Среди предметов повседневного обихода едва ли найдется вещь более противоречивая и загадочная, чем зеркало. C ним связано множество мифов и легенд, суеверий и магических ритуалов.
В Средневековье целые государства хранили тайну изготовления «особенного стекла». Ведь в зеркале видели как инструмент исправления нравов, так и атрибут порока. Смотрясь в него, человек видел либо отражение образа Божия, либо ухмылку Дьявола.
История зеркала — это не просто биография отдельного предмета, привычного в обиходе, но и хроника взаимоотношений человека с его двойником. Соединяя истину и видимость, внешнее и внутреннее, сокровенно личное и коллективное, зеркало вбирает в себя человеческие страсти и представления о мире.
ИГРУШКА АМАТЕРАСУ
Когда-то единственным зеркалом человека была водная гладь.
Туристы, бывавшие в Помпеях, наверняка обратили внимание, что во дворе почти каждого римского дома имелись небольшие мелководные бассейны с мраморным парапетом. Они не применялись для купания, но и считать их простым украшением интерьера тоже не стоит. Это были зеркала, и, сидя над бассейном, помпеянки приводили свою внешность в порядок точно так же, как наши современницы перед зеркалом.
Впрочем, люди довольно быстро поняли, что собственное отражение всегда можно иметь под рукой, если отшлифовать какую-нибудь твердую поверхности; например, пирит, горный хрусталь (как это делали в горных районах нынешней Франции и Германии), медную или бронзовую пластину (Египет и Средиземноморье), обсидиан (Китай и Южная Америка).
Так и появились первые, весьма несовершенные, зеркала.
Возраст самых древних зеркал, обнаруженных археологами, — около 5 тысяч лет. Это, как правило, золотые, серебряные или бронзовые диски, тщательно отполированные с одной стороны и украшенные узорами с другой. Для того чтобы в них удобнее было смотреться, к округлым дискам приделывалась ручка.
Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I веке нашей эры: стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной подкладкой. А греческий философ Сократ предписывал юношам чаще смотреться в зеркало — чтобы те, кто обладает достойной внешностью, не обезображивали ее пороками, а те, кто уродлив, заботились о том, чтобы украсить себя добрыми делами.
Японцы считают, что именно зеркалу народы мира обязаны тем, что на земле ежедневно восходит солнце.
Согласно старинному мифу, богиня солнца Аматерасу глубоко обиделась на родного брата Сусаноо и заперлась в глубоком каменном гроте. Без света и тепла все живое на земле стало гибнуть. Тогда озабоченные судьбой мира, боги решили выманить светлую Аматерасу из пещеры. Зная любопытство богини, на ветках стоящего рядом с гротом дерева повесили нарядное ожерелье, рядом положили зеркало и приказали священному петуху погромче кукарекать.
На крик птицы Аматерасу выглянула из грота, а увидев ожерелье, не удержалась от искушения его примерить. Как только светлая Аматерасу заглянула в зеркало, мир озарился и остается таким по сей день.
Именно поэтому зеркало и по сей день входит в обязательный набор подарков, которые японской девочки получает на свое девятилетие, и символизирует оно честность, прямоту, непорочность, а также то…, что все женщины до сих пор так же любопытны, как и Аматерасу.
НУЖНУЮ ВЕЩЬ — В ПРОИЗВОДСТВО
Стекло в производстве зеркал стали использовать лишь в середине XII века, когда европейцы научились выдувать из него сосуды. В стеклянный шар через трубочку вливали расплавленное олово, таким образом, чтобы оно покрыло всю внутреннюю поверхность. Отражающие свойства такого шара (или его осколков) были превосходны, однако выпуклая поверхность сильно искажала изображение. Тем не менее, такие «кривые зеркала» долгое время были очень популярны.
Революция в производстве зеркал произошла в начале XIV века в Венеции. Братья Андреа и Доменико выдули из стекла цилиндр, тут же разрезали его на две половинки и, еще горячие, раскатали их на медной пластине. Получился зеркальный лист с удивительным блеском, чистотой и прозрачностью. Новая технология позволила делать зеркала практически любого размера с минимальным искажением. Не удивительно, что ее хранили в строгой тайне — монополия на производство приносила Италии огромные прибыли. К примеру, в то время зеркало размером 1,2 на 0,8 метра стоило в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!
Венецианцев Андреа и Доменико щедро наградили и… вместе с остальными стеклодувами в 1291 году под охраной переселили на островок Мурано. Хоть они и пользовались большим уважением (звание стекольщика считалось не менее почетным, чем звание дворянина), мастерам под страхом смерти запрещалось разглашать секреты своего ремесла.
