Звёзды, погашенные войной
Кадр из фильма «Детство Горького». Фотография из архива Киностудии имени М. Горького

Великая Отечественная война явилась трагедией для всего советского народа. Не обошла она и представителей актерской братии, включая тех, кого сегодня отнесли бы к звездам кинематографа. Чувство патриотизма не позволило им оставаться в тылу, и, рискуя своими жизнями, они отправились защищать Родину. Некоторые, вернувшись с Победой, продолжили свою творческую деятельность. Другим же так и не суждено было вновь выйти на подмостки.

ГУЛЯ КОРОЛЕВА

Марионелла Владимировна Королева родилась 9 сентября 1922 года в Москве в театральной семье. Отец – Владимир Данилович Королев работал сценографом и режиссером в Государственном московском камерном театре. Мать – Зоя Михайловна Козицкая была актрисой Театра им. Комиссаржевской, трудилась на кинофабрике. С юных лет маленькая Марионелла росла талантливым ребенком; сыграли свою роль гены родителей. Артистичность была у нее в крови.

К слову, Гулей ее прозвали родители, когда малышка, лежа в колыбельке, часами напролет мило ворковала что-то себе под нос. Все называли ее не иначе как Гуленька. Прозвище настолько привязалось к Марионелле, что она сама начала представляться Гулей.

Еще в детском возрасте у миловидной девочки стали проявляться сильные черты характера: целеустремленность, решимость, настойчивость. Она никогда не жаловалась и умела постоять за себя, не давая спуску даже мальчишкам.

Первым шагом в мир киноискусства стала эпизодическая роль в фильме «Каштанка», где Гуля сыграла в массовке. Роль была крохотная и почти незаметная для зрителя. Но маленькая девочка испытала огромную гордость, когда через несколько дней после съемок ей передали первый гонорар – целых два рубля.

Когда Марионелле исполнилось пять лет, на съемках фильма «Бабы рязанские» она заменила одну из актрис – свою ровесницу, которая наотрез отказалась сниматься в одной из сцен, испугавшись незнакомой обстановки в студии. В шесть лет родители отдали Гулю в группу дошкольного воспитания, где ее обучением занималась преподаватель-француженка. В результате при поступлении в первый класс она для своего возраста уже неплохо владела французским языком. Девочка много читала. Больше всего ей нравились книги о приключениях. Она часто представляла себя на месте своих любимых героев и, так же как они, преодолевая опасные препятствия, открывала неизведанные земли.

Отчасти ее мечта о путешествиях сбылась. Вскоре она вместе с мамой переехала жить в Армению. А через несколько лет – на Украину, в Одессу. Здесь Гуля снялась еще в одном фильме – «Дочь партизана» – в роли Василинки. Ее героиня – веселая, бойкая и смелая девушка – очень походила по характеру на саму Гулю, поэтому особых проблем с вживанием в образ не возникало. Эта роль впервые прославила Марионеллу на всю страну.

Через некоторое время после «Дочери партизана», в 1936 году, девочка получила главную роль Варьки – внучки старого шахтера в картине Леонида Лукова «Я люблю». После этого фильма Гуля, несмотря на возраст, стала известной и востребованной киноактрисой. Далее были съемки в фильме Евгении Григорович «Солнечный маскарад», где Гуля играла сразу две роли – за девочку (дочь директора зверосовхоза) и мальчика (ее воображаемый брат).

На этом фильме закончилась ее актерская карьера. Марионелле было очень трудно совмещать учебу и работу в кино. После очередных съемок, чтобы не остаться на второй год в школе, ей постоянно приходилось наверстывать пройденный материал. В планы юной актрисы это никак не входило. Она решила серьезно взяться за учебу и, блестяще сдав экзамены, перешла в следующий класс. За личный вклад в развитие отечественного кино, прекрасные актерские работы и успехи в учебе ее премировали бесплатной путевкой в пионерлагерь «Артек».

После окончания школы в 1940 году Гуля поступила в Киевский гидромелиоративный институт. В этом же году она вышла замуж. Благополучное настоящее позволяло ей рисовать радужные перспективы на будущее – большая дружная семья, любимая работа и мирное небо над головой.

К сожалению, иллюзорные планы талантливой девушки рухнули в одночасье – 22 июня 1941 года началась война.

