Откуда приплыли «Пираты ХХ века»?
Кадр из фильма «Пираты ХХ века»

В 1979 году на экраны СССР вышел фильм-экшн — «Пираты ХХ века», который тогда же посмотрели 90 миллионов зрителей. За прошедшие 40 с лишним лет количество зрителей увеличилось во много десятков раз. А тема фильма, увы, нисколько не устарела: ведь в ХХI веке пираты по-прежнему продолжают разбойничать на просторах мирового океана.

ИДЕЯ КАРТИНЫ

Идея картины пришла к соавторам Борису Дурову и Станиславу Говорухину в конце 1970-х годов. В одной из газетных публикаций тех лет рассказывалось о том, что морские пираты в водах Средиземного моря напали на итальянское судно. Разбойники не только похитили груз — 200 тонн урановой руды, но и уничтожили экипаж.

Прочитав заметку, режиссер Станислав Говорухин задумал сценарий будущего фильма, только в нем фигурировали советские моряки. Он позвонил коллеге Борису Дурову, с которым в середине 1960-х работал над фильмом «Вертикаль». Борис загорелся идеей: «Слушай, здорово! Я даже, кажется, знаю, как нашим морякам удастся отбиться. Ты что-нибудь знаешь о каратэ?»

Друзья решили, что сценарий напишут вместе, а снимать фильм будет Дуров, поскольку Говорухин в то время запускался с картиной «Место встречи изменить нельзя».

«Мы сразу отказались от излишней сентиментальности, — вспоминал позднее Борис Дуров. — Задумали кино о русских мужиках, которые способны защитить своих женщин, свой корабль. В те годы сценарий будущего фильма должен был пройти цензуру. Тут-то нам и зарубили уран. Тогда мы предложили «погрузить» на корабль опиум для фармацевтической промышленности — товар на миллионы долларов. Поднялся такой шум: никаких наркотиков, это пропаганда! Я разозлился: «Это же для фармацевтической промышленности! Наркотики, говорите, нельзя? А что же везти кораблю: пустые бланки партийных билетов? Потеря партийного билета — тяжкое преступление». В общем, опиум мы отстояли.

Цензоры настаивали на том, чтобы в фильме было как можно меньше драк, особенно с применением приемов каратэ. Этот вид борьбы в Советском Союзе развивался почти подпольно. Каждую сцену авторы защищали с боем. Дурова и Говорухина консультировал известный каратист Тадеуш Касьянов. Потом он сыграл в фильме боцмана, а его друзья-спортсмены — пиратов и советских моряков.

«Во время съемок нам постоянно звонили из ЦК комсомола, угрожали применить власть, если мы будем увлекаться сценами драк, — рассказывал Тадеуш Рафаилович. — Мы обещали не увлекаться. Только очень далекие от философии восточных единоборств люди могли называть каратэ дракой. Впрочем, чтобы фильм в самом деле не запретили, от некоторых боевых сцен пришлось отказаться».

КТО СПАС «ПИРАТОВ»?

Одними из первых новый фильм смотрели члены ЦК ВЛКСМ на закрытом показе. «Пираты…» настолько шокировали молодых функционеров, что разразился скандал.

«Хотя многое, и в первую очередь силовые единоборства, из картины вырезали, — вспоминает Тадеуш Касьянов, — у чиновников волосы просто дыбом стояли. «Как, — хватались они за сердце, — советский человек бьет другого в пах? Такого быть не может!» То, что удар наносится врагу, их успокаивало мало. Нет, советский человек со связанными руками должен гордо умирать, но в пах не бить!»

И «Пираты…» вполне могли разделить судьбу многих хороших картин, отправлявшихся в забвение, или, как тогда говорили, «на полку».

Но кто-то из работников Госфильмофонда применил испытанный способ: «Пиратов» отправили на дачу к Генсеку. Злоключения советских моряков Брежнев принял близко к сердцу и распорядился с выпуском картины на большой экран не тянуть...

«Дорогому Леониду Ильичу» фильм так понравился, что «Пиратов» за ним возили постоянно. «Правда, — как вспоминал позже исполнитель главной роли Николай Еременко, — немощный Генсек все время забывал, кто там наш, а кто не наш. Брежнев постоянно переспрашивал: «Это наш того е...нул?» Ему говорили: «Наш, наш, Леонид Ильич». — «Молодец...».

