Об этом путешественнике и первооткрывателе знает каждый — и при этом, если углубиться в его биографию, оказывается, что о нем не известно почти ничего. Мы не знаем, где он родился и из какой семьи происходил, не знаем, как прошло его детство, не знаем даже, чем он занимался в течение довольно длительных периодов жизни и по каким причинам отправился в свое самое известное путешествие. Да что там, ведь даже о том, где он похоронен, нет точных сведений! Строго говоря, достоверно нам известно об этой личности только его имя — Христофор Колумб.
Правда, существует множество разных предположений о том, что же это был за человек и какой была его жизнь до того, как он совершил свое открытие. Некоторые из них кажутся маловероятными и притянутыми за уши, некоторые выглядят вполне реалистично, однако ни одно из них не имеет четких доказательств, так что каждый историк обычно отстаивает тот вариант, который больше всего по душе лично ему.
Тем же, кто только начинает интересоваться жизнью Колумба и историей открытия Америки, остается то же самое: изучить имеющиеся версии событий и выбрать те, которые покажутся им наиболее правдоподобными.
Официальная биография Христофора Колумба, изложенная в учебниках и энциклопедиях, не содержит никаких странностей и «белых пятен», однако изложенные в ней факты выглядят как минимум спорными, если как следует покопаться в письмах, дневниках и различных документах, имеющих какое-либо отношение к этому человеку. Нелогичности начинаются с самого рождения будущего первооткрывателя: местом его появления на свет считается город Генуя, который в XV веке был самостоятельным государством под названием Генуэзская республика и который теперь находится в Италии. Годом рождения Колумба значится 1451-й, а число и месяц неизвестны. Также принято считать, что он был из семьи торговцев и что его отца звали Доминико Коломбо, а мать — Сузанной Фонтанаросса. Отец Христофора, по мнению большинства историков, стал брать его с собой в другие страны, куда он плавал на кораблях торговать, с десяти лет, так что будущий первооткрыватель Америки с детства привык к морским путешествиям и полюбил их.
В пользу официальной версии говорит то, что Колумб сам называл себя генуэзцем и иногда даже подписывался так. В Средние века это было довольно распространенным явлением: путешественники и просто люди, перебравшиеся жить в другой город или страну, нередко добавляли к своему имени название города, в котором они родились, и это прозвище было для них чем-то вроде второго имени.
Однако официальные сведения не объясняют некоторых точно известных фактов из жизни Христофора Колумба. В частности, если он был итальянцем, то несколько странно выглядит то, что почти все его письма, сохранившиеся до наших дней, написаны на испанском языке, а его подпись вообще не похожа ни на итальянское, ни на испанское, ни на любое другое написание его имени. Также странно, что, судя по письмам и свидетельствам общавшихся с ним людей, Колумб, скорее всего, был очень хорошо образованным человеком — есть даже версия, что он закончил университет в итальянском городе Павия. Но в те времена у сына простого торговца, причем не очень богатого, вряд ли была возможность получить университетское образование, не говоря уже о том, что отец вряд ли отпустил бы учиться своего помощника в торговле. Можно было бы предположить, что любознательный и интересующийся окружающим миром молодой Христофор мог учиться самостоятельно или познакомиться с каким-нибудь образованным человеком, который согласился бы обучать его разным наукам «по дружбе», но и здесь встает вопрос: откуда сын торговца, помогающий отцу в его деле и проводящий долгие месяцы в плавании к месту продажи товара, нашел бы на это достаточно времени? Все это наводит на мысль о том, что официальные данные о происхождении и начале жизни Колумба с большой долей вероятности могут быть ошибочными. Не исключено, что на самом деле он был из дворянской семьи и поэтому имел возможность учиться в университете.