Гуля с матерью и отчимом были эвакуированы в Уфу, где она родила сына Сашу. Вскоре Королева устроилась работать медсестрой в военный госпиталь, где снискала любовь и уважение раненых за душевный оптимизм и умение поддержать человека в трудную минуту.

Но такой личный вклад в Победу ей показался недостаточным. И в мае 1942 года, оставив сына на попечение своей матери, она ушла добровольцем на фронт. Именно там Гуля видела свое место в это нелегкое для Родины время. Зачислили девушку в медико-санитарный батальон 280-го стрелкового полка. Весной того же года дивизия, в которой служила Гуля, была переброшена в окрестности Сталинграда, где в то время шли ожесточенные бои.

Однополчане восхищались героизмом девушки, казалось, неуемный бунтарский характер Гули постоянно подталкивал ее в самое пекло, туда, где опасно, туда, где по пятам бродит смерть. Под градом пуль она выносила раненых с поля боя и помогала переправлять их через Дон. В роковой день 24 ноября 1942 года во время боя за высоту 56,8 Гуля в который раз выносила на себе раненых бойцов, когда внезапно убило командира. Сотни бойцов остались без начальника и впали в замешательство. Недолго думая, она подняла солдат в атаку и среди первых ворвалась во вражеские укрепления. В этом бою ее настигла вражеская пуля. Рана оказалась смертельной, но девушка продолжала вести бой до прихода подкрепления.

За свои подвиги 9 января 1943 года командованием Донского фронта Марионелла Владимировна Королева посмертно была награждена орденом Боевого Красного Знамени.

АЛЕША ЛЯРСКИЙ

Алексей Петрович Лярский родился в 1923 году в Москве. К сожалению, сведения о его родителях отсутствуют. Известно, что он был сиротой и воспитывался в детском доме. Каким чудом мальчик попал на пробы для съемок в трилогии о Максиме Горьком, история умалчивает. Режиссер фильма Марк Семенович Донской, вспоминая знакомство с Алексеем, впоследствии рассказывал в своем интервью: «Детство Горького» — название первой части трилогии. А Алеша Лярский — исполнитель главной роли. Долго мы искали его. Хорошо помню эти дни. На студию приходили сотни ребят, все похожие друг на друга: курносые, голубоглазые, русоголовые. Выбрали мы Алексея Лярского, воспитанника детского дома, поразившего нас глубиной, вдумчивостью, лиричностью. Прекрасно прочитал он стихи Некрасова…»

В 1938 году Лярского единогласно утвердили на главную роль Алеши Пешкова в первых двух сериях фильма. Мальчик отлично справился с возложенной на него задачей и сыграл роль, как профессиональный актер. Народная артистка РСФСР Варвара Осиповна Массалитинова, сыгравшая в фильме роль Акулины Ивановны – бабушки писателя, всегда отзывалась о нем с душевной теплотой и материнской любовью: «Во время съемок с чудесным мальчиком (Алешей Лярским) бывали минуты незабываемые по трогательности. Много было даже пролито слез…»

После показа первой серии фильма «Детство Горького» Лярский был премирован ценным подарком – фотоаппаратом «Фотокор». В кинотеатрах на показе фильма неизменно был аншлаг. И как говорится в подобных случаях, наутро Алеша проснулся знаменитым. После завершения съемок второго фильма «В людях» молодой актер был награжден медалью «За трудовое отличие», которую вручил ему лично Калинин.

В 1939 году за выдающиеся заслуги перед страной в области искусства Алексей был отмечен бесплатной путевкой в «Артек». Вскоре слава о талантливом юноше распространилась далеко за пределы Советского Союза. Марк Донской в своих воспоминаниях описывал интересный случай. Так, после показа трилогии в Соединенных Штатах Америки юный актер вызвал неподдельный интерес американской публики. В частности, восхищаясь талантом Алеши Лярского и узнав о его нелегкой сиротской судьбе, им заинтересовался крупный финансовый магнат. Вскоре, к всеобщему изумлению, на адрес киностудии, где снималась картина, пришло письмо из Чикаго, в котором тот самый миллионер предлагал усыновить «обездоленного» ребенка, пообещав предоставить ему невероятные блага и роскошь, возможные только в мире капитала. Но Алеша, как истинный патриот своей страны, наотрез отказался от заманчивого предложения, чем вызвал почет и уважение коллег по цеху.

