15 августа 1990 года по тогда еще большой стране СССР шаровой молнией пролетела горестная новость: рано утром в автомобильной катастрофе под Ригой погиб 28-летний Виктор Цой. Мы знаем о нем многое , мы никогда не узнаем о нем главного…
«АССА» И НАТАЛЬЯ РОГОЗИНА
Юрий Шумило, бывший администратором на съемках фильма «Асса», рассказывает о первом впечатлении от Виктора Цоя: «Впервые я увидел Цоя в «Тавриде», где мы снимали все ресторанные сцены. Вижу: бродит по площадке такой высокий азиатский человек в черном. Посторонние на площадке — это моя зона ответственности. Подхожу, спрашиваю: «Почто здесь?» А он мне: «Я к Соловьеву приехал». Переспрашиваю Соловьева: «К вам?» А Соловьев: «Ты чего, Юрик? Это же наш композитор, знакомься — Витя Цой». Познакомились. Я увидел у него значок Шаолиня. Говорю: «Ты чего, имеешь какое-то отношение к этой теме?» Наверное, отсюда и взаимная симпатия возникла. Стали в перерывах всякие единоборческие темы обсуждать. Но фанатом Цоя я стал позже, когда снималось начало сцены с песней «Мы ждем перемен».
Он встал на сцене ресторана, на площадке громко включили фонограмму (в кино ведь все под фанеру снимается), я стоял за камерой, за Павлом Тимофеевичем, и был буквально оглушен мощью, которая обрушилась из динамиков. Цой со своей кошачьей пластикой тоже впечатлил. Прямо уши к голове прижало. Павел Тимофеевич стоял, смотрел в дырочку (тогда еще камераменов никаких не было) и, когда закончился трек, повернулся ко мне и сказал: «Ну что, Юрок, понял?» Он к тому времени уже слышал это все. А меня оглушило. После этого я подсел на Цоя, для меня это было полное откровение — это ведь был тот же парень, с которым мы только сейчас болтали про Шаолинь и которого за звезду никто по большому счету не держал.
Их вообще тогда никто звездами не считал. Были какие-то странные пацаны в странных одеждах, с гаджетами, которых мы тогда не видели. А у них тем временем уже была связь с заграницей, была Джоанна Стингрей — какой-то заступ за кордон, во всяком случае в виде предметов материальной культуры. Они уже были одеты иначе, чем мы, и вот эта одежда во многом отразилась в одежде Бананана. Помните этот их проезд с Крымовым в троллейбусе? Все эти очки, хламиды, большие американские ботинки — это казалось тогда странным и неожиданным. Мы понимали, что это модно, но модно как-то по-другому. Я, например, носил клетчатые джинсы, которые совпадали с клетчатой культурой люберов».
Шумило вспоминает: «Цой сильно изменился после нашей картины. У него во время съемок образовались отношения с Наташей Разлоговой, девушкой из хорошей семьи, сестрой кинокритика Кирилла Разлогова. Наташа работала у нас помрежем, то есть бегала, меняла кадры, номера, вела всю документацию помрежа. С ее двумя иностранными языками это, конечно, не соответствовало ее уровню. У меня было такое впечатление, что она наш фильм рассматривала с прицелом на изменения в личной жизни. Когда появился Цой, она очень сильное влияние на него оказала. У него, безусловно, был какой-то нечеловеческий, животный магнетизм и специальный поэтический дар, но Наташа дала ему широту, он буквально видоизменился под ее влиянием. Она была отчасти его менеджером, и, видимо, не без ее участия он связался с Айзеншписом. Его карьера начала развиваться, он стал собирать стадионы, начался чес на его имидже, на его имени. Завистники в рокерских кругах тут же заговорили, что Цой продался. Вот и шубу купил себе волчью… Было такое. Но Наташа его реально разнообразила, расширила кругозор. Может быть, я придумываю, но в альбомах, которые выходили после «Ассы», я слышу Наташу, ее нотки, настроение, состояние».
ПРОРОЧЕСКИЙ ФИНАЛ «ИГЛЫ» (1988 ГОД)
О том, как задумывался фильм «Игла» режиссер Рашид Нугманов рассказывает: «Сценарий написали молодые ребята, Александр Баранов и Бахыт Килибаев. Сценарий мне, скажу откровенно, не понравился. Слишком много диалогов, сплошная болтовня. И герой какой-то недоделанный, погибает в арыке. И от сценария у меня осталась только общая канва: парень приезжает в город и пытается снять с иглы свою бывшую подругу, за что получает нож в живот. Все остальное — полная импровизация».
О Викторе Цое Рашиду сказал Константин Кинчев. Они познакомились, и: «Цою я предложил главную роль еще за полтора года до этого. Правда, не знал, в каком именно фильме. Сказал: «В следующем». Мы прикидывали, что к 1989 году окончу ВГИК и где-то там, может в 1990-м, получу большую постановку. А случилось во как... ВГИК, кстати, я так и не закончил. После «Иглы» уже не до учебы было.
В 1987 году Виктор еще был в черных списках КГБ. В Москве, например, ему запрещено было концерты играть. Свет вырубали и народ разгоняли. То, что фильм назовут культовым, я не сомневался. А вот то, что его посмотрит вся страна, никто не мог даже мечтать. Мы с ясной головой делали фильм на полку, для себя. Без всяких компромиссов.
