Гибель лайнера «Адмирал Нахимов»
«Адмирал Нахимов» – пассажирское судно Черноморского пароходства

«Адмирал Нахимов» – пассажирское судно Черноморского пароходства. Построено в 1925 году в Германии, как грузопассажирский пароход (первоначальное название «Берлин»), для эксплуатации на линии Бремерхафен – Нью-Йорк. После Второй мировой войны передан СССР. В 1964-м ремонтировался в ГДР, а в 1986 прошел профилактику в Болгарии. Работал на туристических маршрутах Черного моря.

31 августа 1986 в 22.00 судно под командованием капитана Маркова, совершая круизный рейс Одесса – Батуми – Одесса, вышло из Новороссийского порта. В это же время сухогруз «Петр Васев», экипажем которого командовал капитан Ткаченко, приближался к Новороссийску.

«Адмирал Нахимов», согласно Правилам предупреждения столкновений судов на море (ППСМ), должен был пропустить идущего с правого борта «Петра Васева», а затем следовать своим курсом. Но под предлогом перегруженности пассажирами, что якобы вызывало определенные трудности для маневрирования, лоцман берегового поста регулирования движения рекомендует «Васеву» пропустить пассажирское судно.

Рекомендации были приняты.

После этого начался радиообмен между двумя судами. Слышимость была прекрасная, видимость отличная, море спокойное. После того, как оба судоводителя договорились по радио о порядке расхождения, капитан Марков, в 22.50, покинул мостик и ушел в свою каюту. Хотя по уставу капитан обязан находиться на мостике во всех сложных ситуациях, в том числе при выходе и входе в порты.

После ухода Маркова с мостика, управление судном перешло ко второму помощнику капитана Чудновскому, который в это время стоял на вахте.

Наблюдая опасное сближение с сухогрузом, штурман четыре раза менял курс «Адмирала Нахимова». Как утверждают специалисты, если бы лайнер шел прежним курсом, то «Петр Васев» прошел бы у него за кормой. Об изменении курса Чудновский капитану Маркову не докладывал.

Что же происходило на борту сухогруза. В 22.47 по радио связались с пунктом регулирования движения судов порта Новороссийск, получили информацию о « Нахимове» и просьбу его пропустить. Капитан Ткаченко согласился и дал подтверждение капитану Маркову, затем встал к экрану радиолокатора, чтобы оценить ситуацию расхождения с пароходом. В это время дистанция между судами составляла 7,2 мили.

Сосредоточив все свое внимание на работе с радиолокатором, Ткаченко полностью отключился от визуального контроля за развитием обстановки, не принимая никаких мер, чтобы уступить дорогу пароходу.

Вахтенный помощник капитана Зубюк производил определение места судна и визуальное наблюдение за обстановкой, вел радиопереговоры с «Адмиралом Нахимовым», несколько раз напоминал капитану, что можно уменьшить скорость движения, и тем самым пропустить пассажирское судно. Однако, продолжая работать только с радиолокатором, Ткаченко не обращал внимания на информацию помощника. Судно следовало прежним курсом со скоростью 11,4 узла на опасное сближение.

В 23.05 капитан Ткаченко после очередного сеанса связи с пароходом и просьбы уступить ему дорогу дал, наконец, команду уменьшить ход до среднего, в 23.07 – до малого и через полминуты: «Стоп машина». В это время дистанция между судами была 11 кабельтовых, и можно было отвернуть в сторону. В 23.10 капитан дал команду: «Полный ход назад». Около 23.11 руль положен право на борт, однако, судно почему- то вправо не шло. В 23.12 произошло столкновение судов под углом близким к прямому. Скорость около 5 узлов, руль право на борт... Удар был нанесен в правый борт «Адмирала Нахимова» верхней частью форштевня теплохода «Петр Васев» выше ватерлинии и бульбом ниже ватерлинии в дизель-генераторное и машинное отделения.

Бульб теплохода вошел в корпус парохода и примерно через две минуты вышел из него, так как машины работали в режиме – полный ход назад, развернувшись внутри корпуса парохода на 77 градусов. Размер пробоины составил 80-90 квадратных метров. Из-за разрушения дизель-генератора судно было обесточено.

После расцепления судов огромные массы забортной воды хлынули внутрь парохода, и он стал крениться на правый борт. Через 7-8 минут «Адмирал Нахимов» затонул на глубине 47 метров. Из 1259 человек, находившихся на борту лайнера, погибло 423. «Петр Васев» получил повреждения верхней части форштевня, смяв его на 2-2,5 метра. Подмочки груза не произошло.

Экспертная комиссия пришла к выводу, что техническое состояние и мореходные качества судов, оснащение их средствами судовождения, укомплектованность экипажами и квалификация командного состава позволяли осуществить безаварийное плавание в любых навигационных условиях. Оба судоводителя допустили грубые нарушения требований нормативных документов, регламентирующих безопасность мореплавания, так как не предприняли своевременных действий для предотвращения сближения судов, создали аварийную ситуацию, не выполнив необходимого маневра в последний момент, что привело к катастрофе.

