Михаил Месхи – пожалуй, самый яркий из советских футболистов. Нападающий, один из лидеров сборной СССР, обладатель Кубка Европы 1960 года нередко заставлял восхищаться своей блестящей игрой даже болельщиков команды-соперника и скандировать в восторге свое имя переполненные трибуны стадионов. Спортсмен, чьим именем назван один из самых зрелищных финтов и стадион в Тбилиси, прожил насыщенную жизнь, наполненную яркими победами не только на футбольном поле, но и за его пределами.
Несмотря на то что за свою карьеру Месхи забил совсем немного для крайнего нападающего голов, болельщики были готовы буквально носить его на руках. Ведь своей игрой форвард доказал, что самым красивым и зрелищным в футболе являются далеко не забитые мячи. То, что вытворял на поле невысокий, коренастый и даже немного грузный нападающий, приводило в восторг всех любителей футбола без исключения. Месхи обладал просто феноменальным дриблингом и огромным арсеналом всевозможных футбольных финтов, которые позволяли ему легко «накрутить» сразу двух-трех соперников. Тысячи болельщиков приходили на стадион, чтобы посмотреть именно на его игру, также как ходят в театр, чтобы посмотреть на игру великих актеров. Говорили даже, что в перерыве матча, когда команды меняются сторонами поля, болельщики также пересаживались на другую часть стадиона, чтобы сидеть ближе к той кромке поля, на которой играет Месхи.
Родился Михаил Месхи 12 января 1937 года в Тбилиси. В 13 лет поступил в спортивную школу, по окончании которой приглянулся тренерскому штабу главной на тот момент футбольной команды республики «Динамо» Тбилиси. Уже тогда 17-летний форвард выделялся своей удивительной филигранной техникой работы с мячом и просто феноменальной координацией. Впоследствии, вспоминая о своем детстве, Месхи рассказывал, что добиться такой маневренности ему помогли не только те упражнения, которые он выполнял под надзором тренера на футбольном поле, но и те, которые он придумывал самостоятельно.
«Основным в работе над техникой я считаю самостоятельные занятия, – рассказывал Месхи о своих тренировках. – Я всегда много возился с мячом, занимался и один, и с товарищами по команде, и просто с мальчишками со двора. Выбирал четырех – пятерых и играл против них на небольшом пятачке»
Помимо упражнений с мячом, будущий форвард сборной СССР отрабатывал свою маневренность, часами бегая за бабочками, пытаясь в точности повторить их маршрут. А тем, кто скептически относился к пользе такого упражнения, он предлагал попробовать проделать это самим. Но о каких сомнениях в целесообразности работы юного форварда могла идти речь, когда результаты этой работы были видны всем на поле стадиона, когда с каждым месяцем, проведенным в команде, Месхи демонстрировал все лучший и лучший футбол? Но годы, когда тбилисское «Динамо» было одним из флагманов советского футбола, к тому времени уже миновали, поэтому особым вниманием ведущих спортивных изданий страны юный и перспективный форвард избалован не был.
В 1958 году, когда сборная Бразилии одержала победу на чемпионате мира, 21-летний Месхи в кинохрониках в одном из тбилисских кинотеатров впервые увидел, как играют «кудесники мяча». Особенно его впечатлил легендарный Гарринча, который своим фирменным финтом приводил в восторг даже сдержанных на эмоции советских комментаторов. Тогда у молодого грузинского нападающего появилась мечта: попасть в сборную и выступить в ее составе на крупной международном турнире, чтобы весь мир увидел его собственные финты и восторгался ими также, как и игрой капитана бразильской сборной. И очень скоро мечта Михаила сбылась. В 1959 году он оказался в числе целой плеяды молодых футболистов, которых наставник сборной СССР Гавриил Качалин привлек в главную команду страны для подготовки к розыгрышу Кубка Европы.
Месхи дебютировал в составе сборной в товарищеском матче против Чехословакии. Игра проходила в Москве, и столичные болельщики очень холодно встретили впервые вышедшего на поле молодого и малоизвестного грузинского футболиста. Но форвард провел фантастическую игру, просто «закрутив» на своем левом фланге защитников далеко не самой слабой европейской команды. Именно тогда впервые в официальном матче он продемонстрировал болельщикам свой легендарный финт, вошедший в историю мирового футбола, как «финт Месхи». Суть этого технического приема заключалась в том, что делая вид, как будто он двигается параллельным с защитником курсом, форвард внешней стороной стопы неожиданно пробрасывает мяч ему между ног, за счет резкого рывка оббегает защитника и продолжает дальше движение с мячом. В динамике этот финт смотрелся очень эффектно и смог впечатлить даже избалованную игрой лучших футболистов страны московскую публику. Кроме демонстрации своей недюжинной техники Месхи в том мачте смог отметиться и забитым мячом, который сам впоследствии назовет самым красивым голом в своей карьере. Что и говорить – дебют удался.