Виктору слава нравилась, но уюта меньше стало. Последней слякотной зимой он даже грустно признался мне: «На улицу выходить не хочется. Какой-нибудь ублюдок запросто подскочет и даст дубиной по голове».
Мы оба были категорически против финала, где герой фильма погибает в арыке среди сухих листьев. На самом деле Виктор не погибает в «Игле». Он встает и идет дальше, к Дине. Там как раз на улице, где мы снимали эту сцену, за углом, — крупнейшая клиника Совмина. Если бы нам довелось снять «Иглу-2», то она началась бы на операционном столе, под яркими лампами. С мамоновской озабоченной физиономией в белой маске, с резиновыми перчатками и чепчиком, со скальпелем в руке...
Премьера состоялась в Доме кино в Алма-Ате. Публика сломала стеклянные двери, чтобы попасть внутрь. Сидели во всех проходах, но мест все равно не хватило. Пришлось открыть малый зал и параллельно показывать там, перетаскивая прокрученные ролики из главного зала. И так четыре сеанса вместо запланированного одного. Мы не стали дожидаться конца, всей съемочной группой пошли сначала в ресторан, а потом ко мне домой. Было огромное количество букетов. Мы к утру оборвали все лепесточки и усыпали ими квартиру сантиметровым слоем. Ходили как по благоухающему парку».
Фильм «Игла» вошел в число лидеров советского проката. В первый год выхода на экраны страны (за 11 месяцев 1989 года) картину посмотрело 14,6 млн зрителей (2-е место среди отечественных фильмов).
По результатам ежегодного опроса журнала «Советский экран», Виктор Цой был признан лучшим актером 1989 года.
ВЕРСИИ ГИБЕЛИ
Как указывалось на сайте Newsmusik: «28-летний рок-музыкант отдыхал вместе с сыном Сашей в Латвии, снимая дачу в поселке Плиеньциемс. Утром того рокового дня поднялся ни свет ни заря и поехал один на рыбалку на лесное озеро. На обратном пути примерно в 11.30 его новый «Москвич-2141» врезался во встречный «Икарус-250».
ДТП произошло на 25-м километре дороги Слока — Талсы. От удара «Икарус» снесло с дороги в речку Тетчупе, водитель отделался легкими ушибами. «Москвич» был отброшен метров на 20, к мосту. Виктор Цой умер мгновенно...
По официальной версии, Цой задремал за рулем. В тот день было душно, парило, словно перед грозой. Лесное озеро находится в 15 километрах от места трагедии. Виктор мчался со скоростью не меньше 100 километров в час, а из-за поворота со скоростью 60–70 км в час выехал автобус, которого он вовремя не заметил. Удар по автомобилю пришелся слева направо и спереди назад — передний бампер «Икаруса» прошел по капоту «Москвича», руль со стороны водителя был погнут, сиденья сбиты. Щиток передней панели разломан, неповрежденным остался только задний бампер. Двигатель отлетел метров на пятнадцать. Счетчик пробега «Москвича» остановился на 3400 километрах. Автомобиль не подлежал восстановлению. Цоя хоронили в Ленинграде в закрытом гробу...»
В случайность аварии не верили близкие и члены семьи ни 20 лет назад, ни сейчас. Экс-продюсер группы «Кино» Юрий Белишкин высказал журналу «Смена» версию, что не мог такой собранный и педантичный человек, как Цой, заснуть за рулем, а стало быть, нельзя отрицать версию убийства. Явно спланированного заранее...
Абсолютно убеждена была в подстроенной катастрофе и вдова Виктора — Марьяна Цой: «Я всегда говорила: «Не тот Витя человек, чтобы заснуть за рулем!» Самоубийство я тоже отрицаю. Витя только подошел к истокам славы и благополучия. Если ему было плохо в Москве, он всегда мог бы вернуться в Питер, он не был связан никакими кабальными контрактами. Убийство? Но кому это было нужно? Я считаю, что упустили момент и группа, и продюсер, и менеджеры, не говоря уж о правоохранительных органах.
Нужно было сразу после 15 августа 1990 года браться за эту тему, если хотели что-то раскопать. Но никто не задался такой целью, все приняли на веру официальную версию. Потому что были в ошарашенном состоянии, а у меня маленький ребенок на руках... Это счастье, что Витя в то роковое утро не взял с собой Сашу. Сын очень любил ездить на рыбалку, но именно в то утро почему-то отказался...»
Недавно в Интернете на одном из сайтов появилось письмо некоего Яниса из Риги. По его словам, 15 августа 1990 года у него и двух его приятелей был конфликт на озере с каким-то рыбаком с восточной внешностью. Судя по описанию, этим рыбаком мог быть Виктор Цой. Автор письма утверждает, что дело дошло до потасовки. Цой, применив приемы восточных единоборств, уложил хулиганов на землю. А сам бросился к машине и дал по газам. Вполне возможно, что этот конфликт и стал причиной ДТП на дороге...
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
«Для меня главное — сохранить самоуважение и некоторую внутреннюю свободу, которая у меня сейчас есть, — говорил Виктор в одном из немногочисленных интервью. — Но сохранить ее очень трудно, приходится все время бороться с разными соблазнами. Например, если вдруг встанет вопрос так, что я буду вынужден играть ту музыку, которую не хочу играть, но которая будет нравиться людям, — это было бы нечестно с моей стороны ее играть, правда! Уже будет соблазн...»
Дата публикации: 24 августа 2020
Анна Василенко (журналист, Киев)
«СМ-Украина»
24.08.2020