Артист, который стоил взвода
Анатолий Кузнецов

Анатолий Кузнецов не относится к числу актеров, чей творческий путь был гладок и вычерчен от института до пенсии. Ему не принес громкой славы выпускной спектакль, театральные режиссеры не резались на ножах, чтобы заполучить в труппу талантливого выпускника, да и юные поклонницы не брали его измором. Всенародная любовь пришла к Кузнецову, когда ему было уже почти сорок, зато обрушилась с такой силой, которую судьбе, может, и стоило разбить на парочку прошедших десятилетий.

«Из-за этой картины я потерял свою настоящую фамилию! Все меня стали звать «товарищ Сухов», – сетовал актер, имея в виду свою роль в культовом фильме «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля.

Может, из-за этой поздней славы, а может, просто по складу личности Анатолий Кузнецов никогда не был богемной персоной. Скорее, это был талантливый советский человек – со всем хорошим, что может включить в себя эпитет «советский».

Его не стало совсем недавно – 7 марта. Он скончался в возрасте 83 лет.

ДИАГНОЗ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

Если вы никогда не ставили под сомнение то, что самая распространенная фамилия в России – Иванов, то статистикам есть чем вас удивить. Больше всего в стране как раз Кузнецовых, но, пока другие артисты брали себе звучные псевдонимы, Анатолий Борисович умудрился стать звездой экрана с этой маловыразительной фамилией.

Вообще-то, Анатолий Кузнецов с детства занимался музыкой. Его отцом был певец Борис Кузнецов, мать – как потом, уже будучи взрослым, догадался Анатолий – обладала природным актерским даром, который, увы, не нашел применения. Семья во что бы то ни стало хотела поставить сына на путь творчества. Вокальные данные позволяли отдать его в музыкальную школу. За ней последовало вокальное отделение музыкального училища имени М. М. Ипполитова-Иванова. Там судьба Кузнецова сделала крутой поворот. Студента заметила Нина Осиповна Смирнова, в прошлом участница Музыкальной студии Станиславского, преподававшая вокалистам сценическое мастерство. Она сразу отметила, что способности Кузнецова найдут лучшее применение в драматическом, а не в музыкальном театре, и посоветовала рискнуть с поступлением в театральный вуз.

В 1951 году Анатолий Кузнецов с успехом сдал экзамены в МХАТ, где прошел полный курс. Первый шаг в кино у Кузнецова состоялся в 1954 году: тогда он исполнил небольшую роль Николая Желудева, молодого специалиста-микробиолога, в фильме «Опасные тропы». Дальше его кинематографическая карьера развивалась без резких взлетов и падений – несколько фильмов в год, очень просоветских, достаточно популярных, но не культовых. В «Госте с Кубани» Кузнецов сыграл молодого комбайнера Николая, у которого не ладится работа и которого высмеивают местные девушки. Тогда председатель колхоза решает схитрить: говорит о том, что с Кубани пришлют знатного комбайнера, а Николая поставят к нему в помощники. Но самолюбивый Николай с таким решением смириться не может: путем нечеловеческих усилий он овладевает профессией и доказывает всем, что не хуже других.

Такая же положительная роль у Кузнецова и в картине «Случай на шахте восемь». Молодой геолог Володя приезжает работать на угольный комбинат в Заполярье, проявляет себя как хороший специалист и становится секретарем парткома шахты № 8. Постепенно выясняется, что начальник комбината скрывает от руководства негативные факты, чтобы его комбинат считался передовым. Но Володя воспитан иначе и выступает за честность в любом деле. Ситуация осложняется тем, что Володя влюблен в Аллу – дочь начальника комбината. Коллектив поддерживает парня, а Алла пытается помирить двух важных для нее мужчин.

