Тысячелетний Путивль
Молченский Рождество-Богородицкий монастырь в Путивле

Этот старинный город столь же древней северской земли известен нам со школьной скамьи: о нем писали автор «Слова о полку Игореве» и Пушкин в «Борисе Годунове», на своих полотнах его изображал Николай Рерих. Подъезжая к летописному граду (хоть по реке плыви, хоть посуху едь!), еще издали замечаешь высокие шатровые купола монастырей и соборов. В прежние времена они были не только оплотом христианской веры, но и неприступными крепостями…

Окрестности Путивля на правом берегу Сейма были покрыты дремучими лесами, левый берег реки представлял собой плоскую низменную равнину. Десять веков назад здесь проходила граница двух цивилизаций: восточнее города начиналась Великая Степь, или Дикое поле, где кочевали печенеги, половцы, торки, позднее — татары; западнее Путивля, на исконно славянских землях издавна жили славяне-землепашцы. Таким образом, благодаря своему географическому положению, Путивль сыграл историческую роль защитника славянских земель, став ареной ожесточенной войны со степняками, постепенно превратившись в город-крепость.

В начале XVI века вблизи Путивля проходила граница между Русским государством и Речью Посполитой. На протяжении двух последующих столетий городу приходилось противостоять одновременно и татарским набегам, и агрессии западных соседей — литовских феодалов и польской шляхты…

«О НАЧАЛЕ ГОРОДА СЕГО…»

Что же заставило наших предков поселиться средь крутых оврагов, непроходимых лесов и заливных лугов? По данным историков-краеведов строительство города «на пути» — Путивля началось в конце Х века по приказу киевского князя Владимира Святославовича, который посчитал, что «…се не добро, еже мало городов около Киева…». По замыслу князя цепь городов-крепостей на восточных и южных окраинах Руси должна была бы стать надежным заслоном от набегов кочевников.

«О начале города сего записок и грамот нет, основали же его князья новгород-северские», — свидетельствует другой источник, описание Путивля 1805 года. Результаты археологических раскопок, которые в разное время велись в Путивле, подтвердили, что город начал свое существование в конце X века. Уже в то время Путивль являлся крупным административным и торгово-промышленным центром одного из удельных княжеств. В X-XII веках, будучи стольным градом, он имел мощные оборонительные сооружения. Во время раскопок в 1899 году на одном из холмов, который и сейчас именуется Городком, были обнаружены остатки крепостных стен — толстые дубовые бревна, вертикально врытые в землю. Это и была Путивльская крепость X-XIII веков.

Есть несколько версий, «откуда есть пошло» название «Путивль». Каждая из них имеет право на существование. Одни ученые предполагают, что свое название город получил от слова «путь», так как располагался на торговом пути, соединявшем северные районы Руси с Киевом и далее по Днепру и Черному морю — с Византией.

Другие считают, что Путивль был наречен в честь своего основателя, носившего имя Путим, Путив или Путислав, Путимир… Третья версия самая простая, но и наиболее правдоподобная — город в своем названии увековечил давно пересохшую маленькую речку Путивльку, когда-то здесь протекавшую.

ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ

В Ипатьевской летописи Путивль впервые упоминается под 1146 годом, в связи с междоусобной войной новгород-северских князей Святослава и Игоря Ольговичей с черниговскими князьями Владимиром и Изяславом Давыдовичами, которые пользовались покровительством киевского великого князя Изяслава Мстиславовича. Пробив оборону и овладев городом, захватчики, как свидетельствует летопись, взяли «500 берковцов меду, а вина 80 корчаг; и церковь святого Вознесения всю облупиша», похитили «сосуды серебрения… и книги… и колоколы», пленили «челяди семь сот…».

