Многоликий ислам
Как религия ислам неоднороден, и ориентироваться в его направлениях непросто

С одной стороны, ислам — это мировая религия, одна из трех авраамических, восходящих к пророку Аврааму. С другой, как писал русский ученый Лев Гумилев, это «наименование огромной суперэтнической целостности, особой культуры, системы государственных образований и мировоззрений». Но и как религия ислам неоднороден, и ориентироваться в его направлениях непросто. А ведь часто именно этими отличиями обусловлены громкие события — войны, революции, террористические акты. Попробуем все же разобраться в этом сложном явлении.

ПЯТЬ СТОЛПОВ

Все началось полтора тысячелетия назад. Древний этнос арабов к VII веку почти ничем не выделялся среди других, однако в 610 году Мухаммед, неграмотный погонщик верблюдов из племени курайш, получил откровение. Согласно преданию, к нему явился ангел Джабраил (Гавриил) и продиктовал первые пять аятов (стихов) Корана. Это и считается началом ислама.

Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение». Речь идет о полном подчинении законам Аллаха, единого всемогущего Бога. Сам Мухаммед в этой системе ценностей есть последний пророк единственной истинной веры. Согласно шахаде (мусульманскому символу веры): «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Аллаха». В сущности, первоначальный ислам был весьма прост и прекрасно усваивался аравийскими бедуинами. Есть пять столпов: декларация веры (шахада), пять ежедневных молитв (намаз), пост во время месяца Рамадан (ураза), религиозный налог (закят) и паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин обязан совершить хотя бы раз в жизни (хадж). Практически тот, кто совершает все это, может считаться правоверным мусульманином. При этом шариат — закон, основанный на Коране и сунне (священном предании), — не разделяет религиозную и светскую часть жизни. Таким образом, основанные мусульманами государства должны строиться на религиозных принципах.

Государственное строительство в исламе основывалось и на понятии джихада (усилие) — священной войны за распространение ислама. Хотя есть и иные мнения.

– Целью джихада является не столько распространение исламской веры, сколько расширение сферы влияния суверенной мусульманской власти, — уверен, например, американский историк Даниэль Пайпс.

Это оспаривается многими мусульманскими богословами, введшими понятие «джихад против своих пороков» и другие формы «невоенного» джихада. Однако сподвижники пророка, похоже, понимали термин однозначно. За полтора столетия войн, которые с полным правом можно назвать религиозными, халифат (государство, построенное на мусульманских принципах) расширился от Испании до Индии. Позже исламское государство трансформировалось, распадалось, на его территории возникали образования по национальному, а не религиозному принципу. В 1924 году было ликвидировано последнее государство, имеющее право называться халифатом, — Османская империя. Большая часть мусульманских стран подпала под колониальное владычество Запада. Когда же эти страны стали обретать независимость, ислам в них играл уже не первую роль. Казалось, что фанатизм мухаджиров и ансаров Мухаммеда остался глубоко в недрах истории. Но к середине XX века стало очевидным «возрождение ислама», причем особенно явно проявились его радикальные формы. Началось это еще с создания в 1928 году движения «Братья-мусульмане» («Ихван аль-Муслимин»), действующего по сей день, а апогея достигло сегодня в деятельности «Исламского государства» (обе организации запрещены в РФ). Чтобы понять, как это случилось, следует разобраться с генезисом различных мусульманских течений.

КОРНИ РАЗМЕЖЕВАНИЯ

Склонность ислама к разделению можно объяснять по-разному. С одной стороны, еще при жизни пророка новая религия зачастую навязывалась, поэтому мусульмане стали делиться на «истинных» и «лицемерных» (мунафиков), принявших ислам из практических соображений. После смерти основателя религии часть племен совершила отступничество, с ними пришлось вести войны. Тогда мунафики были разбиты, но втайне «лицемерами» оставались многие внешне правоверные. Есть мнение, что позже, при династии Омейядов (661–750), «лицемеры» захватили власть в халифате.

