Скульптура «Девушка с веслом» справедливо считается одним из символов советской эпохи. Без гипсовой копии этого изваяния трудно было себе представить парк культуры, пионерский лагерь или профсоюзную базу отдыха. Производство таких «девушек» на поток поставили еще в 30-е годы прошлого века, чтобы приобщить к культуре и искусству широкие пролетарские массы.
Идеологически вредное творение
Первое упоминание о «Девушке с веслом» историки обнаружили в газете «Советское искусство» от 17 июля 1935 года. В небольшой заметке, иллюстрированной громадным снимком, сообщалось, что скульптор Шадр заканчивает монументальную композицию для установки в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО им. Горького. «Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом около 12 метров», — сообщал корреспондент.
Настоящая фамилия Ивана Шадра — Иванов. Псевдоним он взял в честь родного города Шадринска. Родился будущий скульптор в семье столяра, где кроме него было еще тринадцать детей. В 1901 году поступил в художественно-промышленную школу Екатеринбурга, а после ее окончания отправился странствовать по России. Поступить в Академию художеств будущему советскому классику не удалось, и на жизнь в Санкт-Петербурге он зарабатывал уличным пением. Заработал даже на билет в Париж, где брал уроки у великого Огюста Родена. Преподаватели курсов скульптуры и рисунка во французской столице оценили талант Шадра и отправили его на стажировку в Рим.
Вернувшись в Россию, скульптор в годы Гражданской войны оказался в Омске. Выпускники Сибирского кадетского корпуса заказали ему памятник генералу Корнилову, а адмирал Колчак просто приказал изготовить монумент в честь освобождения Сибири и разработать эскизы новых денежных знаков свободной России. Реализовать эти проекты не удалось. Омск оказался в руках большевиков, а Шадр — в подвалах ВЧК.
Его должны были расстрелять как пособника белогвардейцев, но местному ревкому понадобился мемориал жертвам белого террора и памятник Карлу Марксу. Наказание заменили на условное, а в 1922 году скульптору позволили переехать в Москву, где он получил просторную мастерскую от Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Заказы от новой власти тоже не заставили себя ждать. Именно Шадр создал эскизы «денежных мужиков». Так называли рабочего, крестьянина и красноармейца, чьи изображения были на первых советских банкнотах.
В 1927 году Шадр создал статую «Булыжник» в стиле Родена. Советские идеологи тут же дали произведению новое название «Булыжник — оружие пролетариата» и сделали его памятником восстания 1905 года на Красной Пресне. Копию установили в Киеве около кинотеатра «Жовтень», что в переводе означает «Октябрь». Удивительно, но творение Шадра даже пережило первую волну «ленинопада» на Украине. Только рядом с пивной напротив установили монумент-пародию «Штопор — оружие пролетариата».
Судьба шадровской «Девушки с веслом» оказалась не столь благополучной. В этом произведении был найден удачный симбиоз двух кодов — античного и спортивного. Творение Шадра, безусловно, оценили бы в другом месте и другое время. В СССР же в середине 30-х на скульптора обрушился шквал критики. «Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образности, — писала «Вечерняя Москва». — Весло здесь теряет бытовой смысл и становится фаллическим символом». Последним ударом стало напоминание о том, что девушка-гребец, установленная на фонтане, «моделирует водометание, как извержение спермы».
В общем, символ советской женщины изваять не удалось. Естественно, Шадра заставили устранить ошибки. «Девушке с веслом» изменили прическу, уменьшили мускулатуру и увеличили грудь. После этого снизили рост с 12 метров до 8 и установили в ЦПКиО. Критики отметили, что новый вариант, несомненно, удачнее предыдущего, хотя и в нем не изжиты моменты известного позирования, холодности в трактовке формы. Тем не менее «Девушка с веслом» стала более женственной и менее атлетичной.
