Гибель океанских гигантов. Часть 2
«Олимпик» — старший брат «Титаника»

Успехи компании «Кунард Лайн», обладавшей двумя первоклассными лайнерами «Лузитания» и «Мавритания», побудили ее британского конкурента «Уайт Стар Лайн» к ответным действиям. Началось строительство новых судов, которые должны были превзойти по техническим характеристикам и уровню комфорта тогдашних лидеров. Новую серию океанских лайнеров назвали «Олимпик».

Изначально планировалось построить два больших трехтрубных парохода, превосходивших «Лузитанию» и «Мавританию» по скорости и размерам. Однако затем было решено превратить дуэт в трио. Три трубы были заменены на четыре для того, чтобы создать симметрию и убедить пассажиров в большей безопасности такого судна.

Все три судна должны были иметь водоизмещение не менее 45 000 тонн. Однако при этом оказалось слишком накладно оснащать корабли двигателями, позволяющими завоевать «Голубую ленту Атлантики». Поэтому при строительстве основной упор был сделан на надежность и роскошь.

Главной особенностью всех трех лайнеров стал огромный обеденный зал, проходивший через три палубы. Суда были оснащены новым типом двигателей, состоявших из двух четырехцилиндровых машин тройного расширения, приводивших в движение два внешних винта и турбину, работавшую на отработанном паре машин, которая вращала центральный винт. За счет использования такой установки удалось более чем на 30 процентов снизить расход угля.

Строительство новых суперлайнеров осуществлялось на верфях ирландской компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте. 20 октября 1910 года на воду был спущен первый лайнер «Олимпик». Судно имело водоизмещение более 45 300 тонн, длину около 269 метров, осадку более 10,5 метра. Энергетическая установка мощностью 50 000 лошадиных сил позволяла развивать скорость до 25 узлов. Судно могло взять на борт 860 членов экипажа и 2435 пассажиров.

31 мая 1911-го спустили второе судно – печально известный «Титаник». Он ненамного превосходил «Олимпик» по тоннажу, мощности двигателей, длине и пассажировместимости, однако его введение в строй было возможно только после успешной эксплуатации старшего брата, на которого делался основной упор в проводившейся рекламной компании.

С 14 по 22 июня 1911 года «Олимпик» совершил свой первый трансатлантический рейс по маршруту Саутгемптон – Шербур – Куинстаун – Нью-Йорк. Капитаном судна стал самый опытный судоводитель «Уайт Стар Лайн» Эдвард Джон Смит. Лайнер благополучно добрался до Нью-Йорка, однако его обратный путь не обошелся без происшествий. При буксировке 200-тонный буксир затянуло под «Олимпик». Лайнер отделался легкими царапинами, зато корпус буксира был сильно поврежден. Когда судно покинуло Нью-Йорк, один из пассажиров обнаружил, что забыл очки на берегу. С лайнера телеграфировали в Нью-Йорк, после чего вдогонку судну выслали самолет с соответствующей заменой. Но когда пакет с очками пытались сбросить на палубу корабля, самолет упал в океан.

Следующее происшествие с «Олимпиком» случилось осенью того же года. 20 сентября, следуя очередным рейсом в Нью-Йорк, лайнер столкнулся с британским крейсером «Хоук», шедшим параллельным курсом. Причиной столкновения стало «присасывание» – гидродинамическое притяжение судов, идущих параллельными курсами. В начале ХХ века это явление еще не было изучено.

При столкновении «Олимпик» получил 14-метровую пробоину в правом борту выше ватерлинии, которая не угрожала плавучести судна, а у крейсера был сильно разворочен нос. К счастью, столкновение обошлось без жертв, и оба судна смогли самостоятельно добраться до ремонтных баз. Впрочем, вскоре этот инцидент стал поводом для скандального судебного разбирательства между «Уайт Стар Лайн» и Адмиралтейством. Дело осложнилось из-за крайне противоречивых показаний свидетелей. В результате суд выиграло Адмиралтейство и судоходной компании пришлось уплачивать компенсацию.

24 февраля 1912 года во время очередного рейса в Англию судно потеряло лопасть винта и снова встало на ремонт. Все вышеперечисленные происшествия с «Олимпиком» значительно отсрочили вступление в строй «Титаника».

