Ты увяз в Матрице
Кинотрилогия «Матрица» – один из самых знаменитых фильмов на тему мировой имитации реальности

Со времен выхода на экраны первой части фантастической кинотрилогии «Матрица», основная часть действия которой происходит в виртуальной реальности, многим людям время от времени приходит в голову эта мысль. Чаще, конечно, такой вопрос задают в шутку, но есть и вполне серьезные статьи и видеоролики, доказывающие, что наш мир — это всего лишь очень хорошо проработанная компьютерная имитация реальности.

Жизнь есть сон?

На самом деле подобные мысли посещали людей и гораздо раньше, в том числе в глубокой древности. О компьютерных программах тогда, правда, никто еще не слышал, но вот представить себе, что окружающий мир — это иллюзия, навеянная какими-либо высшими силами, люди уже могли. Широко известно размышление о том, не является ли наша жизнь сном, древнекитайского философа-даоса Чжуан-цзы, жившего приблизительно в IV веке до нашей эры. Близко к этому представление о мировой иллюзии майе в индуизме и буддизме. Подобные концепции есть и в гностических учениях. Утверждение «жизнь есть сон» было распространено в литературе XVII века, а также у тогдашних философов. Подобные мысли высказывал, например, в своей книге «Размышления о первой философии» французский мыслитель Рене Декарт, еще позже — Джордж Беркли и Дэвид Юм…

А в ХХ веке понятие иллюзорной реальности перешло в фантастическую литературу. В 1964 году Станислав Лем описал создание искусственной реальности в книге о технике будущего «Сумма технологии». Затем, в 1971 году, он развил эту идею в романе «Футурологический конгресс», где показано будущее, в котором люди живут в иллюзии, созданной распыляемыми в воздухе веществами, и даже не подозревают, каков мир на самом деле. Эта тема стала популярной среди фантастов и с тех пор много раз обыгрывалась в книгах и фильмах. Поначалу иллюзорную реальность изображали в виде искусственного сна, который кажется героям явью, или в виде гипноза, но ближе к концу ХХ века, с развитием компьютерных технологий, у фантастов возникла идея о том, что иллюзия жизни может быть цифровой. Появился целый жанр под названием киберпанк, в котором все действие или основная его часть происходит именно в компьютерной реальности. И в это же время программисты создавали эту самую компьютерную реальность для игр, стараясь сделать ее как можно более похожей на настоящий мир. Неудивительно, что любителям фантастики и геймерам все чаще закрадывалась в голову мысль о том, что если современные компьютерщики могут создавать достаточно реалистичные виртуальные картины, то какая-нибудь высокоразвитая цивилизация, во много раз превосходящая человечество в развитии, вполне могла создать виртуальную реальность, практически не отличимую от настоящей жизни. А от этой мысли недалеко было до следующей: «Что, если наша жизнь — это и есть такая виртуальная реальность, созданная кем-то могущественным?»

Проверить, так это или нет, или хотя бы получить какие-нибудь косвенные подтверждения, что мы живем внутри компьютерной программы или, наоборот, в реальном мире, при всем желании невозможно. Ведь если каждый из нас является частью программы, это значит, что мы никак не можем «выглянуть» за ее пределы. А потому нет никакой возможности переубедить ни тех, кто поверил, что все мы существуем в «матрице», ни тех, кто считает, что это не так. Сторонники обоих предположений настаивают на своем и приводят в защиту своей точки зрения самые разные аргументы. Причем среди тех и других есть не только любители фантастики и разных сенсаций, но и серьезные ученые.

Квантовые нестыковки

Одно из главных свидетельств в пользу того, что окружающий нас мир — это иллюзия, созданная на каком-то сверхмощном компьютере, выдвигают специалисты по квантовой физике. Их объяснения очень сложны даже для тех, кто разбирается в этой теме, но если изложить их в упрощенном виде, получится примерно следующее: в некоторых опытах с элементарными частицами результат зависит от того, наблюдают ученые за ходом эксперимента или нет. Например, если за электронами не наблюдают, они проявляют свойства волны, а если наблюдение идет — свойства частицы. Объяснение этому феномену пока не найдено: существует несколько гипотез, почему так может происходить, но ни одна из них не отвечает на все возникающие в этих случаях вопросы. Однако если предположить, что мы находимся внутри компьютерной модели, эта странность оказывается вполне логичной вещью.

Все, кто хоть раз играл в современные компьютерные игры с реалистичной картинкой, знают, что мелкие элементы изображенного в них мира становятся хорошо видны, только если игрок специально сфокусирует на них внимание. А те, кто еще застал старые игры на компьютерах со слабой оперативной памятью, наверняка помнят, что при быстром перемещении по нарисованному миру картинка и вовсе загружалась не сразу: сначала игрок видел просто серый фон, потом на нем проступали основные элементы пейзажа, а потом разные подробности. И, по мнению программистов, так будут работать любые компьютеры, как бы ни развивалась эта область и какими бы совершенными они бы ни становились. Даже если виртуальная реальность в сверхмощном компьютере будет прорисована с точностью до мельчайших деталей (например, до элементарных частиц), он все равно не будет тратить огромные объемы памяти на то, чтобы изображение этих частиц сохранялось везде в каждый момент времени. Компьютер будет экономить оперативную память и показывать атомы или электроны во всех подробностях, только когда игрок захочет рассмотреть их получше, а в остальное время частицы будут выглядеть и вести себя «упрощенным» образом. Но ведь именно это и происходит во время экспериментов квантовых физиков!

