ВДНХ. Бренд страны советов
Павильон «Центральный» на ВДНХ. 1955-1965 года

Москва, как и положено столице крупного государства, богата разного рода достопримечательностями, памятниками архитектуры и древнего зодчества, изучением которых с энтузиазмом занимаются тысячи краеведов. Многие из этих достопримечательностей стали символами, или, если угодно, брендами, России. Одним из таких широко известных шедевров является Выставка достижений народного хозяйства – ВДНХ.

За долгую историю своего существования она претерпела множество изменений, как в архитектурном, так и в утилитарно-функциональном плане, и по-прежнему притягивает к себе массы туристов со всего мира.

НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО И КАББАЛИСТИКА

Идея создания выставки, возникшая еще в начале 1930-х годов, диктовалась особенностями текущего политического момента. Развивающемуся Советскому государству требовалось найти дополнительные стимулы и рычаги развития народного хозяйства. Следовало показать всему миру, что страна не прозябает в нищете и разрухе, а, напротив, растет и процветает вопреки ожиданиям капиталистических держав, готовых приложить все усилия для дестабилизации ее экономического строя.

17 февраля 1935 года на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников, проходившем под лозунгом полной победы социализма в деревне, народный комиссар земледелия СССР Михаил Чернов выступил перед Центральным комитетом партии и Советом народных комиссаров СССР с предложением организовать в Москве в 1937 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В дальнейшем ее оборудование и специальные помещения предполагалось использовать в качестве базы для построения Всесоюзного дома колхозов.

Территория Москвы повсеместно расширялась, под строительство новых городских кварталов отводились новые близлежащие земли. Для реализации данного грандиозного проекта выделили место в районе бывших останкинских болот, откуда в свое время сотрудниками НКВД было изгнано целое поселение цыган. Теперь на этой территории предстояло вырасти одному из самых крупномасштабных архитектурных сооружений Советского Союза.

Сразу же после съезда, было принято постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве». Зона строительства включала участок от Ярославского шоссе, затронув часть земель села Алексеевского и Останкинского лесопарка.

Председателем Главного выставочного комитета назначили инициатора проекта наркома Чернова. Среди лучших архитекторов Советского Союза провели конкурс, победителем которого стал Вячеслав Олтаржевский. Большинством голосов членов комитета он был избран на пост главного архитектора Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Сроки строительства установили жесткие, завершение проекта приурочивалось к 20-й годовщине Октябрьской революции. Вскоре возникли первые проблемы, и почти все они оказались связаны со сменой руководящего состава Наркомата земледелия, арестом и расстрелом наркома Чернова. К тому же первый секретарь Московского городского и областного комитетов ВКП(б) Н. С. Хрущев резко раскритиковал существующий проект павильона Московской области. В итоге сдачу проекта перенесли на 1 августа 1938 года. Однако и этот срок для возведения подобного гиганта оказался слишком коротким. Когда опоздание стало очевидным, директор ВСХВ Горишихин обвинил главного архитектора Олтаржевского во вредительстве, ссылаясь на грубые ошибки при составлении генерального плана. Как следствие, автор проекта и ведущий специалист по возведению многоэтажных зданий был снят с должности и сослан в лагеря в Воркуту, где вплоть до 1942 года занимался проектированием одноэтажных бараков для репрессированных.

В августе 1938 года Верховный Совет СССР определил новые сроки завершения объекта всесоюзного значения. Торжественное открытие назначили на 1 августа 1939 года, в связи с чем был принят «Закон о ВСХВ», регламентирующий новые принципы строительства выставки с учетом выявленных ошибок и недостатков в ее организации. В кратчайшие сроки был сформирован новый штат сотрудников, ответственных за выполнение поставленных задач. Начальником строительства стал Усевич, пост директора выставки занял Цицин, место главного архитектора ВСХВ досталось Чернышеву – автору генерального плана Москвы в 1935 году. Постройки, возведенные по проекту Олтаржевского, были частично демонтированы и перестроены, тем не менее первоначальная планировка и замысел ВСХВ оказались сохранены.

