Триумф несгибаемого духа. Часть 2
Ален Бомбар в своей лодке

В октябре 1952 года строптивый и отчаянно бесстрашный одиночка Ален Бомбар на резиновой лодке под парусом отважился пересечь Атлантический океан. Никто и никогда раньше не предпринимал ничего подобного. Это казалось полнейшим безумием! Специалисты в один голос утверждали, что эксперимент обречен на провал, а сам экспериментатор либо прервет путешествие, повстречавшись с каким-нибудь судном, либо, вне всяких сомнений, погибнет.

В лодке, названной Бомбаром «Еретичка», находились два запечатанных ящика: один – с неприкосновенным запасом продуктов, второй – с самыми необходимыми медикаментами, в том числе антибиотиками. Принципиальный мореплаватель считал делом чести никогда их не открывать. После окончания путешествия было официально засвидетельствовано, что печати остались нетронутыми.

А ЗЕМЛИ ВСЕ НЕТ И НЕТ!

В первых числах ноября у Бомбара стал частым и жидким стул, а еще через пару недель усаживаться на край лодки приходилось уже более двадцати раз в день. Сам Ален о причинах длительного расстройства желудка и кишечника не распространялся, упомянув лишь, что морская вода тут ни при чем, однако при ретроспективном анализе специалисты установили, что наиболее вероятной причиной такого состояния мог явиться паразитоз.

В дневнике, который Бомбар вел ежедневно, появилась такая запись: «Мне надоело есть рыбу, но еще более – ее пить. Подайте что-нибудь другое, да поскорей! Если бы пошел дождь! Солнце часто скрывается за облаками, океан по-прежнему неспокоен, но дождя нет и не было еще ни разу. Когда же он, наконец, пойдет?»

Дождь пошел 11 ноября, на двадцать четвертый день плавания. Бомбар полностью разделся. Потоки воды смывали въевшуюся в тело соль и наполняли собой резиновый мешок. Захотелось напиться, но не тут-то было. Сначала пришлось все вылить в море, потому что вода растворила осевшую везде соль. Но зато потом собранная пресная вода показалась буквально Божьим благословением, несмотря на сильнейший запах резины. Дождь был короткий, но чрезвычайно обильный.

К 15 ноября кожа начала сходить клочьями. В течение трех дней выпали ногти на ногах.

В шесть часов вечера 27 ноября в лодку залетела муха. Земля – близко! Еще через неделю Бомбар видит бабочку. Земля никак не может быть далеко, но теперь нет ветра. «Еретичка» под парусом тащится еле-еле. В небе постоянно появляются птицы. То тут, то там плавают кусочки коры пробкового дерева. Но на горизонте по-прежнему ничего!

И тут добавилась новая напасть. Изнуряющий понос стал кровавым. Понимая, что умирает, Бомбар составил завещание. В заключение он написал: «То, что я погиб, вовсе не лишает надежды всех потерпевших кораблекрушение. Моя теория верна и подтверждается пятидесятидневным опытом: на большее человеческих сил не хватает».

ТРУДНЫЙ ВЫБОР

Утром 10 декабря на горизонте появился большой корабль. Бомбара заметили, но далеко не сразу. Пришлось пускать солнечных зайчиков с помощью специального аппарата – гелиографа. Капитан поднял рупор и поинтересовался по-английски, нужна ли помощь. В ответ мореплаватель-одиночка прокричал, что прежде всего ему необходимо знать точные координаты. Услышав соответствующие числа, он испытал чувство, как будто его ударили молотом по голове, и пришел в полнейшее отчаяние. До земли – шестьсот миль (1 морская миля = 1852 метра)! Это еще около двадцати дней пути.

Судно называлось «Аракака», и направлялось оно из Ливерпуля (Великобритания) в Джорджтаун (Британская Гвиана). Перед Бомбаром встала тяжелейшая дилемма! Как быть? Остановиться или продолжать тянуться к далекому берегу в одиночку, рискуя погибнуть? В океане проведено пятьдесят три дня. Все, хватит! Этого вполне достаточно.

И Бомбар согласился остаться на судне, но почти сразу вслед за этим решением в голову пришло осознание горького факта. Если экспериментатор доберется до суши не на лодке, сам эксперимент в глазах обывателя потерпит фиаско.

Ален принял душ и позавтракал. Яйцо, кусочек говяжьей печени, ложка капусты, фрукты. Проведя на борту «Аракаки» полтора часа, он по веревочной лестнице спустился обратно в «Еретичку». Судно не двигалось, экипаж ждал, пока лодка отплывет подальше, чтобы ее не затянуло под вращающийся винт. Затем машины были запущены, и под оглушительный вой гудка «Аракака» медленно удалилась. Бомбар снова оказался совсем один посреди океана, рассуждая, не придется ли об этом пожалеть.

