Движение в сторону
Олимпийские чемпионы Мюнхена в 1972 году

Самой кассовой картиной прошедших новогодних каникул стал спортивный блокбастер «Движение вверх». Только за первую декаду проката фильм, снятый студией Никиты Михалкова, принес его создателям прибыль в 1,3 миллиарда рублей. Это пятый результат среди отечественных фильмов за всю новейшую российскую историю, и победное шествие по экранам страны продолжается. Создатели ленты утверждают, что она основана на реальных событиях и повествует о том, как сборная СССР по баскетболу шла к исторической победе на Олимпиаде-1972 года в Мюнхене. Там впервые в олимпийской истории потерпели поражение родоначальники игры американцы. Правда, к тому, что происходило в реальности, показанное российскому кинозрителю имеет весьма отдаленное отношение.

Из капитана сделали антисоветчика

Нужно отдать должное пиарщикам, до мелочей продумавшим рекламную кампанию фильма. Даже показ сериала «Ликвидация» на телеканале, который выступал вместе с михалковской студией в качестве создателя ленты, в новогодние каникулы организовали. В результате главный герой «Движения вверх», прототипом которого был легендарный тренер Владимир Кондрашин, стал ассоциироваться с начальником одесского угрозыска Давидом Гоцманом. Ведь обе роли исполнил Владимир Машков, наделивший своих персонажей неповторимой актерской харизмой.

Создатели фильма уверяют, что были написаны 22 варианта сценария, а для съемок пошиты винтажные костюмы. Для эпизодов, воспроизводящих события мюнхенской Олимпиады, изготовили спортивные и парадные формы участвовавших в ней сборных. Даже два десятка баскетбольных мячей, которыми играли в прошлом веке, разыскали. Удивительно, но при этом на экране мы увидели огромное количество ляпов, которые заметили мало-мальски разбирающиеся в баскетболе люди.

Сама игра, мастерски снятая операторами, напоминала не реальный баскетбол 70-х годов прошлого столетия, а эффектные трюки в исполнении современных звезд НБА. Даже в финальном кадре, в котором Александр Белов приносит решающие два очка сборной СССР, создатели фильма зачем-то решили приукрасить действительность. Ну, не вколачивал он центровой мяч в корзину, а мягко уложил его! Эти кадры многократно прокручивают в клипе, который демонстрируется перед началом проходящего в Санкт-Петербурге Кубка Владимира Кондрашина и Александра Белова.

Главному герою мюнхенского финала вообще не повезло. В «Движении вверх» его уложили на больничную койку американской клиники. Хотя смертельная болезнь настигла Александра через несколько лет после мюнхенского триумфа. Да и предположить, что советский тренер был в состоянии оплатить содержание даже своего любимого ученика в заокеанской лечебнице из личных сбережений, мог лишь человек, абсолютно не знакомый с реалиями жизни в СССР.

Куда же в подобных фильмах без любовной линии? Вот и Александру Белову перенесли на несколько лет назад роман с Александрой Овчинниковой, которую в фильме назвали Свешниковой. И мало того что по воле сценаристов парень не пришел в ЗАГС на регистрацию, но и со своей суженой он встретился в олимпийской деревне Мюнхена. Как это ему удалось, когда женский баскетбол вошел в олимпийскую программу лишь в 1976 году, а реальная Шура Овчинникова никогда в олимпийской сборной СССР не играла, нужно спросить у создателей ленты.

Не повезло и Модестасу Паулаускасу. Капитан сборной СССР в «Движении вверх» представлен как литовский буржуазный националист, мечтающий вырваться за «железный занавес». Даже главный тренер ему это советует. Помогают Паулаускасу, по замыслу сценаристов, окопавшиеся в Мюнхене враги, а когда их замысел срывается, они почему-то переходят с литовского на русский и утверждают: «Теперь его и в КПСС примут!» Хотя реальный Модестас и так имел партбилет.

Грузинских баскетболистов Зураба Саканделидзе и Михаила Коркию вообще отправляют в самое страшное место олимпийской деревни. Накануне финала они оказываются в здании, где проживала израильская делегация, часть которой была захвачены палестинскими террористами. Из-за этого Игры даже приостановили на день. Как Зурику и Мишико удалось вырваться на свободу и сыграть против американцев, сценаристов и продюсеров совершенно не интересовало.