Свой проект Олтаржевский представлял себе в виде очередного чуда света – крупного архитектурного комплекса не только всесоюзного, но и мирового масштаба. В его проекте присутствовало нечто мистическое и загадочное с легким оттенком утопии вселенского мироздания. При более тщательном рассмотрении плана выставки можно заметить интересные подробности, подтверждающие подобные предположения. В центре выставки расположена площадь Механизации – некое подобие солнечного светила, от которого словно лучи в разные стороны уходят дорожки к различным павильонам. Каналы, наполненные водой, истоком которых является опять-таки площадь Механизации, переплетаясь в различных точках, образуют подобие Сфирот – каббалистического древа жизни, символизирующего начало всех начал. Сама площадь образует правильный восьмиугольник, во многих религиях, в том числе христианской, использующийся как символ живой Вселенной, обновления и обретенного райского блаженства. Гигантский крест в центре площади искусно сочетался с различными символами индуистской и буддийской религий.

Возможно, мистическая каббалистика и религиозная подоплека всего лишь домыслы. Однако во время Великой Отечественной войны, когда враг стоял у ворот Москвы, на территорию выставки не упала ни одна бомба, не разорвался ни один снаряд. Что это, элементарное стечение обстоятельств или все-таки защита высших сил?

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА СССР

Открытие выставки стало знаменательным для всей страны событием. Над созданием этого «оазиса» под руководством главного архитектора Чернышева трудились лучшие архитекторы Союза: Мотовилов, Гейльфрейх, Щуко, Поляков, Чечулин, скульпторы Коненков и Мухина, монументалисты Дейнека, Соколов-Скаль, Бубнов.

Грандиозную выставку в Москве общей площадью 136 гектаров украшал весь советский народ. Это поистине был город в городе, на территории которого располагались сказочные парки с множеством скульптур, пруды с экзотическими фонтанами, опытные участки и 250 различных архитектурных строений. Для культурного времяпрепровождения граждан выстроили два кинотеатра, парашютные вышки, концертную эстраду и даже цирк. Подрастающее поколение скрашивало свой досуг в детском городке с игровыми площадками.

Церемонию торжественного открытия ВСХВ 1 августа 1939 года посетил сам Вячеслав Молотов, а также другие руководители государства, а количество зрителей составило более 10 тысяч человек. Вход на выставку украшала триумфальная арка известного архитектора Полякова, выполненная в стиле классических античных традиций. Здесь же почетных гостей встречала 24-метровая скульптурная композиция Мухиной «Рабочий и колхозница», которая впоследствии стала визитной карточкой «Мосфильма». Фасад главного павильона выставки украшала резная колоннада с гербами Советского Союза и всех союзных республик; 50-метровую башню здания венчала скульптурная группа «Тракторист и колхозница», ставшая эмблемой ВСХВ.

Через главный павильон почетные гости попадали на площадь Колхозов, где располагались настоящие дворцы союзных республик, краев и областей. Архитектурная экспозиция каждого объекта отличалась самобытностью и отражала различные национальные стили населяющих Советский Союз народов.

Всего за три месяца после открытия в 1939 году выставку посетило более трех миллионов человек. Обслуживало ВСХВ 2000 экскурсоводов, 1000 групповодов и 200 гидов для иностранных гостей.

Изначально выставка планировалась как разовое мероприятие, однако, учитывая ее неслыханную популярность, было принято решение о продлении ее работы. За пять месяцев в 1940 году выставку посетило 4,5 миллиона человек.

Сравнительно быстро ВДНХ стала своего рода символом страны, и здесь отдельное спасибо следует сказать кинематографу. Впервые выставка «засветилась» в 1939 году в фильме «Подкидыш», где в сцене погони герои проезжают по ее главным площадям и аллеям.

В следующем году на экраны страны вышел «Светлый путь», где главная героиня в исполнении суперпопулярной Любови Орловой уже не гоняла, а в буквальном смысле парила над ВДНХ на автомобиле, облетая «Рабочего и колхозницу», а также громадную статую Сталина. Все это действо происходило под звуки «Марша энтузиастов» и вошло в историю кино как образец пропаганды.

