Практически незамеченным остался столетний юбилей Эвы Перон. Даже в ее родной Аргентине, где Эвиту при жизни боготворили, сейчас все заняты другими проблемами. Она родилась в бедности, а умерла в 33 года самой богатой женщиной в мире. «Она была влиятельной при жизни, но стала еще более влиятельной после смерти», – дал очень точную характеристику супруге президента Хуана Перона американский журналист Карл Фрейдж.
Из грязи в княгини
Родилась Мария Эва Дуарте в 1919 году в деревушке Лос-Тольдос в 250 километрах от Буэнос-Айреса. Глушь по аргентинским меркам несусветная. К тому же девчонка, как и три ее старших брата, была незаконнорожденной. Мать работала поденщицей в богатых семьях, а отец владел небольшим участком земли. Признавать «цветы любви» законными наследниками он не собирался.
Будущую первую леди Аргентины ждала печальная судьба, но сама она не собиралась с ней мириться. В 14 лет Эва сбежала в Буэнос-Айрес, мечтая стать актрисой. Сбежала не одна. Уже став заметной фигурой в политической жизни страны, Эвита тщательно подчистила свою биографию. В изданных при жизни воспоминаниях она написала, что на авантюрный шаг решилась под влиянием популярного аргентинского певца Агустина Магалиса, оказавшегося на гастролях в ее городке. Хотя жители городка судачили, что сбежала дерзкая 14-летняя девчонка с бродячим танцором танго Хосе Армани.
Вообще, жизнь Эвы Дуарте до замужества покрыта завесой тайны. Недоброжелатели утверждали даже, что в первое время пребывания в Буэнос-Айресе она попробовала себя в статусе «девушки с низкой социальной ответственностью». Но быстро поняла, что такое деньги и власть, и уже в 15 лет стала жить с издателем Эмилио Корстуловичем, а в дальнейшем выбирала себе в любовники перспективных журналистов, фотографов, продюсеров.
Успех у мужчин сеньорита Дуарте использовала для карьеры. Владелец одной из антреприз Рафаэль Фирдузо после нескольких недель тесного общения с Эвой предложил ей роль в одном из спектаклей своего театра. Впрочем, больших успехов на сцене она не снискала. Настоящий успех пришел к приехавшей покорять Буэнос-Айрес авантюристке на радио.
В 1939 году Эва организовала актерскую радио-группу, а через два года полностью сосредоточилась на радиопостановках и радиорекламе. Ее имя стало известным всей стране, фотографии стали появляться на обложках глянцевых журналов. Особенно удачным оказался проект радиоканала «Бельграно» – радио-сериал «Героини в истории». Это был цикл передач об известных женщинах: актрисах, королевах, императрицах. Замысел принадлежал Эве Дуарте, и все главные роли исполняла она. Аудитория была покорена голосом Эвы.
Судьбоносное знакомство
В 1943 году сеньорита Дуарте впервые услышала о полковнике Хуане Пероне. Один из организаторов военного переворота до поры до времени оставался в тени генералов. Перон, заинтересованный в продвижении своей социальной политики, часто посещал радио «Бельграно». Сама Эва назвала знакомство с полковником «волшебным днем, который стал для нее началом новой жизни».
Уже в 1944-м Эва стала ведущей политической радиопрограммы «Навстречу лучшему будущему». Она пропагандировала деятельность секретариата труда и его руководителя – полковника Перона. Рейтинги были почти такими же, как у нынешних политических ток-шоу на российском телевидении. Когда Перон стал министром обороны и вице-президентом, положение Эвы на радиостанции упрочилось, а гонорары достигли фантастических по аргентинским меркам высот.
Вскоре Перон уже открыто появлялся в обществе со своей молодой подругой, шокируя офицеров. Дело закончилось арестом полковника, но к этому времени его популярность была на пике – во многом благодаря стараниям радиоведущей Эвы Дуарте. Народные массы освободили своего кумира, а день 17 октября 1945 года вошел в историю Аргентины как дата возникновения перонистского движения.
Сразу же после освобождения Перон начал подготовку к президентским выборам и женился на 25-летней Эве. Предварительно пришлось развестись с законной супругой, преодолевая возражения католической церкви. Став сеньорой Перон, Эва оставила работу на радио и вошла в предвыборный штаб.
Перона такой расклад вполне устроил. Жена олицетворяла возросшую роль женщин в современном мире и помогла получить дополнительные голоса. К тому же Эвита, как стали называть ее в Аргентине, была идеальна для агитации. Она удачно копировала ораторский стиль супруга, обращаясь не к разуму, а к чувствам людей. Нередко называла себя товарищем Эвитой.
Перон одержал убедительную победу на президентских выборах, а незаконнорожденная дочка поденщицы стала первой леди Аргентины. Родственники Эвиты сразу же получили доходные должности. Брат стал личным секретарем президента, а мужья старших сестер – посты сенатора, председателя Верховного суда и начальника Центральной таможни. Коррупция в Аргентине процветала, но на популярности Эвиты это не сказалось.
Неудачное турне
В начале 1947 года Эвита отправилась в свое знаменитое турне по Европе. Президент Перон был очень заинтересован в расширении дипломатических контактов, но боялся покидать Аргентину, опасаясь военного переворота. Уж он-то знал, как это происходит.
Перон надеялся, что поездка первой леди станет рекламой его движения и обеспечит ему международное признание. Эти надежды не оправдались. Лишь в Испании, которой Аргентина предоставила в этот момент кредит, Эвиту по распоряжению диктатора Франко встречали с королевскими почестями. В остальных странах ее не воспринимали как дипломата.
