоленского музея расположили в здании бывшего бенедиктинского монастыря (Игнацштрассе, 3). В дальнейшем произведения искусства оккупанты вывезли в Германию и Польшу.
Восстановление
После войны похищенные коллекции смоленских музеев были найдены лишь частично. Так, в июне 1945 года в окрестностях города Козмина в Польше в имении немецкого генерала барона фон Штеренберга офицерами Красной армии были случайно обнаружены некоторые экспонаты. В помещениях забитого ящиками и детской одеждой с этикетками советских фабрик первого этажа имения хранились четыре ящика с наклейками на предметах, указывающими на их принадлежность смоленскому музею.
К сожалению, и через 75 лет после окончания войны мы не имеем полного списка утраченного, не знаем, сколько ценностей погибло на местах от бомбардировок, пожаров, сколько расхищено.
Музейные фонды, которые удалось сохранить в эвакуации, вернулись в Смоленск в 1945 году. На их основе, а также с использованием экспонатов, найденных в Польше, в 1949 году были открыты для посетителей основные музейные экспозиции в городе Смоленске.
В настоящее время спасенные во время войны собрания демонстрируются в десяти музейных экспозициях Смоленска и в четырех областных филиалах. Возрожденная экспозиция художественной галереи — древнерусского искусства и русской живописи — разместилась в залах здания, которое было построено основательницей Смоленского краеведческого музея княгиней Марией Тенишевой и где в годы войны фашисты устроили солдатское общежитие. Спасенные шедевры — рукописные и старопечатные книги, в том числе «Евангелие» и «Библия» Ивана Федорова 1580-х годов, представлены в экспозиции исторического музея. Восстановлены и музеефицированы разрушенные фашистами музей-усадьба поэта Александра Твардовского на хуторе Загорье, мемориальный дом-музей путешественника Николая Пржевальского.
В послевоенные годы практически заново собрана полностью уничтоженная археологическая коллекция, в составе которой большую научную ценность представляют берестяные грамоты XI–XII веков, восполнен богатейший этнографический материал, в том числе коллекции тканей, кружевоплетения, смоленского народного костюма.
Но знакомство с любой экспозицией Смоленщины начинается с рассказа о художественных ценностях, спасенных музейными работниками Смоленска, об их героическом подвиге, сумевшем сохранить для потомков национальное достояние нашей Родины.
Дата публикации: 2 апреля 2015
Юлия Тарабан (историк, Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века» №9(421), 2015
02.04.2015