Мистика вечного города
Рим. Италия

Николай Васильевич Гоголь один из самых интересных мистиков в истории, много лет проживший в Риме, писал о Вечном городе: «Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу…». В этом городе находится огромное количество мистических мест, привлекающие тысячи эзотериков.

МИСТИКА ПАТИНЫ РИМСКИХ МОСТОВЫХ

В статье «Метафизика Рима: барокко» Глеб Смирнов рассказывает: «Святая Биргитта, шведская принцесса, увещевала как-то, семь веков тому назад: «Идите в Рим, там мостовые сделаны из золота, а черепицы — из крови мучеников». Улицы старого города мощены, однако, примерно так же, как Аппиева дорога — булыжниками. Аппиевы были, правда, — как с неба упали, такие нешуточные метеориты...

И все же святая Биргитта права. Пусть булыжники папского Рима не из золота, да и пообмельчали по сравнению с языческими валунами, зато резко осмыслилась их святость: с чего-то эти камни мостовых называются «сан-пьетрини», маленькие Сан-Пьетро. А ведь Сан-Пьетро — оплот христианства, эпицентр католичества. Имя Петр в переводе с латыни — «камень». Мостовая, состоящая вся из «твердынек веры», постулирует святость идеи дороги в латинской цивилизации. Причем дороги, неразмываемой дождями и без луж. Ибо что может быть большим ущербом и поношением для цивилизации, как забрызганные икры человека, желающего к ней принадлежать? В мощеном Риме с его незапамятным культом дорог нет луж. Спрашивается, не эти ли «святые камни» имел в виду европоцентрик Версилов?

Чистые штанины — плод алхимии римской цивилизации, приучившей Европу к дорогам, именно заслуга алхимии, а не химчисток. Следовательно, чистые штанины — оборотная сторона многовекового барокко, единого и неделимого, как католичество.

Рим постоянно пытаются мыть. Между тем именно она, эта бесценная античная грязь, разводы пота наполовину с въевшейся пылью веков, — и есть то заветное, что связывает нас со стариной. Счищать ее — преступление против истории, против органичности жизни и против Рима. Патина — главное римское богатство, видимый налет времени.

Мистики уверяют, что, когда счистят всю патину с Рима, — падет католичество».

«УСТА ИСТИНЫ»

Одной из самых мистических достопримечательностей Италии являются знаменитые на весь мир «Уста истины», которые расположены в портике римской церкви Святой Марии ин Космедин. Каменная маска Эркола Победителя в течение длительного времени наводила ужас на местное население. Существовало мистическое предание, согласно которому считалось, что если человек, положивший в каменный рот руку скажет неправду, то немедленно ее лишится, потому что каменное божество немедленно ее откусит. На самом деле не исключено, что практически так оно и было. В подтверждении этой гипотезы свидетельствуют некоторые средневековые документы, в которых описывается, как за маской стоял человек и рубил руки нечестным. А так как рядом с храмом находилась торговая площадь, нечестных было немало. Очень многие торговцы, которых приводили к «устам истины», боясь потерять руку, раскаивались в содеянном...

Храм, в котором находятся «уста истины», был основан греческой общиной и воздвигнут в VI веке. Греки считались самостоятельным воинским подразделением, которое, в случае угрозы Риму, должно было вместе с остальными войсками встать на его защиту. Духовно они составляли собственную епархию с православным епископом во главе.

Греческая церковь получила название «ин Космедин» по имени одного из кварталов Костантинополя.

Находится эта достопримечательность в Риме на площади «Уста истины» (Piazza della Bocca della Verita'). Вполне можно попробовать сказать ложь, засунув руку в каменные уста. Говорят, без рук из Рима никто еще не приезжал!