По этой причине много историков придерживаются версии о том, что Колумб происходил из семьи аристократов, а не торговцев. Главным подтверждением этой гипотезы является «Жизнь адмирала Христофора Колумба, написанная его сыном Фердинандом», появившаяся на свет уже после смерти великого путешественника. В ней Фердинанд Колумб, внебрачный сын первооткрывателя, пишет, что его отец происходил из графской семьи Коламбо, известной в то время в Генуе, которая вела свое начало от прославленного римского генерала Колониуса. Такая версия объясняет, каким образом Колумб получил хорошее образование, однако ставит перед историками новый вопрос: каким образом молодой аристократ мог с детства путешествовать на кораблях? Некоторые историки полагают, что на самом деле Христофор Колумб называл себя родственником графа Коламбо, не имея на то никаких оснований, чтобы больше расположить к себе сильных мира сего, у которых он пытался получить средства для экспедиции в Индию. Возможно, его сыновья, включая и Фердинанда, искренне верили в свое высокородное происхождение, а может быть, отец и рассказал им правду, но сын-биограф решил, что обман будет выглядеть более привлекательным, и не стал разоблачать Христофора.
Существует несколько свидетельств современников Колумба о том, что он был родом не из самой Генуи, а из маленькой деревни Нерви рядом с этим городом. Испанский историк Педро Сьеса де Леон, живший в середине XVI века, назвал родиной Колумба город Савону, порт, расположенный в той же области, что и Генуя, но несколько севернее, а его современник Гонсало Арготе де Молина (тоже из Испании) был уверен, что Христофор происходит из города Олбиссола Марина, еще более северного, чем Савона.
Другие же города, в которых предположительно родился первооткрыватель Америки, расположены гораздо дальше от Генуи. В начале ХХ века перуанский исследователь Луис Ульоа заявил, что Христофор Колумб был родом из Каталонии, области, которая сейчас является частью Испании, а во времена Колумба входила в состав Королевства Арагон. Ульоа основывал свою теорию на анализе писем Колумба, их стиля и языковых особенностей, разных выражений, а также его почерка — все это, как оказалось, имело много сходства с письмами и почерком его современников-каталонцев. С этим историком согласились еще несколько специалистов, проверивших его выводы. Но при этом они разошлись во мнениях о том, кем Колумб был по национальности: есть версии, что он был испанцем, португальцем и французом.
На роль родины Колумба претендует и город Санлури на острове Сардиния: так считает современная исследовательница его жизни испанский историк Мариса Асуара. По ее мнению, родителями Христофора были Сальваторе Сиена-и-Алэгон и Изабелла Алэгон-и-Арбореи, дворяне, состоявшие в родстве с Папой Римским Пием II. Между этим городом и Генуэзской республикой были налажены хорошие связи — одно время в Санлури даже действовали генуэзские законы, — и позже семья Колумба переехала в Геную. Кроме того, Мариса Асуара называет годом рождения Христофора 1436-й. Эта версия объясняет и его высокую образованность, и то, почему он иногда называл себя генуэзцем, и раннее, если верить официальной информации, начало его морских путешествий: все-таки плавание на кораблях было в XV веке слишком опасным делом, чтобы брать с собой десятилетнего ребенка.
В середине ХХ века появилась теория о греческом происхождении Колумба. Автором ее был американский ученый по фамилии Кэнутас, который предположил, что Колумб был византийским дворянином, греком по национальности, высланным из Константинополя за какие-то провинности и сначала поселившимся во Франции, а потом перебравшимся в Италию. Что же касается информации о том, что Колумб был сыном торговца, то, по мнению Кэнутаса, он придумал себе такую «скромную» биографию, так как опасался, что его могут узнать бывшие соотечественники.
Еще дальше зашел в своих исследованиях норвежский историк Тор Борч Сэйннс, связавший Христофора Колумба с дворянским семейством Бонд, проживавшим в Норвегии, но в XV веке по каким-то причинам впавшим в немилость короля и сбежавшим в Италию. Герб этого семейства и герб Колумба, который он выбрал себе после того, как стал губернатором открытых им земель, действительно имеют заметное сходство, однако других доказательств того, что первооткрыватель был родом из Норвегии, не нашлось.
