Три несчастных близнеца
На борту «Титаника» был строитель парохода Томас Эндрюс и президент компании «Уайт Стар Лайн» Брюс Исмей

Пару лет назад произошло печальное, но почти не замеченное широкой мировой общественностью событие — не дожив трех лет до своего векового юбилея, умерла некая Милвина Дин. Она не была ни кино-, ни, тем более, поп-звездой, так что ее уход в мир иной не мог вызвать сенсации, что называется, по определению. Хотя персона эта была, в определенном смысле, знаковая — попрощалась с земной жизнью последняя спасшаяся жертва знаменитого «Титаника». Правда, она никогда никому не рассказывала о своих впечатлениях об этой трагедии. Да и не могла, потому как 15 апреля 1912 года ей было всего несколько недель от роду. Отец Милвины посадил в спасательную шлюпку супругу с двумя детьми, а сам остался на судне, уже кренившемся на правый борт.

ЭДВАРДА ДЖ. СМИТА

Трансатлантическую линию из Старого света в Новый обслужувала в основном компания «Кунард Лайн». Ее роскошные и быстроходные лайнеры «Лузитания» и «Мавритания» привлекали пассажиров отличным обслуживанием и комфортом. Существовала и компания «Уайт  Стар Лайн». Но она не имела таких лайнеров. Тогда-то и задумано было создать еще более крупные суда, перещеголять «Кунард Лайн» отделкой и комфортом. Словом, судостроительной фирме «Харланд энд Вольф» было заказано три гигантских, по тем временам, лайнера.

Первым был построен «Олимпик», поражавший своими размерами: длина — 269 метров, ширина — 28,2 метра, водоизмещение — 46328 тонн.

Таких судов в начале ХХ века еще не существовало. Капитаном был назначен Эдвард Дж. Смит, вроде бы достаточно опытный мореход. Однако в одном их первых рейсов, в проливе Солент «Олимпик» столкнулся со знаменитым британским крейсером «Хоук».

…И ВСЕ-ТАКИ КАПИТАН СМИТ

Конечно, боевому кораблю, одетому в броню, это было как укус комара, а вот «Олимпик» получил серьезные повреждения в кормовой части правого борта. Судно поставили в ремонт на целый год. Адмиралтейство признало капитана Смита виновным в столкновении. Но, когда через год вышел из дока новенький близнец «Олимпика» —«Титаник», руководство компании «Уайт Стар Лайн» назначило на него капитаном все того же Эдварда Дж. Смита. По роскоши отделки и комфорту судну не было равных в мире. Правда, стоимость каюты в 1-м классе составляла весьма значительную сумму в 4350 долларов.

Когда заполненный пассажирами пароход уходил из Саутгемптона в первый рейс, его мощные винты так забурлили воду канала, что стоявший у причала пароход «Нью-Йорк» оборвал трехдюймовые стальные швартовые, и два лайнера стали опасно сближаться. Смит приказал положить руль «лево на борт» и выбросить кранцы на левой стороне кормы. В это время к «Нью-Йорку» подскочили буксиры, и столкновения не было. Но что пережил в эти минуты капитан Смит, можно себе представить. И так, гигантское судно пошло в Шербур, затем в ирландский порт Квинстаун, приняло на борт новых пассажиров и отправилось по дуге большого круга в Нью-Йорк. На борту «Титаника» был главный строитель парохода Томас Эндрюс и президент компании «Уайт Стар Лайн» Брюс Исмей.

Натурально, капитану Смиту было не до шуток. Радисты принимали сообщения других судов, предупреждавших, что с севера идут айсберги и ледовые поля. Надо было бы сбросить ход, но компания приказала держать все 22,5 узла и идти строго по графику. Наступила ночь 15 апреля. Капитан Смит передал вахту первому штурману Уильяму Мэрдоку и отправился отдохнуть. На мачте в «вороньем гнезде» стояли два впередсмотрящих матроса — Фредерик Флит и Реджинальд Ли. Правда, у них не было биноклей, но фирма не расщедрилась на это. Весь в огнях, иллюминированный океанский лайнер мчался к своей цели, вспенивая Атлантический океан.

Флит первым увидел впереди судна глыбу айсберга. Он трижды ударил в колокол и связался с мостиком по телефону. «Что у вас там?» — «Айсберг, прямо по курсу!». Штурман ринулся к машинному телеграфу, перевел  рукояти на «Стоп» и тут же дал «Полный назад», крикнув рулевому: «Право на борт!». Затем он бросился к рычагу системы перекрытия водонепроницаемых отсеков. Все было сделано правильно. Но штурман вдруг приказал «лево на борт». И в этом была катастрофическая ошибка. Раздался визгливый скрежет по борту, на главную палубу обрушилась лавина льда. Машины были остановлены, и «Титаник» оказался на чистой воде. Луны не было, но звезды ярко сверкали.

