За свою тысячелетнюю историю Православная церковь на Руси много приобрела, но еще больше потеряла святынь. В их числе Честная глава равноапостольного князя, мощи первых святых Бориса и Глеба, а также святой крест, данный благоверной княгине Ольге цареградским патриархом…
О кресте княгини Ольги можно почерпнуть сведения из трудов одного из величайших представителей отечественной культуры, организовавшего первую публичную библиотеку в Киеве, — отставного капитана Павла Должикова. Свои исторические исследования он подписывал подробно: «Почетный корреспондент Императорской Публичной библиотеки, соревнователь Исторического московского общества истории и древностей российских и почетный страж при гробе генерал-фельдмаршала графа Румянцева, в Киево-Печерской лавре».
«А ТОЙ КРЕСТ И ДОНЫНЕ СТОИТ В СВ. СОФИИ...»
Так вот, 24 сентября 1883 года Павел Должиков писал: «Из отечественных летописей и других источников известно, что благоверная Ольга, великая княгиня российская, при крещении своем в Царьграде получила от патриарха в благословение себе и всей Русской земле как залог и знамение св. крест, вырезанный из цельного куска животворного Древа Господнего, который и привезла с собой в Киев. Что действительно сей св. крест — первая в хронологическом порядке святыня Русской земли — был принесен в Киев, находим следующие подтверждения.
1. В слове Киевского митрополита Иллариона, сказанном равноапостольному князю Владимиру, великому князю Российскому: «Ты же и бабка твоя Ольга, принесшая крест из Нового Иерусалима — из Царьграда и поставившая в Землю своей, — вы утвердили Веру».
2. В одном сербском старинном прологе сказано: «А той крест и доныне стоит в Св. Софии в алтаре на десной стороне, имеет письмена сице: «Обновись Русская земля св. крестом, его же привезла Ольга, благоверная княгиня».
3. В сохранившемся в библиотеке Киево-Софийского собора рукописном прологе, отмеченном по росписи № 132, под числом 11 июля сказано: «А той св. крест и доныне стоит в Св. Софии в алтаре и имеет письмена: «Обновися Руская земля св. крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».
4. В описании г. Киева Закревского читаем следующее: «Достоверность факта о принесении благоверною Ольгою из Царьграда креста неоспорима, но дальнейших сведений о судьбе его мы не имеем. Любопытно было определить, когда похищена святыня эта из Киева и где она теперь находится».
Вопрос сей разрешает один из историков Киево-Софийского собора Скворцов тем, что полагает святой крест Ольгин погибшим во время смут униатских. С мнением Скворцова, как не опирающегося ни на один исторический факт, нельзя соглашаться, потому что как он, так и предшествующие ему историки, начиная от Карамзина и до Лебединцева, недавно напечатавшего свое сочинение о Софийском соборе, не знали, да и не могли знать, о недавно найденном драгоценном историческом сведении, указывающем о нынешнем нахождении креста св. Ольги. Занимаясь всю долговременную жизнь мою библиографическими разысканьями, преимущественно относящимися к Киеву и Южному краю отечества нашего, а также и по обязанности своей — как почетный корреспондент Императорской Публичной библиотеки, отыскал в одном из иностранных журналов сведения, что в 1852 году в Венеции в книжном хламе какого-то местного антиквара одним из известнейших польских библиографов найдена чрезвычайно редкая латинская брошюра, сохранившаяся едва ли в двух только экземплярах и содержащая в себе ХХІІ жизнеописания киевских римско-католических епископов с изображением их гербов начиная с 1321 года...
В этой редчайшей брошюре сочинитель св. приор Симон Окольский в биографии пятого киевского римско-католического епископа Андрея (жившего во время царствования польского короля Ягайло в конце ХIV — начале ХV века) пишет: «Епископ Андрей во время княжения в Киеве князя Ивана Ольгимунтовича Гольшанского, опасаясь бывших тогда беспрерывных междоусобий и смут, удалился из Киева в г. Люблин, причем вывез с собой найдрагоценнейшее украшение Киева, св. крест из животворящего Древа Господня, который и поместил в костеле Св. Станислава у братьев Доминиканцев».
После столь положительных сведений, передаваемых одним из очевидцев местонахождения креста Ольгиного в Люблине, не может уже существовать никакого сомнения в нахождении сей великой святыни в Царстве Польском. Оно подтверждается еще и тем, что в библиотеке Московского архива иностранных дел находится латинская рукопись половины ХVII века, писанная на бумаге в лист, Deliciae Lublinnees — «Люблинская отрада», где говорится о чудесах, коими ознаменовался данный епископом Андреем крест св. Ольги.
А что действительно св. крест этот находится и в настоящее время в Люблине, мы можем указать на некоторых киевлян, недавно там бывших и поклонявшихся ему в костеле Св. Станислава.
Неоценимая брошюра Окольского, которой единственно мы обязаны сохранением столь важных указаний местонахождения Ольгинова креста, недавно напечатанная неким W… W… в ограниченном числе экземпляров (для любителей только) и снабжена польским переводом ксендза Серватовского.
Как не вознаградима была для Киева утрата Ольгинова креста, но в ней следует... признать особенный Божественный промысел о его сохранении, потому что вскоре по вывезению его епископом Андреем на Киев последовало нападение татарского хана Едигея в 1416 году, ограбившего и разорившего все киевские церкви и преимущественно Софийский монастырь... Тоже повторилось и в 1482 году от крымского хана Менгли-Гирея, пославшего даже царю Иоанну Васильевичу из добычи взятый им из Софийского монастыря золотой дискос и потир.