Наконец, существует еще одна довольно популярная среди историков теория — о том, что Христофор Колумб происходил из еврейской семьи и изначально исповедовал иудаизм, а затем перешел в христианство. На это также может указывать его образованность, а точнее, хорошее знание Библии, причем только Ветхого Завета. В письмах Колумба встречается немало библейских выражений и отсылок к ней, но для человека того времени это весьма странно, так как ни простые люди, ни даже дворяне тогда не читали Библию, а знакомились с ее содержанием во время церковных служб — изучать ее самостоятельно было даже запрещено, так как неподготовленный человек вполне мог неправильно понять священную книгу. В то же время в иудейских семьях изучение первых пяти книг Библии было обязанностью всех мужчин и мальчиков, и в этом случае Христофор вполне мог бы, уже став взрослым, машинально употреблять хорошо знакомые с детства выражения.
Кроме перечисленных версий, существуют еще две: по одной Колумб родился в Польше, а по другой — на острове Корсика. Но сколько-нибудь убедительных доказательств эти предположения не имеют.
Где бы ни родился Христофор Колумб, на одном месте ему не сиделось. О том, что он много путешествовал, известно достоверно, но где именно ему приходилось бывать до экспедиции в «Индию», точных сведений нет. С уверенностью можно утверждать немногое: во-первых, что после 1477 года он побывал в Англии, а во-вторых, что в 1481 году принял участие в экспедиции в Западную Африку, в Гвинею, руководителем которой был португальский путешественник Диогу де Азамбужа. Также известно, что это были далеко не единственные его путешествия, но где еще удалось побывать Колумбу до открытия Америки, можно только догадываться. В одном из его писем упоминается пережитое им в молодости кораблекрушение, но где это произошло и каким образом ему удалось спастись, опять же никто не знает.
Зато есть сведения о том, что примерно в эти годы Христофор впервые заговорил о возможном плавании в Индию вокруг земного шара. Он обратился с таким проектом к правительству Генуи и самым богатым купцам этого города и предложил им финансировать эту экспедицию. Однако энтузиазма его замысел ни у кого не вызвал. План попасть в Индию, отправившись на запад и обогнув всю Землю, с одной стороны, выглядел в то время заманчивым — это была бы прекрасная альтернатива морскому пути в Индию вокруг Африки, по которому туда плавали европейские моряки и который был очень длительным, трудным и опасным. Но с другой стороны, этот путь был уже известен, и путешественники были готовы к его сложностям, а вариант, который предлагал Христофор, мог таить в себе новые, неведомые опасности. В результате никто из генуэзской элиты не решился рисковать деньгами, Колумбу отказали, после чего он продолжил попытки получить финансирование своего замысла, обращаясь к правителям разных европейских стран и поначалу тоже получая отказы.
Этот период его жизни известен историкам хорошо, но остается неясным главное: почему Колумб вообще захотел найти новый путь в Индию, как возникла у него столь неожиданная и смелая идея? По официальной версии, на эту мысль его натолкнул астроном и математик из Флоренции Паоло Тосканелли, написавший ему о том, что плавание вокруг земного шара заняло бы меньше времени, чем путешествие вдоль всего африканского континента. Этот ученый действительно был знаком с Христофором и переписывался с ним, но если письмо с таким советом и существовало, оно не сохранилось. И хотя предположение о том, что подобное письмо все-таки было, на первый взгляд кажется вполне логичным, поведение Колумба во время его попыток получить финансирование во многом опровергает его.
