Чудотворная
Казанская икона Богородицы. Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска

В 1612 году Московское государство переживало смутные времена. В Первопрестольной и округ нее хозяйничали поляки. В Нижнем Новгороде князь Дмитрий Пожарский и посадский человек Кузьма Минин собирают ополчение для освобождения стольного града. К ним присоединяются казанские дружины, которые принесли с собой список иконы Казанской Божьей Матери. Отслужили молебен и с Божьей помощью одолели врага. Дмитрий Пожарский установил икону в своей приходской церкви и богато украсил ее.

Позднее царь Михаил Федорович повелел, чтобы 22 октября (4 ноября по новому стилю) — день освобождения Москвы от польских панов — стал днем празднования иконы Казанской Богоматери. Этим же указом устанавливался день празднования образа 8 июля (21 по новому стилю), когда православные обрели в Казани чудотворную икону.

В начале июля 1579 года в Казани бушевал страшный пожар. После того как он был потушен, еще целую неделю в городе летали черный пепел и пыль, пока сильный дождь не очистил воздух.

Среди погорельцев оказалась семья стрельца Даниила Онучина. Супруги пребывали в отчаянии, а их девятилетняя дочка Матрона своим детским умом еще не понимала всего ужаса произошедшего и продолжала радоваться жизни. Только ночью чувствовала себя не совсем уютно: ночевали практически под открытым небом.

В одну из ночей ребенку явилась во сне Богородица. И повелела откопать под обугленными обломками дома Онучиных свой образ. Родители не поверили рассказу девочки: мало ли что привидится после всего случившегося впечатлительной дочери. Однако сон повторился на вторую ночь. А на третью, по преданию, чудесной силою Матрону выбросило из постели на двор. Она увидела икону. От лица Божьей Матери исходили грозные лучи. «Если ты не исполнишь повеления, — раздался голос, — то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь».

8 июля (по старому стилю) мать девочки и пришедший на помощь люд стали копать землю. Копали глубоко и в разных местах, но иконы не находили. Тогда за лопату взялась сама Матрона и сразу же нашла образ. Он был завернут в кусок сукна. Когда ткань сняли, увидели, что образ сияет чудным светом, как будто сию минуту иконописец закончил свой благочестивый труд. Вероятно, икону закопал один из христиан во времена господства татар. В 1552 году Иоанн Грозный взял Казань, освободив из рабства тысячи православных. Через 27 лет, благодаря избранной Богоматерью Матроне, Казанский образ явился миру. Государь всея Руси Иоанн Грозный повелел на месте обретения иконы возвести храм во имя Пресвятой Богородицы и учредить здесь женский монастырь. Первой инокиней обители стала Матрона под именем Мавра, а впоследствии она была настоятельницей монастыря. В 1595 году при царе Федоре Иоанновиче в монастыре построили большую каменную церковь, а икону по величайшему указанию украсили золотом и лучшими драгоценными камнями.

Сразу после обретения иконы стали происходить чудесные исцеления. Когда икону переносили в храм, построенный еще по указу Иоанна Грозного, во время крестного хода обрели зрение два слепца. Их имена известны: Иосиф и Никита. Это были первые исцеления от чудотворной Казанской иконы. Наблюдая неоспоримое чудо, казанцы целыми семьями принимали крещение. Верующие христиане укрепились в вере. И многие, подобно Иосифу и Никите, прозрели духовно и физически.

Затем на протяжении веков немощные исцелялись от слепоты, слабоумия, пьянства, паралича; перед иконой происходило изгнание бесов… В советское атеистическое время списки с образа продолжали творить чудеса. Во время Великой Отечественной войны солдату Никифору Рудину немецкая разрывная пуля попала в живот. Температура около 40 градусов, ужасные боли. Накануне операции в больнице служили всенощную. Никифор — человек верующий — попросил сестру поставить свечу перед иконой и сам истово молился. После службы у солдата началось обильное выделение гноя, температура спала, боли утихли. После операции Никифор Рудин стал быстро поправляться…

Но более всего Казанскую чудотворную икону почитают как Одигитрию (в переводе с греческого «Путеводительница»). Она не раз указывала русским воинам путь к победе и защищала их от неприятеля… Причем чудотворными явились и списки (копии) с образа.