Следующая информация о Путивле датируется 1185 годом, когда «окаянный и треклятый Кончак» снова подошел к границам Руси. 23 апреля навстречу половцам выступил новгород-северский князь Игорь Святославович со своей дружиной: «…В Новеграде трубы громкие трубят, во Путивле стязи бранные стоят!» — свидетельствует «Слово о полку Игореве». Как известно, Игорева дружина была разбита, а сам князь, его сын и брат попали в плен. А в Путивле ожидала вестей о походе жена плененного князя — Ярославна.

На заре, на зорьке рано-рано Со своей тоской наедине Плачет, причитает Ярославна На путивльской городской стене.

На южной оконечности холма, где располагался Городок, накануне празднования 800-летия «Слова о полку Игореве» в 1982 году была установлена монументальная бронзовая скульптура Ярославны.

ГОРОДОК

Этот укрепленный центр древнего города расположен недалеко от центральной площади Путивля. Как показали археологические раскопки последних лет, в VIII веке здесь было святилище для древнейших поселений, обнаруженных на соседних Коптевой горе и Никольской горке.

По периметру Городок окружал двойной частокол. Сегодня при входе на это место видны оплывший ров и невысокий вал — остатки укреплений пограничного поселения, основанного в 988 году великим князем Владимиром Святославовичем на месте древнеславянского святилища. В самом центре Городка археологам удалось открыть фундамент и остатки стен княжеского каменного Спасского собора, построенного в XIII веке накануне татаро-монгольского нашествия. По найденным фрагментам стен археологи определили, что это был одноглавый башнеобразный храм без штукатурки и фресковой живописи. Вражеское нашествие помешало завершить строительство.

В XVII веке у крепости на Городке появилось новое название — Верхний, или Старый деревянный город. Крепость имела девять рубленных дубовых башен, из которых две были надвратными. Над передними проезжими воротами находилась самая высокая башня Путивля — Вестовая, достигавшая 27 метров. На самом верху, над шатровой кровлей находился наблюдательный пункт с колоколом, подававшим весть о приближении неприятеля. Остальные башни были гораздо ниже — 6-8 метров. Если сейчас обойти Городок по периметру, то можно заметить несколько полукруглых выступов на бровке склона — места расположения башен, соединявшихся дубовым частоколом с боевым ходом и бойницами.

С севера к Старому деревянному городу примыкал Новый, или Меньший земляной город. Прямоугольное укрепление состояло из широкого рва и высоких земляных валов. По углам располагались пятиугольные бастионы. На бастионах и башнях были установлены медные и железные пушки.

НАШЕСТВИЯ

В первой половине XIII века на земли Руси двинулись орды кочевников-завоевателей. Ослабленные феодальными распрями княжества не смогли им противостоять. В 1239 году Путивль, как и другие города Руси, был разорен татаро-монголами, а почти все его население уничтожено. Но город, как птица Феникс, возродился. Вновь выросли на его холмах крепостные сооружения. Только-только стали налаживаться торговля и ремесло, как пришли войска литовского князя Гедимина, захватившие часть юго-западной Руси до Путивля и Брянска. В 1356 году бассейны Десны и Сейма вместе с Путивлем и Рыльском были насильственно присоединены к великому княжеству Литовскому.

В начале 1500 года рыльский князь Василий Шемяка сообщил великому князю московскому Василию III о желании жителей Курского края войти в состав Московского государства. Начавшаяся после этого война с Литвой закончилась победой русских. Путивль был освобожден, а в 1523 году окончательно вошел в состав Московского государства.

В XVI веке Путивль превратился в сильную пограничную крепость. Расположенный на высоком берегу Сейма, он был крайним звеном в цепи укрепленных городов, защищавших Московское государство от нападений литовских феодалов, польской шляхты, крымских татар.

На рубеже XVI-XVII веков в крепости обосновался мужской монастырь. Здесь одно время скрывался Григорий Отрепьев, беглый монах Чудова монастыря, выдававший себя за царевича Дмитрия. Путивляне, настроенные против Бориса Годунова, укрыли Отрепьева за мощными стенами Молчанского монастыря.

