19 декабря на Руси отмечается Никола Зимний – так называется День кончины одного из самых почитаемых в христианской церкви святых Николая Чудотворца, которого также называют Николаем Мирликийским или Николаем Угодником.
ЖИТИЕ
Святитель Николай жил в III–IV веках, поэтому довольно многое о его жизни известно только приблизительно – слишком долгие века отделяют его от наших дней, чтобы можно было говорить о чем-либо точно. Датой его рождения называют разные годы: от 234-го до 270-го. Место рождения известно точнее – это город Патара в Ликии, небольшой области в Малой Азии, на полуострове, где сейчас располагается Турция. В те времена это была одна из римских провинций. Также известно, что родители Николая были достаточно состоятельными людьми и открыто исповедовали христианство, что в ту эпоху было крайне опасно: гонения на христиан не прекращались и лишь иногда на короткое время затихали. По одной из версий, родителей будущего святого звали Феофан и Нонна, но, возможно, эти имена носили мать и отец другого Николая, тоже родившегося в Патаре и причисленного к лику святых, – Николая Пинарского. Так или иначе, но у родителей святителя Николая долгое время не было детей, и они постоянно обращались к Господу с молитвами о ребенке. И молитвы были услышаны: у этой пары, к тому времени уже пожилой, родился сын.
Легенды гласят, что этот ребенок был очень религиозным с самого раннего детства. Почти все время он проводил либо в храме, либо за чтением Священного Писания. Его дядя, тоже носивший имя Николай, был в то время епископом, и, видя религиозное рвение племянника, он сделал его чтецом в храме. Младший Николай стал его незаменимым помощником, а когда старший отправился в паломничество в Иерусалим, успешно заменил его в храме. Поэтому неудивительно, что вскоре после возвращения дяди в Ликию племянник, несмотря на очень молодой возраст, был возведен в сан священника. Существует также легенда, что ликийским епископам было послано знамение свыше о том, что юного Николая необходимо сразу сделать епископом, что и было сделано.
После смерти родителей Николай унаследовал большое состояние, но тут же раздал его нуждающимся, а сам стал священником в ликийском городе Миры. Всю свою дальнейшую жизнь он тоже помогал людям, оставшимся без средств к существованию, собирая для них пожертвования, причем старался делать это тайно, не привлекая к себе внимания. Это, впрочем, удавалось не всегда.
Одна из самых известных историй о такой помощи сделала святого Николая прототипом Санта-Клауса, дарящего детям подарки на Рождество. Это произошло после того, как он спас от необходимости торговать собой трех дочерей разорившегося жителя Ликии. Узнав о том, что этот человек собирается зарабатывать таким образом на своих детях, епископ незаметно подбросил к нему во двор мешочек с золотом, которого хватило бы на приданое одной из девушек. Спустя некоторое время – видимо, быстро собрать так много пожертвований Николаю не удавалось – он таким же образом подкинул в этот двор второй мешочек и принялся собирать золото для третьей девушки. Однако их отец после второго случая решил выследить таинственного благотворителя и стал дежурить во дворе по ночам, так что в третий раз остаться неизвестным Николай не смог. После того как он бросил во двор третий мешочек и отец девушек выбежал к нему с благодарностями, епископ попросил его никому не рассказывать об этом, но тот все же проболтался. В результате эта история дошла до наших дней, а в Европе появилась традиция незаметно оставлять детям подарки в ночь перед Рождеством. Сам же святитель Николай до сих пор считается на Западе покровителем детей.
В православных же странах этого святого считают покровителем вообще всех нуждающихся, а также путешествующих, особенно моряков, и невинно осужденных, так как при жизни он много помогал и тем и другим. Одна из легенд о нем гласит, что после того, как Николай стал священником, он отправился учиться в Александрию. По пути туда судно, на котором он плыл, попало в шторм, и один матрос сорвался с мачты и упал на палубу, разбившись насмерть. По преданию, Николай смог вернуть его к жизни, а некоторые источники утверждают, что таких случаев было даже два: и во время его путешествия из Малой Азии в Египет, и на обратном пути.
Известно также, что Николай совершил паломничество в Иерусалим, и по дороге туда, в тот момент, когда море было еще спокойным, предсказал сильный шторм. Вскоре на море и правда поднялись сильные волны и разразилась буря, но молодой священник усмирил ее своей молитвой.
Николаю множество раз выпадала возможность заступиться за несправедливо осужденных людей. По одной из легенд, однажды он шел по улице Патара и оказался свидетелем приготовления к казни трех горожан – палач уже готовился отрубить голову одному из них. Епископ Николай почувствовал, что эти люди невиновны, подскочил к палачу и удержал его руку с мечом, после чего обратился с речью к присутствовавшему там же градоначальнику, обвинив его в желании убить добропорядочных людей. Глава города, услышав эти упреки, тут же раскаялся и просил прощения у Николая и у своих не состоявшихся жертв.
В другой раз святой спас троих приговоренных к смерти военачальников, посланных в его город императором Константином, которые на самом деле тоже не были виновны в том, что им приписывали. Сидя в тюрьме перед казнью, они обращались с молитвами к Богу и к епископу Николаю, и он, узнав об этом, явился во сне к императору Константину, потребовав заступиться за них. По одной из версий, эти военачальники видели, как Николай защитил тех троих жителей Патара, и именно поэтому молились ему.