Довольно долгое время зеркала делали и продавали только в Венеции — подальше от иностранных шпионов, стремящихся заполучить секрет их производства. Благодаря подобной предусмотрительности плоские «венецианские» зеркала оставались лучшими (и единственными) в Европе на протяжении полутора столетий. И, по-прежнему, очень дорогими.
Французы, во что бы то ни стало, хотели узнать секрет венецианцев. Ведь по свидетельству министра финансов Кольбера, именно ставшие модными зеркала грозили стране разорением!
Аристократы, похваляясь друг перед другом своим богатством, платили за них целые состояния. Вдобавок ко всему, на один из придворных балов королева явилась в платье, усыпанном кусочками зеркал. От нее исходило ослепительное сияние, но это «великолепие» слишком дорого обошлось стране. И Кольбер, с согласия короля Людовика XIV, решился на крайние меры: послал своих доверенных лиц на остров Мурано, чтобы они подкупили двух мастеров и ночью тайком вывезли их на маленькой лодочке во Францию.
Операция увенчалась полным успехом и вскоре во французском городке Тур ля Виль появилась первая в Европе зеркальная мануфактура. Правда, качество изготовленных на ней зеркал «хромало»!
Положение улучшилось, когда у французов объявился собственный «зеркальных дел мастер» — Лука де Нега из Сен-Габена. Он изобрел способ получения зеркального стекла не выдуванием, а литьем.
Расплавленную массу теперь просто выливали на ровную поверхность и разглаживали валиком. Тщеславный Людовик XIV не преминул отметить это достижение отечественной промышленности, создав в Версале Галерею Зеркал. Гуляя по ней (73 шага туда, 73 шага обратно), коронованный Нарцисс не только любовался собою, но и утверждал величие Франции: триста шесть огромных зеркальных полотен, отделанных лепниной, резьбой и позолотой, были по тем временам неслыханной роскошью.
Вслед за монархом «зеркальное безумие» охватило придворных. Например, графиня де Фиеск продала родовое имение, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд в этих же целях сдала в переплавку свою серебряную мебель.
«ЗЕРЦАЛО» В РОССИИ
Вплоть до конца XVII века наших родных просторах даже «ручные» зеркала стоили невероятно дорого. Вдобавок слишком часто любование в них считались грехом, которого должны избегать все мало-мальски благочестивые люди.
Даже если зеркала и появлялись в домах богатых семей, их вешали на стены исключительно в спальных покоях — подальше от любопытных глаз, да еще тщательно скрывали завесами из тафты и шелка.
Как и следовало ожидать, патриархально-суровое отношение русских к своему отражению упразднил великий русский реформатор Петр Первый. Без зеркал Россия просто не могла приобрести европейский лоск, ведь теперь мужчинам пришлось регулярно брить бороду, а женщинам — делать сложные прически вкупе с замысловатым макияжем.
Впрочем, при царе-реформаторе резко увеличился спрос не только на зеркала (импортные и весьма дорогие), но и на оконное стекло, посуду. Поэтому в 1705 году в Москве начали строить стекольно-зеркальную мануфактуру на Воробьевых горах. Это был «амбар каменный длиной восемьдесят три фута, в вышину десять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины». Появились и другие заводы, причем в России зеркальные стекла делали такой громадной величины, что это вызывало удивление в других странах.
Постепенно зеркала заполонили не только спальни и туалетные комнаты российских вельмож, но и стали обязательной частью парадных интерьеров.
МАГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Сменяли друг друга эпохи, а с ними менялись архитектурные стили и моды. Но зеркалу всегда и везде находилось место.
Однако вместе с признанием, к зеркальной поверхности «приклеился» и мистический ореол. Наряду с древними легендами в народе укоренялись магические обряды и просто суеверия, связанные с «таинственным предметом, под сверкающей поверхностью которого таится глубина потустороннего мира».
У мистиков зеркало символизирует собою двойственность существования, границу между мирами, «вместилище душ». Считается, что в зеркале человек может увидеть грядущую старость и смерть, свою собственную судьбу и судьбу своих близких.
Например, Екатерине Медичи, жене Генриха II, зеркало поведало о будущих событиях — гибели своего супруга на рыцарском турнире и ужасах Варфоломеевской ночи. А вот юному Александру Македонскому повезло больше — согласно легенде, он увидел в зеркале свое будущее величие!