Скептики быстро смекнули, что встреча «Еретички» с «Аракакой» не могла быть простой случайностью. «Чудо» произошло именно тогда, когда Бомбар оказался на грани жизни и смерти, и, кроме того, крупное грузовое судно водоизмещением семь тысяч тонн шло практически встречным курсом. Все это косвенно указывало на то, что в «Еретичке» находился радиопередатчик, хотя сам Бомбар это всегда категорически отрицал. В те времена не существовало портативных передатчиков, способных покрывать громадное пространство. Не существовало, соответственно, и спутниковой связи. Следовательно, на некотором удалении от так называемого одиночки мог держаться какой-то корабль. И скорее всего, военный.

Также следует сказать, что после посещения «Аракаки» у Бомбара прекратился кровавый понос. И это несмотря на капусту, которая сама по себе обладает слабительным эффектом. Опять-таки весьма вероятно, что на борту больному оказали квалифицированную медицинскую помощь и снабдили соответствующими медикаментами, в том числе антипаразитарными.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ БРОСОК

В конце путешествия лодка начала протекать. Днище стало пропускать воду. В последние десять дней пути эта проблема превратилась в настоящую каторгу. Каждые пять часов вода достигала уровня деревянного настила, и ее приходилось вычерпывать, пользуясь туфлей.

22 декабря Бомбар встретил еще одно судно. С капитаном они выпили по чашке кофе. До северного побережья острова Барбадос оставалось семьдесят миль. То есть до суши теперь можно было добраться всего за сутки! Разумеется, теперь о том, чтобы остаться на корабле, не могло быть и речи.

В ночь на 23 декабря Бомбар, сидя в своей лодке, увидел отраженные облаками лучи маяка. До берега – шестнадцать миль.

Когда рассвело, Бомбар увидел землю. Наконец-то! До нее буквально рукой подать – километров семь, не больше. Но испытания на этом еще отнюдь не закончились. Восточный берег острова Барбадос совершенно неприступен. Там либо скалы, либо рифы. Пришлось огибать северный берег, такой же негостеприимный, и заходить с западной стороны. Когда до песчаного пляжа оставалось всего триста метров, потребовалось еще больше трех часов, чтобы подвести к нему лодку. В двадцати метрах Бомбар не выдержал. Выпрыгнул из лодки и пустился вплавь. Толпа собравшихся бросилась навстречу и вытянула его на песок.

ПОСЛЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Бомбар не отрицал, что его опекали влиятельные покровители. Так, например, однажды он упомянул, что без вмешательства заместителя министра военно-морского флота Жана Гавини задумка пересечь Атлантический океан вообще никогда не реализовалась бы. С 1946 по 1954 год во Французском Индокитае (современные Вьетнам, Лаос и Камбоджа) шла война за независимость. Французы отчаянно не желали расставаться со своей колонией и остро нуждались в новых знаниях о способах и средствах спасения на воде. Но даже если Бомбар действительно отрабатывал секретное задание того или иного силового ведомства, это все равно нисколько не умаляет его заслуг.

Нельзя не отметить и тот факт, что с выбором маршрута храбрый мореплаватель в некоторой степени слукавил. С востока на запад от Канарских островов к Барбадосу проходит северное экваториальное течение и длительное время дует северо-восточный пассат, а тайфуны в этих широтах заканчиваются как раз к октябрю. В любом другом месте пересечь океан в одиночку на резиновой лодке, пожалуй, действительно невозможно. Как Атлантический, так и любой другой. Во всяком случае, после 1952 года подобного рода попытки никогда не предпринимались. Но ведь те, кто терпит кораблекрушение, не выбирают его время и место. Кстати говоря, по тому же самому маршруту в 1492 году от Канар к берегам Америки плыл Христофор Колумб. Очень многие историки как раз по этой причине берут на себя смелость утверждать, что не менее лукавый генуэзец на службе у испанской короны точно знал (из исландских и, возможно, арабских источников), куда он плывет и как именно туда следует добираться. В 1970 году Тур Хейердал, используя канарское течение, проплыл на камышовой лодке «Ра II» от берегов Марокко до острова Барбадос, доказав тем самым, что древние египетские и финикийские мореплаватели могли стать основателями мезоамериканских культур.

После путешествия Бомбара с новой силой разгорелись споры о целесообразности употребления морской воды. Точку в этой дискуссии в 1966 году поставила Всемирная организация здравоохранения, официально заявив, что утолять жажду водой из моря недопустимо.

На Барбадосе у Алена выявили уровень гемоглобина в значениях, близких к смертельным. Появилось серьезное расстройство зрения. Злопыхатели поспешили высказаться в том плане, что сумасбродный врач необратимо подорвал здоровье и осталось ему недолго. Бомбар собственной жизнью посрамил их ярко, показательно и безоговорочно. Он продолжал жить вполне полноценно, не бросил заниматься научной деятельностью, сделал неплохую политическую карьеру и скончался в 2005 году в возрасте восьмидесяти лет.

В своей книге «За бортом по своей воле», которая была опубликована в 1953 году, он высказался так: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха.

Итак, для меня стало совершенно очевидным, что множество потерпевших кораблекрушение гибнет задолго до того, как физические или физиологические условия, в которых они оказываются, становятся действительно смертельными».

Дата публикации: 4 января 2023