Дело в том, что после того, как королева Изабелла Кастильская заинтересовалась предложением Христофора и согласилась обсудить с ним это дело более подробно, мореплаватель неожиданно выставил ей довольно странные условия. Он не только попросил у нее денег для организации экспедиции, но и заявил, что желает получить право стать губернатором найденных им земель. Если принять официальную версию, что Колумб собирался плыть в Индию, то возникает вопрос: где он собирался стать губернатором, какими землями хотел править? В Индии и граничащем с ней Китае были свои правители, об этом в Европе было хорошо известно, и никаких свободных территорий, жители которых могли бы позволить европейцу захватить власть, там не было. Создается впечатление, что путешественник знал или как минимум догадывался, что ему может встретиться какая-то совсем другая земля, заселенная дикими народами, не имеющими своего государства… И некоторые его последующие действия это только подтверждают.
Правда, сначала Христофора постигла очередная неудача в самом главном деле его жизни: Изабелла посчитала его требования излишне завышенными и отказала ему в финансировании. Официально причиной отказа было то, что Кастилия, как и несколько других стран Европы, в эти годы участвовала в войне с Гранадским эмиратом и стране нужны были деньги на ведение военных действий. Однако в ответе Изабеллы явно имелся намек на то, что Колумбу стоит немного поумерить свои аппетиты и не требовать слишком многого.
Путешественник этот намек понял, и когда после окончания войны, в 1492 году, снова обратился к кастильской королеве со своим предложением, оно выглядело несколько более скромным. Изабелла наконец дала свое согласие, и Христофор начал подготовку к плаванию. И тут можно заметить новые странности: запасаясь разными необходимыми в долгом путешествии вещами, Колумб, кроме всего прочего, погрузил на свои корабли множество маленьких зеркал и колокольчиков, дешевых, но ярких и блестящих украшений. Членам своей команды он говорил, что эти предметы могут пригодиться им для торговли с жителями тех земель, куда они приплывут. Но кого он собирался удивить колокольчиками и зеркальцами в Индии или Китае? Там все это было хорошо известно, никто не стал бы выменивать дорогие вещи на мелочи — это выглядит просто абсурдно.
Однако эти же действия Колумба выглядят логично, если допустить, что ему было что-то известно о землях, лежащих между Европой и Индией, что он откуда-то знал об их существовании и о том, какие люди в них обитают. Коренным жителям американских материков зеркала и колокольчики казались очень дорогими, поскольку они никогда не видели ничего подобного. И эти вещицы действительно пригодились Христофор и его спутникам.
Но откуда европеец XV века мог знать что-либо о континентах, которые позже назовут Северной и Южной Америкой? В этом заключается вторая загадка, связанная с жизнью Христофора Колумба. Каким-то образом ему, скорее всего, все-таки удалось где-то раздобыть сведения о большой земле, расположенной к западу от Европы.
Эта мысль кажется фантастической, однако теоретически у него действительно была такая возможность. Дело в том, что кое-где в Европе были люди, которые могли знать об Америке и, возможно, даже бывали там. Правда, жили они за много веков до Колумба — в раннем Средневековье. Речь идет о викингах, которые были превосходными мореплавателями и которые почти наверняка сумели доплыть до будущей Северной Америки и даже поселиться там. Сейчас большинство историков сходятся на том, что они действительно были там, хотя точное время, когда это произошло, установить трудно: одни считают, что это было в V веке нашей эры, другие — что позже. Доказательством этого служат найденные на побережье континента древние могилы, в которых были похоронены люди со светлыми волосами — у индейцев таких волос быть не может, — а также легенды о «белых людях из-за океана» и «белом боге из-за океана», которые существовали в то время, когда в Америку приплыл Колумб, и появились, по всей видимости, намного раньше. Благодаря этим легендам индейцы встретили Колумба и его спутников как богов, почтительно и без малейшей враждебности, и с ними быстро удалось найти общий язык. А в основе их, судя по всему, лежали встречи предков этих индейцев с викингами, которых они тоже приняли за богов и с которыми, скорее всего, у них наладились хорошие отношения.
