«Повесть временных лет» полумифического монаха-летописца Нестора на протяжении девяти столетий является главным источником по истории Древней Руси. Однако содержание этого источника таково, что допускает поистине огромное количество толкований.
ЕРИТИКИ ОТ ИСТОРИИ
В последнее время в России наметилась устойчивая тенденция «исторического самовозвеличивания и самоочищения», делаются попытки удаления из российской истории всех неудобных моментов, «оскорбляющих» национальное достоинство русского народа». На государственном уровне принимаются решения об «отмене» монголо-татарского ига на Руси, создаются международные экспертные комиссии по определению на генетическом уровне «минимальности» степени влияния ордынского ига на русский этнос и подтверждению «единородства» русского, украинского и белорусского народов.
Одни исследователи доказывают, что русский народ доминировал в Европе, другие, что его древние поселения доходили до границ Китая, третьи – что наши далекие предки, еще в 2265 году до н. э. начали свое движение из Месопотамии (Междуречье) на запад и север по средиземноморскому побережью и уже тогда (!) назывались «рассеи» (кратко – «расы», «русы», «россы»), хотя, надо полагать, сами они об этом не догадывались.
Ряд историков подвергают сомнению дату основания русской государственности в 862 году, увязанную с приглашением варяга Рюрика на княжение; сомневаются в его варяжском происхождении, выдвигая сомнительные гипотезы; утверждают, что Русь как государственное образование прекрасно существовала и до Рюрика и централизовано управлялась «русской династией» в лице князей из Ильменской земли Буревого и Гостомысла, являвшегося дедом Рюрика по женской линии. Многие пытаются ссылаться на византийские источники, рассказывая о существовании на севере Европы отдельных (в VI–VII веках) славянских государственных образований, неподвластных Византии. Странным образом из современных польских источников следует, что с VI века и до прихода варягов на Руси два века правила династия Киевичей (?) – потомков Кия, основателя Киева, и что именно при них пошло расширение границ Руси. Кто-то «вспомнил» скандинавские саги VIII века, в которых Русь уже называлась «страной городов», и многое другое.
К сожалению, большинство исследователей, затрагивая эту, достаточно острую для современной России, тематику, не дают ответ на вопрос: «Что такое русский народ?», а некоторые просто не решаются проводить объективные исторические исследования, которые могут дать нежелательный результат, в частности выявление на генетическом уровне степени родства русских, белорусов и украинцев с поляками и потомками варяжских народов.
Потоку этой «исторической ереси», основанной на догадках и подтасовках, запутанных религиозных текстах, слухах, легендах и лингвистических подгонках (притом что некоторые из них, надо отдать должное, имеют логические объяснения), противостоит главный источник по истории Древней Руси – летопись Нестора «Повесть временных лет».
Именно этот исторический документ подвергается в последнее время критике историков и националистически настроенной части читателей России, Украины и Белоруссии.
КТО ПОПИРАЕТ НАШУ ГОРДОСТЬ?
Так ли нужно современным гражданам России для осознания своей «русскости» знание того, что они произошли от Адама и Евы, что некогда «был един народ…», что «до сих пор мы пользуемся вавилонским календарем…» и что наши далекие предки еще в 2265 году до н. э. начали свое движение из Месопотамии? Имеют ли сегодня практический смысл поиски «корней русского народа» ранее VI века, если из «Повести временных лет» известно, что нравы некоторых славянских народов, заселивших в то время просторы Восточно-Европейской равнины, были достаточно суровые? «А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены».
Согласен, описание православным монахом Нестором языческих социальных отношений наших предков выглядит несколько предвзято, но следует учитывать, что народы Северо-Восточной Европы достаточно поздно были приобщены к плодам европейской цивилизации. Тем не менее в последнее время и эти моменты истории ставятся под сомнение. Наиболее характерной точкой зрения сегодня является высказывание, сделанное в комментариях при обсуждении в Интернете темы «20 лет европейцы наблюдали – помрет ли Украина» (ИА REGNUM от 12 ноября 2013 года): «Хорош трактат еврейских писак «истории» русского народа (речь идет о летописи Нестора. – Прим. авт.) и его родной земли, но это не факт!!! Русские «племена», якобы дикие, имели в те времена письменность и науку, не снившуюся даже «цивилизованной» Европе!!! И это факт!!! А то, что до сих пор всеми силами еврейские писаки пытаются скрыть правду русского народа и его великую историю в более чем семь тысяч лет до «нашей эры», – факт неоспоримый!!! Еврейские писаки давно ведут войну против русского народа, уничтожая историю подменой, выдумками, искажениями и сокрытием настоящей…» Далее идет некорректный текст, не имеющий связи с обсуждением истории русского народа. Данное высказывание является продуктом государственной политики в изложении русской истории и приведено в качестве аргумента, направленного против ее современной мифологизации, «играющей» на попранной национальной гордости русского народа. Надо наконец понять, что предков, как и родителей, не выбирают!