В начале Великой Отечественной войны скульптура, установленная в ЦПКиО, погибла при бомбежке. Первый же вариант Шадру разрешили предложить любому городскому парку, который согласится ее принять. При этом транспортировку и установку 12-метровой скульптуры должен был оплачивать сам автор. Одесса, Херсон и Николаев отказались от шедевра. Согласились принять «Девушку с веслом» в Ворошиловграде. По воспоминаниям луганских старожилов, творение Шадра оказалась в городе при содействии наркома обороны Климента Ворошилова — того самого, в честь которого Луганск дважды переименовывали в Ворошиловград.
Скульптуру установили в центральном городском парке на берегу пруда. Сведения о ее дальнейшей судьбе противоречивы. По одной версии, она погибла при взрыве артиллерийского снаряда в начале войны, по другой — еще в 1937-м была заменена статуей, на которой физкультурница была одета в спортивный костюм.
Легенда о Вере Волошиной
Долгое время считалось, что для «Девушки с веслом» позировала студентка Московского института физкультуры Вера Волошина. Ее биография служила образцом для нескольких поколений советских комсомольцев. Параллельно с учебой приехавшая из Сибири спортсменка освоила пилотирование легкого самолета и прыжки с парашютом. Рвалась добровольцем на гражданскую войну в Испанию, но получила отказ.
Из-за осложнений после гриппа Вера вынуждена была оставить учебу в спортивном вузе, но вместе с друзьями снова приехала покорять столицу. Она поступила в Московский институт советской кооперативной торговли. Летом 1941 года третьекурсница Волошина готовилась к свадьбе. Предложение ей сделал одноклассник Юрий Двужильный. Планы учившихся в Москве сибиряков перечеркнула война. Волошина поступила в разведшколу и несколько раз выполняла боевые задания в тылу врага. На первую вылазку в тыл врага Вера ушла в октябре 1941-го. После этого у нее было еще шесть удачных рейдов за линию фронта.
Вместе с Волошиной в составе диверсионной группы готовилась к выполнению боевых заданий Зоя Космодемьянская. Благодаря журналистам партийных газет подвиг Космодемьянской широко известен. В тот же день, когда была казнена ее боевая подруга, погибла и Волошина: во время другого диверсионного рейда ее тоже схватили и казнили. Не пережил войну и жених Веры. Герой Советского Союза Юрий Двужильный погиб в 1944-м. О подвиге Волошиной стало известно только в 1966 году, когда в газете «Правда» был опубликован материал о ее забытом подвиге.
Естественно, с такой биографией прототипа «Девушка с веслом» была достойна места в любой точке СССР. Вот только почему-то долгое время никто не замечал явного несоответствия в хронологии событий. Работу над скульптурой Шадр начал еще в 1934 году — ведь летом следующего его почти готовое творение уже запечатлел фотограф. В это время Волошина еще училась в школе в родном Кемерово. Позировать московскому скульптору она при всем желании не могла.
Зато доподлинно известно, что моделью для второго варианта была гимнастка Зоя Бедринская. Она сама в этом призналась — правда, спустя 60 лет. Ведь, окончив институт и выйдя замуж, Зоя Белоручева стала известным архитектором. Она работала в мастерской Каро Алобяна, участвовала в проектировании гостиниц «Пекин» и «Россия», а также Дома правительства РСФСР, знаменитого Белого дома на Краснопресненской набережной.
Ошибки скульптора Иодко
Большинство же «Девушек с веслом», прописавшихся на необъятных просторах СССР, были вовсе не копиями с работы Шадра. Тема оказалась настолько благодатной, что к ее разработке приложили руку и другие известные скульпторы. Одним из них был Ромуальд Иодко. Он родился в польско-литовской семье. После окончания гимназии поступил в Императорское Строгановское училище. Окончил его в 1918 году, когда от звания Императорского Строгановка по понятным причинам отказалась.
