Двести лет назад, 28 января 1820 года, русскими полярными исследователями Михаилом Лазаревым и Фаддеем Беллинсгаузеном был открыт последний, шестой континент. Самый южный и самый холодный, самый неприступный для путешественников.
Люди догадывались о существовании Антарктиды еще в глубокой древности и пытались добраться до нее в течение нескольких веков. Но удача улыбнулась лишь участникам Первой русской антарктической экспедиции. В ней участвовали 190 человек, приплывших на Белый континент на двух шлюпах под названием «Восток» и «Мирный».
В начале XIX века в России, как и в остальном мире, было известно о заявлении британского путешественника Джеймса Кука, о том, что корабли не могут прорваться сквозь сплошное кольцо из айсбергов за Южным полярным кругом. Но если европейцам и американцам даже в голову не приходило оспаривать мнение авторитетного мореплавателя, то в России считали, что его слова стоило бы проверить. Мысли о том, что через льды в Южном полушарии можно попытаться пройти высказывали моряки Иван Крузенштерн, Гавриил Сарычев, Василий Головин и Отто Коцебу, а также президент Академии наук Сергей Уваров, министр морских дел Жан-Батист де Траверсе и сам император Александр I. И они не просто говорили об этом, а разрабатывали проекты такого путешествия.
Весной 1819 года царь подписал указ об организации такой экспедиции и ее финансировании. Уже 4 июля корабли «Мирный» и «Восток» вышли из Кронштадта и двинулись в Атлантический океан.
Вместе с ними в тот же день от острова Котлин отплыли еще два корабля — «Благонамеренный», капитаном которого был Глеб Шишмарев, и «Открытие» под командованием Михаила Васильева. Они должны были следовать за «Востоком» и «Мирным» до Бразилии, а затем повернуть на север и исследовать северные полярные воды. Эта экспедиция прошла менее успешно, но тоже сделала несколько важных географических открытий. Что же касается экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, то она полностью выполнила поставленную перед ней задачу. Ее участники доказали, что Джеймс Кук был не прав, что пробиться через цепь айсбергов за Южным полярным кругом возможно и что за ними находится большой континент.
Два капитана
Начальником Первой русской антарктической экспедиции и капитаном шлюпа «Восток» был Фаддей Беллинсгаузен. Он происходил из семьи балтийских немцев, родился в прямом смысле на морском берегу — на эстонском острове Эзель — и, по его собственным словам, «не мог жить без моря, как рыба не может жить без воды». В 1789 году, когда ему было 11 лет, Фаддей поступил в кронштадтский Морской кадетский корпус и через шесть лет получил звание гардемарина. Еще через год совершил свое первое плавание — в Англию, после которого стал мичманом. А в 1803 году его рекомендовали Ивану Крузенштерну, готовившемуся возглавить первое русское кругосветное путешествие. В этом плавании Фаддей составлял карты всех берегов и островов, мимо которых проходили корабли и на которых высаживались участники экспедиции. Позже из этих карт был составлен «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна», самая подробная на тот момент подборка карт тех земель.
После этого путешествия Беллинсгаузен сам стал капитаном. Сначала он командовал корветом «Мельпомена», ходившим по Балтийскому морю, а потом перешел в Черноморский флот, где служил на фрегатах «Минерва» и «Флора». А когда Александр I начал подготовку к антарктической экспедиции, Крузенштерн рекомендовал для участия в ней нескольких моряков и дал Фаддею самую лучшую характеристику.
Перед отплытием в свое второе кругосветное путешествие Беллинсгаузен побывал в гостях у одного своего знакомого, отставного секунд-майора Дмитрия Байкова. Там он познакомился с его дочерью Анной, девочкой-подростком, которая не сводила с героя-капитана восхищенных глаз. Уезжая, Фаддей пообещал снова навестить ее и рассказать о своем плавании, когда вернется. Тогда он вряд ли догадывался, что разговаривает с будущей супругой.
Капитаном шлюпа «Мирный» был назначен Михаил Лазарев, тоже имевший к тому времени множество заслуг в морском деле. Он был на десять лет моложе Беллинсгаузена, родился во Владимире и учился в том же Морском кадетском корпусе. Получив звание гардемарина в 1803 году, как один из лучших выпускников, был назначен на британский военный корабль и прослужил на нем пять лет, изучая морское дело в европейских странах. Затем Лазарев был произведен в мичманы и служил в Балтийском флоте, а в 1813 году стал капитаном фрегата «Суворов», совершившем второе русское кругосветное путешествие. Во время этой экспедиции также было сделано много важных открытий, а кроме того, «Суворов» посетил Русскую Америку, доставив в нее необходимые для российской колонии грузы. Так что, когда перед императором Александром встал вопрос, кому доверить второй отправляющийся в Антарктиду корабль, ему не пришлось долго об этом думать.