С другой стороны, великое множество покоренных халифатом народов, приняв ислам, сохранило свою этнокультурную доминанту и привносило ее в мусульманское мировоззрение, что давало иной раз причудливые плоды. Кроме того, сыграло роль положение, что мусульманином может стать человек любой национальности, произнесший шахаду. Это наложилось на разрешенное Кораном многоженство. Получалось, что араб-мусульманин обретал в виде военной добычи или покупал на рынке рабов нескольких женщин разных этносов и религий и «обращал» их в ислам, причем искренность такого обращения была весьма сомнительна. После чего они рожали ему детей-полукровок, а дети, разумеется, впитывали мирвоззрение матери, обычно от ислама весьма далекое. Так размывалась и искажалась мусульманская целостность.

– Пророк Мухаммед не мог пить вино, но любил своих жен, — говорил Лев Гумилев, рассматривавший историю ислама через призму этногенеза. — И он запретил выпивку, разрешив устраивать гаремы. Поэтому мусульмане выпивали тайком, а детей производили вполне официально от самых разных жен. Для сохранения этноса было бы лучше наоборот...

ВЕЛИКИЙ РАСКОЛ

Первый раскол в исламе можно сравнить с Великим расколом в христианской церкви, разделившей ее на православную и католическую. Однако главное отличие в том, что схизма в христианстве выражалась в некоторых вероучительных разногласиях. Поводом же для раскола в исламе был вопрос о характере и природе верховной власти. Часть мусульман считала, что власть передается решением общины (уммы) самому уважаемому мусульманину из племени курайш, к которому принадлежал Мухаммед. Другие признавали семью и прямых потомков пророка (ахль аль-бейт) его единственными законными наследниками и духовными преемниками. Первые дали начало суннитам, а вторые — шиитам.

Дело в том, что после смерти Мухаммеда в 632 году возникла ситуация, сейчас называющаяся вакуумом власти. Каких-либо прямых указаний на правила наследования звания халифа (дающего абсолютную власть, не только светскую, но и духовную) пророк не оставил, однако как-то назвал своего зятя и кузена Али ибн Абу Талиба преемником. Но после смерти Мухаммеда узкий круг его ближайших сподвижников выдвинул в лидеры другого его родственника — Абу Бакра. Али через какое-то время все же стал халифом, но этому предшествовала гражданская война (фитна). В 661 году Али был убит, и с этого момента раскол ислама стал фактом.

Сунниты («люди предания и общины») сегодня составляют подавляющее число мусульман, а шииты («приверженцы Али») — от 10 до 20 процентов от их общей численности. Сунниты признают «праведными» первых четырех халифов, от Абу Бакра до Али. Для шиитов праведен лишь Али. Более того, шииты почитают его наряду с Мухаммедом, прибавляя к шахаде слова «и Али — друг Аллаха». У суннитов высшая власть должна принадлежать избираемым или назначаемым лицам (правда, обязательно из племени курайш), а у шиитов представитель высшей власти должен быть исключительно из рода Али и его жены, дочери пророка Фатимы. Для суннитов имам — это лишь заведующий мечетью, для шиитов — высший духовный лидер и потомок пророка. Сунниты признают весь текст сунны, а шииты лишь ту ее часть, которая рассказывает о Мухаммеде и членах его семьи. Мессианские идеи есть у обеих отраслей ислама, но если сунниты считают, что будущий мессия (махди) придет в конце времен как некий абстрактный обновитель веры, то шииты уверены, что махди — это обязательно прямой потомок Али.

