В классических советских шпионских детективах «Ошибка резидента» и «Судьба резидента» во многих сценах фигурирует стильная пара двух руководителей главного героя (резидента западной разведслужбы, а затем нашего разведчика Зарокова-Тульева в исполнении Георгия Жженова). Один из них именуется в списке персонажей шефом, другой – Себастьяном. В ролях иностранцев исполнители выглядят весьма органично, наверное, в силу того, что людьми были не совсем советскими. Хотя Советскому Союзу послужили на славу.
Статьей «Герои на фронте. Комики на экране» газета СМ начала цикл материалов о боевых подвигах и творческой судьбе советских киноактеров – участников Великой Отечественной.
Это было поколение мужественных людей, остановивших фашизм, – людей, сумевших защитить свою Родину и не спаливших в пекле войны ни жизнерадостности, ни юмора, ни искрометного таланта.
Эрвин Кнаусмюллер и Глеб Плаксин относятся к этому же поколению, но стоят в нем особняком, хотя бы потому, что как личности сформировались отнюдь не в Советском Союзе.
Начнем с Эрвина Кнаусмюллера – «чистокровного арийца», уроженца австрийского города Граца.
Ему было только 6 лет, когда в 1918 году рухнула Австро-Венгерская империя и на одном из самых маленьких, но в некотором роде самом почетном ее обломке возникла Австрийская республика. Крах многовекового имперского проекта толкнул многих молодых австрийцев в противоположные стороны. Кто-то примкнул к фашистам и будущее своей страны видел в объединении с Третьим рейхом, пусть даже теперь под эгидой не Австрии, а Германии.
Однако поначалу большей популярностью пользовались социал-демократы. Эрвин Кнаусмюллер примкнул к ним еще в период обучения в торговой академии в Граце, которую закончил в 1932 году. В феврале 1934-го левые даже подняли восстание, подавленное правительственными войсками. Только в рабочих кварталах Вены со стороны повстанцев погибло около 200 человек. Сотни людей отправились в концлагеря, а канцлер Дольфус протолкнул новую конституцию, позволившую установить в стране авторитарный режим, близкий к фашистскому.
Стремительно начло расти влияние австрийских эсэсовцев, которые уже в июле убили самого Дольфуса, а в 1938 году помогли Гитлеру присоединить Австрию.
Кнаусмюллер во время этих событий тоже был арестован, но смог выйти на свободу и отправился в Москву, где стал сотрудником Коминтерна. Характер его деятельности покрыт туманом, но очевидно, что он имел отношение и к разведке, и к пропаганде. Среди официальных мест его работы фигурирует отделение Внешторга в Вене – классическое прикрытие для разведчика, а потом вдруг… «должность техника отдела рационализации в ЦУМе». Что это было? Очередная «легенда прикрытия» или временное отстранение, связанное с «чисткой» советских разведорганов.
Впрочем, с началом Великой Отечественной товарищ Кнаусмюллер оказывается там, где и положено человеку с его биографией, – в Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения НКВД, занимавшейся в основном организацией спецоперацией и диверсий в тылу противника.
По окончании войны, когда в советской оккупационной зоне Германии создавались новые органы власти, а в 1949 году была образована Германская Демократическая Республика (ГДР), Кнаусмюллер был главным редактором газеты «Миттайлунген» в СССР, с 1951-го – диктором в радиокомитете по вещанию на Германию и Австрию, то есть занимался он пропагандистской работой. Далее – провал, а в 1970–1982 годах новая неожиданная должность – помощник представительств иностранных фирм в управлении обслуживания дипломатического корпуса СССР. В переводе на обычный язык это означает, что Кнаусмюллер должен был отслеживать, кем именно являются и как себя ведут иностранные граждане, работающие в обслуге советских дипломатических представительств. В общем, контрразведка.
Импозантная и сильно не советская внешность Кнаусмюллера обратила на себя внимание кинематографистов, и с 1959 года он снялся в 61 фильме – везде в ролях второго плана, в подавляющем большинстве – заграничных бизнесменов и дипломатов, но чаще всего холеных фашистов.
«Немецкий офицер», «немецкий полковник», «немецкий генерал» – это все его безымянные роли в ставших военной классикой лентах «Мир входящему», «Третий тайм», «Вызываем огонь на себя», «Они шли на Восток», «Их знали только в лицо», «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна», «Освобождение», «Фронт за линией фронта». Только в «Бабьем царстве» он мелькнул в форме всего лишь немецкого ефрейтора, а в «Море в огне» сыграл самого фельдмаршала фон Манштейна.
С фашизмом на экране он боролся намного реже, но в 1965 году в незаслуженно забытом фильме «Они не пройдут» сыграл безымянного генсека австрийской компартии. Снял эту ленту на «Мосфильме» режиссер из ГДР Зигфрид Кюн.
Приведем анонс с сайта «Кинопоиск» «1934 год. После подавления восстания рабочих-шуцбундовцев инженер Ганс Мюллер покидает Австрию и эмигрирует в СССР. В России Ганс находит свою любовь. Его отношения с Галиной складываются непросто. Ее сын Санька мучительно переживает приход в дом чужого человека. Но в конце концов Ганс завоевывает доверие мальчика. Когда в Испании начинается франкистский мятеж, Ганс добровольно едет сражаться в рядах интербригады. А после освобождения Вены возвращается на родину».
Закрадывается мысль, что прототипом Ганса Мюллера был сам Кнаусмюллер. Но только сыграл главную роль другой, более молодой немец Юрген Фрорип, впоследствии чуть ли не главный штатный «антифашист» студии ДЕФА (ГДР).
К сожалению, автору не удалось найти сведения о семье Эрвина Кнаусмюллера. Известно, что помимо сьемок в кино он перевел с русского языка на немецкий «Историю средних веков. Учебник для 6 класса средней школы» Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского. Этот учебник использовался в СССР в национальных немецких школах и школах с углубленным изучением немецкого языка.
Скончался Эрвин Эрвинович Кнаусмюллер 4 января 2000 года в Москве и был похоронен на Введенском кладбище (29-й участок).
Жизнь этого человека и сегодня остается загадкой, но загадкой, уже не имеющей характерной для шпионских дел оперативной подоплеки. Скорее речь идет о загадке нашего исторического сознания, когда, фиксируясь на скандальных персонажах, мы зачастую не обращаем внимания и забываем людей, чья жизнь действительно достойна памяти и уважения.
Дата публикации: 26 февраля 2021
Дмитрий Митюрин (журналист, Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века»
26.02.2021