«ПРИХОДИТЬ КНЯЖИТЬ И ВЛАДЕТЬ НАМИ»
Из истории России известно, что после колонизации славянами в VI веке Восточно-Европейской равнины они более двух веков жили в мире с коренными финно-угорскими, прибалтийскими, тюркскими и другими народами, постепенно ассимилируя или вытесняя их в другие области. Все обитавшие здесь народы платили «посильную» дань (налоги) «от дыма» за «покровительство и защиту» Хазарскому каганату и молились на капищах своим богам. Мирная жизнь, обилие дичи в лесах и рыбы в реках, плодородие возделанных пашен и умеренный климат привели к значительному увеличению численности населения славянских племен и экономической «целесообразности» (обьясняемой стремлением оптимизировать взимаемую «с дыма» налогооблагаемую базу. – Прим. авт.) строить большие дома с одним дымоходом для большого числа жильцов. «Золотой век» продолжался до прихода варягов. По этому вопросу Нестор сообщает: «В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма».
Надо полагать, варяги, промышлявшие, в отличие от хазар, периодическими набегами, были более алчными в вопросе сбора дани, что привело в год 6370 (862), по летописи Нестора, к их изгнанию за море. Но продолжалось это изгнание не долго.
«И не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене… И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город (надо полагать, мало отличающийся от других подобных населенных пунктов славян, имевших вид деревни, огороженной бревенчатым тыном. – Прим. авт.). И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».
Именно в этих строках главного первоисточника Древней Руси Нестора заложено историческое доказательство объединения под единовластием рода Рюриковичей всех славянских народов (с уже ассимилированным к этому времени коренным населением) Восточно-Русской равнины в единое государственное образование, позднее получившее название, происходящее от наименования варяжского народа русь, из которого происходил сам Рюрик и пришедшие с ним воинские дружины, бояре и роды.
ТОЛЬКО ПОЛЯКИ – НАСТОЯЩИЕ СЛАВЯНЕ?
Находиться под чьим-то управлением, будучи равным среди равных, без учета этнической принадлежности, для населения было не обременительно, поскольку в первое время новое госдуарственное устройство не разрушало сложившихся родоплеменных отношений и не вступало в противоречие с особенностями традиций и религий народов.
Так что же еще может вызывать раздражение у националистически настроенной части русского, украинского и белорусского общества в летописи Нестора? А то, что к XI веку варяжский народ русь, кроме потомков княжеской династии Рюриковичей, части боярских и знатных родов, полностью растворился в славянском этносе, оставив о себе только свое название, ставшее общим наименованием всего населения государства. Другими словами, если сказать проще, современные русские, белорусы и украинцы, по информации Нестора, не имеют генетической связи с варяжским народом русь, то есть по факту «русскими» не являются (!). Они происходят от потомков единородных славянских народов, получивших в период формирования русской государственности на правах преемственности системы династического управления единое наименование «русские», доставшееся им после ассимилировавшегося в их среде одноименного народа из варягов.
А кто же были эти славянские народы? И на этот вопрос можно найти ответ в «Повести временных лет»: «…славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи, иные – мазовшане, иные – поморяне. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская»… И по смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива) стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город – Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне...»
Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами? Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами. И древляне произошли от тех же славян и тоже не сразу назвались древлянами; радимичи же и вятичи – от рода ляхов. «Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты».
Таким образом, Нестор свидетельствует, что славянской составляющей современных русского, украинского, белорусского и польского народов являются потомки ляхов (!). И все эти народы, за исключением, может быть, поляков, имеют в той или иной мере право на «русскость» (!). Это еще одно положение Нестора, которое не может адекватно восприниматься националистически настроенными слоями этих славянских народов, отчего мы сейчас и наблюдаем яростную критику «Повести временных лет» со всех сторон.
«ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЕЛ» РУССКОГО НАРОДА
Так что же такое «русский народ» в настоящее время, если придерживаться положений, описанных Нестором в своей «Повести временных лет»?