«Что только не писали про нас! Но зрители фильм поддержали, — с так и не прошедшей грустью говорит режиссер. — Помню такое письмо: «Здравствуйте, уважаемый режиссер, мы смотрели ваш фильм 22 раза. Потому что я влюблена в Николая Еременко, а моя подруга — в Георгия Мартиросяна». У картины было много копий. Мы сами не знали сколько. Но если бы нам платили за все копии, то мы тогда стали бы миллионерами».

ГЕРОЙ-ЛЮБОВНИК — КАРАТИСТ

Как пишет Лев Комов: «Главный режиссер картины Борис Дуров не хотел даже рассматривать кандидатуру Еременко как исполнителя главной роли: все-таки Николай успел завоевать симпатии зрителей как герой-любовник. А здесь — боевик, трюки, драки, многие сцены придётся снимать без дублеров... Пришлось Еременко-младшему снять перед Дуровым рубашку и крутануть сальто. Нестандартный способ убеждения и рельефная мускулатура Николая убедили Дурова сделать выбор в его пользу».

Сам актер рассказывал следующее: «Мне очень хотелось сыграть в этом фильме. Режиссер во мне не был уверен. Ведь роль, по сути, не актерская, а спортивная, нужно уметь хорошо плавать и драться. Я тогда подошел к нему и предложил пощупать бицепсы. Он пощупал и утвердил меня на роль».

Все трюки Еременко рвался выполнять сам. Одной из сложнейших была сцена, где герой Николая прыгает со скалы на борт корабля. Актер плюхнулся в воду в полуметре от судна, и его едва не затянуло под днище корабля. «Чувствую, — не без волнения вспоминал Еременко, — лопасти винтов где-то близко-близко. Растеряйся я на мгновение — и на поверхность залива, где шли съемки, всплыла бы куча фарша из актера Николая Еременко.

Травмы, полученные на тех съемках, сказывались долго. Напоминают о себе выбитые кости, локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные, и работали без дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным. Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон».

В сцене, где его герой спасает девушек из затопленного судна, Еременко все трюки выполнял сам. Как результат — кровь из ушей. Сосуды не выдерживали дикого напряжения.

Но Николаю Еременко тогда даже не заплатили как каскадеру — за трюки. На гонорар он смог купить только цветной телевизор «Рекорд» и пакистанский ковер. Зато после премьеры Еременко проснулся знаменитым.

Актер воспоминал: «Мне было странно, что роль, в которой главное — хорошо плавать, так высоко оценили. «Пираты» стали ломовой картиной, ажиотаж был сильный. Как-то я ехал на машине, вдруг меня тормозит гаишник. Я высунул лицо в окно и говорю: «Вы меня не узнаете? Это же я — Еременко из «Пиратов ХХ века»!» Гаишник посмотрел и произнес: «Вот ты и ездишь, как пират!» И проколол талон».

ДРУГ В ЖИЗНИ — ВРАГ НА ЭКРАНЕ

Как пишет источник: «В команду каратистов, снимавшихся в фильме «Пираты XX века», попал Талгат Нигматулин. Он пришел на киностудию имени Горького пробоваться в массовку. За плечами у Талгата была учеба в цирковом училище, во ВГИКе, он успел получить титул чемпиона Узбекистана по каратэ и сняться в семи фильмах. Первой была роль белогвардейского офицера в картине «Баллада о комиссаре» (1967), с тех пор Талгату предлагали играть исключительно негодяев. Вот и Борис Дуров, столкнувшись с Нигматулиным в павильоне, отдал молодому актеру с восточной внешностью роль главного злодея — пирата Салеха по прозвищу Малыш.

Талгат тут же поделился новостью с однокурсником по ВГИКу Николаем Еременко и посоветовал ему попробоваться на роль механика Сергея Сергеича — противника Салеха».

Драку Еременко с известным мастером каратэ Талгатом Нигматулиным снимали с трех точек. И не одновременно, а по очереди. Поэтому Николаю пришлось целый день грохаться на бетонный пол. «Удовольствие ниже среднего, когда тебя целый день роняют на бетон, — с улыбкой вспоминал актер. — Дублеров-то у нас не было. Да и к чему они, если «Пираты» на три четверти состоят из трюков и драк. Вообще была одна задача — выжить и вытерпеть все эти съемки...».

«Почему у них так хорошо драки получались? — делился секретом режиссер Борис Дуров. — Да они их еще во ВГИКе с Нигматулиным отработали! Сражались на переменах — перед девчонками покрасоваться».