По воспоминаниям близких людей, Кузнецов очень боялся остаться рабом амплуа, тем более что обладал внешностью положительного героя. Тут вам и стать, и улыбка, и естественная мужественность, – в общем, режиссерам не приходилось долго думать, на какие роли его приглашать. Зрителю не нужно было объяснять, почему этого славного, обаятельного парня любят, почему ему верят, следуют за ним. Может, именно поэтому Анатолий Кузнецов с удовольствием играл роли военных – сначала рядовых, потом майоров и генералов, а позже и чины в отставке. Эти роли – как комедийные, так и драматические – давали актеру необходимое пространство для роста, которого он никогда не достиг бы, играя рефлексивных героев своего времени.

В сущности, красноармеец Сухов тоже очень положительный советский тип. Более того, по сценарию у него и любви-то не было, одни патриотические лозунги. Почему же все предыдущие герои Кузнецова мелькнули на экране и забылись, а по товарищу Сухову вздыхал весь Союз – от ставропольских доярок до дальневосточных сотрудниц НИИ?

РАЗЛЮБЕЗНАЯ КАТЕРИНА МАТВЕЕВНА!

Секрет успеха «Белого солнца пустыни» сложен и одновременно прост. Товарищ Сухов предстал перед зрителями настоящим человеком – живым, умным, ответственным… влюбленным. Одним из тех, кто стоит взвода, а может быть, и роты.

Роль красноармейца Сухова досталась Анатолию Кузнецову не сразу. Изначально утвердили Георгия Юматова, но накануне съемок он ушел в запой из-за смерти друга и был лишен роли. Кузнецова вызвали на площадку в экстренном порядке – каждый съемочный день стоил огромных денег, и аппаратура не могла простаивать. Кузнецов отнесся к такой поспешности с должным пониманием: собрался, приехал и вплоть до окончания работы над картиной ни разу никого не подвел.

Сейчас тяжело представить, что на месте Кузнецова в этом фильме мог бы быть кто-то другой. Много лет спустя, участвуя в других картинах, он брал в руки оружие и неизменно слышал восторженный гул по сторонам – молодая часть съемочной группы в этот момент видела супермена своего детства.

Этого фильма могло вообще не случиться. Изначально сценарий писали для Андрея Кончаловского, но он отказался снимать. Текст долго ходил по рукам, но за него никто не хотел браться; даже Владимир Мотыль отверг «анекдотичную историю про гарем и солдата» за то, что в ней не было духовной основы. Мотыль в то время хотел снимать фильм о декабристах – вот где, по его мнению, была настоящая драма. Однако согласиться в итоге пришлось на «Белое солнце пустыни: во-первых, из-за личных финансовых проблем, во-вторых, из-за того, что авторы сценария и руководство студии пообещали ему творческую свободу.

Первостепенной задачей режиссера стало изменение сценария. Сюжет явно «косил» в сторону приключенческого рассказа, но Мотылю этого казалось мало. Так появилась тема любви Сухова к Катерине Матвеевне. Сам режиссер рассказывал, что эта идея пришла к нему в полусне: «Я увидел женщину – бабу с коромыслом, каких я видел в своем раннем детстве… И я вдруг подумал, что в контрапункте картины она должна стать какой-то сквозной темой любви этого Сухова».

Вот только как ввести ее в повествование, если Сухов – в пустыне, а она – баба с коромыслом в русской деревне? Так Катерину Матвеевну решено было оттеснить в область воспоминаний главного героя. Для новой сюжетной линии написали закадровые монологи, но они не пришлись по душе Владимиру Мотылю. Идея c письмами показалась режиссеру более естественной. Владимир Мотыль вспоминал: «Тогда мы дружили с молодым театральным режиссером Марком Захаровым, который сочинял для радио остроумные юморески, – в нем я и увидел будущего соавтора эпистолярного романа моего Сухова». Правда, написанные Захаровым письма – самую многословную часть роли Сухова – озвучивать пришлось в ГДР, поскольку Кузнецов улетел в Берлин на съемку следующего фильма. Пленки с готовым текстом Мотылю переправляли самолетом.