Был в биографии Николая Угодника и случай, когда он спас свой город от голода. Он предвидел, что Миры останутся без хлеба, и явился во сне одному итальянскому купцу, торговавшему зерном, попросив его приплыть в этот город и продать зерно там. Купцу приснилось, что епископ дал ему в залог три золотые монеты и, проснувшись, он с изумлением обнаружил, что сжимает их в руке и наяву. Торговец тут же начал снаряжать корабль для плавания в Малую Азию и успел прибыть туда вовремя и продать горожанам пшеницу.
Так и продолжалось всю долгую жизнь епископа Николая. Каким-то непостижимым образом он узнавал, когда кто-то оказывался в беде, и помогал этим людям, иногда совершая чудеса, а иногда подбрасывая им тайком деньги. Точную дату его смерти, как и дату рождения, никто не знает: в разных жизнеописаниях указываются 342-й, 345-й и 351-й годы. Известно только, что святой дожил до глубокой старости и однажды просто не проснулся.
БЫЛА ЛИ ДРАКА С АРИЕМ?
Одним из самых известных событий в жизни Николая Чудотворца стало его участие в Первом Никейском вселенском соборе 325-го года, когда он поспорил с еретиком Арием и, оскорбленный его словами, дал ему пощечину, за что был посажен в тюрьму. Отношение к этому инциденту во все времена было неоднозначным и остается таковым и теперь. Антиклерикалы любят упрекать верующих в том, что они считают святым человека, который попытался решить спор дракой. Но при этом именно в светских источниках, где описывается жизнь Николая Чудотворца, приводится версия о том, что никакой драки не было и что этот поступок святителю приписали много веков спустя. Верующие же, как правило, говорят, что драться с оппонентом, конечно, неправильно, но Николая уважают за смелость и решительность.
Между тем эта легендарная ссора вошла в историю христианства не случайно. Вселенский собор, во время которого она произошла, – первый в истории – был созван в числе прочего и для того, чтобы разобраться с идеями, которые проповедовал священник из Александрии по имени Арий, решить, противоречат они христианской доктрине или нет. Если не вдаваться в религиозные тонкости, то учение Ария описывало Иисуса Христа не как единое целое с Богом Отцом, а как отдельную личность, не особо отличающуюся от обычных людей. Опровергнуть эти утверждения было принципиально важно, так как из них легко было сделать вывод о том, что Иисус вообще был обычным человеком, а значит, и усомниться во всем, что Он говорил и делал. Кроме того, Арий не просто высказывал свое мнение о Боге Сыне, а вел себя в точно такой манере, в какой сейчас действуют создатели религиозных тоталитарных сект: он объявил свое учение единственно верным и собрал множество последователей, которых всячески настраивал против остальных христиан.
На соборе он тоже пытался навязать всем участникам свое мнение и провоцировал их на скандал, так что гнев Николая Чудотворца, не выдержавшего этих сектантских приемов, вполне понятен. Тем не менее остальные участники собора осудили его за вспыльчивость и заключили под стражу. Однако Николай недолго просидел в заключении: вскоре сразу нескольким участникам было видение, в котором его посвящали в священный сан сам Господь и Дева Мария. После этого Николай был освобожден, а арианство по итогам собора было объявлено ересью.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
После смерти святителя Николая его тело начало мироточить, к нему стали стекаться паломники со всех концов Европы и Азии. Над его гробницей была построена базилика, а позже, в IX веке, на ее месте возвели церковь Святого Николая, которая существует до сих пор. Несколько раньше, в 794 году, гробницу попытались разграбить арабские войска, посланные в Ликию халифом Харуном аль-Рашидом, но сначала они по ошибке вскрыли другое захоронение, а потом на море, где стояли их корабли, поднялась страшная буря, разметавшая весь их флот.
Несмотря на это, впоследствии были и другие попытки разрушить могилу святого и посвященную ему церковь. Это не могло не беспокоить христиан из Европы, и среди них все чаще возникали разговоры о том, что мощи Николая Чудотворца следует перенести в безопасное место. В конце концов в 1087 году это решили сделать независимо друг от друга две группы купцов из Венеции и из Бари. Обе группы отправились в Ликию примерно в одно и то же время, но барийцы приплыли туда первыми. Им удалось вскрыть гробницу святого, которая оказалась полна благоухающего мира, и забрать его мощи – в ней остались только мелкие фрагменты, которые жители Ликии попрятали у себя в домах.
Позже, в 1099–1101 годах, когда вся Ликия уже была захвачена турками, туда снова наведались венецианцы, участвовавшие в первом крестовом походе. Они забрали у местных жителей все оставшиеся частицы мощей и вывезли их в свой город.
В Бари после прибытия мощей была построена базилика Святого Николая, где они хранятся и сейчас. А в Венеции для мелких частиц была построена церковь во имя святого. Много позже, уже в ХХ веке, до мощей чудотворца добрались ученые: они дважды, в 1952 и 1987 годах, сравнивали останки, хранящиеся в Бари и в Венеции, и оба раза экспертиза показала, что все кости принадлежат одному человеку.
В наше время Турция пытается вернуть себе мощи Николая Чудотворца, аргументируя это тем, что он жил и был похоронен на ее территории. Причина этого неожиданного интереса мусульман к христианскому святому вполне прагматична: турки надеются таким образом привлечь еще больше туристов. Однако отдавать им реликвии итальянцы не собираются. Зато теперь они с радостью дают возможность христианам из других стран приложиться к святыне.
Дата публикации: 19 сентября 2017
Яна Титова (журналист, Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века» №18(482), 2017
19.09.2017