В эти несчастные для Киева времена св. крест Ольгин, конечно, мог бы погибнуть навсегда. Между тем, находясь в Люблине, не испытавшем ни татарских набегов, ни униатской смуты, он оставался в совершенной безопасности. Не можем не заметить также, что увезению св. креста Ольгина много способствовало и то обстоятельство, что в то время митрополиты киевские проживали не в Киеве, а во Владимире на Клязьме и в Москве. Точно также и римско-католические епископы жили большею частью не в Киеве, а в губернском городе Люблине».
Так написано в записке любителя старины Павла Должикова...
ПРИКЛЮЧЕНИЯ РЕЛИКВИИ
Профессиональные исследователи истории, археографии и археологии уже в ХХ веке писали о существовавшем кресте княгини Ольги, о его доставке на Русь. Ведущий византолог Украины Надежда Никитенко подтверждает, что этот крест был в Софии, но когда он исчез и где он сейчас, определенно сказать не может.
А в начале ХІХ века, к удивлению, мнение о данной святыне христианства было иным. Николай Карамзин утверждал, правда, в примечаниях: «…сего креста нет, и никто не слыхивал о нем в Киеве». А Николай Закревский брал под сомнение свидетельства нахождения священного креста в Люблине, тем более что в сочинении от 1655 года ксендза П. Рушля сообщается, что крест привезен из Византии Анной, супругой крестителя Руси. Свою сентенцию о кресте великой княгини Ольги Закревский, явно под впечатлением от Польского восстания 1863 года, пишет раздраженно: «Едва ли в свете кто обходится с историческими фактами столь бесцеремонно, как польские писатели».
Так как все пути креста Ольги ведут в Люблин, узнаем мнение и польских историков. Ричард Будгевич сообщил, что «крест, привезенный в Русь княгиней Ольгой, действительно существовал, но его похитили 9 февраля 1991 года, и до сих пор нет сведений о его местонахождении».
Священники ордена доминиканцев дали дополнительные сведения о реликвии.
Святой Крест, на котором был распят Христос, нашла св. Елена — мать императора Константина. Святое Древо разделили на части, которые распределили между различными храмами.
Одна из больших частей деревянного распятия осталась в Константинополе, но в 988 году ее взяла с собой в Киев как приданое невесты византийская принцесса Анна, сестра императоров Константина и Василия Болгароборца. Ее муж, князь Киевской Руси Владимир, решил креститься сам и привести к вере своих подданных.
Реликвия Святого Древа способствовала успешному крещению языческого народа и стала знаменем духовного преобразования Киевской Руси. Она была помещена в драгоценный крест, который хранился в сокровищнице князя Киевского, и передавалась князьям-потомкам.
Есть две версии истории перенесения реликвии в Люблин. Первая и наиболее известная о епископе Андрее уже приводилась выше. Этот католический священнослужитель изначально хотел доставить христианскую реликвию в Краков. Однако на пути остановились в Люблине, а дальше кони не сдвинулось с места... Это чудо восприняли как признак того, что реликвия должна остаться в этом городе. В люблинской церкви отцов доминиканцев можно увидеть серию картин, посвященных истории этого духовного памятника.
Вторая версия основывается на сообщении историка Яна Длугоша. Он утверждал, что князь Грегорий (Юрий), спасая свою жизнь, бежал из Киева в Польшу под крыло Казимира Великого. Именно Юрий «прихватил» с собой крест святой Ольги и по приезде в Люблин передал реликвию в вечный дар монастырю доминиканцев. Некоторые историки утверждают, что наследники Казимира поместили реликвию в часовне замка в Люблине, а уж затем передали ордену доминиканцев.
СВЯТЫНЯ ВСЕХ ХРИСТИАН
Чудеса, связанные с крестом святой Ольги, наблюдались в течение столетий. Святыня помогала жителям города и близлежащих районов во время стихийных бедствий, войны, «отзывалась» на личные просьбы прихожан церкви доминиканцев.
Существовало даже братство Святого Креста, имевшее свое знамя, молитвы, религиозную литературу. Братство хранило данный крест в неоднократно отремонтированной раке начала ХVII века. Отмечали день святыни 3 мая и 14 сентября. В дополнение к большой реликвии у доминиканцев было еще два ритуальных креста — большой и малый — с частицами Святого Древа. Большой ковчег с реликвией, но без стебля весил около 20 кг; он был изготовлен из серебра, украшен скромными орнаментами и бисером. Основными были два симметричных вертикальных ответвления, на каждом из которых был ангел, вытянувший руки вверх.
В трагическую ночь с 8 на 9 февраля 1991 года священный крест с мощами был украден. С тех пор в Люблине доминиканцы с сестрами братства 9-й день каждого месяца, и особо 9 февраля, отмечают крестным путем, покаянными молитвами и мольбами о возвращении реликвии. Ведь молитвы перед Святым Крестом позволяют увидеть дерево, на котором был распят Спаситель, помогают верующим созерцать истину.
Напоследок хочется сказать: нашему народу так не хватает святынь, обязательно нужно искать эти реликвии, а Господь рассудит и поможет их обрести…
Дата публикации: 21 сентября 2020
Виктор Киркевич (историк, Киев)
«СМ-Украина»
21.09.2020