В народной памяти Владимир Мономах остался как мудрый и справедливый правитель, при котором Русь в последний раз перед нашествием татар смогла вдохнуть полной грудью. Ему удалось собрать истерзанное междоусобицами государство в границах, существовавших еще при его деде, Ярославе Мудром, и заставить подчиняться мятежных князей киевскому престолу не только на словах, но и на деле. Больше князей с таким именем в Киеве не было. Да и сам Киев по факту перестал быть древнерусской столицей.
ВНУК ИМПЕРАТОРА
В конце XI века некогда могучее Древнерусское государство представляло собой конгломерат независимых княжеств, правители которых только формально подчинялись великому князю Киевскому.
Мужские представители династии Рюриковичей, «выстраивались в очередь» и получали уделы по принципу старшинства. Самым престижным, разумеется, считалось великое княжение в Киеве, так как только киевский князь мог распределять уделы далее – в Чернигове, Переяславле, Ростове и т. д. Когда кто-то умирал, следующий по старшинству князь переезжал в более престижный город, и вся «очередь» вслед за ним сдвигалась на одну позицию. Данная система обладала большим количеством недостатков. Многие норовили пролезть вперед, а те же князья, чей отец не успел занять киевский престол, просто выпадали из очереди и становились изгоями. Все это, естественно, приводило к конфликтам.
Владимиру Мономаху было 15 лет, когда в 1068 году Русь подверглась масштабному набегу кочевников-половцев.
Проигравший битву на Альте великий князь Изяслав Ярославич был свергнут киевлянами, которые передали власть его извлеченному из поруба (тюрьмы) двоюродному племяннику Всеславу Полоцкому. Тогда-то «очередь» и начала сбиваться…
Вернуть Киев помогли Изяславу его братья Святослав и Всеволод. Владимир был сыном Всеволода, а вот имя его матери неизвестно. В истории она осталась как Мономахиня, и, по самой распространенной версии, византийский император Константин IX Мономах приходился ей родным батюшкой. По легенде, дед прислал в подарок внуку отделанную соболем шапку, которая впоследствии стала символом самодержавной власти. На самом деле шапка Мономаха была изготовлена позже, но в любом случае Владимиру досталось от предполагаемого деда его прозвище. Такое родство ставило его среди Рюриковичей в особое положение.
Укреплению династических связей вообще уделялось большое внимание. Еще свободная от ига Русь активно контактировала с Европой, поэтому в жены Владимиру досталась принцесса Гита – дочь павшего в 1066 году при Гастингсе последнего англо-саксонского короля Гарольда и племянница датского короля Свена II Эстридсена.
После гибели отца девушка бежала к дяде в Данию. Собрав войско, Свен отправился походом на Англию. Новый король Вильгельм I Завоеватель от него откупился. Теперь Свену пришлось думать, куда сплавить племянницу.
Князь Всеволод, очутившись в очередном витке династической неразберихи, активно искал союзников на стороне. Гита же хоть и являлась принцессой, но беглой, поэтому на лучшую партию рассчитывать вряд ли могла бы.
Брак с «конунгом Рутерии», судя по всему, оказался удачным. Она успела родить мужу пятерых сыновей, старшему из которых, Мстиславу, дала второе имя Гарольд, и умерла в крестовом походе.
Столь необычная смерть для княгини объяснялась ее обетом, данным после того, как Мстислав-Гарольд едва не погиб на охоте и выжил лишь чудом. Вторым браком Мономах предположительно также женился на иноземке – гречанке Ефимии.
Старший сын от первого брака Мстислав вступил в брак со шведской принцессой Христиной, дочь Евфимия вышла замуж за короля Венгрии Калмана Книжника. Имя же сестры Владимира, княжны Евпраксии Всеволодовны, вообще стало известно всей Европе, правда благодаря громкому секс-скандалу и последовавшему за ним разводу со вторым мужем императором Священной Римской империи Генрихом IV. Так что далеко не всегда династические связи оказывались удачными.
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ
Вся жизнь Мономаха до овладения Киевом представляла собой череду военных кампаний против половцев и собственных родственников.
Его отец после кончины старшего брата Святослава и гибели в сражении другого старшего брата, Изяслава, стал в 1078 году великим князем Киевским.
Однако кузены Мономаха – Изяславичи и Святославичи начали борьбу за более престижные уделы, в которой и ему тоже доставалось.
Более того, сыновья Святослава Олег и Давыд взяли манеру использовать во внутренних дрязгах грабивших Русь половцев, за что и получили прозвище Гориславичи. Со временем половцы совершенно обнаглели, безбожно повышая ставки дани за прекращение набегов. Олега, впрочем, удалось временно утихомирить. Всеволод подкупил крымских хазар, и они увезли беспокойного князя в Константинополь. А вернувшись, он 10 лет просидел тише воды ниже травы в отдаленном Тмутараканском княжестве.
Когда в 1093 году Всеволод умер, Мономах безропотно уступил великое киевское княжение старшему кузену Святополку Изяславичу после чего они организовали совместный поход на кочевников.
Битва произошла у Треполя. Вопреки советам Мономаха не переходить реку Стугну Святополк настоял на переправе. Половцы благодаря большей маневренности смогли опрокинуть сначала правый фланг, потом центр и, прижав русских к реке, устроили бойню на переправе. В этой схватке на глазах Мономаха погиб его брат Ростислав, безуспешно пытаясь спасти которого он сам едва не отправился на дно речное. По легенде, смерть в воде Ростиславу предрек некий инок, над которым вдоволь поиздевались дружинники молодого князя.