Наконец, в 1941 году, перед самой войной, был снят фильм Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», главные герои которого встречаются и влюбляются друг в друга именно на Всесоюзной выставке, а «Песня о Москве», которую они поют в павильоне «Садоводство», приобрела всенародную популярность.

Правда, в 1941 году экспозиция действовала всего один месяц и пять дней. 1 июля она была закрыта распоряжением Совета народных комиссаров СССР и эвакуирована в Челябинск.

ОТ ВСХВ К ВДНХ

25 октября 1948 года Совет министров СССР вынес постановление о возобновлении работы ВСХВ. Шесть лет велась усиленная реставрация обветшалого комплекса, потерявшего за годы войны свое великолепие. Руководство восстановительными работами было возложено на академика архитектуры Жукова и скульптора Вучетича, известного своими работами «Воин-освободитель» в Берлине и «Родина-мать» в Сталинграде.

1 августа 1954 года выставка возобновила свою работу. Теперь экспозиция работала ежегодно в течение весны, лета и первых месяцев осени. Основная цель по-прежнему заключалась в повсеместной пропаганде достижений сельского хозяйства и широкомасштабном внедрении передового опыта в колхозное и совхозное производство.

Коренным образом изменился внешний облик выставки: площадь экспозиции была расширена до 207 гектаров; к существовавшим павильонам добавили архитектурные сооружения прибалтийских республик; построили павильон «Узбекистан». Изменения коснулись и арки главного входа, которая теперь держалась на украшенных барельефами массивных колоннах, образующих центральный и боковые пролеты. Венчал арку неизменный символ выставки – скульптурная группа «Тракторист и колхозница».

Главный павильон был значительно расширен. Внешний облик здания украшали барельефы и гигантские шестиметровые скульптурные композиции. Пронзая облака, устремился далеко ввысь увенчанный пятиконечной звездой 35-метровый позолоченный шпиль. На площади Механизации была демонтирована 25-метровая скульптура Сталина, причем еще при его жизни, как недостаточно объективно отражающая облик любимого вождя и учителя всех народов.

Площадь Колхозов украсили два фонтана – «Дружбы народов СССР» и «Каменный цветок». Фонтаны завораживали окружающих своей красотой. «Дружба народов СССР» представлял собой скульптурную группу, изображающую хоровод колхозниц, и ежесекундно выбрасывал на высоту восьмиэтажного дома более тонны воды.

«Каменный цветок» был создан по мотивам сказов Бажова – в гранитном бассейне среди сказочных рыб и птиц возвышался изящный каменный цветок, отлитый из разноцветных сплавов. Прежние достижения различных сельскохозяйственных отраслей в павильонах союзных республик также подверглись демонтажу и обновлению.

Начиная с 1955 года в Советском Союзе получила свое развитие концепция по борьбе с излишествами в строительстве. Постановлением Совета министров СССР от 28 мая 1958 года сельскохозяйственная, промышленная и строительная выставки объединялись в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ). 16 июня 1959 года обновленная выставка снова начала функционировать. В 1963 году Совет министров СССР принял очередное постановление «О перестройке работы ВДНХ», и в том же году все областные и республиканские павильоны были преобразованы в отраслевые. Таким образом, деятельность выставки стала развиваться по производственно-отраслевому принципу.

В 1967 году страна готовилась к юбилею Великой Октябрьской революции. К этой дате было решено внести определенные коррективы во внешний вид выставки, чтобы она отвечала насущным реалиям современности. На самом деле ВДНХ стали освобождать от излишней помпезности. Почти все павильоны союзных республик лишились своих гербов. Красочная внутренняя отделка помещений, испещренная витиеватыми орнаментами, лепниной и мозаичным покрытием либо драпировалась более скромной отделкой, либо попросту уничтожалась. Первоначальный ансамбль центральной аллеи был полностью уничтожен, оказались снесены краевые и республиканские павильоны. А в марте 1967 года на этом месте открыли «Доску почета СССР».