В июне 1605 года в Путивле вспыхнуло восстание городских низов, вылившееся в крестьянскую войну. Возглавил восставших бывший холоп князя Андрея Телятевского Иван Болотников. Его ближайшим соратником был путивлянин Юрий Беззубцев. После поражения крестьянского восстания и казни многих его участников царь Василий Шуйский обрушил свой гнев на город. Шляхетская Польша, не потерявшая надежды посадить своего ставленника на московский трон, снова послала свои войска в северские земли. И в 1613 году польские интервенты сожгли внешнюю деревянную линию укреплений города, а еще через несколько лет захватили и разорили город.

В 1618 году между Москвой и Польшей было заключено Деулинское перемирие, по которому к последней отходили все северские земли, но Путивль оставался во власти русского царя. В создавшейся ситуации он становился пограничным городом Московского государства, особо важным оборонительным рубежом.

НА ПУТИ ИЗ МАЛОРОССИИ В МОСКОВИЮ

После установившегося мира городское население значительно увеличилось. Посадские люди занимались торговлей и ремеслами. Немалую часть жителей составляли люди ратного сословия — казаки, стрельцы, пушкари, а также монастырские и церковные служители. В городе был особенно развит кузнечный промысел. Не случайно один из городских районов города назывался Кузнечной слободой.

Через Путивль осуществлялись не только торговые и экономические, но и политические связи Украины с Россией. Спасаясь от польской шляхты, сюда приезжали и здесь оставались жить украинские переселенцы. Процесс переселения усиливался с каждым годом. В декабре 1648 года путивльский воевода Плещеев писал в Москву: «А из-за рубежа многие люди животы свои приводят в Путивль и Путивльский уезд, боясь от поляков разоренья».

Русское правительство было заинтересовано в укреплении южных границ государства и охотно принимало приезжих, разрешая украинским купцам торговать беспошлинно. По указу царя Алексея Михайловича было установлено регулярное почтовое сообщение: «От Москвы до Путивля с государевыми грамотами, и из Путивля к Москве с отписками ездить…»

Во время освободительной войны украинского народа (1648-1654) под предводительством Богдана Хмельницкого Путивль являлся одним из пунктов, через которые Россия переправляла на Украину продовольствие и оружие. Посредником в переписке Богдана Хмельницкого с Москвой был путивльский воевода Степан Гаврилович Пушкин.

Во второй половине XVII века Путивль продолжал исправно нести свою сторожевую службу, но также широко и гостеприимно распахивал свои ворота перед купцами, дипломатами и другими иностранцами, державшими путь в Россию. «Крепость этого города стоит на высокой горе… Крепость большая и великолепная, неодолима и крепка в высшей степени, высока и прочно устроена на высоком основании, вся наполнена домами и жителями», — такой увидел цитадель Путивля в 1654 году дипломат Павел Алеппский.

Во время войны Турции с Польшей в 1672 году, когда турецкая армия во главе с султаном двинулась на Украину, царь Алексей Михайлович объявил о своем намерении «выступить со всеми силами к Путивлю, а если он пойдет на Киев, то он сам, великий государь, пойдет на него…» На этот случай в древнем городе было приказано строить царский дворец.

После заключения мирного договора России с Турцией (1681 год) и Польшей (1686 год) Путивль утратил значение пограничной крепости, и царские власти приказали ликвидировать укрепления «за ненадобностью».

В XVIII веке он входил в состав то Киевской, то Белгородской губерний и, наконец, с 1797 года стал уездным городом Курской губернии. Он остался крупным торговым центром, расположенным на одной из самых оживленных дорог, связывавших Украину с Россией по линии Нежин — Путивль — Курск — Орел — Калуга — Москва. В городе увеличивалось число кустарных мастерских, мануфактур, заводов. На центральной площади дважды в неделю проходили торги, и один раз в год большая ярмарка, на которую приезжали купцы Курской, Харьковской, Черниговской губерний.