Катастрофа «Титаника» вынудила «Уайт Стар Лайн» пойти на модернизацию других лайнеров. В частности, «Олимпик» был наспех оборудован 40 складными шлюпками. Однако их спуск был слишком трудоемким процессом, да и команда отказалась отправляться в море на слишком небезопасном судне. В итоге корабль был отправлен на модернизацию, продолжавшуюся пять месяцев и стоившую компании 2,5 миллиона фунтов стерлингов. На судне были подняты переборки, и оно могло оставаться на плаву даже с шестью затопленными отсеками. Увеличили и количество шлюпок до 64, расположив их по всей длине палубы. Водоизмещение судна также несколько увеличили, сделав его самым крупным кораблем в мире.

Вскоре после начала Первой мировой войны судно было перекрашено в серый цвет и еще несколько месяцев продолжало осуществлять трансатлантические рейсы. С осени 1915-го «Олимпик» был превращен в военный транспорт, использовавшийся для перевозки британских войск в Средиземноморье. Его перекрасили в камуфляж и оснастили несколькими орудиями крупного калибра.

24 сентября судно отправилось в свой первый рейс к острову Лемнос, везя на борту 6000 британских солдат. С весны 1916 года оно снова было задействовано на трансатлантических пассажирских перевозках из Великобритании в Канаду.

6 мая 1918 года лайнер осуществлял свой 22 рейс, направляясь в Саутгемптон. В британских водах он шел в сопровождении четырех американских крейсеров. В районе Ла-Манша с судна заметили немецкую подводную лодку U-103, находившуюся в надводном положении. С «Олимпика» немедленно открыли огонь, но попасть в цель не удалось. Тогда капитан Хейс направил свой корабль навстречу лодке. С субмарины открыли ответный огонь, но он также не дал результатов. Понимая безвыходность своего положения, капитан лодки решил срочно погружаться, чтобы спастись, но было уже слишком поздно. На полном ходу огромный океанский лайнер протаранил 800-тонную субмарину, разрубив ее пополам. Лодка быстро затонула, а подошедшие американские крейсера взяли на борт 31 уцелевшего немецкого подводника.

22 марта 1924 года, отходя от пирса в Нью-Йорке, судно врезалось в другой лайнер – «Форт Сент Джордж», нанеся тому серьезные повреждения. В свою очередь, и «Олимпик» отправился на ремонт.

15 мая 1934 года, выполняя рейс из Нью-Йорка, на полном ходу в густом тумане лайнер наскочил на плавучий маяк «Нантакет», перерезав его пополам. Находившиеся на борту маяка семь человек погибли и еще четверо были ранены. В следующем году «Олимпик» был выведен из эксплуатации и утилизирован.

Третьим лайнером это проекта стал «Гигантик», строительство которого началось 23 ноября 1911 года. После катастрофы «Титаника» и этот корабль подвергся модернизации. Опасаясь, что судно может повторить судьбу своего предшественника, его переименовали в «Британик». В структуру судна были внесены серьезные дорогостоящие изменения, в частности, создана двойная водонепроницаемая обшивка корпуса в районе машинного отделения и котлового отсека, составлявших около 60 процентов общей длины корабля, а также увеличена высота водонепроницаемых переборок. Судно было разделено на семнадцать отдельных отсеков. Таким образом, в случае аналогичной аварии, погубившей «Титаник», «Британик» должен был остаться на плаву. Кроме того, было увеличено количество шлюпок и предусмотрена возможность их переноса с одного борта на другой при возникновении сильного крена.

26 февраля 1914 года «Британик» спустили на воду. Он имел водоизмещение более 48 000 тонн и длину более 275 метров. Экипаж судна состоял из 950 человек, и оно могло взять на борт 2579 пассажиров. На корабле были те же удобства, что и на «Титанике»: рестораны, гимнастический зал для пассажиров первого и второго класса, кафе «Паризьен», мужская и женская парикмахерские, корт для сквоша, турецкие бани, плавательный бассейн, курительные комнаты, читальный зал, обеденные комнаты для пассажиров каждого класса, а также детская комната для игр. Еще одним важным дополнением на судне стало наличие пневматической трубы, по которой телеграммы могли оперативно доставляться из комнаты связи на капитанский мостик.