САНТА-МАРИЯ-ИН-ВИА

За галереей Колонна вправо от Корсо отходит широкая ул. Тритоне, в самом начале которой стоит церковь Санта-Мария-ин-Виа. В первой капелле справа хранится икона Богоматери, выполненная на камне. Прежде на месте церкви были конюшни кардинала Капоччи. По мистической легенде, ставшей затем христианской, сентябрьской ночью 1256 г. припозднившиеся во дворе слуги услышали странный гул, доносившийся из колодца. Подойдя ближе, они увидели, что вода в источнике поднялась, а на поверхности плавает камень с изображением Девы Марии, однако достать его никак не удавалось. Тогда слуги разбудили кардинала, который, не мешкая, отправился к колодцу и, перекрестившись, опустил ладони в воду. Чудесная икона сама поплыла к нему в руки, а вода тотчас вернулась на прежний уровень. Позднее Папа Александр IV велел поставить здесь церковь.

Сант-Аньезе-Фуори-Ле-Мура 

Эта церковь посвящена Святой Агнессе, деве-мученице, с чьим именем вначале были связаны мистические предания, а позднее — христианские. Начиная с IV в. н. э. Святая Агнесса, чей праздник приходится на 21 января, пользовалась величайшим почетом среди дев-мучениц в Риме. Хотя почитаема она уже давно, в рассказах о ее загадочной жизни и смерти столько расхождений, что история ее мученичества достоверно неизвестна. Лишь се ранняя юность не вызывает сомнений. Деве было около 12–13 лет, когда она погибла.

Распространенная легенда гласит, что в 305 г. н. э. Агнесса, юная римская девушка, принявшая христианство, была зарублена, по словам Св. Амвросия, мечом. Ее убили за то, что она посмела отказать жениху-язычнику. В качестве наказания ее раздели догола и, согласно Прудентиусу, отправили в публичный дом, прежде чем казнить. По легенде, человек, который хотел ее изнасиловать в публичном доме, упал на землю, пораженный слепотой. По другому преданию, он вновь обрел зрение благодаря молитвам Агнессы. И та и другая истории гласят, что волосы Агнессы росли удивительно быстро и вскоре прикрыли ее наготу, а когда девушку попытались сжечь, пламя ее не коснулось.

Тело Агнессы поместили в гробницу на Виа Номентана, а вокруг были вырыты большие катакомбы, названные ее именем. Плита на ее могиле с надписью «Святейшая Агнесса», вероятно, та самая, что хранится в музее Неаполя. Во время правления императора Константина по повелению его дочери над могилой Ангессы была воздвигнута базилика. Папа Гонорий I в VII в. построил неподалеку церковь, которую позднее восстановил папа Адриан I. Последние крупные работы в церкви велись при папе Пие IX Благословенном в середине 1800-х годов. Эта церковь, как утверждают, воздвигнута на месте публичного дома, куда поместили Агнессу, а в саду церкви имеются руины первоначальной базилики Константина; таинственно-мистическое сооружение больше напоминает крытую усыпальницу, чем традиционную базилику.

В апсиде церкви имеется мозаика, изображающая мученицу в огне, с мечом у ног. Купол эпохи барокко в высоком алтаре датируется 1614 годом, статуя Агнессы в церкви — тоже XVII века. Ее могила находится под высоким алтарем. Там она покоится со своей молочной сестрой Эмерентианой, дочерью кормилицы.

Уже в средние века Святая Агнесса изображалась с ягненком — символом непорочности. В праздник Святой Агнессы торжественно освящаются два ягненка, и из их шерсти делают паллиумы (ленты), которые Папа посылает архиепископам, чтобы отметить их вступление в должность.

ЦЕРКОВЬ САНТА-МАРИЯ-ДЕЛЛА-КОНЧЕЦИОНЕ

На виа Венето в Риме, неподалеку от палаццо Барберини и фонтана Тритона находится церковь капуцинов Санта-Мария-делла-Кончеционе, построенная по проекту Антонио Казони в 1626-31 годах.

Многочисленных туристов привлекают не только полотна кисти Гвидо Рени (Михаил Архангел), Караваджо (святой Франсиск), Пьетро да Кортоны и Доменикино, которыми украшена церковь, и приделы с мощами католических святых, но и мистика, связанная с этим местом.

Дело в том, что после постройки церкви со старого кладбища ордена капуцинов, располагавшегося в районе фонтана Треви, сюда были перенесены кости, захороненных там монахов. Останки в общей сложности четырех тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 гг., поместили в крипту церкви.