Третьей силой, разделившей ислам после смерти Мухаммеда, были хариджиты («покинувшие»), начало которым дала группа воинов, отколовшаяся от Али. В основном вероучение хариджитов совпадает с суннитским, за исключением того, что они считают праведными лишь двух первых халифов. Они выступают за органичение власти халифа и равенство всех мусульман, выражающееся в том, что халифом может стать любой мусульманин, не обязательно потомок пророка и курайшит. В целом это более социальное, чем религиозное движение, недаром хариджиты сражались под красными знаменами... Сегодня большинство они составляют лишь в Омане, где принадлежат к очень умеренному направлению хариджизма. Некоторые противники «Исламского государства» считают, что оно создано хариджитами, но это не так — в идеологии ИГ следов хариджизма не видно. В частности, «халиф» ИГ Абу Бакр аль-Багдади основывает свои притязания на верховную власть вполне по-суннитски — тем, что является потомком Мухаммеда и курайшитом. Впрочем, несомненно, что именно хариджиты первыми среди мусульманских сект освоили терроризм как метод устрашения и подавления противника: халифа Али убил именно один из хариджитов.

ДРОБЛЕНИЕ ШИИТОВ

Шииты делятся на две большие группы: умеренные (двунадесятники, зейдиты) и крайние (исмаилиты, алавиты, друзы и другие). С умеренными более-менее ясно: они почитают 12 имамов из рода Али и верят, что двенадцатый имам Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махди, исчезнувший в 874 году в пятнадцатилетнем возрасте, в конце времен возвратится в качестве мессии-махди. Это учение они исповедуют открыто и подробно объясняют его, а вот в догме большинства крайних присутствует доктрина такия, согласно которой верующий, живущий во враждебной среде, может внешне принять ее условности, сохраняя в душе истинную веру. То есть обман и дезинформация иноверцев во благо общины не является предосудительной. То есть человек может представляться правоверным шиитом, а на самом деле... О событиях VIII века, когда шииты распались на умеренных и крайних (последних тогда стали называть исмаилитами или карматами), Лев Гумилев пишет так:

«Эмиссары доктрины, да’и (глашатаи), выдавали себя за набожных шиитов. Они толковали тексты Корана, попутно вызывая в собеседниках сомнения и намекая, что им что-то известно, но вот-де истинный закон забыт, отчего все бедствия и происходят, а вот если его восстановить, то... Но тут проповедник, как бы спохватившись, замолкал, чем, конечно, разжигал любопытство. Собеседник, крайне заинтересованный, просил продолжать, но проповедник, опять-таки ссылаясь на Коран, брал с него клятву соблюдения молчания... Наконец посвященному объясняется, что и пришествие махди только аллегория познания и распространения истины. Все же пророки всех религий были люди заблуждавшиеся, и их законы для посвященного не обязательны. Бога на небе нет, а есть только второй мир, где все обратно нашему миру. Свят лишь имам как вместилище духа, истинный владыка исмаилитов... Все мусульмане — враги, против которых дозволены ложь, предательство, убийства, насилие».

Это мировоззрение объявляет материальный мир злом и иллюзией, от которой следует освободить человеческие души. Практика у различных сект тоже не особенно отличалась. Ислам для них действительно был врагом. В 930 году карматы напали на Мекку, учинили резню и похитили священный Черный камень Каабы. Предводитель сектантов Абу Тахир велел его распилить на две части и использовал как подпорки в уборной. Через много лет камень был возвращен в Мекку за огромный выкуп.

Печально прославились исмаилиты-низариты, использовавшие тайных убийц, ныне широко известных под именем ассасины (хашишийа). Жестоким террором они наводили ужас на весь мусульманский мир. Ассасины были разгромлены монголами, но исмаилизм существует до сих пор. Это могущественное движение, которое сегодня возглавляет имам Карим Ага-хан IV, английский аристократ, миллиардер, благотворитель. Современный исмаилизм открещивается от деяний средневековых ассасинов, однако неоспорим факт, что именно исмаилитские общины Бадахшана во время таджикской войны были основой Объединенной таджикской оппозиции. Есть подозрения, что тайные усилия современных исмаилитов направлены на создание своего имамата в Центральной Азии.

