Имя актрисы Екатерины Савиновой сегодня вряд ли знакомо молодежи. Но для старшего поколения она навсегда осталась Фросей Бурлаковой из фильма «Приходите завтра», который рассказывал историю талантливой девушки, приехавшей в столицу из глубинки «учиться на певицу» и созданный на автобиографическом материале исполнительницы.
ПУТЬ В АКТРИСЫ
Когда Евгений Ташков писал сценарий будущего фильма «Приходите завтра» для своей жены, то она стала его соавтором. Супруги использовали факты ее личной биографии для создания образа Фроси Бурлаковой.
Катя Савинова, которая родилась 26 декабря 1926 года, приехала в Москву из крошечной деревушки Ельцовка Алтайского края с мечтой учиться актрису. У девушки был природный голос на три с половиной октавы, но она мечтала о кино.
Первая попытка поступить во Всесоюзный государственный институт кинематографии сразу после окончания школы закончилась неудачей. Но уезжать из Москвы Катя не собиралась и полгода проучилась в землеустроительном институте. Зимой Савиновой удалось поступить на курсы актера театра и кино Василия Ванина, однако вскоре была отчислена — будучи, по словам Ванина, замечательной актрисой для театра, но не для кино.
Следующая попытка оказалась успешной. Савинова становится студенткой ВГИКа.
СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ
«Когда я прибыл на учебу, в мужском общежитии не оказалось места и меня на сутки подселили к девушкам, — вспоминал Евгений Ташков. — В комнате было студенток шесть. Я лег на кровать и собрался спать... Как вдруг услышал голос, который поразил меня до глубины души. Я гадал, кто же его хозяйка. И только утром увидел ее...»
«Женя и Катя были родом из Сибири, а познакомились уже на актерском факультете ВГИКа в 1945 году: оба поступили на курс Бибикова и Пыжовой с первого захода, — рассказывала бывший редактор Одесской киностудии Евгения Рудых, успевшая незадолго до смерти издать книгу воспоминаний «Как делалось кино в Одессе». — С Катей мы вместе жили в одной комнате общежития в Зачатьевском монастыре. С нами — еще семь человек, и все мы знали, что Катя и Женя поженятся. Когда он приходил, они садились на кровать и о чем-то тихо разговаривали. Мы старались оставить их одних. К дням рождения друг друга они готовились тщательно. Катя знала, что нужно ее суженому, и заранее покупала теплый шарф, расческу и прочие мелочи. Когда Катя была на последнем курсе, все наши восемь комнат общежития облетела радостная весть: знаменитый режиссер Иван Пырьев берет ее в свой фильм «Кубанские казаки» на роль Любочки».
Катя вообще отличалась от большинства студентов. Например, она категорически отказывалась ходить по музеям-квартирам известных людей, говоря, что нечего на чужую жизнь смотреть, своей заниматься надо.
С Ташковым они поженились в 1951 году, спустя восемь месяцев после выпускных экзаменов. Год прожили в съемной клетушке на чердаке. А потом переехали в комнату в коммуналке, которую Савинова получила от Театра киноактера. В 1957-м в семье актеров родился сын Андрей.
ХОДЯТ СЛУХИ
Много лет истинного виновника несостоявшейся карьеры Екатерины Савиновой не называли по имени. Речь шла о некоем «могущественном чиновнике». И вот только в последние годы в передачах и статьях об актрисе стали прямо называть имя Ивана Александровича Пырьева. Однако, насколько это обоснованно, так и остается вопросом.
Еще в период съемок «Кубанских казаков» поползи слухи: могущественный Иван Пырьев явно благоволит к Савиновой. Кто-то завидовал: мол, теперь о ее карьере можно не беспокоиться. Те, кто знал Катю, не сомневался в ее резко негативной реакции. И если только правда, что маститый режиссер распустил руки, то правда и пощечина, которую ему отвесила Савинова.
Но в истинности всей этой истории до сих пор сомневаются серьезные историки кино. У Пырьева и при жизни хватало недоброжелателей, а мертвого льва и вовсе не страшно дергать за хвост.
Есть и романтические сомнения. Все женщины, любимые многократным лауреатом Сталинских премий, внешне принадлежали к одному типажу и были похожи друг на друга как сестры. Савинова же была совсем другой.
