Любое выходящее в море судно должно быть готово к встрече с многочисленными опасностями, каждая из которых может стать причиной аварии, а иной раз и кораблекрушения. Мели и рифы, тропические ураганы и льды полярных морей – к столкновению и борьбе с ними готовят будущих судоводителей. Но порой на пути мореплавателей возникают явления, не предусмотренные морскими лоциями и наставлениями. Их относят к «непреодолимым силам стихии и непредвиденным случайностям». Среди прочего в эту категорию входят и случаи поражения судов молниями.
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ШТУКА – МОЛНИЯ?
Каждому из нас доводилось наблюдать это грандиозное и не совсем понятное явление природы, как правило для пущего эффекта сопровождаемое раскатами грома. Наши пращуры называли его «огнем небесным» и побаивались. А ученые пытались докопаться до его сути.
Американский физик Бенджамин Франклин еще в 1750 году пришел к заключению об электрической природе молний. Сегодня молнию определяют как гигантский электрический разряд в атмосфере, сила тока в котором достигает сотен тысяч ампер, а напряжение – десятков миллионов вольт. Чаще всего молнии зарождаются в кучевых облаках, часто именуемых грозовыми. Накопившийся в них электрический потенциал при определенных условиях разряжается молниями на землю («бьет» в нее). Под этот удар может попасть любой расположенный на земле объект, причем вероятность оказаться мишенью молнии напрямую зависит от его высоты и электропроводности его материала. К объектам повышенного риска относятся высотные здания, телебашни, одиноко стоящие деревья и т. п. Не раз молния ударяла в Эйфелеву башню Парижа. 11 февраля 2013 она ударила в купол базилики Святого Петра в Риме сразу же после того, как папа Бенедикт XVI выступил в ней с сообщением о своей отставке. Божье знамение?
Но молнии способны поражать и подвижные объекты. Они представляют серьезную угрозу для летательных аппаратов и судов. Суда, особенно крупные, приподняты над поверхностью моря (аналогично зданиям над землей). К тому же они имеют много заостренных, возвышающихся над корпусом элементов конструкции (мачты, антенны и т. п.), которые становятся мишенями для молний. Для парусников, строившихся из дерева, обладающего высоким электрическим сопротивлением, удар молнии чаще всего заканчивался трагически: мачты, паруса, а затем и корпус корабля вспыхивали и сгорали прежде, чем команда могла что-нибудь предпринять. Все находящиеся на судне люди обычно гибли в огне или от поражения электричеством. Стальные клепаные корпуса судов тоже оказались весьма уязвимы для молний: в зазорах клепочных швов при попадании в судно молнии возникали многочисленные электрические дуги – источники множества одновременных возгораний. Только с переходом судостроения к сварке проблема отпала, поскольку сварные швы, не создавая дополнительного сопротивления, обеспечивают безопасное растекание тока молнии.
Казалось бы, не велика вероятность встречи молнии с судном – этой «песчинкой» в безбрежном просторе океана. Однако статистика утверждает, что на планете Земля в любое время суток одновременно могут происходить до 1500 гроз, при этом частота молниевых разрядов над поверхностью земного шара достигает 45 в секунду. Да и куда же еще попадать молнии из нависшего над морем грозового облака, как не в судно – единственный возвышающийся над поверхностью воды объект?
Вот лишь некоторые из подобных историй.
ПОСТРАДАВШИЕ
Один из первых известных эпизодов, связанных с атакой молнией корабля в море, произошел в 1784 году во время шторма у берегов Ирландии. Жертвой едва не стал английский линейный корабль «Тисбе». Неожиданно вырвавшаяся из грозового облака молния попадает в его грот-мачту, которая сразу же вспыхивает вместе с парусами. Еще мгновение, и пламя перекинется на корпус корабля. Но нерастерявшиеся моряки успевают срубить мачту, и она, охваченная огнем, летит в море. Корабль был спасён.
В 1801 году во время сильнейшей грозы молния угодила в фок-мачту 80-пушечного английского линкора «Гибралтар». Следуя по мачте, она проникает в трюм, где разносит в клочья ящики с пушечными ядрами, после чего через днище покидает чудом спасшийся корабль – ведь совсем рядом с ядрами находился и пороховой погреб.
После попадания молнии взорвался и взлетел на воздух 44-пушечный «Резистенс». Спастись не удалось никому.