Среди других представителей крайнего шиизма можно упомянуть отколовшихся от исмаилизма в XI веке друзов. Сохраняя негативные черты своего учения, друзы замкнулись в своей общине, потому что, по их воззрениям, друзом можно только родиться. В сирийской гражданской войне друзы сражаются на стороне войск Асада. А сам он относится к алавитам, тоже считающихся шиитами. Однако даже их главная священная книга не Коран, а сочинение под названием «Китаб аль-Маджм». Известно, что халифа Али они отождествляют с Богом, что для мусульманина неприемлемо. Как и мусульмане, они почитают пророка Ису, но идут в этом дальше, празднуя Рождество и Пасху. Кроме того, алавиты (и друзы) признают переселение душ. В общем, секты крайнего шиизма, скорее всего, к исламу не относятся. Это синкретические культы, впитавшие положения зороастризма, буддизма, христианства и манихейства.

Шииты сосредоточены в основном в Иране, Ираке, Азербайджане, значительные общины есть в Бахрейне, Ливане, Центральной Азии. Шиизм оказывает мощное влияние на политическую обстановку. Например, исламская революция в Иране произошла под руководством шиитских имамов. Сирийского президента алавита Асада поддерживают, в том числе и в военном отношении, Иран и организация ливанских шиитов «Хезболла». Шииты-хазарейцы противостоят в Афганистане суннитам-талибам. Ирак после американского вторжения стоит на грани раскола между суннитской и шиитской частями.

ДРОБЛЕНИЕ СУННИТОВ

Сунниты решают религиозные проблемы на основании авторитета Корана и сунны. Однако если проблема есть, а четкого ее решение в священных первоисточниках нет, она решается на основании доводов разума (иджтихад). Одним из следствий этого стало обилие в суннизме различных богословских школ (мазхабов). В основном различия между ними второстепенны, однако, когда они становятся принципиальными, возникает новое направление. Так произошло с суфизмом и салафизмом, в которых отразились полярные подходы к мусульманской традиции.

Суфизм, или тасаввуф, — это мистическое аскетическое течение. Структурно же это конгломерат братств (тарикатов), в которых духовная власть учителя-муршида непререкаема. Иногда это доходило почти до обожествления. Во всяком случае отсюда идет практика поклонения святым и их гробницам, ненавистная салафитам и другим мусульманским радикалам. Духовная практика суфиев — зикр — очень напоминает экстатические радения в других религиях. Фактически суфийскими дервишами формировался «народный ислам».

К XIII веку суфизм становится важным элементом религиозной жизни мусульманского общества, несмотря на противодействие многих суннитских богословов, усматривающих в суфизме отход от «чистоты ислама». Они критиковали суфиев как многобожников, распространителей «неугодных Аллаху нововведений». Многие положения суфизма смешались с языческими верованиями, повлияло на него и христианство. Кроме того, суфизм служит связующим звеном между суннитами и шиитами — последние уважительно относятся к суфийской практике, сближая ее с собственной эзотерикой.

При всей своей направленности на духовное развитие суфизм часто становился социальным фактором. Апокалиптическое учение о грядущем махди стало идеологией нескольких восстаний против колонизаторов. Суфизм был и идеологией имама Шамиля, воевавшего на Кавказе против Российской империи. Однако в современном мире знамя исламского радикализма перехватили другие течения, а суфизм считается умеренным и поддерживается западными странами в противовес «исламскому терроризму». В свою очередь, радикалы видят в суфизме врага, что зачастую выливается в прямые военные столкновения или убийства суфийских лидеров, как произошло в 2012 году, когда в Дагестане был взорван известный шейх Саид Афанди Чиркейский.

Салафия («предки, предшественники») ориентируется на «первоначальную чистоту ислама». Салафиты выступают за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, нововведений — культурных, этнических, религиозных. Провозглашая, что между человеком и Аллахом нет посредников, они считают проявлением многобожия (ширка) даже взывание к Мухаммаду. Все это напоминает протестантизм в христианстве. И есть сведения, что салафизм приобрел современные формы в XIX веке в Аравии при участии перешедших в ислам европейцев — бывших протестантов... Во всяком случае, одно из ответвлений салафизма — ваххабизм — широко использовала британская разведка для развала Османской империи. Сейчас ваххабизм — официальное вероисповедание Саудовской Аравии.