Виной тому было бурное прошлое первой леди. Как ни старалась Эвита уничтожить его следы, в Европе за ней закрепилась совершенно определенная репутация. Во время проезда по улицам Милана вместе с отставным адмиралом из толпы раздались крики: «Эва Перон – потаскушка!» Возмущению Эвиты не было предела. Ее спутник философски заметил: «Мадам, меня ведь тоже называют адмиралом, хотя я не был в море 15 лет!»
Несмотря на провал дипломатической миссии, в родной стране Эвиту боготворили. Она могла найти контакт с любым бедняком, часто помогала людям. Жену диктатора (режим Перона был таким на протяжении всего времени его первого правления), щеголявшую в туалетах от лучших европейских кутюрье и увешенную драгоценностями, считали чуть ли не революционеркой. Ее успех олицетворял надежды на перемены к лучшему для всех простых аргентинцев.
Город в честь любимой
В 1947 году президент Перон распорядился построить город, который был назван Сьюдад-Эвита. На конфискованных у прежних владельцев землях возвели 15 тысяч домов. Улицы были расположены так, чтобы пассажиры самолетов, шедших на посадку в близлежащем международном аэропорту, видели профиль Эвиты с развевающимися по ветру волосами.
Этот уникальный город дважды менял название. В 1955 году Перон был свергнут, и в рамках борьбы с наследием перонизма на карте вместо Сьюдад-Эвиты появился Сьюдад-Хенераль-Бельграно, названный в честь одного из основателей Аргентины генерала Мануэля Бельграно. На выборах 1973 года Перон вновь вернулся в президентское кресло, и на карте страны вновь появился Сьюдад-Эвита. Правда, третье по счету пришествие Перона было недолгим. В 1976 году произошел очередной военный переворот, и город переименовали в Сьюдад-Хенераль-Мартин-Мигель-де-Гуэмес – в честь другого генерала, борца за независимость Аргентины.
Военные перевороты и возвращения демократии в Аргентине – явления столь частые, что их сравнивают с успехами местной футбольной сборной. Уже в 1983 году городу было возвращено историческое имя Сьюдад-Эвита, а в конце ХХ века он был включен в список исторических памятников Аргентины как образец архитектурного стиля 40–50-х годов прошлого века. Сама Эвита о судьбе города имени себя так никогда и не узнала. Она умерла от рака в июле 1952 года в страшных мучениях. Попросила похоронить себя в семейном склепе, но Перон не выполнил последней просьбы супруги.
Президент Аргентины решил забальзамировать тело Эвиты и поручил эту сложную операцию испанскому доктору Педро Аре, заплатив за услуги 100 тысяч долларов. Даже после смерти Эвита не обрела покой. Забальзамированное тело перевозили с места на место. Противники Перона даже на творение испанского врача обрушили свой гнев, и охранять Эвиту вызвался некий полковник спецслужб, спрятавший тело в подвале собственного дома.
Это привело к настоящей трагедии. Когда в подвал решила заглянуть его жена, полковник подумал, что кто-то хочет похитить тело Эвиты, и разрядил в нее обойму автомата. Его отдали под трибунал, а тело вывезли в Италию и предали земле в Милане. На могильном камне значилось имя Мария Марша Маджистрис. И все же Эвита возвратилась на родину после того, как в 1973 году Перон вернулся на президентский пост.
Лучшая роль Мадонны
Новый всплеск интереса к столь неординарной личности датирован 21 июля 1978 года, когда на сцене лондонского театра «Принц Эдвард» с большим успехом прошла премьера мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Эвита». Через год с еще большим успехом прошли премьеры на Бродвее и в Лос-Анджелесе. По мотивам мюзикла был снят одноименный фильм Алана Паркера.
Эта работа была благосклонно принята зрителями и критиками. Только в США сборы от проката составили 50 миллионов долларов, а по всему миру – 143 миллиона. Роль Эвиты считает своим главным творческим достижением легендарная Мадонна. За эту работу она была удостоена престижной премии «Золотой глобус».
Режиссер Паркер хотел снять в главной роли Мишель Пфайфер, но та не захотела оставлять двух малолетних детей ради съемок. Зато Мадонна буквально выгрызла эту роль, написав режиссеру письмо на шести страницах. Уже завоевавшая признание певица рассчитывала, что фильм выведет ее на новый уровень в качестве драматической актрисы. К тому же жанр мюзикла позволял проявить и вокальный талант.
Мадонна напирала на то, что у нее с Эвитой схожие судьбы. Обе выросли в католических семьях, но не следовали канонам церкви. Обе упорно преодолевали препятствия на пути к вершине и добивались своих целей. Обе отличались талантом привлекать к себе внимание и грамотно пиариться.
Воплощая образ Эвиты, которая любила роскошь, Мадонна установила внесенный в Книгу Гиннесса рекорд по количеству костюмов, использованных в одном фильме. Предыдущее достижение принадлежало Элизабет Тейлор в «Клеопатре». На съемках «Эвиты» Мадонна меняла костюмы 85 раз, реквизиторы подготовили 39 шляпок, 45 пар обуви и 56 пар серег. Дизайнер по костюмам Пенни Роуз получила доступ к подлинному гардеробу Эвиты, который хранится в ее музее в Буэнос-Айресе. Кроме главных персонажей Роуз одела 40 тысяч актеров массовки. Зато атмосфера времен Перона была передана достоверно.
…Мюзикл «Эвита» совершил триумфальное шествие по театральным подмосткам всех континентов. Жизнь первой леди Аргентины обрастает новыми легендами.
Дата публикации: 21 ноября 2019
Борис Кронер (журналист, Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века» №25(541), 2019
21.11.2019