С весны 1915-го планировалось начать постоянную эксплуатацию лайнера на трансатлантических маршрутах, однако этому помешала Первая мировая война. К ноябрю лайнер переоборудовали в госпитальное судно, способное брать на борт 3309 пациентов. Переделка закончилась нанесением на корпус широкой зеленой полосы и шести красных крестов. Теперь судно стало именоваться «Госпитальным судном Ее Величества № G 618». За последующий год лайнер совершил пять удачных рейсов к Дарданеллам. 12 ноября 1916-го судно с экипажем и 1066 пассажирами отправилось в шестой и, как оказалось, последний рейс.

21 ноября в 8:12, находясь в канале Кеа, между островом Кеа и материковой Грецией, гигантский лайнер подорвался на мине, выставленной немецкой подлодкой U-73. Судно начало крениться на правый борт, затопленными оказались пять отсеков. Из-за открытой переборки оказался затоплен и шестой отсек, однако лайнер продолжал оставаться на плаву. К несчастью, на судне перед прибытием раненых осуществлялось проветривание помещений, из-за чего практически везде были открыты иллюминаторы, в которые тут же хлынула вода.

Лайнер стал стремительно тонуть. В сложившейся ситуации началась эвакуация пассажиров и экипажа. К счастью, на сигнал SOS откликнулось несколько британских военных кораблей, находившихся поблизости. Эвакуация людей была проведена довольно успешно, по крайней мере, удалось избежать больших человеческих потерь. Спуск спасательных шлюпок был осуществлен только после того, как судно остановили. Однако не обошлось без жертв. Две шлюпки с 21 пассажиром затянуло под все еще вращавшийся гребной винт. Еще девять человек погибли на самом судне. 1036 человек удалось спасти. Спустя 55 минут после взрыва судно опрокинулось на правый борт и затонуло.

«Британику» было не суждено принять участие в трансатлантических перевозках. Вместо этого он стал самым большим судном, погибшим во время Первой мировой войны, и самым крупным лайнером, лежащим на морском дне. Гибель этого корабля оставила много загадок и вопросов. Как мог «Британик», который был безопаснее «Титаника», уйти на дно менее чем за час? Было ли на судне вооружение? Историки до сих пор спорят, что стало причиной гибели. Был ли это подрыв на мине или целенаправленная торпедная атака немецкой субмарины?

Первым, кто серьезно занялся исследованием кораблекрушения, стал легендарный французский исследователь Жак Ив Кусто, работавший в сотрудничестве с историческим музеем Титаника. 3 декабря 1975 года Кусто обнаружил место залегания судна, но не совсем в том месте, где отмечало Адмиралтейство. В следующем году исследователь вернулся к месту гибели для более детального рассмотрения, однако техника того времени не позволила получить ясной картины. Только летом 1995-го «Британик» был обследован Робертом Баллардом. Используя современную технику, он смог полностью исследовать место кораблекрушения.

Важную роль в трансатлантических перевозках играло и морское сообщение с Канадой. Основным пассажирским маршрутом был Ливерпуль – Квебек. По примеру Великобритании и Германии Канада также начинает строить свои океанские лайнеры.

В 1906 году Канадская Тихоокеанская железнодорожная компания представила публике два новых океанских парохода, «Императрица Британии» и «Императрица Ирландии», построенные на шотландских верфях недалеко от Глазго. Для своего времени оба судна считались одними из крупнейших и наиболее безопасных. Водоизмещение каждого превышало 14 000 тонн, длина составляла 172 метра, а скорость достигала 18 узлов. Расстояние от Ливерпуля до Квебека оба лайнера преодолевали всего за шесть суток, что тоже считалось рекордом для того времени.

Судьбы судов сложились по-разному. Первый лайнер благополучно прослужил до конца 1920-х, а вот «Императрица Ирландии»...

Корабль брал на борт 1550 пассажиров и располагал всем необходимым для полноценного отдыха и комфорта. Второй класс по уровню сервиса практически не уступал первому. Для женщин здесь даже была предусмотрена отдельная музыкальная комната. В отличие от большинства пароходов своего времени, пассажиры третьего класса располагались в каютах, а не в трюме.

После катастрофы «Титаника» судно подверглось серьезной модернизации, став образцовым с точки зрения безопасности. На лайнере установили новейшее оборудование для обнаружения айсбергов, почти в 1,5 раза был увеличен запас спасательных жилетов и шлюпок. Трюм был разделен на одиннадцать отсеков, при затоплении двух судно продолжало оставаться на плаву. Экипаж лайнера ежемесячно посещал тренировочные занятия по спасению на водах. К тому же из суеверных соображений ни один из номеров кают не заканчивался на 13.