Всех своих женщин, а их, кстати, было не так уж много, Пырьев снимал в главных ролях картин, которые на них же и делались. Ни о каких предложениях Пырьева сняться Савиновой в главной роли нигде не упоминается.
У Ивана Александровича было всего три законных жены: Ада Войцик, Марина Ладынина, Лионелла Пырьева и яркий роман с Людмилой Марченко. После бурных ухаживаний Иван Александрович разводился с предыдущей женой и женился на следующей. Ни в одном исследовании не упоминается о желании Пырьева жениться на Савиновой.
Лионеле Скирде было 19 лет, когда она вышла замуж за прижизненного классика. А в 20 лет Пырьева овдовела. Вот уже сорок с лишним лет «акулы пера» пытаются вырвать у Лионеллы Ивановны разоблачительные признания относительно Ивана Александровича. Но во всех интервью она говорит о покойном муже, чью фамилию не меняет на не менее известную фамилию своего мужа, актера Олега Стриженова, с большим уважением.
А ведь когда-то Олег Стриженов был соперником Ивана Пырьева за сердце Люды Марченко. И соперником счастливым…
ШАНС ДЛЯ КАТИ
После «Кубанских казаков» карьера Савиновой остановилась. Чтобы как-то поддержать жену, Евгений Ташков задумал снять картину специально для нее, с учетом всех возможностей таланта Кати.
К тому времени он уже снял как режиссер на Одесской киностудии фильм «Жажда», куда на главную роль пригласил однокурсника Вячеслава Тихонова. Кстати, именно в «Жажде» Тихонов впервые надел так идущий ему фашистский мундир.
Режиссер рассказывал в интервью: «У меня возникло чувство протеста и я решил взять пошлый сюжет, заезженнее которого не бывает. Про деревенскую девушку, которая приезжает в Москву учиться на актрису. Сценарий «Приходите завтра» писал для Кати и под Катю, в него вошло многое из ее биографии».
Решение снимать картину «Фрося», таково было первоначальное название, на Одесской киностудии Ташков принимал абсолютно сознательно: от Москвы далеко и демократии больше. При этом муж-режиссер не сомневался: в 34 года Катя отлично сыграет 18-летнюю Фросю.
«Сценарий «Приходите завтра» был написан именно для Кати Савиновой, — настаивала Евгения Рудых. — Он о том, что истинные таланты при наших методах обучения не нужны. О том, что никто их не ищет, а если они являются сами, то к ним подходят со стандартными мерками. Педагогу, который угадал в героине талант и начал заниматься с ней персонально, начальство предъявило претензии. Идея фильма не понравилась бывшему в то время главному редактору Вилену Федорову. Когда принесли ему сценарий, он принялся всячески смягчать его, темпераментно спорил, а позже не пускал фильм на просмотр худсовета…
Сюжет фильма построен во многом на фактах биографии Кати Савиновой: она также явилась в столицу из сибирской глубинки, параллельно с институтом училась в музыкальной школе Гнесиных.
— Однажды в комнате общежития — вспоминает Евгения Рудых, — я услышала, что в коридоре, который мы громко именовали «холлом», потому что там стоял рояль, кто-то пытается сыграть «Аппассионату». Я выбежала и увидела за роялем Катюшу. Едва освоив нотную грамоту, она (настойчивая!) разучивала Бетховена — чудеса!
Естественно, в фильме она поет сама, поражая всех количеством октав в голосе. Ей было 34 года, а играть нужно было 18-летнюю. И это ей удалось. Всегда, со студенческих лет, Екатерина профессионально следила за своим лицом. На дорогие косметические крема денег не было, просто она смазывала лицо любым жиром: «Что в рот — то на лицо» — ее любимая поговорка».
Процесс съемок картины оказался очень непростым. Уже была готова почти треть фильма, когда чиновники от кино решили его закрыть с определением: «Бездарность», «Безобразие». Что означало запрет на профессию не только актрисе Екатерине Савиновой, но и режиссеру Евгению Ташкову. Особый гнев чиновников вызвал эпизод, в котором герой Анатолия Папанова — скульптор — вдребезги разбивает свои работы, в том числе пресловутых девушек с веслом. Режиссера стали обвинять в аполитичности: кто-то умудрился углядеть в этом критику единственно верного художественного метода — социалистического реализма.