ДЕВЯТЬ ЖЕН И ПРОЧИЕ СЛОЖНОСТИ

Не секрет, что работа над «Белым солнцем пустыни» проходила сложно. Основные кинематографические силы были отданы эпопее «Освобождение» Юрия Озерова, которая снималась одновременно с «Белым солнцем…», и Мотылю не досталось даже съемочного крана – его пришлось мастерить на месте. После кратких съемок на базе студии «Ленфильм» и на натуре возле деревни Мистолово группа отправилась в Дагестан, на побережье Каспийского моря. Часть картины снимали в Туркменистане.

Много проблем возникло с подбором актеров – начиная с Юматова, которого заменили Кузнецовым в последний момент, заканчивая женами Абдуллы, которых пришлось собирать по всему Союзу: местные девушки наотрез отказывались сниматься. Только три «жены» были профессиональными актрисами. Поскольку съемки затянулись, всем девяти девушкам пришлось покинуть побережье и вернуться к обычной жизни и работе. В эпизодах, где «жены» не открывают лиц, их часто дублировали солдаты. Кстати, роль Катерины Матвеевны исполнила тоже непрофессиональная актриса. Галина Лучай, редактор на студии «Останкино», согласилась появиться в картине только после долгих уговоров.

В съемках участвовал кавалерийский эскадрон, но в картину так и не вошли сколько-нибудь сложные конные трюки, а один из каскадеров по неосторожности погиб, выполняя прием. Плохая организация процесса требовала бесконечного перерасхода средств, выделенных на картину, что в итоге поставили в вину Владимиру Мотылю. Фильм даже «консервировали» на четыре месяца и хотели передать другому режиссеру, но в итоге решили доснять и даже выделили дополнительные средства. Дисциплина на площадке отчаянно хромала: актеры постоянно отправлялись на отдых в ближайшие рестораны, пьянствовали и затевали драки. В довершение всех бед однажды ночью неизвестные похитили огромное количество ценного реквизита. Вопрос безопасности съемок пришлось решать нетрадиционным путем: Владимир Мотыль обратился за помощью к местному криминальному авторитету в обмен на предложение снять его в эпизодической роли одного из бандитов Черного Абдуллы.

На широком экране «Белое солнце пустыни» показали 30 марта 1970 года, и фильм занял второе место по количеству зрителей после «Освобождения» Юрия Озерова. Быть может, шедевр Мотыля посмотрели бы и больше 50 миллионов человек, но приемная комиссия поставила фильму низкие оценки, из-за чего его отнесли ко второй категории. Хотя Леониду Брежневу «Белое солнце пустыни» очень понравилось. Большой поклонник западных боевиков и вестернов, генсек с удовольствием просмотрел картину у себя на даче. Кстати, наш герой, Анатолий Кузнецов, появился на экране и в «Освобождении» – там у него была небольшая роль летчика-истребителя Георгия Захарова. Да и в жизни Кузнецову пришлось столкнуться с людьми «высокого полета»: его женой стала Александра Ляпидевская, дочь легендарного полярного летчика, первого Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского.

КОСМИЧЕСКИЙ УСПЕХ

Интересно, что в советское время «Белое солнце пустыни» не получило никаких официальных наград. Государственной премии России его удостоили только после распада СССР, в 1998 году. Однако зрительский интерес с лихвой окупил отсутствие государственного признания: «Белое солнце пустыни» до сих пор входит в рейтинги самых популярных отечественных картин, фразы героев стали крылатыми, а песня «Ваше благородие, госпожа удача», написанная Булатом Окуджавой, получила самостоятельную известность и зажила своей жизнью.

Пересматривать фильм перед полетом стало доброй традицией среди космонавтов. В 1973 году члены экипажа «Союз-12», Василий Лазарев и Олег Макаров, нервничали перед стартом и решили посмотреть «Белое солнце…», чтобы отвлечься. Запуск предыдущего корабля, «Союз-11», закончился трагедией: из-за разгерметизации спускаемого аппарата погибли трое космонавтов. Полет «Союз-12», к счастью, прошел успешно. После приземления Лазарев и Макаров говорили: на самом деле на борту корабля с ними был и третий член экипажа – товарищ Сухов, который подбадривал в трудные минуты.