Еще в годы учебы Иодко увлекся спортивной тематикой. Он создал две скульптуры физкультурниц, которые и поныне красуются перед входом в Минспорта РФ. В годы Гражданской войны выпускник Строгановки пошел добровольцем в Красную армию. Ему повезло. Полк, в котором он служил, размещался в Москве и в боевых действиях участия не принимал. В 1921 году одаренного художника командировали во ВХУТЕМАС. Иодко дружил с наркомом просвещения Анатолием Луначарским, по заказу которого создал скульптурный портрет Айсидоры Дункан.
Спортивная тематика по-прежнему вдохновляла скульптора. В начале 30-х он создал два варианта скульптуры «Прыжок в воду». Ее еще называют «Пловчиха». Один из вариантов был установлен в ЦПКиО им. Горького, а затем растиражирован для многих городов СССР. В 1935-м Иодко создал свою «Девушку с веслом». В отличие от шадринской, она была не обнаженной, а в спортивной форме. Установили скульптуру на стадионе «Электрик» в Черкизове (там, где сейчас проводит свои матчи футбольный «Локомотив»). На фонтане, где же еще!
Такая «Девушка с веслом» понравилась и художественным критикам, и партийному руководству. В 1936 году Иодко изготовил второй вариант, занявший место на водном стадионе «Динамо» в Москве. Именно эту девушку растиражировали в гипсе и сделали неизменным атрибутом советских пионерских лагерей, профсоюзных баз отдыха и городских парков культуры. Иодко был обласкан властью, получил звание профессора и вошел в состав государственной закупочной комиссии при Третьяковской галерее.
Только судьба художника в эпоху социалистического реализма была непредсказуема. В мае 1948 года состоялась сессия Академии художеств СССР. На ней обсуждались вопросы художественного образования. Как раз накануне вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. И. Мурадели», в котором сурово осуждалось «порочное антинародное формалистическое направление в подготовке композиторов и художников в стране». Естественно, живописцы и скульпторы оперативно отреагировали на большевистскую критику. В одном только Московском художественном институте освободили от работы 11 преподавателей, включая пять профессоров. Попал под санкции и Ромуальд Иодко.
Наиболее точную характеристику решениям, принятым на сессии Академии художеств СССР 1948 года, дал подвергнутый на ней настоящей обструкции скульптор Александр Матвеев: «Инициаторы очередной репрессивной идеологической кампании Евгений Вучетич и Заир Азгур освобождали советскую культуру от «чуждых элементов», а по существу — изолировали наиболее сильных конкурентов вместе с их школами от больших и хорошо оплачиваемых заказов. Те, кто развязал эту травлю, хорошо знали, что приближается пора больших памятников и раздел выгодных проектов. В итоге десятки уважаемых и зарекомендовавших себя скульпторов были выброшены из творческой системы и не могли участвовать в конкурсах».
Целый год Иодко не мог ни преподавать, ни участвовать в каких-либо конкурсах. Руку помощи своему ученику протянул бывший профессор Строгановки Сергей Алешин, возглавлявший в конце 40-х Московский институт прикладного и декоративного искусства. Он пригласил автора «Девушки с веслом» на преподавательскую работу, но для этого Академия художеств должна была снять наложенный запрет. Чтобы дать рекомендации опальному скульптору, нужно было обладать и авторитетом, и смелостью. Такой человек нашелся. Им стала лауреат пяти Сталинских премий Вера Мухина. Автору «Рабочего и колхозницы» бояться было нечего.
Осенью 1949 года Иодко вернулся к преподавательской работе, а затем был окончательно реабилитирован после Всесоюзной художественной выставки, где экспонировалась его работа «Стахановка». Портрет рабочей Марии Агеевой получил полное одобрение Академии художеств СССР и главных критиков из ЦК ВКП(б). Уже в 60-х Иодко был удостоен звания заслуженного художника РСФСР, а по его учебникам учились несколько поколений советских скульпторов. Вот только свое авторство гипсовых «Девушек с веслом» классик предпочитал не афишировать.