Некоторые тела не сильно затронуты временем, но их вид на фоне тысяч костей приводит в священный трепет одних и в ужас других посетителей церкви. В пятом зале крипты еще более усиливается жуткое впечатление от  созерцания скелета принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте. Коса смерти и чаша весов, напоминающее о том, что все земное бренно, дополняют интерьер.

Без всякого сомнения, эта римская церковь претендует на звание одного из самых потрясающих и вместе с тем пугающих мест, которые могут посетить гости Вечного города...

СКАЛА САНТА

Еще одно мистическое место в Риме, которое позднее стало местом паломничества христиан, — Скала Санта, Святая Лестница, расположенная на Латеранском холме рядом с Латеранским дворцом и знаменитой базиликой Иоанна Крестителя. Вместе с этими зданиями Скала Санта образует сложный комплекс, зримым центром которого теперь является египетский обелиск, поставленный посреди площади в конце XVI века. На этот обелиск направлены прямые улицы, ведущие к Латерану от других святынь города; подходя к нему ближе, человек оказывается в центре ансамбля из нескольких зданий.

Как пишет Владимир Седов: «Между массивным прямоугольным в плане объемом Латеранского дворца и древнеримским акведуком обнаруживается еще один многосоставный объем — то ли дворец, то ли церковь. В этом здании западная часть создана в позднеренессансном стиле с очевидной оглядкой на работы Микеланджело, с востока видна более узкая и, очевидно, более древняя часть, почти лишенная архитектурной декорации, а еще восточнее расположена древняя, средневековая церковь, к которой с юга приставлен «парадный» эклектический фасад середины XIX века со вставленной в него экседрой, в конхе которой помещена мозаика в духе раннесредневековых мозаик Рима. Среди всего этого нагромождения только западный фасад представляется архитектурной работой, но для верующих дело обстоит иначе: весь комплекс является особо почитаемым местом.

Дело в том, что этот конгломерат построек скрывает две великие христианские святыни, реликварий в часовне на втором этаже безликого сооружения в середине композиции и саму расположенную в ренессансном западном объеме Святую Лестницу, которая и дала название всему нынешнему зданию. История этого здания и его святынь достаточно сложна. Когда-то на этом месте располагался Патриархат, папский дворец, в котором Римские Папы жили с IV по XIV век, от эпохи императора Константина до периода Авиньонского пленения пап (после Авиньона папы «переехали» в Ватикан). В этом здании на втором этаже расположена посвященная святому Лаврентию особая папская капелла («Святая Святых», или «Sancta Sanctorum») с огромным количеством реликвий, помещенных в один драгоценный реликварий. Зал Патриархата, в котором находится капелла, восходит, частично, еще к эпохе императора Константина, то есть к IV веку. Однако большая часть сохранившихся стен построена при папе Льве III (795–816 гг.), при котором окончательно сложился комплекс старого папского дворца на Латеране.

В XIII веке, при папе Николае III (1277–1281 гг.), впервые упоминаются три мраморных портала из дворца претория в Иерусалиме, перенесенные в Рим, вероятно, крестоносцами; эти порталы были устроены так, что вели в «Святая Святых» и в зал Совета Патриархата.

Порталы сами по себе были реликвией: ведь они происходили из дворца, в котором прокуратор Иудеи Понтий Пилат судил Христа. Тогда же или несколько позже появилось предание о лестнице, выломанной из развалин дворца претория в Иерусалиме и перевезенной в Рим императрицей Еленой в 326 году — по этой лестнице Иисус поднимался на суд Пилата, на ней остались следы Его крови. К середине XV века эта лестница из 28 мраморных ступеней, ведшая в зал Патриархата, затмила собой порталы и даже реликварий капеллы Святого Лаврентия и стала главной святыней дворца. В это же время, вероятно, сложилась традиция подъема по мраморной лестнице на коленях, сохранившаяся поныне. Как эта лестница и этот подъем были оформлены архитектурно в XIII–XV веках, мы не знаем: архитектурно-археологических исследований остатков Патриархата до сих пор не проводили. При папе Сиксте V (1585–1590 гг.) была произведена большая реконструкция, превратившая древний дворец в нынешний санктуарий Святой Лестницы. Папа решил разрушить Патриархат и переместить дворец ближе к северному фасаду Латеранской базилики, вплотную к нему. Снос старого дворца, сооружение площади с обелиском на ней и возведение нового Латеранского дворца, ставшего летней резиденцией пап, были осуществлены Доменико Фонтана (1543–1607 гг.). Этот архитектор Сикста V начал грандиозную перепланировку Рима, создав систему ориентиров и направленных на них паломнических улиц. На Латеране он поставил громадный и парадный по декору блок Латеранского дворца с иглой «собирающего» лучи улиц египетского обелиска перед фасадом.