Качалин принял решение взять молодого нападающего на Кубок Европы во Францию. И не прогадал. Несмотря на то что забивать голы у Месхи получалось все-таки не так хорошо, как этого требовала позиция, на которой он играл, его роль в команде переоценить было сложно. Действуя на левом фланге атаки, он стягивал на себя сразу же по несколько защитников соперника, освобождая тем самым пространство для остальных нападающих нашей сборной. Уверенно переигрывая всех соперников, команда СССР дошла до финала, где ей предстояло встретиться с неуступчивой сборной Югославии. Основное время матча закончилось со счетом 1:1, и командам предстояло играть до первого забитого гола. Победный мяч нашей сборной на свой счет записал Виктор Понедельник, который отличился после передачи Месхи, обыгравшего на своем фланге сразу двух балканских защитников и сделавшего так, чтобы центральному форварду оставалось только не промахнуться по воротам.
После триумфа на Кубке Европы Месхи вернулся на Родину уже одним из главных всесоюзных кумиров. Дом Месхи был переполнен гостями. Будучи настоящим воплощением знаменитого кавказского гостеприимства, Михаил постоянно приглашал к себе партнеров по сборной, приезжающих со своими клубами играть в Тбилиси, журналистов и даже болельщиков. Месхи очень любил большие застолья с обилием различных изысков грузинской кухни и домашнего вина. Футболист никогда не скрывал, что любит выпить. Однажды, в ответ на замечание одного из журналистов, что он нарушает спортивный режим, Месхи с нескрываемым удивлением ответил: «Как это нарушаю? Вы что, первый раз в Грузии? Я не нарушаю, а поддерживаю народные традиции!»
В 1961 году, когда сборная СССР в ранге чемпиона Европы отправилась в турне по Латинской Америке, Михаил Месхи находился в лучше своей форме за все годы. Он несколько месяцев целенаправленно готовился к этому путешествию, чтобы показать свой лучший футбол на глазах бразильских и аргентинских болельщиков, видевших воочию игру его кумиров. И это турне сложилось для Месхи как нельзя лучше. «Грузинский Гарринча», «Укротитель мяча», «Дьявольский дриблер» – писали про советского нападающего латиноамериканские газеты после его блестящей игры против сборной Аргентины на переполненном стодвадцатитысячном стадионе в Буэнос-Айресе. Кто бы мог подумать тогда, что уже скоро один из самых техничных футболистов мирового футбола перестанет попадать в состав сборной.
После неудачного выступления нашей команды на чемпионате мира 1962 года на смену Гавриилу Качалину был назначен новый главный тренер – Константин Бесков. Константин Иванович был приверженцем только зарождающегося тогда в Европе так называемого прагматичного футбола, в котором каждый футболист должен был выполнять на поле огромный объем работы и учувствовать в обороне своих ворот. Месхи со своей манерой игры в такой стиль сборной совсем не вписывался. Дело в том, что несмотря на все свои феноменальные данные, грузинский форвард частенько позволял себе лениться на поле: посереди матча он мог взять паузу и просто стоять у бровки, ожидая пока мяч попадет к нему в ноги. Такого отношения к делу новый наставник сборной принять не мог. Несмотря на то что в 1964 году Михаил был одним из лучших футболистов чемпионата СССР и вместе со своим «Динамо» выиграл золотые медали, опередив бывшие тогда базовыми клубами сборной «Спартак» и «Торпедо», места в основном составе главной команды СССР для него не нашлось. Месхи продолжали вызывать в расположение сборной. Тренеры пытались донести до него новую философию игры, не желая расставаться с таким талантливым футболистом. Но Михаил на отрез отказался принимать новые правила.
«Я выхожу на поле играть, а вы хотите заставить меня работать» – нередко повторял он.
Последний свой матч за сборную Месхи провел в апреле 1966 года. На чемпионат мира в этом году вместе с командой СССР он уже не поехал.
Поиграв еще три года в своем родном «Динамо», Месхи начал задумываться о том, чтобы закончить игровую карьеру. Руководство команды решило устроить своему футболисту торжественные проводы. 26 июля в Тбилиси на товарищеский матч приехал уругвайский «Насьонал». Согласно сценарию прощания с футболистом, Месхи должен был отыграть первый тайм, а потом уйти на замену. Форвард просто блестяще провел эти 45 минут, когда в перерыве динамовцы подняли его на руки и под овации публики совершили круг почета, главный тренер уругвайцев подумал, что у русских такой обычай – носить на руках лучшего игрока тайма, а после того, как ему объяснили, что на самом деле происходит, он в недоумении произнес уже ставшей афоризмом фразу: «Как? Он уходит, а эти остаются…»
Когда Михаил Шалвович закончил игровую карьеру, то вопрос о том, чем дальше заниматься, для него практически не стоял. Больше всего в жизни легендарный спортсмен любил футбол и детей (у самого Месхи их было шестеро), и поэтому он решил открыть детскую спортивную школу, которая вырастила ни один десяток добротных футболистов. В 1983 году у Михаила Месхи обнаружили ишемическую болезнь сердца, которая и стала причиной его смерти в 1991-ом. Но школа, открытая великим футболистом ,продолжает работать и по сей день.
Дата публикации: 24 апреля 2011
Сергей Волков (журналист, Санкт-Петербург)
«Секретные материалы 20 века» №8(316), 2011
24.04.2011