Эти и подобные им трагические инциденты стимулировали моряков и ученых искать защиту. В 1800 году англичанин Уаттсон изобрел и построил в Лондоне первый корабельный громоотвод, после чего обратился в Адмиралтейство с предложением оборудовать подобными устройствами все британские суда. Идея заключалась в том, что выполненный из медных полос громоотвод должен, начинаясь от клотика (наивысшей точки) каждой мачты, спускаться вниз и уходить под днище корабля в воду. Однако лорды Адмиралтейства предложение отвергли.
Прошло еще 20 лет, прежде чем английские корабли наконец получили громоотводы. На этот раз энтузиастом выступил некто Вильям Хэррис, по образованию врач. Для начала он занялся статистикой. Роясь в архивах Адмиралтейства и Страхового общества Ллойда, он выяснил, что только в первой четверти XIX века молния попадала как минимум в 220 военных кораблей. На пострадавших кораблях приходилось выполнять серьезные восстановительные работы (одних только мачт заменили более 400). А были еще и человеческие жертвы. В общем, под напором доводов Хэрриса лорды сдались.
Сначала на корабли пытались ставить съемные громоотводы, но они оказались неэффективными, и со временем перешли на стационарные конструкции. К середине XIX века практически все английские, а затем и французские корабли оснащались громоотводами Хэрриса. Сам Хэррис был возведен в рыцари и получил солидную премию. С введением громоотводов случаи поражения судов молниями пошли на убыль. А вскоре закончилась эра деревянного парусного флота, в море вышли стальные корабли.
Однако угроза молний для судов полностью не снята. Особую опасность они представляют для танкеров, что подтверждается трагической статистикой. В сентябре 1948 года взорвался от удара молнии аргентинский танкер «Эссо Салта», в 1972 года по этой же причине сгорел греческий «Принцесса Ирэн».
Немало бед приносит морякам еще одна разновидность «небесного огня» – так называемые шаровые молнии. По сей день наука не остановилась на единой общепризнанной теории, объясняющей возникновение и поведение этих загадочных субстанций, появляющихся перед людьми в виде святящихся шаров, плавающих в воздухе по непредсказуемым замысловатым траекториям.
ШАРЫ-УБИЙЦЫ
Есть немало свидетельств агрессивных деяний шаровых молний при их встречах с морскими судами. Одна из британских газет в декабре 1726 года опубликовала рассказ очевидца, некоего Джона Хоуэлла, совершающего плавание вдоль берегов Флориды на шлюпе «Кэтрин энд Мари». Джон находился на палубе, когда неожиданно на корабль налетел неведомо откуда взявшийся огненный шар. По словам Хоуэлла, шар разнес на мелкие части мачту, вырвал доски из палубы и подводной части борта, убил одного человека и ранил другого. Если бы не проливной дождь, то паруса просто бы сгорели.
В июне 1749 года находящийся на борту корабля «Монтаг» адмирал Чемберс поднялся на верхнюю палубу. Отсюда он заметил светящийся огненный шар, как ему показалось, милях в трех по курсу корабля. Не успел корабль сменить курс, как огненный шар, круто взлетев вверх, оказался прямо над ним. Затем, взорвавшись, исчез. Взрыв сопровождался громом, подобным залпу множества орудий. При этом была снесена верхушка грот-мачты, а пять человек сбиты с ног. После случившегося на корабле еще долго ощущался запах серы.
В 1809 году парусник «Уоррен Хастингс» буквально атаковали три огненных шара. Первый, достигнув палубы, сразу же убил находящегося на ней моряка. Товарища, бросившегося на помощь к пострадавшему, ударил второй шар, причинив ему ожоги. Третий шар убил еще одного человека. И опять – характерный запах серы.
10 января 1899 года в Северной Атлантике шаровая молния взорвалась в полутора метрах над палубой пассажирского парохода «Сардиния». Находящийся на верхней палубе вахтенный помощник капитана упал в шоке. На несколько часов он полностью лишился зрения, которое, к счастью, со временем восстановилось.
Атакуя застигнутые в море грозой суда, молнии, как линейные, так и шаровые, не только поражают находящихся на них людей и повреждают судовые конструкции, но и выводят из строя многие приборы, необходимые судоводителям. Прежде всего страдают магнитные компасы. Причина в сильнейшем магнитном поле, сопровождающем возникновение молний. На современных судах, насыщенных электроникой, приходится принимать специальные меры по ее защите от воздействия молний.
Поиски противодействия коварным атакам «небесного огня» на корабли продолжаются.
Дата публикации: 9 августа 2023
Анатолий Буровцев, Константин Ришес (журналисты, Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века»
09.08.2023