«Космические» успехи «Белого солнца пустыни» увенчались еще и тем, что в 1997 году кратеры на Венере назвали по именами жен Абдуллы: Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай, а также супруги товарища Сухова – русской девушки Кати.

«РЕШИЛ ПОПЕТЬ»

Анатолий Кузнецов сыграл более чем в ста фильмах, среди которых «Горячий снег», «Битва за Москву», «На углу, у Патриарших», «Участок», «Турецкий гамбит», «Мосгаз», но таких звездных ролей, как красноармеец Сухов, в его карьере больше не случалось. Ему с завидным постоянством удавалось избежать участия в фильмах, которые прославляли его коллег. Кузнецов трижды отказывал Эльдару Рязанову: в частности, отверг роль председателя правления гаражного кооператива, которую прекрасно исполнил Валентин Гафт. «Приглашение на роль председателя гаражного кооператива в «Гараже» совпало с приглашением «Баррандов фильм» на съемки фильма по повести Карела Чапека «Гордубал». Чехи были первыми, и я им дал слово. Я играл главного героя, чешского крестьянина с трагической судьбой. Чиновники Госкино отказали в прокате – мол, слишком грустная история. И наш зритель не видел меня в интереснейшей роли», – вспоминал Анатолий Кузнецов.

Казалось бы, актер должен сожалеть об упущенных возможностях, но наш герой обошелся в жизни совсем без тщеславия. Отвечая на вопросы журналистов о том, как он относится к своим несыгранным ролям, Кузнецов говорил: «У меня было несколько картин, где я воздерживался от участия, а потом понимал, что зря. Не без этого, к сожалению. Ну и что? Как я уже говорил, сожалеть – бесполезное занятие...»

Удивительно, что Анатолий Кузнецов – почти профессиональный певец – совсем не обращал внимания на музыкальное кино. Более того, поклонники, плохо знакомые с его биографией, до определенного момента вообще не подозревали, что у любимого артиста есть голос. Виной всему – снова природная скромность Кузнецова. «Раньше я не пел. Был период, когда чуть ли не все драматические артисты запели. Я как-то жестче к себе относился, ставил себя на место слушателей, зрителей, думал, скажут: «Ну вот, еще один запел!» Это меня сдерживало. А потом решил не думать об этом. Вообще скромность – пагубное качество для артиста. Надо проявляться. Решил попеть».

«Проявлялся» Анатолий Кузнецов до последнего дня. Несмотря на солидный возраст, ездил на фестивали, устраивал творческие вечера, продолжал сниматься. Последний фильм с его участием мы сможем увидеть в этом году: на экран выйдет десятисерийная картина «Палач» режиссера Вячеслава Никифорова.

А ведь проблемы со здоровьем беспокоили Анатолия Кузнецова давно. По словам Сергея Новожилова, организатора фестиваля кино и театра «Амурская осень», несколько лет назад актера подвело сердце. Тогда он провел обещанную встречу со зрителями, но после нее оказался в больнице города Благовещенска на несколько недель. И стоило Анатолию Кузнецову приехать в Москву, как он начал собираться в обратный путь: «Надо съездить в Благовещенск, поблагодарить врачей. Я никогда себе этого не прощу, если не сделаю».

Гражданская панихида по Анатолию Кузнецову состоялась 13 марта в Доме кино. Проститься с актером пришли тысячи поклонников, ведь всенародная любовь к нему была сравнима разве что с любовью к Юрию Гагарину. Не зря же в жизнь артиста постоянно вмешивались небо и космос…

В последний путь по традиции провожали аплодисментами. Анатолия Кузнецова похоронили на Новодевичьем кладбище столицы.

Дата публикации: 15 апреля 2014