Столкнувшись с зеркалом «лицом к лицу» и вглядываясь в его глубины, герои преданий становились жертвами самолюбования. Всем известна печальная участь Нарцисса! Но не у него единственного помутился разум при «встрече» со своим отражением.
Корейская сказка XVIII века, воспроизводит все этапы уже «разработанного сценария»: в ней рассказывается о бедном торговце горшками по имени Пак, у супруги которого в голове прочно засела мысль о том, чтобы стать обладательницей бронзового зеркала. Когда же она, наконец, получила предмет своих мечтаний, то, взглянув в него, с изумлением обнаружила рядом с мужем какую-то незнакомую женщину. «Пак вроде бы вернулся один, но ведь она сейчас своими глазами видит, что рядом с ним стоит какая-то незнакомая девка. Это еще что за краля? Кто это? Все дело было в том, что жена Пака впервые видела свое отражение, впервые увидела саму себя и не понимала, что женщина, стоящая рядом с ее мужем, и есть она сама». Но дело этим не кончилось...
Пак тоже взглянул в зеркало и увидел в нем мужчину, которого он принял за любовника жены. Далее следует ссора, крики, брань, оскорбления. Супруги отправляются к местному чиновнику, чтобы он их рассудил, и берут с собой предмет, ставший яблоком раздора. Чиновник в свой черед видит в волшебном зеркале отражение человека, облаченного в форму чиновника, и воображает, что это прибыл его преемник, который должен сменить его на посту, т. е. понимает, что его самого отправили в отставку…
«СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ…»
На Руси стародавнее негативное отношение к зеркалам усугублялось страхом «порчи» и «сглаза». Зеркальце было вещью интимной, его берегли от посторонних. Например, Иван Грозный требовал, чтобы зеркала для его жены, Марии Нагой, изготавливали только слепые мастера.
В повседневной жизни славян особую «опасность» зеркало представляло «ночью» (вечером), т. е. в «нечистое» время, принадлежащее потусторонним, демоническим силам. Повсеместно известен запрет смотреться ночью не только в зеркало, но и в воду; особо страшное отражение ослушник мог увидеть в страстную пятницу.
У поляков Мазовщины считается, что после полуночи в зеркале «увидишь дьявола или смерть». На Рязанщине верили, что «смотреться на ночь в зеркало — накликать на себя смерть».
Согласно английской примете «Увидеть свое лицо в зеркале при свечах — к несчастью». Но, несмотря на страх, люди все же не отказывались от попыток узнать будущее с помощью зеркала. До сих пор на Святки девушки пытаются увидеть своего «суженого, ряженого» в «коридоре», образованном отражениями двух зеркал при свете зажженных свечей. И, говорят, некоторым это удается! При этом гадании не забывали о таком «неписанном правиле» — двоим в одно время в зеркало смотреть нельзя: одного и того же человека полюбят и страдать будут…
Поскольку женщины намного чаще мужчин пользовались зеркалами, то применительно к ним появились особые запреты. У славян представительницам слабого пола нельзя было смотреться в зеркало во время месячных, беременности и в послеродовой период, т. е. в то время, когда женщина считается «нечистой» и когда, по народным представлениям, «перед ней открыта могила».
У невест по сей день (и повсеместно) живы свои приметы: Чтобы брак наверняка был удачным, перед сном накануне свадьбы нужно положить под подушку зеркало. Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде.
Кроме того, вернувшись из церкви, молодым непременно следовало встать рядом перед зеркалом — это должно было принести им удачу.
Определенные ограничения касались и детей. Так ребенка в возрасте до одного года (иногда до полугода — если официально произошло крещение и наречение младенца) не следовало подносить к зеркалу. Это «табу» основано на реальных наблюдениях: малыш еще не понимает, что имеет дело с собственным отражением и пугается.
А еще на Руси говорили: «Не давай дитю зеркало в руки до года, свое счастье заглядит».
ЛОВУШКА ДЛЯ ПОКОЙНИКА
Широко распространено поверье о том, что разбившееся зеркало приносит неудачу. У славян: «Зеркало разобьешь — или к болезни тяжелой, или к смерти». В английской традиции: «В разбитое зеркало нельзя смотреться, потому что черта можно увидеть».
А если серьезнее, то, смотрясь в треснутое, разбитое зеркало или в его осколок, теряешь энергетику, — это в лучшем случае, в худшем — можно ожидать неприятностей.