Лайнер пользовался большой популярностью у пассажиров разных сословий, перевезя за восемь предвоенных лет почти 118 тысяч человек. 28 мая 1914 года «Императрица Ирландии» отправилась в свой 96-й рейс. На борту было 1477 пассажиров, среди которых 160 офицеров международной миссионерской организации Армия Спасения, ехавших на конгресс в Лондон. Капитаном судна буквально за несколько дней до этого рейса стал Генри Джордж Кендел, моряк с 25-летним стажем судовождения, правда, столь крупным кораблем ему еще не приходилось управлять.

Лайнер двигался по реке Святого Лаврентия, миновав все опасные пороги. До выхода в океан оставались считаные мили, когда вахтенный доложил о приближении неизвестного судна справа по борту. Как выяснилось позднее, этим судном оказался норвежский сухогруз ледокольного типа «Сторстад», шедший в Монреаль с грузом руды.

В условиях густого тумана и наступившей ночи оба судна совершили неправильный маневр. Столкновение произошло в 1:55 ночи 29 мая. На полном ходу утяжеленный для борьбы со льдами нос сухогруза врезался в обшивку лайнера как раз между двух труб, напротив машинного отделения.

Чтобы избежать затопления, Кендел попросил норвежцев не давать задний ход, разумно решив, что нос сухогруза может стать своеобразной искусственной пробкой. Однако сухогруз все-таки дал задний ход, и в образовавшуюся в борту лайнера 15-метровую пробоину хлынула вода. Она быстро распространялась по всем отсекам, так как разделяющие их люки просто не успели задраить. Двигатели судна заглохли, практически сразу отключилось электричество, радист сумел отправить только один сигнал SOS.

Ехавшие третьим классом пассажиры погибли сразу. Пассажиры первого и второго класса в панике стали выбираться наверх, в результате чего возникла сильная давка. Когда часть из них все же выбралась на палубу, лайнер уже сильно накренился на правый борт. Привязанные к левому борту шлюпки сорвали державшие их тросы и устремились вниз, раздавив часть пассажиров.

На воду удалось спустить только девять шлюпок, одна из которых была раздавлена тонущим судном, затонувшим спустя всего 14 минут после столкновения. Оставшиеся в живых члены экипажа и пассажиры были подняты на борт норвежского сухогруза. Гибель «Императрицы Ирландии» стала в истории Канады крупнейшей морской катастрофой, которая унесла жизни 1012 человек, 134 из них – дети.

Уже на следующий день была созвана специальная комиссия, признавшая экипаж сухогруза виновником трагедии. Последние в свою очередь отрицали свою вину, обвиняя во всем капитана Кендела, совершавшего опасный маневр и пренебрегшего правилами безопасности в условиях плохой видимости. Тем не менее норвежской стороне все же пришлось продать судно в целях возмещения убытков.

В знак траура по погибшим Армия Спасения устроила грандиозное траурное шествие, равного которому больше не было в истории страны. В трех крупных портах на пути следования парохода были установлены памятники. Компания-судовладелец пыталась поднять лайнер, чтобы доставить на сушу тела погибших, мешки с почтой и несколько сотен килограммов серебра в слитках, однако неудобное положение судна и сильное течение серьезно затрудняло работы.

Начавшаяся вскоре Первая мировая война вынудила компанию отказаться от этой затеи. В итоге нос судна взорвали динамитом и из образовавшейся дыры извлекли около 250 тел. Остальные до сих пор покоятся на дне.

Следующая экспедиция к затонувшему лайнеру была предпринята в 1964 году, когда несколько водолазов-любителей заинтересовались статьей в газете «Сан», вышедшей к пятидесятилетию трагедии. С тех пор подобные экспедиции совершаются с завидной регулярностью, несколько канадских водолазных фирм даже предлагают всем желающим посмотреть на затонувшее судно, лежащее на глубине 45 метров. Практически все ценные вещи уже сняты с корабля и заняли места в коллекциях подводных кладоискателей.

Потомки пассажиров затонувшего лайнера организовали «Комитет «Императрицы Ирландии» – общественную организацию, занимающуюся сбором средств для выкупа реликвий трагедии. К сожалению, пока деятельность этой организации проходит без особого успеха. Денег собрано слишком мало, а цены, по которым кладоискатели готовы продать свои находки, слишком высоки.

Дата публикации: 8 февраля 2013