В год выхода картину «Приходите завтра» посмотрели более 15 миллионов зрителей. На Всесоюзном кинофестивале (1964 год), проходившем в Ленинграде, Анатолий Папанов получил премию за лучшую мужскую роль, а Екатерина Савинова — за лучшую женскую.
ФИЛЬМ И ЖИЗНЬ
«Фильм «Приходите завтра» стал той отправной точкой, с которой начался уверенный подъем Евгения Ташкова и падение Екатерины Савиновой, — рассказывала Евгения Рудых. — Я узнала, что, Женя ушел из дому (у них была однокомнатная квартира напротив киностудии) и поселился в «куряже», как мы прозвали гостиницу, служившую общежитием киностудии, стоявшую в том же дворе. Я напрямую спросила Евгения: как это понимать?
«Мы очень устаем на съемках, — пояснил он. — Все время вместе, споры-разборы. И ей, и мне нужно отдохнуть перед следующими съемками. Знаешь, Катя иногда начинает говорить странные вещи. Уверяет, что она слышит голоса...»
Я и сама сталкивалась с невероятными признаниями Катерины, но считала, что она оригинальничает. А тут поползли разные слухи, что, Катя сходит с ума, разговаривает с невидимыми собеседниками, что вряд ли она сможет досняться в роли Фроси Бурлаковой, что именно из-за этого муж-режиссер и оставил ее. А еще говорили, что Евгений не на шутку увлекся своей ассистенткой Тамарой, полной противоположностью блондинистой Кати с ямочками на щеках. Тома была жгучей брюнеткой с темными глазами, надменно сжатыми губами — прямо женщина-вамп! Но ни первому, ни второму слуху я поверить не могла, зная преданность супругов друг другу. Спорила со всеми, называла сплетниками, однако второй слух оказался правдой. Об этом мне поведала сама Тамара, когда в какой-то экспедиции мы жили в одном номере. Да и первая причина во многом подтвердилась...»
По воспоминаниям других членов группы, «Приходите завтра» снимался в очень напряженном режиме — 31 съемочный день в месяц, без выходных. Весь период съемок Савинова работала с температурой выше 37. Сбить, вроде бы, не слишком высокий жар не удавалось никак. Врачи не могли поставить диагноз.
ТОЛЬКО КИНО!
В 1950-м году после окончания ВГИКа Екатерина Савинова (единственная из всего выпуска!) получила приглашение на работу во МХАТ. Но, к изумлению друзей, отказалась. Она обучалась в Институте имени Гнесиных, где занималась вокалом. По словам мужа актрисы, во время учебы в Гнесинском институте Савинову приглашали и в Большой театр, и на эстраду. Но она не мыслила себя вне кинематографа.
«В те годы в СССР снимали лишь восемь картин в год, — говорил в интервью Евгений Ташков. — Катю часто приглашали на пробы, но утверждали на роли других актрис. Катю это травмировало, она часто плакала…
У Кати был замечательный голос — три с половиной октавы. Поначалу она занималась вокалом с репетиторами, а через некоторое время после окончания ВГИКа поступила в Институт имени Гнесиных и на четвертом курсе исполняла арии из классических опер! Когда учеба в Гнесинском институте подходила к концу, ей сделали два очень заманчивых предложения. Одно — в Большой театр, другое — на эстраду, ей давали оркестр. Но она не приняла ни того, ни другого. Говорю: «Катенька, подумай!» А она: «Сегодня мы с Александрой Дмитриевной (Кильчевской) два с половиной часа занимались. Голос так хорошо звучал…»
Роль Фроси Бурлаковой принесла актрисы в те годы невероятную популярность. Однажды великий сатирик Аркадий Райкин узнал, что в концерте, который должен был состояться в Политехническом музее, будет участвовать Екатерина Савинова, и он отказался выступать последним. Мол, после выступления Савиновой натянутые маски, извините, не проходят. И Райкин вышел на сцену до номера актрисы.
Работа в Театре-студии киноактера тоже не приносила актрисе удовлетворения. Зрители отмечали Савинову в роли первой гостьи в спектакле «Бедность не порок» по одноименной пьесе Островского, и в этой проходной роли актрису хвалил постановщик спектакля Алексей Дикий.