Так что в первые века нашей эры в Скандинавии было известно о материке, населенном индейцами. Но принято считать, что потом эта информация забылась и затерялась, к XV веку, когда жил Колумб, уже не осталось людей, которые могли бы знать об этом даже в виде легенд. Тем не менее, если допустить, что где-то в скандинавских странах или в Ирландии все же сохранились какие-то предания о путешествиях викингов к индейцам и что их мог каким-то образом узнать Христофор Колумб, это допущение объяснит все странности его поведения при подготовке экспедиции.
Можно предположить, что Колумб побывал в Скандинавии или Ирландии после своего плавания в Англию либо это было какое-то его отдельное путешествие, совершенное им в молодом возрасте. Оба варианта вполне возможны. Но мог ли он во время такого плавания встретиться с кем-то, кто знал о путешествиях викингов? У этой версии нет даже косвенных доказательств, однако она не противоречит никаким точно известным историкам фактам — а значит, имеет право на существование.
Если принять эту гипотезу, то получится, что Колумб узнал о большой земле на западе, населенной дикими племенами, и захотел побывать там, а если получится, то и завоевать ее. Но если бы он обратился к сильным мира сего с предложением выделить деньги на путешествие к никому не известной и, по мнению всех европейцев, не существующей земле, его не стали бы и слушать. Поэтому ему и пришлось уговаривать правителей и купцов раскошелиться, обещая им легкий путь в хорошо известную Индию. Это было большой авантюрой — но она удалась великому мореплавателю. Однако рассказать об этом он не мог никому — если бы королева Изабелла узнала, что он ее обманул, ему бы тоже не поздоровилось. Поэтому Христофор всю жизнь продолжал делать вид, что открыл Индию, оставив, таким образом, после себя одну из самых любопытных загадок.
Третья же загадка Колумба возникла перед учеными уже после его смерти. Мы не знаем, где этот человек родился, но также не знаем, где находится его могила. Знаменитый путешественник умер в 1506 году и завещал похоронить себя на открытой им земле, примерно там, где сейчас находится Доминиканская Республика. Однако умер он в Кастилии и похоронили его изначально в Испании — в Севилье. В 1540 году по приказу императора Карла V, правившего тогда многими европейскими землями, включая и Испанию, и решившего все же выполнить последнюю волю первооткрывателя, прах Колумба перевезли на остров Эспаньола, который сейчас называется Гаити. В конце XVIII века часть этого острова перешла от Испании к Франции, и испанцы забрали останки Колумба на остров Куба. Там они оставались до 1898 года, когда Кубу захватили США, и изгнанные оттуда испанцы забрали прах Христофора и перенесли его сначала обратно в Доминикану, а потом — в Севилью. Но вскоре после этого в главном соборе города Санто-Доминго — столицы Доминиканы — был найден маленький ящик с костями, надпись на которой свидетельствовала, что именно это останки Христофора Колумба, которые специально похоронили там тайком, чтобы никто не забрал его прах в другое место. Эти кости покоятся в соборе и сейчас, и какая из могил Колумба подлинная, неизвестно.
В 2003 году останки из собора исследовали генетики. Они попытались воссоздать облик человека, которому принадлежали эти кости, и оказалось, что это был невысокий мужчина хрупкого сложения, хотя Колумб, по описаниям современников, был достаточно высоким и широкоплечим. Кроме того, этот мужчина, по мнению ученых, скончался, когда ему было около 45 лет, а Христофор прожил как минимум 55 лет, а возможно, и больше. Тем не менее многие историки придерживаются той версии, что подлинные останки Колумба все-таки находились в том сундучке. А некоторые считают, что обе могилы первооткрывателя не настоящие, так как его прах вообще был утерян во время множества переездов.
И как и в случае с двумя первыми загадками Христофора Колумба, третья тоже, скорее всего, никогда не будет разгадана…
Дата публикации: 1 апреля 2016
Татьяна Алексеева (журналист, Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века» №8(446), 2016
01.04.2016