Свой главный в жизни нокаут Талгат Нигматулин, признанный мастер восточных единоборств, приятель и однокурсник Николая Еременко, вспоминал часто: «В Ташкенте лето, жарко. Сижу в кафе, столик на улице. Вдруг вижу: девушка, просто картинка. Встал, пошел за ней. Фигура — богиня, ножки — ах, но самое главное — попка. Думаю: известный актер, познакомлюсь. Стал догонять. Не успел! Подъезжает автобус, и она бежит к остановке.

Побежал и я. Догнал уже в дверях. Ступенька высокая, залезть ей, видимо, тяжело, решил помочь. Чуть-чуть приподнял за эту самую попку, подсадил. И вдруг — гаснет свет, темно и звон в ушах. Обнаружил себя сидящим на асфальте. Ни автобуса, ни девушки. В голове шум, на лбу — здоровенная шишка. Потом уже сообразил, что она, войдя в автобус, просто шарахнула каблуком мне между глаз. Нокаут. Самый глубокий в моей боевой карьере».

А Николай Еременко рассказывал: «После фильма «Красное и черное» режиссеры видели во мне лишь героя-любовника. И поначалу Дуров не был во мне уверен. Роль в этом фильме требовала не столько актерского таланта, сколько физической подготовки: нужно было хорошо плавать и драться.

В кино наши с Талгатом поединки смотрятся здорово. А ведь мы еще в институте устраивали шуточные бои в перерывах между лекциями. Изображали каратистов. Он-то уже вовсю занимался, а я блефовал, всего лишь копируя приемы, которые показывал Нигматулин. Девочки смотрели на нас и пищали: «Ребята, не надо, вы же поубиваете друг друга!» Наши студенческие «спарринги» потом здорово пригодились в работе над «Пиратами...».

«Талгат Нигматулин отправился в Ташкент навестить родню матери. Повел родственницу в кинотеатр на «Пиратов...», а в кассе на неделю вперед все распродано! — вспоминал Дуров. — Пришлось брать билеты у спекулянтов — вместо 30 копеек он заплатил 15 рублей.

«Талгат зверствовал только на экране, за кадром это был добрый, милый, спокойный и дружелюбный человек, — рассказал корреспондентам Георгий Мартиросян, сыгравший Клюева, члена команды корабля «Нежин». — А еще Нигматулин умел гадать по руке и иногда в перерывах между съемками предсказывал будущее кому-нибудь из членов группы».

В 1981 году Станислав Говорухин снял Талгата в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» — актер сыграл индейца Джо. А через четыре года его убили.

В одной из публикаций об актере рассказывалось: «С Абаем Борубаевым Талгат познакомился в 1977 году в кинотеатре «Октябрь» на просмотре фильма «Вооружен и очень опасен», где сыграл одну из ролей. В это время актер переживал творческий кризис. Он мечтал о разноплановых работах в большом кино. Абай представился парапсихологом и пообещал новому знакомому духовную поддержку, а также исполнение всех творческих желаний. Абай предложил Талгату вступить в его духовное сообщество — он выступал идеологом секты на пару с неким Мирзой.

В секте с Талгатом были вежливы. Абай стал духовным учителем Нигматулина. После выхода на экраны фильма «Пираты XX века» Талгат по просьбе Абая уговорил вступить в сообщество немало состоятельных людей.

В 1985 году секта раскололась. Абай и Мирза в компании нескольких молодых последователей приехали в Вильнюс, чтобы разобраться с супружеской парой, которая решила освободиться от их влияния. Компания пришла в их квартиру, и Абай приказал Талгату избить отступников. Впервые актер не послушал учителя. Ничего подобного ему прежде не предлагали. Он ушел и весь день бродил по городу, но ночевать пришел в ту же квартиру. А когда появился, Абай указал на него и скомандовал: «Бейте его!»

Его убивали восемь часов. Сломали нос, ребра, разбили голову. Он долго терпел, наконец, уже не в силах сдерживаться, отчаянно закричал: «Мама!» Когда актер потерял сознание, его отволокли в ванную, где он и умер.

Абая осудили на 14 лет колонии строгого режима, там его убили. Мирзе дали 10 лет, но через некоторое время выпустили за примерное поведение. Мирза умер три года назад. Что же касается других участников убийства, то двое тоже сели в тюрьму, а еще один сошел с ума прямо во время судебного разбирательства».

Что больше всего потрясло следователей и родственников — Талгат даже не пытался сбежать или защищаться….

После окончания съемок в фильме Семена Арановича «Противостояние» Талгата Нигматулина спросили, не боится ли он погибнуть, поскольку на площадке часто рискует жизнью. «Нет, — ответил актер. — Но если погибну, надеюсь, люди меня не забудут и кто-нибудь в память обо мне зажжет свечу».