Тем не менее каждый год ВДНХ СССР открывала до 300 новых выставок и экспозиций, отражавших новые этапы в развитии страны, таких как: атомная энергетика, космос, строительство Байкало-Амурской магистрали и др. На базе павильонов проводилось обучение молодых специалистов и проходил обмен опытом среди работников различных отраслей народного хозяйства.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРУГУ

Очередной виток реконструкции ВДНХ пришелся на 1986 год. Над новым проектом работали архитекторы Виноградский и Боков. Однако проект этот был реализован лишь частично.

23 июня 1992 года указом президента РФ и постановлением правительства РФ ВДНХ СССР получила статус Государственного акционерного общества и переименована во Всероссийский выставочный центр (ГАО «ВВЦ»).

1990-е годы для выставки выдались не самыми удачными и ознаменовались ее полным упадком и утратой множества исторических экспонатов. Большая часть ранее красивейших архитектурных шедевров попросту сдавались коммерсантам в аренду под склады и магазины. Практически все раритеты экспозиции «Космос», среди которых находились макеты первых советских спутников, были безвозвратно утрачены. Единственный сохранившийся опытный образец самолета ТУ-154, служивший когда-то музеем и являвшийся для многих завсегдатаев выставки неким символом ВДНХ, был варварски разрушен якобы в целях освобождения места под строительство офисно-развлекательного центра. Уничтожение лайнера вызвало бурную волну протеста среди населения. В свою очередь, генеральный директор Политехнического музея Григорян высказал свое мнение по поводу данного акта вандализма: «С моей точки зрения, это проявление такого уровня бескультурия и хамского беспардонного отношения к людям, что это не может пройти без серьезной общественной оценки, порицания». Аналогичная участь постигла макет ракеты-носителя «Восток», который был демонтирован, а в 2010 году заменен новоделом.

В 2010–2011 годах широко рекламировался новый проект дальнейшего развития выставки, который так и не был реализован из-за резкой критики со стороны историков архитектуры и представителей общественности. В конце концов нашлись новые инвесторы, согласившиеся покрыть все необходимые расходы, связанные с восстановлением и дальнейшим развитием выставки. Зарах Илиев и Год Нисанов – владельцы торгово-развлекательного комплекса «Европейский», помимо финансирования, выступили со своей программой реконструкции ВВЦ, которая была полностью одобрена правительством РФ. Программа предусматривала постройку новых объектов не только на территории комплекса, но и за его пределами. Здесь должны были разместиться бассейн, океанариум, гостиничный комплекс, аквапарк и другие объекты для проведения культурного досуга граждан. Общая стоимость проекта составляла около 60 миллиардов рублей.

Собранием акционеров ГАО «Всероссийский выставочный центр» 3 октября 2012 года был избран новый состав совета директоров компании, а в декабре мэр Москвы Сергей Собянин одобрил основную концепцию дальнейшего развития выставки. В свою очередь, первый вице-премьер Игорь Шувалов в мае 2013 года выступил за консолидацию активов ГАО, определив администрацию Москвы в качестве единственного акционера ВВЦ. Государственная монополия в этом вопросе позволила бы городу более эффективно управлять выставкой, ее преобразованием и дальнейшим развитием.

В марте 2014 года Собянин, посетив территорию ВВЦ, сообщил, что в ближайшее время планируется провести глобальную реконструкцию выставки. В частности, планируется создать на территории комплекса современный парк отдыха, посвященный успехам и достижениям Российской Федерации, с тем чтобы каждый павильон олицетворял ту или иную отрасль народного хозяйства. Иными словами, предполагалось вернуться к истокам.

1 августа 2014 года вернувшая прежнее название ВДНХ отметила свое 75-летие. Хочется верить, что в недалеком будущем мы сможем увидеть возрожденную выставку, которая по своему великолепию была бы под стать своему предшественнику сталинской эпохи.

Дата публикации: 15 октября 2014