6 сентября 2011 года на одном из электронных тотализаторов некто под ником Mr.Makarena предложил заключить пари: «Упадет ли завтра в России какое-нибудь воздушное судно? Да – 1,85, нет – 1,95». А 7 сентября в Ярославской области самолет Як-42, оторвавшись от взлетно-посадочной полосы, не смог набрать высоту, рухнул и загорелся.
В самолете находилось 45 человек, в том числе члены ярославской хоккейной команды «Локомотив». В причинах этой катастрофы разобралось следствие. Эксперты сошлись во мнении: главным образом виновата техника. При взлете самолет не смог набрать необходимую тягу двигателей. Можно осуждать Mr.Makarena за цинизм, но трудно отрицать, что в России слишком часто что-нибудь падает или тонет. Конечно, трагедии случаются не только с российскими самолетами. Если взять авиакатастрофы, связанные со спортивными командами, то в истории многих стран есть подобные печальные страницы. Но, к сожалению, в России такая страница с датой 7 сентября 2011 года уже не первая.
Первой авиакатастрофой, унесшей жизни целого спортивного коллектива, произошла 18 ноября 1948 года над проливом Ла-Манш. Тогда погибли шесть ведущих хоккеистов сборной Чехословакии. Причины аварии остались неизвестны, ни самолет, ни пассажиры так и не были обнаружены. Из-за этого долго ходили слухи, что чешские спортсмены живы, но перебежали на Запад в поисках лучшей доли.
Чехословакии уже нет на карте, но ныне чехи и словаки скорбят вместе с россиянами. Судьба свела в «Локомотиве» чешских хоккеистов: Карела Рахунека, Йозефа Вашичека, Яна Марека и словака Павола Демитру. Все они погибли. Все трое чехов – чемпионы мира. Рахунек – один из немногих иностранных легионеров, который заслужил право быть капитаном российского клуба. Вашичек – обладатель Кубка Стэнли. Словак Демитра тоже был чемпионом мира, а кроме этого, трижды входил в состав «всех звезд НХЛ» и стал лучшим бомбардиром Олимпиады в Ванкувере.
4 мая 1949 года злой рок настиг и футбольную команду. Самолет с игроками туринской «Торино» на борту в условиях плохой видимости задел ограду построенной на холме базилики Суперга и врезался в землю. Никто не выжил. «Торино» был лучшим клубом Италии 1940-х годов. С 1945 года он не проигрывал на своем поле, а десять его игроков входили в национальную сборную. На момент трагедии «Торино» владел чемпионским титулом и уверенно шел к новой победе, лидировал в чемпионате Италии за четыре тура до финиша. В 1949 году он все же стал чемпионом, хотя доигрывал турнир молодежным составом. Но соперники благородно выставляли против туринцев свою молодежь. Однако понадобилось еще четверть века, чтобы команда «Торино» действительно возродилась и вновь стала лучшей в Италии.
В 2011 году ярославский «Локомотив», с трагической гибели которого начаты эти заметки, был если не лучшей, то одной из лучших команд в России. Руководство клуба нацеливалось на чемпионство и не поскупилось, превратив команду в настоящую сборную мира. Кроме звездных чехов и словака, в ней был американский тренер Брэд Маккримон из суперклуба «Детройт Ред Уингз», голкипер сборной Швеции Стефан Лив, легенда белорусского хоккея Руслан Салей, сыгравший в НХЛ 912 матчей, игроки сборных Латвии и Германии и, конечно, отличные российские хоккеисты, среди которых многим прочили просто блестящее будущее. Отрадно, что сейчас руководство КХЛ говорит, что не даст умереть ярославскому хоккею, но как оно получится, покажет будущее.
А самой известной считается авиакатастрофа футбольной iкоманды «Манчестер Юнайтед». 6 февраля 1958 года, возвращаясь из Белграда с матча Кубка чемпионов, самолет «Амбассадор» с «МЮ» на борту в аэропорту Мюнхена, попав в снежную массу, потерял скорость и врезался в здание; 7 игроков «Юнайтед» погибли на месте, а Дункан Эдвардс, считавшийся футбольной надеждой Англии, скончался в госпитале. Немецкая сторона обвинила в трагедии английских летчиков, которые не обработали крылья лайнера противообледенителем. Британия же провела собственное расследование и заявила, что виноваты немецкие сотрудники аэропорта, не очистившие от снега взлетную полосу. И именно из-за этого «Амбассадор» не смог разогнаться для нормального взлета.
«Манчестер Юнайтед» и в ту пору был удивительной командой. Сразу после Второй мировой войны клуб возглавил Мэтт Басби и вопреки традиционным представлениям начал строить свою команду из юных дарований. Причем большинство из них выращивал сам. Только за трех футболистов Басби заплатил хоть какую-то трансферную сумму. Средний возраст команды был 23 года, и в Англии ее называли «Крошки Басби». Но эти «крошки» «рвали» на поле всех. В 1956 и 1957 годах они стали чемпионами Англии, а в 1959 году были близки не только к победе в первенстве страны, но и к завоеванию Кубка европейских чемпионов. Но авиакатастрофа не позволила. В чемпионате Англии «МЮ» не было предоставлено никаких преференций. Однако Басби, уцелевший в катастрофе, спустя некоторое время вырастил новое поколение молодых талантов «Юнайтед».