«Противостояние» стало его последней картиной…

КАРАТИСТ — БОЦМАН МИХЕИЧ

Роль боцмана Михеича в фильме сыграл создатель первой в стране школы каратэ Тадеуш Касьянов. Однако «Пираты» не были первым киноопытом известного спортсмена. До этого были фильмы «В зоне особого внимания», где Касьянов дублирует прапорщика Валентира, «Стрельба дуплетом» и лента о Циолковском «Взлет».

«В «Пиратах…» нам не приходилось делать что-то сверхъестественное, — вспоминает Касьянов. — Мы просто как бы тренировались на съёмочной площадке». На вопрос, не приходилось ли в жизни применять силу, Касьянов отвечает: «Совсем недавно подрался. Возвращался домой на машине. На обгоне одному водителю показалось, что я очень близко проехал мимо его авто. Считаю себя профессионалом — за рулем сорок два года. Езжу быстро, резко, но ответственно. Другим, может быть, и кажется, что экстремально. Однако в аварии не попадал. Так вот, товарищ выскочил и полез выяснять отношения. Я пытался его успокоить, он махал руками. Задел его тихонечко. Он не понял — пришлось положить. Не подставлять же свою физиономию. Зверствовать я, разумеется, не стал, тем более что у него в машине сидели жена и ребенок. Так, отмахнулся. Хотя он должен был видеть, что и машина у меня крутая, и сам я в спортивном костюме с эмблемой известного клуба, и физиономия у меня не простая.

Помню, как-то возвращались со съемок фильма «В зоне особого внимания». Едем в поезде. По соседству — компания подвыпивших мужиков. Когда они пристали к моей жене, я решил их поучить. В итоге троих врачи снимали с поезда — они были в отключке, а остальные убежали...».

«ЖЕРТВА» «ПИРАТОВ ХХ ВЕКА»

Актриса Наталья Хорохорина в шутку называет себя «жертвой» фильма. Ведь она сыграла во множестве картин, а зрители ее помнят по этой одной роли буфетчицы Маши.

«Месяц мы жили в Судаке, — вспоминает она, — снимали в Коктебеле, Новом Свете, потом переехали в Ялту, затем — в Гурзуф, съемки проходили и под Севастополем. Потом все это так надоело — и жара, и солнце, и трудные съемки. А прошло время, мы собрались на студии им. Горького на озвучивании картины, смотрели на экране на всю эту красоту и жалели о том, что стремились оттуда уехать...».

Хотя девушек-актрис и старались щадить во время съемок, но по роли их героини часто попадали в экстремальные ситуации, а расплачивались синяками и травмами исполнительницы.

«Тогда мы все были молодые, играли на «полную катушку», — вздыхает Наталья Николаевна. — Предстояла сцена моего избиения. Актер Талгат Нигматулин сказал мне: «Понимаешь, если я до тебя буду просто дотрагиваться, зрители не поверят, давай я побью тебя по-настоящему». Я и согласилась. На спину мне подложили маленькое одеяльце, но оно практически не помогло. Талгат — мужчина очень сильный, профессиональный каратист, он припечатал меня, как говорится, от души, было очень больно. Но, естественно, я свою спину не видела.

Через несколько дней после съемок этого эпизода мы с Петром Сергеевичем Вельяминовым решили искупаться. Я разделась, он посмотрел на мою спину и сказал: «Наташенька, когда поедете домой, то перед мамой не раздевайтесь, у вас спина — один сплошной синяк».

Особенно запомнились Наталье Николаевне подводные съемки. Режиссер Борис Дуров у нее с актрисой Майей Аглите, игравшей Айну, спросил, умеют ли они плавать под водой. Девушки, мирно сидевшие на балконе гостиницы «Ялта» и любовавшиеся закатом, довольно легкомысленно ответили утвердительно.

А Дуров задумал крупный план в сцене тонущего «Нежина». И, хотя актрисы не особенно обрадовались перспективе подводных съемок, бодро сказа: «Что ж, самое время попробовать…».

«Наутро, когда мы появились на пороге открытого бассейна гостиницы, от страха зуб на зуб не попадал», — вспоминает Хорохорина.

День выдался пасмурный, ветреный, вот почему съемки проходили в бассейне. Актрисы в платьях прыгнули в воду. Но погрузиться на дно мешала одежда — она превратилась в пузырь. «Почему они не тонут? Топите их, тяните вниз!» — скомандовал Дуров, едва сдерживая смех. Каскадеры в аквалангах потянули актрис за ноги ко дну.