Создатели фильма утверждают, что он создан по мотивам автобиографического произведения Сергея Белова. Во всяком случае, название позаимствовано. Только прочитать первоисточник сценаристы почему-то не удосужились. Ведь Белов специально указал, что свои фирменные усы отрастил в 1975-м, а в Мюнхене, что видно на всех снимках, он был чисто выбрит. Как и Саканделидзе. Зато почему-то Иван Едешко в фильме без усов. Удивительно, но сценаристы утверждают, что автор легендарного паса Александру Белову являлся консультантом фильма по баскетбольным вопросам.

«Мираж на льду» и мираж под щитами

Отвечая критикам, отметившим явные противоречия между картиной и реальными событиями, ее создатели утверждают: «Это художественное произведение». Увы, буйство фантазии современных сценаристов фильмов о спорте неприятно удивляет. Они даже не стараются вникнуть в азы той или иной дисциплины. Вот и появляется в ленте о фигурном катании тренер, который за две недели обучает 28-летнего спортсмена с никудышной техникой тройных прыжков каскаду «четверной тулуп — тройной аксель». Такого элемента даже в арсенале претендентов на олимпийское золото нет. После этого уже никого не удивляет, что на чемпионате России произвольную программу фигуристы исполняют при свете прожекторов, как в ледовых шоу.

Сценарии лучших советских фильмов о спорте писали талантливые литераторы, досконально знавшие предмет. Именно поэтому «Секундомер» и «Гроссмейстер», поставленные по сценариям Леонида Зорина, или «Хоккеисты», созданные с участием Юрия Трифонова, запомнились зрителям и не потеряли актуальности. Даже при всей незамысловатости сюжетов. Режиссер «Хоккеистов» Рафаил Гольдин для монтажа хоккейных сцен привлек молодого тогда тренера Виктора Тихонова. Будущий мэтр отечественного хоккея блестяще справился с порученной ему задачей, и Гольдин даже звал его работать на «Мосфильм».

Образцом работы над историческим сюжетом в спортивном кинематографе следует признать голливудский блокбастер «Мираж на льду». Он о том же, что и «Движение вверх»: тренер заставил своих парней поверить в то, что возможно обыграть непобедимую команду. Таковой советская хоккейная «Красная машина» считалась еще в большей степени, чем олимпийская сборная США по баскетболу. Идеологическое противостояние между двумя сверхдержавами в 1980 году достигло еще большего накала. Победу олимпийской сборной США над советской командой в Лейк-Плэсиде сразу же окрестили «чудом на льду».

На открытии Олимпиады-2002 в Солт-Лейк-Сити чемпионы 1980 года в полном составе зажигали олимпийский огонь. Это произвело такое впечатление на американскую публику, что буквально сразу же студия Уолта Диснея решила снять фильм «Мираж на льду». При бюджете в 28 миллионов долларов он собрал в прокате 64,4 миллиона. На роли двадцати хоккеистов американской сборной пробовались четыре тысячи человек. Главным критерием было не актерское мастерство, а умение играть в хоккей. Так, чтобы на экране все выглядело бы достоверно.

Роль вратаря олимпийской сборной Джима Крейга исполнил бывший голкипер клуба НХЛ «Эдмонтон Ойлерс» Билл Рэнфорд. Одного из творцов «чуда на льду» Базза Шнайдера сыграл его сын Билли. Судью встречи изобразил бывший хоккеист НХЛ Райан Уолтер, который также отвечал за постановку всех хоккейных сцен. Особое внимание было уделено тому, чтобы все заброшенные шайбы выглядели точно так же, как в реальности. В качестве главного консультанта фильма был привлечен наставник олимпийской сборной Херб Брукс. Он погиб в автокатастрофе во время съемок фильма, и ленту посвятили памяти тренера. Жена творца «чуда на льду» Пэтти Брукс снялась в нескольких сценах в качестве камео.

Сцена, в которой главный тренер американской сборной заставляет своих парней кататься по льду взад-вперед после позорной ничьей с командой Норвегии, снималась по 12 часов три дня подряд. Режиссер добивался максимально возможного сходства с реальными событиями. Даже комментировавшие матч по американскому телевидению в 1980-м Кен Драйден и Эл Майклс через 23 года восстановили часть своего репортажа для съемок фильма. Последние секунды были просто скопированы с архивной телезаписи.

Не пощадили даже Кондрашину

Создатели «Движения вверх» совершенно не старались следовать принципам реализма. Сценаристы работали скорее по рецептам геббельсовской пропаганды. Печально известный рейхсминистр утверждал, что овладение массами — единственная цель пропаганды и для ее достижения хороши любые средства. Помимо правдивой информации можно использовать полуправду и откровенную ложь. Главное — добиться нужного эффекта. Такой подход вызвал откровенное неприятие у Евгении Вячеславовны Кондрашиной и Александры Овчинниковой, вдов главных героев мюнхенского финала. Они на специально созванной в Санкт-Петербурге пресс-конференции объявили о намерении подать в суд на создателей фильма.