Согласно летописи, после своего появления в Казани икона Богородицы очень быстро помогла русским дружинам — уже в 1612 году. В Смутное время Русь неоднократно пыталась одолеть пришедших в Московию ляхов. Но сил не хватало. Минин и Пожарский собирают ополчение и с большим войском подходят к Москве. Однако все усилия оказались напрасными — хороши были у поляков укрепления, да к тому же из Польши подошло подкрепление. А у русских ощущался недостаток оружия и продовольствия. Среди дружинников стали раздаваться голоса отчаяния: «Прости, свобода Отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения; но, видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!».

И все-таки Дмитрий Пожарский не увел свои дружины восвояси. Установили строгий трехдневный пост. Коленопреклоненно все эти три дня молились перед иконой Казанской Божьей Матери, после чего ополченцы снова приступили к осаде города. 22 октября (по старому стилю) Москву полностью освободили от чужеземцев.

В 1709 году, когда шла война России со Швецией, император Петр Великий вызвал в Харьков к армии священника с Каплуновской иконой Казанской Богоматери (этот образ явился старцу Иоанну Уманову в селе Каплуновка Харьковской епархии). Царь велел носить образ Богородицы перед полками и сам многие часы истово молился. В то же время шведский король Карл Двенадцатый вместе с украинским гетманом Мазепой находился как раз вблизи Каплуновки. Шведские солдаты буйствовали. Пьяные, они решили сжечь церковь. Обложили ее соломой, дровами; но ни то ни другое не загоралось. Узнав о чуде и о том, что икона находится в стане русских полков, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Как известно, русские разбили шведов под Полтавой.

В 1812 году этот образ помогал русским солдатам в войне с армией Наполеона. В день празднования Казанской иконы 22 октября отряды под предводительством генерала Милорадовича и атамана Платова разгромили французский арьергард. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы. Потери неприятеля составили семь тысяч человек. В тот же день выпал снег, начались сильные морозы. Вскоре от Великой армии останется горстка обмороженных…

Исторический факт из советского времени. После нападения Германии на Советский Союз в 1941 году, когда в первые месяцы, казалось, спасения не будет, Москву посетил митрополит гор Ливанских Илия. Он поведал главе государства Сталину об откровении, которое было ему свыше, и передал то, что предназначалось для России. Всю войну каждый день митрополит Илия молился Казанской иконе Божьей Матери о спасении России. Сталин узнал об этом. В благодарность подарил ему русский список Казанской иконы, крест с драгоценностями и панагию, также украшенную драгоценными камнями. Получая в Москве подарки, митрополит гор Ливанских сказал: «Я счастлив, что мне довелось стать свидетелем возрождения православной веры на Святой Руси и увидеть, что Господь и Божья Матерь не оставили вашу страну, а, напротив, почтили ее особым благоволением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли Русской как память о любимой мною стране и ее народе».

Существует множество списков Казанской иконы. И практически все они чудотворные. Но наиболее почитаемых — два. Первый был прислан в свое время Иоанну Грозному в Москву. В 1721 году Петр Первый перенес его в Петербург, где он находится до сих пор в Казанском соборе. Второй — копия иконы, принадлежавшей князю Дмитрию Пожарскому. Ныне икона хранится в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. Православные убеждены, что именно этот образ спас столицу в 1941 году, когда после поражения на Волоколамском шоссе путь немцам в Москву был свободен. Многие блокадники рассказывают, что во время осады Ленинграда икону Казанской Богоматери обнесли вокруг города и Ленинград выстоял! Сталинградская битва началась с молебна перед чудотворным образом — что, естественно, не афишировалось.

Икона, обретенная в 1579 году, — первообраз — исчезла 29 июня 1904 года. До того момента она постоянно находилась в Казани в Богородицком монастыре, который основали по указу Иоанна Четвертого на месте обретения иконы.