Промышленный подъем в России во второй половине XIX века не затронул Путивля. Отсутствие железных дорог заметно сказывалось на развитии экономики и градостроительства.

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ — СОХРАНИВШИЕСЯ И УТРАЧЕННЫЕ

Спасский собор входит в единый ансамбль с надвратной церковью-колокольней и каменной ограды с воротами. История этого изящного, белоснежного храма, увенчанного пятью луковичными главами, теряется в глубине веков. Первоначально это был девичий Святодухов монастырь, который впервые упоминается в документах 1595 года. В 1617 году здесь началась постройка каменного собора, которая продолжалась до конца столетия. Наконец, потеряв терпение, игуменья Анисья в 1697 году пожаловалась на «долгострой» Петру I, который не только дал необходимые распоряжения, но и поименно назвал чиновников и строителей, ответственных за затягивание работ: «Стольнику и воеводе Степану Тимофеевичу Клокачеву в Путивль. В прошлых годах Духов девичий монастырь и церковь Божия начаты постройкой по нашему государственному указу и на нашу государственную казну. Что первые строители монастыря Левоний Липеванов, Никифор Яцын да Иван Дашков строили монастырь лет с десять и больше, а после них строителями были путивльские дворяне, переменявшиеся ежегодно… И эти строители продолжали постройку лет семьдесят и больше…»

С горем пополам к 1707 году все строительные работы в монастыре были завершены. Сам царь Петр пожаловал Спасскому собору серебряную люстру, изготовленную в Нюрнберге.

У южной стены собора высится большой черный крест. Это могила Ивана Рябинина (1834-1912), историка и краеведа, автора многочисленных работ по истории Путивля, большинство из которых до сих пор не потеряли своего значения.

Южнее собора расположена двухъярусная Крестовоздвиженская церковь-колокольня, возведенная в 1697-1707 годах в качестве надвратной церкви Святодухова монастыря.

С этим зданием связана интересная страница истории. Согласно местным преданиям, после второго стрелецкого бунта Петр I сослал царевну Софью в Путивль, заточив ее в девичий Святодухов монастырь. Ее поселили на первом этаже надвратной церкви в келье справа от ворот. По приказу царя Петра старшая сестра пребывала «под крепким караулом», но этого ему показалось мало, и в Голландии по монаршему заказу были изготовлены куранты, которые громким однообразным боем отбивали каждую минуту. Их установили под окнами кельи царевны Софьи, чтобы она ни на минуту не забывала о «любезном братце». Однако вскоре царевну увезли из Путивля, дабы не провоцировать местные стрелецкие полки на восстание. А часы-куранты после многих перипетий попали в XIX веке в Молчанский монастырь. По свидетельству современников они своим ежеминутным боем нервировали и хозяев, и гостей, пока, наконец, не сломались…

В панораме современного города господствуют крепостные сооружения Молчанского монастыря. Своей высотой и изысканностью силуэта выделяется собор Рождества Богородицы и колокольня. Их окружают настоятельский корпус, Иоанновская церковь (построена в 1866-1869 гг. в официальном русско-византийском стиле на месте разобранного храма XVI века) и трапезная (пристроенная в 1730-х годах к древней крепостной стене с башней).

С северной стороны сохранились две каменные оборонительные стены XVII века — внешняя и внутренняя. Это единственные дошедшие до наших дней остатки когда-то грозных укреплений Путивля. В невысокой стене (всего-то около полутора метров) видны бойницы разной формы: узкие — для ружейного огня, широкие арочные — для пушек. В 1620 году по приказу царя Михаила Федоровича эти фортификации построил Анисим Радишевский — талантливый архитектор, инженер, артиллерист, теоретик градостроительства и военного дела. Стена, построенная им в Путивле, не только защищала проходившую вдоль нее дорогу, но и выполняла функцию подпорной стены, препятствовавшей оползням монастырской горки, прорезанной множеством пещер и подземных ходов.