В 1589 году Скала Санта перенесли на новое место, причем монтировали сверху вниз, чтобы не касаться ногами ступеней. По проекту Фонтана она ведет отныне к проему, открывающему вид на драгоценный реликварий капеллы Св. Лаврентия.

Интерьер пристройки Доменико Фонтана открывает оригинальное решение, придуманное этим незаурядным архитектором для обрамления святыни, которая сама по себе являлась архитектурой. Зодчий поместил старую мраморную лестницу, перекрытую ползучим коробовым сводом, в центре композиции, а по сторонам расположил еще четыре лестницы той же формы, ширины, высоты и того же подъема. Внизу и вверху расположились сводчатые вестибюли, причем в верхнем отдельные компартименты соединяют мраморные порталы римского времени, по преданию — те самые порталы из дворца Ирода, ставшего дворцом прокуратора Иудеи, которые впервые упомянуты в XIII веке.

Получилось здание, пронизанное сакральной функциональностью, даже не здание, а архитектурный чехол для одной лестницы, устроенный путем умножения этой лестницы, обрамления ее при помощи повторения одной и той же формы. Рациональный архитектор Ренессанса предусмотрел и возможность подъема на коленях по Святой, средней лестнице, и спуск по одной из боковых лестниц, и вероятность быстрого подъема к капелле Лаврентия по тем же боковым лестницам. Но достигнутый эффект иконографического умножения святыни был одновременно и рациональным, характерным для Возрождения, и свидетельствовал об усилении маньеристических, предбарочных мистических тенденций, выраженных архитектурно: ведь здание, целиком состоящее из лестниц, ведущих даже не в капеллу, а к площадке перед этой закрытой для служб капеллой, здание, пронизанное идеей святости лестницы, которая выделена только композиционно, центральным положением, но не выделена особыми формами, пышностью декора или чем-то иным, — это здание превращается в таинственный ларец для лестницы.

Пять одинаковых лестниц со сводчатыми галереями внизу и наверху определили образ интерьера постройки, которая и стала отныне называться Скала Санта. Расположенные восточнее старые залы Патриархата и небольшая базилика получили свои входы и функционально составляют уже другое здание. Эти же пять лестниц определили и двухъярусность фасадов всего западного объема, и их членение на пять частей. В результате зритель не может не увидеть пронизывающей здание рациональности: функционального зонирования и организации внутренних «маршрутов», соответствия внутреннего устройства и членений фасадов».

ЦЕРКОВЬ САН-МАРЧЕЛЛО-АЛЬ-КОРСО

Она была сооружена в IV в. и позднее реконструирована. В XVI церковь сгорела. Когда огонь потух, прихожане обнаружили, что деревянное распятие (XV) осталось неповрежденным. Мало того, перед ним продолжала гореть лампада. Резчику удалось так реалистично передать предсмертные муки Христа, что возникла мистическая легенда, будто он тайно распял бедняка-угольщика и вырезал распятие с натуры. После пожара церковь перестраивал архитектор Я. Сансовино, а век спустя К.Фонтана пристроил фасад (барокко). В интерьере заслуживают внимания прекрасный потолок XVI в. и многочисленные надгробия. В проеме портала этой церкви три дня головой вниз висел изуродованный труп народного трибуна Колы ди Риенцо, постоянно лавировавшего между императором, Римским Папой и городскими феодалами и пытавшегося возродить былое величие раздираемого междоусобицами.