Можно сказать, что это исторический сплав многих народов, основу которого составляет многородовой славянский этнос, чьи предки вышли в основном из Польши, названный в честь варяжского рода – русь, объединившего их в единое государство. Но основа сплава – это еще не весь сплав. На его свойства веками оказывали влияние окружающие народы, которые, как лигатура, в рассматриваемом «русском коктейле» достаточно многообразны. Именно эта «лигатура» за века сформировала из однокоренного народа ляхов современных русских, поляков, белорусов и украинцев, которые, в ослеплении собственного превосходства, уже 1000 лет враждуют между собой и не могут друг с другом договориться.
В «плавильный котел» истории «русского народа», кроме славянских народов: полян, древлян, дреговичей, северян, вятичей, кривичей, радимичей, словен (ильменских), тиверцев и уличей, полностью потерявших самоидентификацию в XI–XII веках (кроме вятичей, последнее упоминание о которых относится к середине XIII века), и варяжского народа русь, растворившегося в славянском этносе еще раньше, постепенно входили многие народы. Одни из них уже растворились полностью: весь, водь, мокшаны, берендеи, меря, мурома, печенеги, кипчаки и куманы (половцы), ижора, мещера, эрзя, скифы, торги, голядь, чудь, корела, емь и т. д., а другие, благодаря своей удаленности от культурных центров, растворились частично и в разной степени сохранили еще свою этническую идентичность (мордва, татары, мари, башкиры, буряты, литовцы, саха, чукчи, евреи, удмурты, многочисленные народы Кавказа и т. д.). В этот «плавильный котел» попадали (и попадают в настоящее время) не только целые народы или их части, но и отдельные личности. За последние три века в нем растворились представители многих стран Европы, Африки, Кавказа, Средней Азии, Китая, Кореи и т. д.
Работа по формированию «русского народа» происходит постоянно, вне зависимости от нашего желания, в рамках действующего законодательства и воли федеральной власти. Работа эта сложная, требующая особого взвешенного и корректного подхода в условиях единого многонационального государства. В XVII–XIX веках царями не только создавались условия для наращивания массы основной компоненты сплава, но и порой по крупицам собиралась «лучшая лигатура» со всей Европы. В XX – начале XXI века наблюдается ситуация прямо противоположная. На общем фоне резкого сокращения основного компонента сплава (после Октябрьской революции 1917 года из состава России вышли Польша и Финляндия, а после развала Советского Союза – Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Молдавия и Украина) происходит постоянный, почти бесконтрольный рост в основной массе малоосвоенной и новой «лигатуры», порой сомнительного «качества», с Кавказа, из Средней Азии, Китая, Кореи, Вьетнама.
«ПЛАВКА» ПРОДОЛЖАЕТСЯ?
Следует признать, что в настоящее время в России отсутствует идеология по формированию «русского народа», в которой будут учтены некоторые принципы. Например: «Процентное соотношение «лигатуры» в сплаве имеет ограниченное допустимое значение», «Не каждая «лигатура» дает желаемое улучшение свойства сплава, а некоторая – заведомо приводит к ухудшению его свойств» и т. д. Такое состояние дел по формированию «русского народа», больше похожее на малопродуктивные эксперименты со значительной коррупционной составляющей, вызывают обоснованную тревогу в российском обществе, а патриотично настроенная его часть постепенно будет переходить на позиции национализма, нагнетая и без того тревожную межнациональную обстановку в России. Данная обстановка объективно не может не вызывать тревогу у всего русскоязычного населения Украины и Белоруссии.
Сегодня нам всем следует набраться выдержки и научиться думать другими категориями, основанными на многовековых ценностях русской и российской культуры, среди которых, безусловно, летопись Нестора «Повесть временных лет» должна занимать одно из главных мест как первоисточник по истории Древней Руси…
Надо прекратить все межнациональные тяжбы, споры русофобов с националистами за «русскость», происходящие на фоне непонимания того, что самого предмета спора не существует: славянский этнос современной России не является потомком варяжского народа русь, растворившегося в нем, как капля в море.
Надо наконец осознать всю недееспособность идеи выделения внутри России «собственной государственности русского народа», так как даже теоретически невозможно из «плавильного котла» «русского народа» выделить, заполняющий его сплав. Речь может идти в крайнем случае только о выявлении в нем еще не растворенной или не попавшей в него «лигатуры», что достигается исключительно посредством полной изоляции этого народа от России. Следует понимать, что «Русь» – это исторический бренд России, напоминающий о правопреемстве, веротерпимости и светлой памяти наших предков, оставивших нам после себя централизованное, самое большое в мире государственное образование, ставшее Россией.
Дата публикации: 30 мая 2014
Игорь Горолевич (историк, Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века» №12(398), 2014
30.05.2014