Прибежал поднятый с постели капитан Смит. Он приказал четвертому офицеру Боксхоллу и плотнику осмотреть повреждения. А сам поставил рукоятки на «Средний вперед». Вскоре на мостике появился Исмей. Выяснилось, что айсберг прорезал в левом борту «Титаника» щель длиной 90-100 метров от форпика до носового котельного отделения. Оказалось, что водонепроницаемые переборки не доходили до верхней палубы, и вода свободно переливалась из отсека в отсек. А, поскольку судно двигалось вперед, оно вливало воду в себя через пробоину.

Лайнер ощутимо стал погружаться носом в воду.

В эфир полетели радиосигналы с просьбой о помощи — CQD — такие заменили известным SOS. Сигнал приняли несколько судов, но все они были далеко. Подоспела одна лишь «Карпатия», когда «Титаник» уже ушел на дно. Она приняла всех, кто был в шлюпках. Потом подошли еще несколько кораблей.

Только в 1961 году бывший капитан норвежского зверобойного судна «Самсон» признался перед смертью, что он возвращался с «левого» промысла и принял сигнальные ракеты «Титаника» за сигналы американского сторожевика береговой охраны. Капитан погасил все огни своего судна и скрылся в темноте.

Но на судне было всего 29 спасательных шлюпок, которые могли принять 1178 человек. А ведь на борту было 1316 пассажиров и 885 членов команды. На всех бы не хватило. Трагедия усугубилась тем, что в 18 шлюпках оказалось всего лишь 711 человек, две не удалось спустить. В некоторых шлюпках, что вмещали 65 человек, оказалось всего по 20-28. Ни один из бросившихся в ледяную воду не выплыл. Надо отдать должное капитану Смиту и создателю лайнера Томасу Эндрюсу. Они не покинули борт и погибли вместе с судном. Исмен же сел в одну из первых шлюпок. 

СЧАСТЛИВАЯ ЗВЕЗДА ВИОЛЕТ ДЖЕССОП

Но на верфях в Саутгемптоне достраивался третий близнец. Работая над новым лайнером, названым «Гигантик», инженеры попытались учесть все выявленные слабые стороны его предшественников. Они сделали все, чтобы судно могло оставаться на плаву при повреждениях, оказавшихся роковыми для «Титаника». Добавили еще пять спасательных шлюпок. 26 февраля 1914 года новый лайнер спустили на воду. Но когда он был готов принять пассажиров, началась Мировая война, и судно было мобилизовано Алмиралтейством. Его переименовали в «Британник» и переоборудовали под госпитальное судно. В ноябре 1916 года «Британник» отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт большую партию раненых британских солдат. Утром 17 ноября он вошел в Неаполь и продолжил курс на Восток.

21 ноября в 08.12 «Британник» вошел в Эгейское море, его сотряс сильный взрыв под левым бортом. Потом уже выяснилось, что судно напоролось на подводную мину, выставленную немецкой подлодкой U-73. Через минуту грохнул второй взрыв. Капитан «Британника» Чарльз Альфред Бартлер приказал закрыть все герметические двери и подготовить к спуску спасательные шлюпки. Четыре отсека были уже заполнены водой, котельные подтоплены, и судно теряло ход. Капитан хотел дотянуть до острова Кеа и посадить судно на мель. Но нос «Британника» стремительно погружался. По SOS откликнулись четыре корабля и двинулись к «Британнику».

Начался спуск шлюпок и эвакуация экипажа. Через некоторое время, корма стала выходить из воды. Три огромных ходовых винта засосали в водоворот две шлюпки и перемололи их вместе с людьми. Затем судно стало валиться на правый борт. Рухнули все четыре трубы. И через несколько минут «Британник» исчез в бездне Эгейского моря. Пришли спасательные суда и подобрали со шлюпок оставшихся в живых.

После войны компании «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн» объединились и перестали конкурировать.

В составе экипажа «Британника» была стюардесса Виолет Джессоп. Она, как выяснилось, служила на всех трех гигантах близнецах и всегда оставалась жива. Везет же людям! Говорят, Виолет Джессон дожила до глубокой старости.

Дата публикации: 4 декабря 2019