Ранним утром того дня прихожане обнаружили, что дверной замок взломан. Исчезли две иконы: Казанской Богоматери и Спас Нерукотворный. Воров нашли быстро. Ими оказались «специалисты по церковным ценностям» некто Чайкин и Комов. Чайкин заявил, что драгоценности и оклад образа он продал, а саму икону расколол на части и сжег, хотя на предварительном следствии он отрицал уничтожение икон. Казанский образ продолжали искать. Откуда-то поступила информация, что Чайкин продал икону старообрядцам, которые действительно скупали иконы дониконовских времен. Образ продолжали искать: многое говорило за то, что он не уничтожен. Воры забирали только драгоценности и оклад. 12 ноября 1909 года в полицию поступил секретный доклад. Из министерства сообщали, что есть «серьезные сведения о сохранности чудотворной иконы Казанской Божьей Матери».

К отбывающему наказание Чайкину подсаживают «утку». Но вор «не клюнул» и постоянно твердил о сожжении иконы, а не о продаже. Тем не менее следствие возобновили, но никаких результатов оно не дало.

Об иконе поступали сведения самые разнообразные. Например, что образ в обозе армии генерала Врангеля перевезли в Крым, оттуда в Румынию. Потом якобы икона объявилась в США. Однако эту версию опровергает другая: в 1960-е годы в Англии у одного коллекционера обнаружили «древнюю Казанскую икону Богоматери, во многом походившую на подлинную». Ее будто бы выставили на торги знаменитого аукциона «Сотбис». Автор книги «Сорок сороков» Семен Звонорев пишет о возникновении Казанской Одигитрии в Соединенных Штатах. Архиепископ Сан-Франциский Иоанн Шаховской попробовал найти средства для приобретения русской святыни, но нужной суммы собрать не удалось. Каким образом икона оказалась на берегах Туманного Альбиона — неизвестно. Специалисты обследовали образ и сделали сенсационный вывод: оклад на «английской» иконе оказался подлинным, с первообраза из Казани, который украл Чайкин. Однако само изображение — прекрасная копия, выполненная в двадцатом столетии. Может, и отец Иоанн собирал деньги на копию? Загадка…

Есть еще одна гипотеза: Казанскую икону Божьей Матери приобрела католическая церковь и определила на хранение в португальский город Фатиму — восточный центр католиков. 13 мая 1917 года здесь произошло чудо. Трое детей — пастушок и две пастушки — стали свидетелями явления Девы Марии. Чудо повторялось тринадцатого числа каждого месяца. В 1928 году в городке на месте явления Богородицы построили храм, площадь перед которым, дабы вместить всех паломников, размерами превышала площадь Святого Петра в Риме. Верующие, приходившие молиться Пресвятой Богородице, избавлялись от болезней, бесплодия, после сотворения молитвы находили успокоение в горе и избегали других бед… Неудивительно, что именно здесь решили хранить Казанскую чудотворную, если, конечно, приобретение иконы католической церковью соответствует действительности.

А вот что пишет автор очерка «Пропавшая реликвия: в поисках иконы Казанской Богоматери» Николай Непомнящий, побывавший в Фатиме: «Прежде чем мы покинули храм, гид поведал мне самое удивительное: долгие годы здесь хранилась подлинная икона Казанской Богоматери, считающаяся пропавшей уже много десятков лет! Позже эту информацию мне подтвердил португальский журналист Жозе Мильязеш Пинту. Он еще сам видел икону в Фатиме — старинную, в дорогом золотом окладе, украшенном драгоценными камнями». По мнению автора очерка, с уверенностью можно утверждать, что если не сама икона, то ее оклад, висевшей в Фатиме, несомненно, был подлинный. Но ведь и он исчез!

Существует версия, что из португальского городка образ переправили в Ватикан, где он находится по сей день. Проверить данное предположение невозможно. Ватикан — государство закрытое. Остается только надеяться на то, что появится на свет новая Матрона. Ей будет видение Богородицы, и православный мир вновь обретет икону Казанской Божьей Матери.

Дата публикации: 15 января 2016