Нужные сцены удалось снять только с десятого дубля. После чего Наталье и Майе помогли выбраться из воды, переодели, дали выпить по стопке водки во избежание простуды. А остальные подводные сцены за актрис отработали профессиональные пловчихи. Конечно, не обошлось на съемках и без романтической истории.

«Талгат Нигматулин действительно стал за мной активно ухаживать: он же восточный, темпераментный мужчина, но... — не без смущения рассказывает Наталья Николаевна. — У него была жена. Однажды мы с ним проговорили целый вечер, и он мне сказал потрясающие слова: «Ты настолько чиста, что я просто не имею права…» Это дорогого стоило. Впоследствии у нас сложились хорошие, дружеские отношения. Это был интересный человек, талантливая личность. Очень жаль, что вскоре Талгат трагически погиб».

Наталья Николаевна признается: «Мы не думали в то время, что фильм будет популярным. Правда, Борис Дуров в этом был уверен. Он говорил, что в фильме вместо хилого интеллигентика — герой, настоящий русский мужик, который может постоять за Родину, за корабль, за свою женщину. Он оказался прав».

Боевой капитан

Во время съемок Петру Вельяминову уже было 63 года, но, глядя на молодых и ретивых коллег-актеров, и он стал делать какие-то трюки сам.

«Я всегда любил боевики, — вспоминал актер. — Поэтому мне было интересно сниматься в первом советском боевике. Да и роль капитана хорошая. Еще привлекало то, что в сценарии нет ни партийной организации, ни комсомола. За это потом нас и ругали. А мне рассказывали, что в одном городе зрители чуть не разнесли кинотеатр — столько было желающих посмотреть картину».

«Талгат Нигматулин нагадал, что в ближайшие годы в моей жизни будет исправлена жестокая несправедливость, — признавался в свое время Петр Вельяминов. — Я тогда пожал плечами: как можно исправить то, что я перенес в 17 лет? В марте 1943 года меня вместе с отцом, бывшим царским офицером, арестовали по ложному обвинению в участии в антисоветской организации «Возрождение России», приговорили к 10 годам исправительных работ и отправили в лагерь. Талгат не мог этого знать, я никому об этом не рассказывал. Но в 1983 году я получил бумагу о том, что реабилитирован. Вот тогда я и вспомнил предсказание Нигматулина».

ГОЛОД — НЕ ТЕТКА

В силу обычных походных условий съемочная группа частенько…осталась голодной. Обед попросту забывали привезти. Тогда красавца-сердцееда Георгия Мартиросяна, игравшего Клюева, отправляли в ближайшую столовую и, очарованные шармом актера, официантки уговаривали поваров готовить «лишнюю» еду. Поскольку подобные безобразия случались неоднократно, Мартиросян стал любимцем местных сотрудниц общепита.

ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ

Как писала газета «Крым Вечерний»: «Сегодня экскурсоводы показывают отдыхающим в Крыму туристам места, где весной и летом 1978 года снимался первый советский боевик.

Над сценой, в которой грузят опиум на корабль «Нежин» (его настоящее название «Фатеж»), работали в грузовом порту Ялты. Лагуна, где прятался пиратский корабль «Mercury» («Адмирал Лунин»), на самом деле Голубая бухта Нового Света. Для деревни туземцев кинематографисты нашли место в Тихой бухте Коктебеля. Подводные съемки проводились и близ мыса Тарханкут, где за 17 лет до «Пиратов...» шла работа над картиной «Человек-амфибия». После участия в «Пиратах ХХ века» «Адмирал Лунин» был продан в Грецию, на нем возили грузы до 1999 года. А потом корабль взорвался и затонул — обстоятельства этой трагедии так и не выяснили. «Фатеж» и теперь можно увидеть пришвартованным у пристани в Севастополе, он добросовестно служит Черноморскому флоту. А ведь 30 лет назад киношники «утопили» его в кадре...».

НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕ

В 2000 году Тадеуш Касьянов (ныне — президент Всероссийской федерации рукопашного боя) и Николай Еременко решили снять продолжение «Пиратов ХХ века». Но съемки отложили из-за проблем с финансированием, а в 2001 году не стало Николая Еременко.

«Наверное, к лучшему, что фильм не состоялся, — говорит Тадеуш Рафаилович. — Продолжение популярных картин почему-то редко бывает удачным. Вряд ли мы смогли бы переплюнуть прежних «Пиратов...». И нам точно не хватало бы Талгата...».

Дата публикации: 7 апреля 2020