ЦЕРКОВЬ САНТА-ЧЕЧИЛИЯ-ИН-ТРАСТЕВЕРЕ

Название района Рима Трастевере, где находится церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, можно перевести как «Затибрие». В том смысле, что он располагается в стороне от центра Рима, по западную сторону реки Тибр. Траствере знаменит своими узкими улочками, средневековыми церквями Санта-Чечилия и Санта Мария и улицей Императорских Форумов.

Церковь первоначально была построена в V веке. По мистической легенде, на этом месте находился дом Кикилии, дочери римского патриция, и его мужа Валериана. Супруги погибли мученической смертью при Марке Аврелии. В IX веке тут же была воздвигнута новая церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере. В XVI веке ее перестроили и несколько раз реставрировали в разные годы.

Церковь примечательная статуей «Мученичество святой Чечилии», выполненный в мраморе Стефано Мадерно. Статуя установлена перед алтарем. В церве находится и мощи святой, до этого хранившиеся в катакомбах святого Каллиста. Также известными произведениями искусства являются потолочная фреска «Коронование святой Кикилии» и фрагменты «Страшного Суда» работы Пьетро Кавалини.

САНТА-МАРИЯ-ИН-ВИА-ЛАТА

Церковь построена на месте античных римских домов. Мистическое предание гласит, что в одном из них два года провел под стражей апостол Павел, писавший здесь послания к колоссянам, филиппийцам, ефесянам, евреям и Филимону.

В крипте сохранились остатки древнего храма с фресками. Церковь перестраивалась в XV и XVII вв., фасад выполнен по проекту Пьетро да Кортона. В алтаре (предположит, Бернини) хранится чудотворная икона Богоматери (византийский канон, XIII в.). В этой церкви погребены останки многих Бонапартов.

ЦЕРКВИ САНТА-МАРИЯ-ДИ-МОНТЕСАНТО И САНТА-МАРИЯ-ДЕИ МИРАКОЛИ

Пьяцца дель Пополо возникла в XVI в. в результате деятельности Папы Сикста V, который приказал проложить сквозь римские «джунгли» три расходящиеся лучами главные транспортные магистрали — улица Рипетта, Via del Corso и ул.Бабуино. Такая трехлучевая планировка (Трезубец) на долгое время стала определяющей в европейской архитектуре. Подобным образом спланированы Версаль и Санкт-Петербург. Точки схождения проспектов украшают жемчужины барокко — церкви Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи Мираколи — обе выполнены по проекту архитектора К.Райнальди, который сумел добиться иллюзии полной симметрии построек, несмотря на то, что Санта-Мария-деи-Мираколи круглая в плане, а Санта-Мария-ин-Монтесанто — овальная. Она стала такой потому, что архитектор вынужден был «втискивать» здание в существующий ансамбль. Так круг превратился в овал.

Мистическое предание гласит: в 10 г. до н.э. после покорения Египта в Рим перевезли обелиск (высота 24 м, с пьедесталом около 37 м, возраст 3400 лет) и установили его на арене Большого цирка. С течением времени обелиск разрушался и уходил все глубже в землю, пока не затерялся совсем. По распоряжению Папы Сикста V на арене Большого цирка начали раскопки. В их ходе нашли фрагменты обелиска, которые в 1589 г. архитектор Д.Фонтана отреставрировал, скрепив три блока в единый массив. Получившийся обелиск назвали обелиском Фламиния и установили на P.del Popolo. В 1824 г. его окружили фонтанами в виде четырех мраморных львов — копий античных львов, стоящих у подножия Капитолия. Центральная мраморная чаша, сделанная по рисунку Дж. делла Порта, стоит на фрагменте колонны из Золотого дома Нерона. Ведущие к фонтану ступени выполнены по рисунку архитектора Валадье (XIX век).

P.del Popolo окружена балюстрадой, украшенной скульптурными аллегориями времен года.

На склонах холма устроены живописные террасы. В 1936 г. здесь соорудили каскад, по которому течет вода из древнего акведука Аква-Верджине. В наши дни P. del Popolo и раскинувшиеся над нею сады Пинчо — одно из любимых мест отдыха римлян и многочисленных туристов-эзотериков.

Дата публикации: 15 января 2020