Часто ваххабитами называют всех мусульманских радикалов.

– Под ваххабизмом понимается не конкретная и четко выраженная религиозная идея, а совокупность идеологий исламского происхождения, проповедующих крайнюю нетерпимость к инаковерующим и инакомыслящим. И оправдывающих их убийство. Проще говоря, традиционные мусульмане уживаются с представителями иных исповеданий, а ваххабиты — нет, — говорит, например, известный религиовед Роман Силантьев.

Это не совсем верно, как и полное отождествление ваххабизма и салафизма. Как ни странно, ваххабизм более терпим к иноверцам и отступлениям от «исламской чистоты», чем крайний салафизм. Такой подход привносит в дело путаницу, потому в последнее время для обозначения мусульманского радикализма все чаще используют термин, которым не называет себя ни одно течение, — «джихадизм».

ДЖИХАД БЕЗ ГРАНИЦ

Уже после Мухаммеда в исламском богословии появились термины «дар аль-ислам» («территория ислама») и «дар аль-куфр» («территория неверия»). Первый обозначает регионы, где политически господствуют мусульмане. Второй — где мусульмане подчинены «неверным». Есть разные трактовки этого. Богословы джихада считают, что там, где исламское право заменяется немусульманским, для мусульман оно становится территорией войны — дар аль-харб.

Связывать джихадизм лишь с салафизмом неверно — это понятие признается всеми течениями ислама. И первая радикальная мусульманская группировка в современном мире «Братья-мусульмане» была не салафитской, в нее входили и суфии. Идея джихадизма стала сливаться с салафизмом после вторжения СССР в Афганистан в 1979 году. Именно там образовалась одиозная «Аль-Каида», а позже — движение талибан, уже вполне салафитское. После войн в Судане, на Балканах, в Чечне и особенно после вторжения США и союзников в Афганистан и Ирак джихадизм становится главной идеей радикального ислама. Для современных крайних группировок вроде ИГ объектом джихада являются практически все — западные «крестоносцы», светские режимы мусульманских стран, шииты. При этом руководство ИГ отвергает салафизм (на этой почве у ИГ возникла вражда с «Аль-Каидой).

В свою очередь, большая часть салафитов по отношению к ИГ откровенно враждебна.

– Халифа приведет Аллах, и его признают все богословы Мекки и Медины. Этого не было. Исламское государство появилось из ниоткуда, — говорит Мухаммади Рахматулло, считающийся лидером салафитов Таджикистана.

– Пророк жил во времена великого кровопролития, — вторит ему имам салафитской мечети в Филадельфии Бретон Поциус (Абдулла). — И знал, что хуже всего для людей состояние хаоса, особенно внутри уммы (мусульманского сообщества. — Ред.). Таким образом, правильный салафит не будет сеять раздор, разделять мусульман и объявлять своих братьев вероотступниками.

Мусульмане других направлений тоже всячески порицают джихадистов. «Шайтаны» — так называет их, например, глава Чечни Рамзан Кадыров.

– Никто не отрицает, что в Коране и сунне есть веления совершать джихад, однако необходимо знать, что у джихада существуют свои условия, которых в наши дни нет и в помине, — говорит российский мусульманский богослов Ахмад-хаджи Абдурашидов.

Что касается шиитов, то они считают, что военный джихад может быть объявлен исключительно мессией-махди, время которого пока не пришло. Впрочем, это не мешает, например, лидеру иракских шиитов Муктаде ас-Садру объявлять джихад то американцам, то ИГ.

Однако сложность ситуации для мусульманского мира в том, что формально «Исламское государство» не отступает от норм шариата в их суннитском понимании. Это ставит в тупик многих суннитских богословов, которые, не приемля людоедской практики ИГ, не находят в его деятельности запретных действий (харам), неверия (такфир) и греховных новшеств (бида). Мусульманскому богословию придется в ближайшее вермя решать эту проблему.

Дата публикации: 15 января 2016