Большие надежды она возлагала на роль Кабанихи в пьесе «Гроза», которая готовилась к постановке Алексеем Диким. Однако спустя три месяца после начала репетиций спектакль был закрыт.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ФИЛЬМА
В 1970-м году Катя уехала в Новосибирск к сестре. Как рассказывала ее подруга и сокурсница Елена Вольская, Савинова несколько раз писала мужу, пытаясь наладить с ним отношения. Перед смертью позвонила Елене, сказала: «Я последний раз просила его приехать. Объяснила: жду через три дня московским поездом. Не приедет — тогда все…»
Елена поняла, что «все» — это развод. А случилось по-другому. Долгих девять лет Савинова тяжко болела. Вроде бы, причиной называли молоко, выпитое ею еще в Одессе. Потом говорили о винограде, который спровоцировал бруцеллез, давший осложнение на головной мозг. Но факт заключается в том, что у актрисы стала развиваться и бурно прогрессировать душевная болезнь — шизофрения.
«Когда она снималась в Крыму, то выпила парное молоко, которое очень любила, и подхватила инфекцию, — рассказывает муж. — Период ее созревания в организме — 8 месяцев. Инфекция выбирает самые уязвимые места и может поразить любой орган. А поскольку в сентябре нагрузка была велика, то болезнь затронула центральную нервную систему».
Она лечилась в разных клиниках, на какое-то время наступало облегчение, тогда Савинова и снималась в небольших ролях у разных режиссеров. А потом — опять рецидив и вновь — палата в психиатрической клинике.
Евгений Ташков до сих пор с болью говорит: «Два — четыре месяца в году она лежала в больнице. В промежутках мы ездили на гастроли, давали концерты — надо было зарабатывать на жизнь. Когда она последний раз вышла из больницы, то поехала в Новосибирск к сестре. А потом положила голову на рельсы, под движущийся состав... Я пытался выяснить, было это самоубийство осознанное или оно связано с болезнью: ведь самоубийц нельзя отпевать. Оказалось, во всем виновата шизофрения».
Педагог Савиновой профессор ВГИКа Борис Бибиков (сыгравший роль профессора в фильме «Приходите завтра») как-то сказал, что за свою жизнь он видел много очень талантливых людей, но, пожалуй, только о двух может сказать с такой определенностью, что они беззаветно были преданы искусству — Станиславский и Савинова.
Бывшая киноактриса, а ныне инокиня Свято-Введенского женского монастыря Ольга Гобзева сказала о Савиновой в одном интервью: «Актрис такого уровня, как Катя, у нас просто нет. И не будет долгое время, если только Сибирь не родит какую-нибудь девчушку, которая отважится схватить чемоданчик и побежать неведомо куда. Я вспоминаю наши встречи с Екатериной. Она была очень открытым человеком».
И еще вспоминает, как Катя ей признавалась: те голоса, что терзают ее сознание, приказывают лечь на рельсы, чтобы спасти от гибели сына.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ
«Загубили мы Катю, — сокрушался много лет спустя Евгений Ташков. — Лечили не так и не тем. После ее смерти мне попалась книга о голодании. Оказывается, поставить Катю на ноги можно было за 28 дней...»
«Когда Екатерина Савинова приехала в Новосибирск, она уже была больна бруцеллезом, что привело к нервному расстройству, — пишет Ольга Трофимова. — 25 апреля она пришла к своей подруге на проспект Карла Маркса.
— Пойдем со мной в церковь петь на клиросе, — предложила она подруге. — А то у меня пенсия всего 40 рублей, не знаю, как жить дальше.
Клара отказалась. Но перед тем как Екатерина Савинова ушла от нее, написала на листке бумаги свой телефон:
— Как дойдешь до дома — позвони. Через несколько часов в квартире Клары Фроловны раздался телефонный звонок. Мужской голос попросил подъехать, чтобы опознать человека. Как выяснилось позднее, ей предстояло опознать Екатерину Савинову, которая бросилась под поезд.
— Никаких документов при ней не нашли. Только на клочке бумаги был записан ваш телефон, — объяснили ей следователи.
— Это все, что мне рассказала Клара про Катю, — закончила свой рассказ Екатерина Дмитриевна. — Где произошла трагедия, я сказать не могу. Клара показывала мне это место, но я плохо знаю Новосибирск. Вроде там мост какой-то и железнодорожные пути, которые идут параллельно речке».