В летописях XII века неоднократно упоминался деревянный острог, на месте которого в конце XVI века была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной. Невысокие стены имели три яруса бойниц. Уповая на надежность Кремля, здесь в 1570-х годах устроили свое подворье монахи загородного Молчанского монастыря (ныне Софрониевский монастырь у села Новая Слобода). В 1580-1590 годах посередине крепостного двора они построили собор, а к 1597 году прибрали к рукам и всю крепость, превратив ее в монастырь, который защищали во времена нашествий.

Ученые относят собор Рождества Богородицы к редчайшему типу многофункциональных зданий, приспособленных к обороне; их нередко называют «церковь-крепость». Зодчие XVI века решили важную инженерную задачу: с возведением собора система фортификации Кремля приобрела завершенность, и он стал неприступным.

В «смутное время», между 1606 и 1612 годами, собор горел, отстраивался и был вновь освящен в 1630 году. На рубеже XVII-XVIII веков его сильно перестроили, надстройку собора производил русский архитектор, «записной государев мастер» Матвей Ефимов. Еще один из примечательных памятников украинского барокко XVII-XVIII веков — церковь Николы Казацкого, построенная на средства украинских казаков, жителей Путивля. Ее стройный двухбашенный силуэт виден издалека, со многих окрестных улиц. Недавно завершена реставрация церкви, в ней будет размещена экспозиция музея «Слова о полку Игореве».

ПАРТИЗАНСКИЙ КРАЙ

При подъезде к Путивлю со стороны Сум — памятная надпись: «Город партизанской славы». Во время Великой Отечественной войны здешние места стали центром партизанского движения. В июле 1941 года, недалеко от Путивля, в Спадщанском лесу обосновались партизаны под командованием С. А. Ковпака, в Новослободском лесу — формирование С. В. Руднева, в урочище Марица — отряд С. Ф. Кириленко. В октябре того же года все эти группы объединились в единый Путивльский партизанский отряд, командиром которого стал Ковпак, комиссаром — Руднев, начальником штаба — Базыма. К концу 1941 года в отряде насчитывалось всего 73 человека, а к середине 1942 — уже больше тысячи.

26 мая 1942 года партизанское соединение освободило Путивль и удерживало его двое суток. А в октябре, прорвав вражескую блокаду вокруг Брянского леса, ковпаковцы выступили в рейд на правый берег Днепра. За месяц партизаны прошли 750 километров по тылам противника — через Сумскую, Черниговскую, Гомельскую, Киевскую, Житомирскую области. Ими было взорвано 26 мостов, 2 эшелона с живой силой и техникой фашистов, уничтожено 5 броневиков и 17 машин. За период своего второго рейда — с июля по октябрь 1943 года — соединение прошло с боями 4 тысячи километров; партизаны вывели из строя основные нефтеперегонные заводы, нефтехранилища, нефтяные вышки и нефтепроводы, расположенные в районе Дрогобыча и Ивано-Франковска.

…Многое в Путивле напоминает о подвиге партизан-ковпаковцев. Именами Ковпака, Руднева, Базымы, Коренева названы улицы. В сентябре 1956 года в Спадщанском лесу был открыт Музей партизанской славы, а в 1971-м в городе был установлен памятник С. А. Ковпаку — дважды Герою Советского Союза.

Современный Путивль развивается и благоустраивается, за последние годы украсился новостройками. Но, дабы сохранить своеобразие города, постоянно ведется реконструкция его старых зданий.

В связи с организацией в Путивле историко-культурного заповедника Институтом теории и истории архитектуры в Киеве был разработан опорный план и проект зон охраны памятников истории и культуры древнего города. Полным ходом идет реставрация Молчанского и Софрониевского монастырей. Предлагается восстановить часть средневековых укреплений на Городке: три деревянные башни XVII века с размещением в них музея истории Путивльской крепости.

Дата публикации: 3 апреля 2020