Началась черная полоса, поскольку Чернигов пришлось отдать другу половцев Олегу Гориславичу и перебраться в менее престижный Переяславль. Правивший в Новгороде сын Мономаха Мстислав был изгнан братом Олега Давыдом.
Будучи обложен врагами со всех сторон, Мономах начал действовать, скажем так, не по-джентльменски, хотя и предсказуемо в рамках своего времени. В Перяславле он заключил мир с половецкими князьями Илтарем и Китаном, но потом, под влиянием советников, группировавшихся вокруг боярина Ратибора, решил расправиться с предводителями кочевников. Летописцы пишут, что сначала князь колебался, но потом решил, что половцы уже не раз совершали клятвопреступление и на этот раз стоит их опередить. Китана зарезали во сне. Илтара (былинное Идолище Поганое), гостившего в доме Ратибора, поразили стрелой через отверстие в потолке горницы.
Военные действия возобновились, причем Гориславичи приняли сторону половцев. В битве с Олегом под Муромом погиб сын Мономаха Изяслав, что отец, конечно, расценил как кару Господню за клятвопреступление. Но потом ситуация изменилась.
На стороне Мономаха выступил Святополк, великий князь Киевский, и вместе они разбили половцев на реке Трубеж. Эта битва стоила жизни еще одному половецкому хану Тугоркану (былинному Тугарину Змеевичу).
Мстислав смог вернуть Новгород и в битве при Колокше нанес поражение Олегу (своему крестному), после чего, выступив в роли посредника, способствовал заключению мира с Гориславичами.
Новое статус-кво было зафиксировано на съезде князей в Любече. Мономах и его сыновья закрепили за собой Новгород, Переяславль, Смоленск, Ростов. Гориславичи превратили в семейный удел Черниговское княжество. Киев остался за Святополком.
В общем, три четверти древнерусских земель оказались поделены между кланами Изяславичей, Святославичей и Всеволодовичей. А другим оставшимся Рюриковичам предстояло драться за остальное.
Поскольку «призовой фонд» сократился, междоусобицы стали ожесточенней, что выразилось в мрачной истории с ослеплением князя Василька Теребовльского. Мономах попытался выступить в роли блюстителя справедливости, но ничего особо не добился и вынужден был вернуться в Родной Переяславль, где впервые начал осмыслять свою жизнь и работать над своим знаменитым «Поучением».
ПОЧТИ ЯСНОЕ СОЛНЫШКО…
С половцами он периодически заключал мир и в даже в третий раз был женат на дочке половецкого хана. Однако это не помешало ему организовать против кочевников огромную кампанию, решив покончить с ними раз и навсегда. Началось все с разработки военной тактики. Мономах здесь предложил довольно неожиданное решение: не ждать нападения, а самим выходить навстречу кочевникам, причем по весне, когда их кони голодны.
Кампания 1103 года закончилась битвой при Сутени, в которой погибли 20 половецких князей. В 1107 году, после разгрома на реке Сула, половцы пообещали вести себя хорошо, а одна из половецких княжон вышла замуж за младшего сына Мономаха Юрия – будущего основателя Москвы.
Мир оказался недолгим, и в 1111 году Мономах с союзными князьями дошли до берегов Дона, разорив два главных половецких города – Щарукань и Сугров. Якобы весть об одержанной победе дошла аж до Византии, и растроганный успехами внука предполагаемый дедушка Константин IХ как раз тогда и прислал в дар знаменитую шапку.
Именно победы над половцами принесли Мономаху популярность в масштабах всей Русской земли, и когда в 1113 году Святополк Изяславич умер, именно его, а не старшего по роду и возрасту Олега Гориславича киевляне пригласили на великое княжение.
Мономах прибыл в бурлящий город, жители которого спалили дома и разграбили имущество евреев-ростовщиков, а также покровительствовавшего им тысяцкого Путяты.
Правильно оценив ситуацию, прибегать к репрессиям князь не стал, а издал законы, ограничивавшие прибыль ростовщиков разумными процентами. Положение попавших в финансовую кабалу людей было облегчено до такой степени, что они, по крайней мере, не чувствовали себя рабами кредиторов.
Половцы вели себя смиренно, так что главным событием великого княжения Мономаха стала война с Византией, в которой он поддерживал самозванца, выдававшего себя за сына погибшего императора Романа Диогена. Он даже выдал за него свою дочь Марию, но зять был зарезан наемными убийцами. Попытка отжать у византийцев города на Дунае закончилась неудачей. Утешением стал брак одной из внучек с новым византийским императором Иоанном II Комнином.
Относительно же внутренней политики Владимира Всеволодовича сказать даже и нечего, за исключением того, что все им были довольны. Даже сидевший в Чернигове старый враг Олег Святославич вел себя смирно и не перечил великому князю.
Скончался Мономах 19 мая 1125 года, оставив детям не только процветающую державу, но и свое «Поучение», ставшее памятником древнерусской литературы.
Призывая детей быть воздержанными, терпеливыми, не губить христианские души и хранить верность клятве, он сам не всегда следовал этим принципам. Но правителем все равно был достойным. Именно поэтому, пожалуй, в образе былинного Владимира Красна Солнышка куда больше от Владимира Мономаха, нежели от Владимира Святого.
Дата публикации: 27 октября 2021
Ксения Митюрина (журналист, Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века»
27.10.2021