«Евгений Иванович рассказал мне, — говорит Тамара Ивановна Вараксина, директор Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, — что Катя бросилась под поезд на вокзале «Новосибирск-Главный». — После ее гибели он приезжал в ваш город и разговаривал со стрелочницей, которая оказалась свидетельницей происшествия.
По словам работницы станции, она сразу обратила внимание на хорошо одетую красивую женщину, которая взволнованно ходила по перрону. На первом пути стоял пассажирский поезд. Но этот состав ушел, и было объявлено о том, что на второй путь прибывает пассажирский поезд. Когда он уже подъезжал к перрону, женщина вдруг перебежала через пути и бросилась под колеса. Стрелочница пыталась ее остановить, кричала: «Стой, что же ты делаешь?». Но это не помогло.
А справка о смерти Екатерины Федоровны Савиновой была выдана во Фрунзенском районе Москвы. О причине смерти написано как-то нелепо: «отделение головы колесами поезда». Странно, но никто из ветеранов, работающих на станции «Новосибирск-Главный» не помнят этого случая.
СЫН ЗА МАТЬ
После смерти Савиновой Евгений Ташков восемь лет жил в одиночестве. А потом на съемках фильма «Уроки французского» влюбился в актрису Татьяну Васильеву, которая была на 30 лет его моложе. Сначала Таня не восприняла ухаживания режиссера всерьез. Но спустя год изменила свое мнение. «О Жене потом говорили: «Вроде скромный, а жену из пеленок взял, — вспоминает Татьяна Ташкова. — Сын Жени Андрей очень удивился, когда мы решили пожениться. Но отношения с ним сложились теплые». Татьяна Ташкова снялась в 40 фильмах, однако всенародную популярность ей принесла роль тети Аси в рекламе отбеливателя. Совместный сын Татьяны и Евгения, 24-летний Алексей Ташков, не пошел по стопам родителей, а стал психологом.
Единственный сын Екатерины Савиновой — Андрей Ташков — стал знаменитым после первой большой роли — детектива Евгения Кулика в фильме «Сыщик». Зрители знают его по сериалам «Подросток», «Стилет», «Евлампия Романова-2», «Сестры по крови», картинам «Адвокат», «Флэшка». Ташков крайне редко дает интервью и никогда не говорит о матери. Узнать актера получше можно лишь со слов его бывших возлюбленных.
Елена Скороходова — мать единственного сына Андрея Ташкова. Как актриса она снималась в фильмах «Бабник», «Козленок в молоке», сериалах «Мелочи жизни», «На углу, у Патриарших». О браке с Андреем рассказывает: «Когда мы познакомились, мне был 31 год, Андрюшке — 36. У него за плечами два брака, у меня один. С Андрюшей я собиралась жить вечно. Начиталась религиозных книжек, заразилась высокими идеями. Беременность наступила в узаконенном состоянии. Иначе и быть не могло! А когда родился Ваня, Андрей ушел шляться. Я растолстела, была уже не той, что прежде. К тому же ребенок перестраивает весь уклад жизни под себя. Андрей же в 40 лет оставался мальчишкой. Для артиста это хорошо, для брака — обременительно».
Замечательная актриса Елена Коренева, которая снималась в фильмах «Романс о влюбленных», «Экипаж», «Тот самый Мюнхгаузен», «Покровские ворота», рассказывает о непростых отношениях с сыном Савиновой: «Андрей Ташков — первый русский мужчина после Андрона Кончаловского, с которым я жила или, как говорят, вела совместное хозяйство. Как-то так получалось, что на протяжении многих лет мои возлюбленные были иностранцами. С Андреем мы расстались друзьями. Наверное, у нас просто исчерпался ресурс взаимоотношений».
Одна из удивительных способностей кинематографа — дарить бессмертие тем, кто его создает. Вот уже почти полвека на старой черно-белой пленке приезжает в Москву из деревни Ельцовка Фрося Бурлакова.
А в наших сердцах и душах становится теплее от очередной встречи с чудом таланта актрисы Екатерины Савиновой.
Дата публикации: 24 мая 2020
Анна Василенко (журналист, Киев)
«СМ-Украина»
24.05.2020