Кроме него в той катастрофе выжили и девять игроков. Их дальнейшие судьбы сложились по-разному. Большинство не перенесло физических и психологических травм и ушло из футбола раньше срока. Другое – дело 20-летний Бобби Чарлтон. Во время катастрофы его взрывной волной выбросило из самолета на 50 метров. Но он остался жив. Восстановившись, Бобби вышел на поле совсем другим человеком, не по годам взрослым. Он словно бы играл и за погибших товарищей тоже. В результате в 1966 году Чарлтон привел сборную Англию к титулу чемпиона мира.
В Ярославле после авиакатастрофы выжили двое: хоккеист Александр Галимов и бортпроводник Александр Сизов. В Англии до сих пор вспоминают голкипера «МЮ» Гарри Грегга и фотокора Питера Ховарда, которые с риском для жизни вытаскивали людей из горящего самолета. В Ярославле Галимова и Сизова вытащили из воды находившиеся неподалеку люди, чьи имена пока неизвестны.
В СССР первой спортивной авиатрагедией стала гибель 5 января 1950 года хоккейной команды ВВС, любимого детища сына вождя Василия Сталина. Он командовал ВВС МВО и первым ввел для спортсменов чартерные рейсы. Команда ВВС летела на военном «Дугласе». Под Свердловском самолет из-за плохих погодных условий шесть раз заходил на посадку, но так и не смог сесть. Экипаж в снежной пелене перепутал посадочную полосу. Погибли все, кто находился на борту. Но нескольким спортсменам посчастливилось. Например, по разным причинам в Свердловск не полетели три ведущих игрока ВВС: Всеволод Бобров, Виктор Шувалов и Александр Виноградов. Особенно чудесным выглядит то, как избежал гибели Бобров. У него не сработал прежде безотказный будильник, и он банально проспал рейс.
Опасаясь недовольства отца за своевольное использование «Дугласа» из авиаполка особого назначения, повлекшее крушение самолета и гибель людей, Василий Сталин принял все меры, чтобы скрыть происшествие от болельщиков страны. Об авиакатастрофе нигде не сообщали. К тому же младший Сталин умудрился буквально за сутки возродить команду ВВС. Причем в нее набрали несколько человек с фамилиями как у погибших. Например, вместо Юрия Жибуртовича стал играть его брат Павел Жибуртович. Поскольку диктор на стадионе, объявляя составы команд, называл только фамилии, болельщики решили, что катастрофа под Свердловском – всего лишь слухи. Но надо отдать должное Василию Сталину: возрожденная им команда уже через год стала чемпионом страны.
Эта история некоторым образом перекликается с ярославской трагедией. Среди погибших хоккеистов ВВС тоже был чех – Зденек Зикмунд, а также два латыша – Харий Меллупс и Роберт Шульманис. Cреди погибших «железнодорожников» оказался латышский защитник Карлис Скрастиньш. Но еще больше аналогий возникает с выжившими в этой катастрофе. Вместе с «Локомотивом» могли полететь в Минск, но не полетели 11 человек. Особенно повезло 20-летнему Максиму Зюзякину. Буквально в последний момент решили, что он будет нужнее молодежной сборной страны в Москве, и не отправили его с «Локо».
Любопытно, что тоже в Минск летела другая погибшая в СССР команда – «Пахтакор». 11 августа 1979 года над Днепродзержинском на высоте 8400 метров столкнулись два пассажирских самолета ТУ-134. Погибли 178 человек, в том числе члены футбольной команды «Пахтакор» из Ташкента. Как и ярославский «Локомотив», ташкентский клуб перед трагедией находился на подъеме и располагал рядом отличных игроков. Среди них особенно выделялись две восходящие звезды советского футбола – Владимир Федоров и Михаил Ан. В 1976 году они стали чемпионами Европы в составе молодежной сборной. После катастрофы «Пахтакор» усилили добровольцами из других клубов и на три года гарантировали ему сохранение места в высшей лиге. Однако до прежнего уровня эта команда уже не поднялась.
Официально виновниками трагедии были объявлены авиадиспетчеры Жуковский и Сумской, которых приговорили к 15 годам в колонии общего режима каждого. Но ходило много слухов, что настоящие причины замолчали. Одну из таких версий позже озвучил главный тренер «Пахтакора» Олег Базилевич:
– Я не верю в официальную версию гибели самолетов. Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться. Борт с футболистами по ошибке диспетчера залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом.
Но также немало слухов ходило и относительно самого Базилевича. Он должен был лететь вместе с командой. Однако за день до отлета отпросился у начальника Спорткомитета Узбекистана и улетел к семье в Сочи. Говорят, что причиной этому стала полученная Базилевичем информация, что жена, отдыхавшая в Сочи, ему не верна. Если это стало причиной его спасения, то невольно задумаешься об усмешках судьбы.
Дата публикации: 15 июня 2014
Олег Логинов (журналист, Екатеринбург)
«Секретные материалы 20 века» №14(400), 2014
15.06.2014