«Пусть Михалков снимает художественный фильм о своей семье и показывает, что его родственники смертельно больны, пьют и спят с кем попало», — эмоционально прокомментировала свою позицию Овчинникова. Она напомнила, что на съемках фильма про Льва Яшина с его вдовой консультируются по каждому вопросу и сценарий несколько раз переписывали с учетом критики. Даже актеров подбирали с учетом мнения Валентины Тимофеевны Яшиной. Ничего подобного не было при съемках «Движения вверх».

Единственное, чего добилась Кондрашина, так это исключение из сценария сцен, в которых ее муж провозил за рубеж валюту. Авторы бесцеремонно вторглись в личную жизнь уважаемых в баскетбольном сообществе женщин. Не получив разрешения Кондрашиной, они показали в фильме ее сына, инвалида-колясочника. Опять-таки бесцеремонно переврав факты. В фильме это совсем мальчишка, а в реальности к началу Олимпиады Юрию было уже 18. Да и как можно было вплетать в сюжет эту линию, не получив согласия Кондрашиных? Всю свою жизнь Евгения Вячеславовна посвятила мужу и сыну, что было сродни подвигу.

Сценаристов это не смутило. Они оставили настоящие имена и фамилии баскетболистов, а Кондрашиных превратили в Гаранжиных. Да и Овчинникова стала Свешниковой. Выиграть суд будет чрезвычайно сложно, а остальное сценаристов и продюсеров не волнует. Хотя могли бы сделать героями «Движения вверх» Алексея и Семена Красновых, Ирмантаса Жебравичюса, Турсуна Давлетахметова, Петра Мелешко и написать в заключительных титрах: «Всякое совпадение с реальными людьми случайно». Так ведь нет, особо подчеркнули, что фильм основан на реальных событиях.

Легенды и мифы о трех секундах

Мюнхенский матч и его концовку вообще окружает множество легенд и мифов, которые кочуют из одного издания в другое. Не раз доводилось читать, что судьей-секундометристом, который предоставил возможность переиграть знаменитые три секунды, на Олимпиаде-72 был… будущий президент ФИФА Йозеф Блаттер. Это утверждение долгое время в России считалось фактом, пока сам Блаттер не опроверг его на пресс-конференции в Санкт-Петербурге. Посвящена она была, естественно, футболу, но первый вопрос тогда еще главе ФИФА был именно о мюнхенских трех секундах.

«На двух Олимпиадах я представлял интересы швейцарской фирмы «Лонжин», поставлявшей оборудование для контроля времени, — поведал Блаттер. — В этом качестве находился в зале, где проходил баскетбольный матч между сборными СССР и США. Секундометрист поначалу запустил время, и, когда советская команда получила минутный перерыв, табло показывало, что играть осталось полторы секунды. Мне пришлось оказать необходимую техническую помощь, чтобы восстановить три». Вот так-то!

Между тем американцы отказались признать результат финала и до сих пор не забрали завоеванные ими серебряные медали. Более того, капитан сборной США мюнхенского созыва Кеннет Дэвис написал в своем завещании, что запрещает наследникам когда-либо это делать. Еще один участник финального матча, Том Макмиллен, ставший конгрессменом от демократической партии, в 2002 году обратился в МОК с официальным письмом с просьбой пересмотреть результаты финала и вручить сборной США золото.

Это обращение было сделано после скандала на соревнованиях по фигурному катанию в Солт-Лейк-Сити, где уже после завершения выступлений спортивных пар были пересмотрены итоги. Канадцы Джейми Салле и Дэвид Пеллетье получили второй комплект золотых медалей вместе с россиянами Еленой Бережной и Антоном Сихарулидзе. Американцы напирали, что в Мюнхене в концовке финала было допущено сразу несколько судейских ошибок. Не без оснований они утверждают, что минутный перерыв, перевернувший ход баскетбольной истории, был предоставлен с нарушениями баскетбольных правил.

Эмоции в последние секунды мюнхенского финала захлестнули всех. Концовку переигрывали дважды. Сначала сборная СССР не смогла толком ввести мяч из-за лицевой при счете 49:50. Американцы уже праздновали успех, когда один из членов олимпийской делегации Юрий Озеров, сидевший на трибуне, обратился к своему хорошему знакомому, генеральному секретарю Международной федерации баскетбола Уильяму Джонсу. Тот и дал команду переиграть последние три секунды, заставив поработать официального представителя фирмы «Лонжин».