В июне 1941 года Алексей Лярский ушел добровольцем на войну. Пройдя обучение в специализированном подразделении, он был направлен на Северо-Западный фронт, где в составе 365-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона был наводчиком орудия. К несчастью, Алексею не суждено было дожить до Великой Победы. В феврале 1943 года в одной из наступательных операций под Ленинградом Алексей Петрович Лярский погиб в бою недалеко от деревни Кипино Демянского района Новгородской области. Там же он был похоронен.

Спустя годы трагической судьбой молодого киноактера, подававшего большие надежды и погибшего на взлете своего таланта, заинтересовался известный писатель, журналист, сотрудник Ленинградского радиокомитета, заслуженный работник культуры РСФСР Николай Петрович Добротворский. В большей степени благодаря его деятельности по сбору информации о жизни актера имя Алексея Лярского до сих пор не забыто. В Москве он встречался с его вдовой – Вандой Францевной Гавриловой и его сыном Арнольдом Алексеевичем. В 1976 году по инициативе Добротворского кипинской школе было присвоено имя героя. А учащиеся школы создали в ней уголок памяти Алексея Лярского.

С тех пор минуло немало лет, ушли из жизни жена и сын Алексея Петровича. Сейчас в Москве живут его внуки и правнуки. Нет и бывшей кипинской школы имени Алексея Лярского. Сейчас в Кипино стоит другая, современная школа. Неизменным остается лишь памятник восьмистам советским бойцам, павшим 8 февраля 1943 года, среди которых покоится Алексей Петрович Лярский.

ЕВГЕНИЙ ЧЕРВЯКОВ

Еще одной героической личностью из состава богемы довоенной эпохи советского киноискусства был Евгений Вениаминович Червяков. Родился он 15 (27) декабря 1899 года в семье железнодорожного врача в селе Абдулино Самарской губернии. Начальное образование получил в уфимской мужской гимназии. Участие в местных драматических постановках впервые раскрыло его артистические способности.

В период революции и Гражданской войны 1918–1920 годов добровольцем ушел в Красную армию, в составе которой участвовал в боях против казачьих войск атамана Дутова. После демобилизации в 1918 году Евгений обучался актерскому мастерству в студии драматического искусства в Уфе. Успешно закончив обучение, в период с 1919 по 1921 год выступал на сцене Ейского рабочего театра.

В период становления советского кинематографа, молодой талант решил попробовать себя на этом поприще. С 1924 года Червяков работал актером и по совместительству ассистентом режиссера на ленинградской киностудии «Севзапкино». А в 1925 году на экраны выходят первые фильмы с его участием – «Крест и маузер» и «Золотой запас».

Параллельно с работой на киностудии «Ленфильм», Евгений Вениаминович продолжал повышать свою актерскую квалификацию, обучаясь в Московском государственном техникуме кинематографии, который закончил в 1927 году. Этот год для Червякова был очень плодотворным и ознаменовался выходом картины «Поэт и царь», в которой он не только блестяще сыграл главную роль Пушкина, но впервые выступил в качестве сценариста и режиссера в соавторстве с Владимиром Гардиным.

С дебюта в новом амплуа в конце 1920-х годов начинается период режиссерской деятельности Евгения Червякова. В 1927–1929 годах в прокат выходят его фильмы: «Девушка с далекой реки», немая кинолента «Мой сын» и «Золотой клюв». В 1933 году Евгений Вениаминович работал режиссером на киностудии «Востокфильм», а спустя два года он уже находился в составе режиссерской группы всесоюзного гиганта киноиндустрии – киностудии «Мосфильм». Его имя звучало наравне с именами Александра Довженко и Всеволода Пудовкина – признанных гениев того времени.

Червяков был основоположником лирического жанра в советском киноискусстве, и во всех его фильмах четко прослеживается линия, в основе которой лежит духовный мир человека, его чувства и эмоциональные переживания. Современники Червякова отмечали, что его картины производили сильнейшее впечатление на зрителя. Он был прекрасным педагогом и преподавал в театральном институте. Среди его учеников такие впоследствии известные деятели кино, как режиссер Илья Фрэз, актеры Сергей Поначевный и Леонид Кмит, сыгравший роль Петьки в знаменитом фильме «Чапаев».

Великую Отечественную войну Червяков встретил в Ленинграде, но наотрез отказался эвакуироваться, написав заявление с просьбой оставить его в народном ополчении. В течение лета 1941 года он принимал деятельное участие в выпуске «Боевых киносборников», направленных на поддержание патриотического духа советского народа.