Любимый образ Ксении Собчак
Девушка с веслом будет еще мелькать в художественных фильмах и даже в мультипликационных «Шпионских страстях». Новый всплеск интереса к этой скульптуре возник в эпоху перестройки и гласности, когда Борис Гребенщиков пропел:
Девушка с веслом, ты красавица! Мы за тем и здесь, чтобы справиться. Мы сильны своим ремеслом, Заходи еще, Девушка с веслом!
В краткий период президентства Дмитрия Медведева его окружение всячески пропагандировало гребной спорт. Ведь, согласно официальной биографии, Медведев в школьные годы посещал секцию гребного спорта, Правда, статус президентского, в отличие от тенниса и волейбола в эпоху Бориса Ельцина и дзюдо с хоккеем в нынешние времена, гребля не обрела. Хотя Ассоциация любителей гребного спорта развернула бурную деятельность. Был учрежден Кубок президента РФ по гребным видам спорта, к 150-летию отечественной гребли возродили основанный еще в XIX веке в Северной столице «Английский гребной клуб», а на Фонтанке провели регату «Золотые весла Санкт-Петербурга».
К этому соревнованию приурочили показ проекта известного фотографа Влада Локтева «Девушка с веслом». На выставке, развернутой на набережной, представили 21 фотографию. Снимки были выполнены в стиле 30-х годов: черно-белые фото, винтажные наряды, эстетика женственности и красоты. Излагая концепцию оригинального проекта, автор подчеркивал: «Воспроизвести известную скульптуру даже не пытался. Мне было важно воссоздать атмосферу и эстетику 30-х годов, поразмышлять о том, как скульптор искал модель для своей работы».
Моделями для фотохудожника Локтева стали семь известных актрис и телеведущих: Ксения Собчак, Олеся Судзиловская, Марина Александрова, Елизавета Боярская, Юлия Бордовских, Полина Киценко и Оксана Акиньшина. Все они с восторгом приняли предложение поучаствовать в столь оригинальной фотосессии.
«Мне очень нравится этот образ, я вообще люблю соцреализм, — призналась Ксения Собчак. — Тридцатые годы — время всплеска эстетических форм. Мой любимый период в советской истории». Соседка дочери первого питерского мэра по дому на Мойке Елизавета Боярская с таким мнением не согласилась. Для нее 30-е годы — это непростое время, а «Девушка с веслом» — олицетворение воли и спортивного начала.
Пожалуй, самую оригинальную характеристику культовой скульптуре дала Олеся Судзиловская: «Мы помним «Девушку с веслом», хотя это произведение было создано в 30-е годы. Это секс того времени. Думаю, в этом ее секрет». Оказывается, напрасно убеждали советских телезрителей во время знаменитых телемостов с Америкой, что секса в нашей стране нет!
Искусствоведам проект, выполненный фотографом «Плейбоя», не понравился. «Это вульгарно», — выразила мнение критиков заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи Людмила Марц. И добавила: « Мне жаль Шадра». Хотя сам скульптор вряд ли предполагал, что его произведение превратится в элемент народного фольклора.
Новую «Девушку с веслом» установили на безымянном острове посреди реки Крестовки в Санкт-Петербурге. Как раз на водоразделе между сохранившимися с советских времен тренировочными базами гребцов и построенными на месте давно приватизированных спортивных центров элитных особняков. Получилось достаточно символично.
…Период медведевского президентства оказался непродолжительным. Правда, за то время, пока поклонник гребного спорта был первым лицом государства, «Девушку с веслом» успели выставить в Третьяковской галерее. У вдовы Шадра сохранились гипсовая модель в полный рост первого варианта и голова второго. Сотрудники Третьяковки, куда они попали еще 1956 году, отлили их из бронзы. Были опасения, что гипсовые прототипы могут пострадать от времени. Тиражировать секс-символ 30-х годов для установки в современных парках развлечений и на дачах олигархов не стали. У нынешней эпохи свои символы.
Дата публикации: 9 мая 2017
Борис Кронер (журналист, Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века» №11(475), 2017
09.05.2017