В предвкушении награждения американцы допустили решающую ошибку. Высоченный Макмиллен, мешавший Едешко вводить мяч в игру, отошел метров на пять. Тут-то и последовал «золотой» пас на Белова.

Секреты от зубного техника Арабаджана

Известный спортивный журналист Анатолий Пинчук, не сумевший посмотреть вживую драматичный финал, в 1973 году написал ставший классикой спортивной журналистики очерк «Восемь секунд». Он опросил находившихся на площадке и скамейке запасных баскетболистов, а также тренеров сборной СССР и специалистов, наблюдавших за финальной игрой с трибуны. С дотошностью летописца большой знаток баскетбола и ярый поклонник Кондрашина описал концовку уже тогда вошедшего в историю матча. Только и в этом описании, как выяснилось, были авторские допущения.

Выяснить это удалось во время чемпионата Европы по баскетболу 2009 года, во время которого проходило чествование новых лауреатов Зала баскетбольной славы. Среди них был и арбитр мюнхенского финала Артеник Арабаджан, один из тех, кого якобы опрашивал Пинчук. Процитирую его очерк: «Судья из Болгарии оговорил свое право отвечать не на все вопросы. Артеник Арабаджан все помнит, все может рассказать, но только не репортеру, потому что Артеник Арабаджан — арбитр. Только этот матч видел и зубной техник Артеник Арабаджан, который тоже неплохо разбирается в баскетболе, и у него тоже хорошая память».

Услышав подобный пассаж, Арабаджан отреагировал совершенно неожиданно: «Книгу эту не читал, но так написать мог только советский журналист. Ведь я лишь числился зубным техником, а на самом деле был профессиональным баскетболистом. Играл, затем тренировал и судил матчи». Раскрыть все тайны мюнхенского финала Арабаджан не захотел, но все-таки рассказал, что не стоит искать какие-то подводные течения. Арбитры за столиком ошиблись, а затем исправили свой просчет. Финал благодаря этому получился настолько запоминающимся, что навсегда вошел в историю баскетбола.

Только броском Александра Белова он не закончился. Американцы подали протест, и советские баскетболисты ждали вердикта апелляционного жюри. В его состав входили представители Кубы, Венгрии, Румынии, Италии и Пуэрто-Рико. Тремя голосами против двух результат финала был утвержден. Нетрудно предположить, кто как голосовал.

Ассистент главного тренера сборной СССР Сергей Башкин (в «Движении вверх» он назван Григорием Моисеевым) вошел в раздевалку, где сидели абсолютно выхолощенные после финала баскетболисты. Сделав трагическую мину, сказал: «Переигровка». Затем, выдержав мхатовскую паузу, добавил: «Через четыре года, в Монреале!» Казалось бы, эффектная концовка для фильма, но авторам современного блокбастера нужна была другая. Они ведь стремились убедить всех, что сняли ленту о спортивном и человеческом подвиге советских баскетболистов.

Сам Кондрашин так не считал. В 1997 году довелось жить в одном отеле с Владимиром Петровичем. Мы приехали тогда в Париж на Кубок «Макдоналдса». В этом турнире участвовали сильнейшие клубные команды, включая чемпиона НБА. В составе «Чикаго Буллз» играл сам Майкл Джордан, и Кондрашин очень хотел посмотреть именно на него. Мы много гуляли по французской столице и откровенно беседовали обо всем. Память у Петровича была феноменальной. Он помнил составы своих команд и ход матчей, сыгранных не то что в 70-е, а в 50-е годы. Показывал Париж с необычной стороны. Ведь в советские времена его команды часто останавливались во французской столице на несколько дней, чтобы оформить визы в Испанию.

«Ты знаешь, та американская команда, что приезжала в СССР перед Олимпиадой-72 и провела с нашей сборной серию контрольных матчей, была сильнее мюнхенской. Там была пара-тройка ребят, которые в одиночку могли решить судьбу матча. Почему-то никого из той команды в Мюнхен не взяли. Да и вообще не преувеличивал бы значение нашей победы в 1972-м. Кого мы обыграли? Студентов. Сильнейшие-то американские баскетболисты всегда в НБА играли», — сказал Кондрашин, когда речь зашла о мюнхенских трех секундах.

В этих словах не было ни капли рисовки. Безусловно, Кондрашин не принижал значения олимпийского триумфа, равно как и своей роли в нем. Только вряд ли согласился бы узнать себя в кинематографическом Гаранжине. Равно как и принять буйную фантазию создателей «Движения вверх».

Дата публикации: 17 февраля 2018