Эти киносборники, с одной стороны, были пропитаны едкой сатирой фашизма, с другой – были неким руководством к действию. Например, во второй киноальманах, постановкой которого занимался Евгений Червяков, входила короткометражка под названием «У старой няни». Небольшая по времени сценка рассказывала о том, как бдительные бабушка с внуком разоблачили фашистского диверсанта и сдали его компетентным органам. Фантасмагория «Случай на телеграфе», в которой снялся сам режиссер, показывала зрителю Наполеона, отсылающего срочную телеграмму Гитлеру: «Не советую (зпт) пробовал (зпт) не вышло (тчк) Наполеон». Всего было выпущено 13 «Боевых киносборников», состоящих из нескольких короткометражных новелл каждый.

Осенью 1941 года Евгений Червяков ушел добровольцем на фронт. Был помощником командира взвода. Окончив краткосрочные командирские курсы, в декабре 1941 года получил назначение командиром стрелковой роты 163-го стрелкового полка, 11-й стрелковой дивизии, 54-й армии.

16 февраля 1942 года в одном из кровопролитных сражений под Ленинградом он был тяжело ранен и в срочном порядке направлен в медсанбат. Рана оказалась слишком серьезной. На следующий день, 17 февраля, Евгений Всеволодович Червяков скончался. Погребен в братской могиле недалеко от станции Мга. По другим сведениям, место захоронения Червякова находится в 700 метрах восточнее станции Новая Малукса, мемориал «Новая Малукса».

ВАЛЯ ЛИТОВСКИЙ

Червяков был первым, кто воплотил на экране образ Пушкина, вторым стал Валентин Литовский. И оба актера погибли на фронте. Есть в этом совпадении нечто знаковое…

Родился Валентин Осафович Литовский в 1921 году в Москве. Так случилось, что обычный подросток, ничем не выделявшийся в компании таких же, как и он московских школьников, был выбран режиссером Абрамом Народицким на роль молодого Пушкина в картине «Юность поэта».

Съемки на «Ленфильме» начались в 1936 году. Проект готовили к 100-летию со дня смерти классика. Премьера состоялась 10 февраля 1937 года, и в тот же день скромный подросток стал знаменитым. В этом же году на Всемирной выставке в Париже фильм был удостоен золотой медали. В отличие от многих известных актеров у Вали оказался стойкий иммунитет к звездной болезни.

Из воспоминаний писательницы Лидии Борисовны Либединской: «…он был скромным, немногословным подростком, которого совершенно, кажется, не интересовала та громкая популярность, которой он пользовался после выхода фильма». После удачного дебюта Валентин раскрыл в себе новый потенциал. Его артистические способности распахивали перед ним двери в мир искусства. Он хотел стать режиссером и для этого готовился поступать в ГИТИС. Его кумиром был Сирано де Бержерак – неутомимый дуэлянт, бесшабашный гуляка, защитник обиженных и угнетенных. Бессмертное произведение французского драматурга Эдмода Ростана будило пылкое воображение юного романтика. Его мечта – дать новую жизнь классической комедии, воплотив ее на экране, казалась навязчивой идеей. И кто знает, возможно, сокровищница советского кинематографа пополнилась бы еще одним нетленным произведением, если бы не война.

В начале июля 1941 года Валентин Осафович Литовский пропал без вести в боях под Минском…

Вспоминая звезд советского довоенного кино, геройски погибших на фронтах Великой Отечественной войны, невозможно обойти вниманием еще двоих молодых, подававших надежды актеров. Володя Константинов – тот самый Петя Гулливер из нестареющей сказки Александра Птушко «Новый Гулливер» (1935), погибший под Таллином в марте 1944 года. Боря Ясень, сыгравший роль хулигана и забияки Мишки Квакина в дилогии «Тимур и его команда» (1940) и «Клятва Тимура» (1942) по мотивам произведений Аркадия Гайдара, погиб на фронте, но более точные сведения о месте и времени его смерти отсутствуют.

К глубокому сожалению, далеко не обо всех советских актерах, отдавших жизнь за нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, остались подробные биографические сведения. О некоторых мы узнаем из воспоминаний их современников, друзей или родственников. Сведения о других выискиваем в запыленных архивах. Однако нехватка информации не умаляет ни степени их таланта, ни значимости их бессмертного подвига.

Дата публикации: 1 января 2015