Священник Ламбер в 1900 году писал про одного из жителей Новой Каледонии, который полагал, что его отражение в воде или в зеркале — это и есть его душа.
Китайцы вешали бронзовые зеркала над идолами в своих домах, поскольку считали, что злые духи, увидят в них свои отражения и испугаются. В представлении жителей поднебесной империи разбившееся зеркало могло: во-первых, лишить человека его души, и он, конечно же, был обречен умереть; во-вторых, впустить в дом злых духов.
К наиболее устойчивым, широко распространенным у всех славянских народов, относится обычай (закрепившийся и в современном обиходе) сразу после кончины человека завешивать зеркало в доме покойника, отворачивать его к стене или даже выносить из помещения.
Аналогичные традиции бытуют не только у европейских народов (например, у шотландцев), но и у бомбейских суни, и даже африканских зулусов. Источник этого поверья в том, что душа человека, глядящегося в зеркало, якобы может быть похищена духом покойного и, таким образом, не попасть в рай.
Также существует мрачное поверье, будто душа умершего может войти в незавешанное зеркало и остаться в нем, как в ловушке. Смотреться на свое отражение, после этого — все равно, что подставлять шею вампиру.
Чаще же всего опасность открытого зеркала объясняется угрозой «удвоения» смерти, кончины еще кого-нибудь из обитателей дома... Так сербы считают, что умрет тот, кто первым после похорон посмотрится в зеркало и для предотвращения этого несчастья сначала подносят к зеркалу кошку.
По мнению эзотериков «вредоносное» зеркало можно распознать: у него очень холодная поверхность и перед ним гаснут церковные свечи.
ПРИМЕТЫ И ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Естественно, все нижеприведенные приметы и советы «относят» нас в ряды язычников, так что верить в них вовсе не обязательно. И все же:
— Если вернулся зачем-то с полпути — перед новым выходом посмотри в зеркало и покажи себе язык. Можно заглянуть под коврик, половик — тоже помогает.
Мистически примета основана на том, что вернувшийся непременно должен обмануть или испугать нечистую силу (а она гнездится как раз под половиком или же заглядывает из-за левого плеча в зеркало).
Некоторые меняют что-то в одежде или во внешности: надевают другой галстук, заново причесываются. Таким образом, получается, что это уже другой человек. С бытовой точки зрения факт возвращения считается неудачным по той простой причине, что время потеряно и, нагоняя его, придется торопиться, опаздывать, нервничать.
— Не дари зеркало тому, кто тебе дорог, расстанетесь. — Не ешьте, не пейте перед зеркалом, так как проедите всю красу, потеряете здоровье. — Если вы подозреваете, что против вас кто-то затевает зло, постарайтесь подвести этого человека к зеркалу. Взгляните на ваше совместное отражение. Если ваши подозрения обоснованны, на лице вашего недруга на мгновение проступят его истинные чувства. — Украшая квартиру зеркалами, следует знать меру, особенно если речь идет о детской комнате или спальне: излишний блеск и яркий свет утомляют зрение и психику. — Зеркало открытым держать нельзя, его надо переворачивать — чтобы оно не глядело», т. е. «канал» в иной мир должен быть «перекрыт».
Известно, что оптическая поверхность даже самого хорошего зеркала не только отражает, но и частично поглощает, а значит — «запоминает» падающую на него энергию. Эзотерики убеждены, что информация, «запомненная» зеркалом, может излучаться и действовать на наше подсознание.
Есть также версия, что человек — единственное из живых существ, способное узнавать свое отражение.
Изучением свойств зеркал занялась и наука. В частности, ученые установили их способность «нейтрализовать» вредное влияние геопатогенных зон. Например, если в месте сильного подземного излучения положить зеркало отражающей поверхностью вниз, потоки вредоносной энергии ослабнут или вовсе исчезнут.
Кроме того, современная биоэнергетика подтвердила распространенное на Востоке поверье, что зеркала не просто отражают «плохую» энергию, но и привлекают «хорошую». К примеру, больные люди, которые не могут выйти на природу, могут подпитываться природными силами, глядя на отражение неба или деревьев в зеркале.
Наше отражение — главный критерий нашей самооценки. Если вам изо дня в день не нравится ваш внешний вид, трудно рассчитывать на хорошее настроение и самочувствие. Как можно реже подходите к зеркалу в дурном расположении духа.
И как можно чаще улыбайтесь!
Дата публикации: 21 февраля 2020
Юлия Недопитанская (журналист, Киев)
«СМ-Украина»
21.02.2020