Позднее некоторые журналисты утверждали, что главной причиной быстрого затопления «Адмирала Нахимова» яко бы была его ветхость. Это не правда. В январе-апреле 1986-го судно прошло доковый ремонт, и было признано годным к дальнейшей эксплуатации. Суда германской постройки успешно работают и более длительные сроки. Лайнер был разделен на 12 водонепроницаемых отсеков. Дедвейт «Адмирала Нахимова» составлял 7810 тонн, а «Петра Васева» 30 000 тонн и он шел с грузом ячменя в 28 562 тонны. С учетом того, что «Петр Васев» двигался со скоростью в 5 узлов и имел носовой бульб, который после столкновения вышел из корпуса парохода, его удар был смертельным для «Адмирала Нахимова» независимо от возраста судна.

Выездная коллегия Верховного суда СССР обвинила обоих капитанов в преступной халатности, пренебрежении служебными обязанностями, недисциплинированности и приговорила каждого к 15 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Суд также взыскал с капитанов по 40 тысяч рублей.

Из решения суда следует – столкновение произошло только из-за нарушения правил судовождения. Но в реальности мы видим совсем другую картину.

«Адмирал Нахимов» по закону обязан пропустить «Петра Васева», но он выходит из бухты и просит уступить ему дорогу. Вахтенный помощник Чудновский, вместо того чтобы идти прежним курсом, который известен капитану Ткаченко, четыре раза меняет направление движения своего судна и тем самым сознательно сближается с «Петром Васевым», ибо курс и скорость сухогруза ему известны. Видимость для ночного времени отличная и было ясно, что суда сближаются, а не расходятся. Только в 23.11 вахтенный помощник дает команду: «Лево на борт», чем и пытается избежать сближения с теплоходом. Но уже в 23.12 происходит авария. Чудновский погиб и не смог дать объяснение своим действиям.

Капитан Ткаченко, после того как дал согласие пропустить «Адмирала Нахимова», мог остановить свое судно, а потом двинутся дальше. «Петр Васев» должен был прийти в Новороссийск днем 1 сентября, а маневрирование судов происходило вечером 31 августа. Так что торопится капитану, было незачем.

Ткаченко в ходе каждого сеанса радиосвязи соглашается пропустить пароход, но не снижает вовремя скорость и идет прежним курсом на сознательное сближение. Позднее он придумал версию, что определял расстояние только по радиолокатору, а радиолокатор на очень близком расстоянии дает неверную информацию, поэтому и не смог определить опасного схождения судов.

По утверждению навигаторов пароходства капитан Ткаченко был очень грамотным специалистом в области навигации и радиолокации и никак не мог допустить такой ошибки. Вахтенный помощник капитана Зубюк вел визуальное наблюдение за обстановкой и докладывал о ситуации капитану. В 23.10, когда Ткаченко дал команду «Полный ход назад», на «Петре Васеве» могли еще отдать якорь, что, несомненно, уменьшило бы силу удара. Но этого не было сделано. Значит, Ткаченко специально максимально сближался с «Адмиралом Нахимовым, так же как и Чудновский с «Петром Васевым».

Капитан Марков утверждает, что вахтенный помощник Чудновский не докладывал ему об изменениях курса и сближении с сухогрузом. Но вахтенный помощник погиб и не мог подтвердить слова капитана. Каюта капитана находится рядом с ходовой рубкой. Заявление Маркова о том, что он покинул мостик и удалился к себе примерно в 22.50, так же никто не мог подтвердить. Вполне возможно, что он ушел на 10-15 минут позже и, следовательно, контролировал ситуацию.

Итак, капитаны обоих судов хотят встретиться между собой в море, но при этом договариваются по радио якобы о расхождении, ибо их переговоры прослушиваются береговой службой проводки судов. Сближение происходит без согласования друг с другом. Какова была цель этой операции?

«Адмирал Нахимов» осуществлял рейсы между портами СССР, в иностранные порты не заходил, и по этой причине не подвергался таможенной проверке. «Петр Васев» работал на международных линиях, и члены его экипажа проходили серьезный таможенный досмотр. Золото, драгоценные камни и произведения искусства в нашей стране стоили во много раз дешевле, чем на западе. Официально их вывозить запрещено. Вывоз шел незаконно. Доллар в СССР стоил дороже, чем в западных странах, и его выгодно ввозить.

В 1980-х борьба с контрабандой стала вестись более успешно, чем раньше. Немало контрабандистов получили расстрел с конфискацией имущества. Пришлось искать новые каналы транспортировки, и выход был найден. В море в определенном месте встречаются два судна. Одно работает на внутрисоюзной линии, другое ходит в международные рейсы. Один из капитанов наносит визит на другой корабль, таким образом, на судно, работающее на международной линии, происходит передача контрабандного товара…

Вполне возможно, что действия судовладельцев, направленные на сближение в море, имели определенную криминальную цель. Во всяком случае, к такому предположению пришли многие специалисты, с которыми довелось разговаривать автору этих заметок. Но, повторяю, это лишь версия. В суде ее доказать не удалось.

Дата публикации: 29 июля 2011