Специалисты всех мастей
Капитаны «Востока» и «Мирного» были не единственными выдающимися людьми, участвовавшими в экспедиции. Всеми научными исследованиями в ней заведовал профессор астрономии Казанского университета Иван Симонов. Он родился в 1794 году в семье купца, но с детства увлекался наукой и к 1819 году сумел сделать удивительно быструю карьеру — стать профессором сразу двух кафедр, практической и теоретической астрономии. Предложение отправиться в Антарктиду молодой ученый встретил с восторгом — ведь это, кроме всего прочего, означало, что он станет первым российским астрономом, который собственными глазами увидит звезды Южного полушария.
Кроме наблюдений за звездами, в его обязанности входило заниматься всеми остальными естественными науками: собирать коллекции минералов и растений, охотиться на животных и делать из них чучела, изучать магнитное поле, состояние льда и многое другое. Он сумел с большой точностью определить координаты южного магнитного полюса и собственноручно поймал ядовитую медузу под названием «португальский кораблик», получив при этом серьезный ожог.
Был в экспедиции и свой художник Павел Михайлов, академик Императорской академии художеств. До изобретения фотографии оставалось еще полвека, так что единственным средством сделать так, чтобы люди, не бывавшие в южных полярных водах, смогли увидеть местные пейзажи, а биологи — узнать, как выглядят местные животные и растения, была живопись. И Михайлов превосходно справился с этой задачей. Благодаря его таланту художника жители Северного полушария смогли увидеть антарктические пейзажи, озаренные полярным сиянием, и ныряющих в воду альбатросов, портреты жителей Бразилии и Новой Зеландии, а также сравнить размеры полярных китов и кашалотов и в подробностях рассмотреть самых крошечных медуз, каракатиц и рачков.
Духовной жизнью в экспедиции заведовал иеромонах Дионисий. В его обязанности входило проводить церковные службы, принимать исповеди и следить, чтобы моряки не слишком одичали во время путешествия. Так что ему тоже приходилось непросто: его присутствие постоянно требовалось то на одном, то на другом корабле, и он перемещался с одной палубы на другую на шлюпках.
Напролом сквозь лед
Первой остановкой четырех русских судов стал Портсмут, где они закупили дополнительный провиант и кое-какие вещи, а матросы получили возможность сойти на берег и повеселиться в портовых тавернах перед долгим плаванием через Атлантический океан. Затем корабли отправились в Рио-де-Жанейро, где тоже пополнили запасы воды и провианта, а потом «Открытие» и «Благонамеренный» двинулись на север, а «Восток» и «Мирный» — на юг.
В конце декабря 1819 года шлюпы Лазарева и Беллинсгаузена подошли к острову Южная Георгия, северную часть которого изучил и нанес на карту Джеймс Кук. Русские исследователи довершили его дело, составив карту южной половины острова, и двинулись дальше. Следующей их остановкой стал новый, никому не известный остров — первым его заметил лейтенант Михаил Анненков со шлюпа «Мирный», и остров был назван его именем. Ну а дальше открытия следовали одно за другим: новые острова, новые виды пингвинов, новые рыбы…
В январе 1820 года кораблям преградили путь плавучие льдины, выглядевшие именно так, как их описывал Кук. На первый взгляд казалось, что сквозь них невозможно пробиться, но Лазарев и Беллинсгаузен не собирались сдаваться так легко и принялись искать брешь в этом ледяном «заборе».
И вскоре им улыбнулась удача — 28 января среди айсбергов нашелся просвет, а когда шлюпы прошли сквозь него, впереди, в туманной дымке, стали заметны еще какие-то блестящие белые горы. Это могли быть очередные плавающие глыбы льда, но над ними кружили стаи птиц — а птицы не стали бы жить на льдинах, которые в любой момент могут перевернуться, расколоться на части или уплыть неизвестно куда. Птицы могли обитать только на твердой земле, остающейся на одном месте, пусть даже покрытой снегом и льдом.
Так был открыт шестой и последний континент на планете Земля. «Восток» и «Мирный» обошли вокруг него, и их команды провели множество научных исследований и нанесли его берега на карту. Потом путешественники отправились на зимовку в Австралию и занялись исследованием некоторых островов Полинезии, после чего вернулись к антарктическим берегам и продолжили их изучение.
Весной 1821 года «Мирный» и «Восток» покинули Антарктику и взяли курс на Рио-де-Жанейро. Открытый их экипажами Белый континент, впервые увидевший людей, снова остался в безмолвном холодном одиночестве.
Но теперь у этого континента было имя — Антарктида. А на картах, которые русские путешественники увозили домой, теперь значилось множество новых названий: остров Петра I и берег Александра I, острова Бородино и Смоленск, острова Березино и Ватерлоо…
Открытие Антарктиды — одно из величайших достижений в географии, и принадлежит оно нашей стране. Поэтому газета «Секретные материалы» поддерживает предложение, выдвинутое депутатами Законодательного собрания Петербурга, — сделать этот день в России национальным праздником.
Дата публикации: 1 января 2020
Татьяна Алексеева (журналист, Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века» №1(543), 2020
01.01.2020