Есть и другие аргументы в пользу того, что мы живем в компьютерной реальности. Если предположить, что это так, очень многие необъяснимые явления, загадки и прочие странности нашего мира получают логическое объяснение. НЛО и призраки, исчезновение людей и беспричинные потери памяти, необычные совпадения и чувство дежавю — все это и многое другое может быть просто сбоями в компьютерной программе, воспроизводящей нашу реальность. А некоторые сторонники теории о том, что мы живем в «матрице», идут еще дальше: они уверены, что эта теория еще и объясняет фундаментальные законы физики. Почему, например, ни один объект во Вселенной не может двигаться со скоростью, превышающей скорость света? Да просто-напросто потому, что на большее не рассчитаны мощности компьютера, внутри которого мы находимся. Если бы мы летели куда-нибудь быстрее света, этот компьютер не успевал бы загружать вокруг нас новые изображения окружающего пространства, у него не хватало бы на это оперативной памяти.

И самое забавное, что с научной точки зрения эти предположения не противоречат тому, что мы видим вокруг, то есть их можно с полным правом считать именно научной теорией, а не измышлениями людей с бурной фантазией.

Кто же тогда программист?

Если наш мир — это компьютерная симуляция реальности, то кто и зачем ее создал? Что может представлять собой сверхцивилизация, которая изобрела настолько совершенные компьютеры, что в них можно уместить целую Вселенную? На этот счет у сторонников этой гипотезы есть много разных мнений. Кто-то считает, что наша реальность может в прямом смысле быть компьютерной игрой, созданной именно для развлечения. Другие склоняются к мысли, что неведомые программисты разработали эту программу для изучения поведения разумных существ и их сообществ, то есть мы для них являемся чем-то вроде подопытных животных. При этом существуют и разные мнения насчет того, для чего кому-то понадобилась такая изучающая программа. Наиболее оптимистичное гласит, что сверхцивилизация делает это для того, чтобы научиться лучше понимать менее развитых братьев по разуму и правильно взаимодействовать с ними, чтобы случайно не навредить им и при необходимости оказать им помощь. Наиболее мрачное — что сверхразвитые разумные существа изучают менее развитых для того, чтобы им было проще завоевывать их. И обе эти версии предполагают, что где-то существует реальный мир, копией которого является наша компьютерная программа, поскольку сверхцивилизация не стала бы изучать другую цивилизацию по непохожим на нее моделям.

Есть еще одно предположение — что нашу виртуальную реальность создала как раз человеческая цивилизация, выглядящая именно так, как мы, но ушедшая в своем развитии далеко вперед. Для них компьютерная симуляция, в которой мы обитаем, — это их прошлое, которое они воссоздали, чтобы лучше разобраться в своей истории и, возможно, благодаря этому решить какие-то свои проблемы. Этого мнения придерживаются в частности философ Ник Бостром и астрофизик Нил Деграсс Тайсон. Они считают, что такое наглядное изучение прошлого — вполне логичный этап для высокоразвитой цивилизации. Если наш мир реален, в будущем мы вполне можем воссоздать на компьютере какую-нибудь из прошлых эпох. Но если такое возможно, почему не предположить, что это уже произошло и что наш мир — это как раз такая «нарисованная» программистами прошлая эпоха?

Недавно к тем, кто интересуется этой теорией, присоединился известный американский предприниматель Илон Маск, а вслед за ним и другие бизнесмены. В 2016 году руководство Bank of America сделало официальное заявление, что вероятность того, что мы живем в виртуальном мире, составляет от 20 до 50 процентов. Рассчитали это сотрудники банка, основываясь на статьях Бострома и Тайсона.

Да настоящие мы, настоящие!

После этих заявлений подали голос и скептики, уверенные, что наш мир более чем реален, а тем, кто считает его виртуальным, надо меньше играть в компьютерные игры. Среди них тоже есть серьезные ученые и разные известные личности, так что можно сказать, что теперь в этой теме началось чуть ли не противостояние двух научных школ.

Физики из Оксфордского университета Зохар Рингель и Дмитрий Коврижин тоже провели расчеты и опубликовали статью, в которой объяснили, что вероятность того, что наш мир — это компьютерная модель, близка к нулю. По этим расчетам получилось, что для того, чтобы создать реалистичную виртуальную модель хотя бы нескольких элементарных частиц, потребуются слишком большие компьютерные мощности — настолько большие, что современному человеку этого даже не представить. И по мере того, как на компьютере будут создаваться все более сложные объекты — молекулы, живые клетки, разные предметы, планеты, звезды, — необходимые для этого ресурсы будут возрастать в геометрическое прогрессии.

– Создание компьютера с такой памятью потребует больше атомов, чем есть во Вселенной, — считает Дмитрий Коврижин.

Правда, на этот аргумент можно возразить. Если наша Вселенная — это виртуальная модель, откуда нам знать, какие размеры у той настоящей Вселенной, где обитает создавшая эту модель сверхцивилизация? Кроме того, возможен вариант, что создатели программы, моделирующей наш мир, могли предполагать, что мы, его жители, станем докапываться до сути, и специально заложить в программу такие данные, чтобы, даже если мы начнем догадываться о нашем виртуальном происхождении, нам не удалось доказать это при помощи расчетов. Вероятность этого, к слову сказать, допускают и сами оскфордские физики.

– Это интересный философский вопрос, — заявил Коврижин. — Однако он лежит вне области знаний физики, поэтому я не буду его комментировать.

Существуют и другие аргументы против того, что наша Вселенная создана некими сверхразвитыми программистами. Любая компьютерная картинка, от самой простой до крайне реалистичной, состоит из мельчайших одинаковых составных частей — пикселей. А в реальном мире мы ничего похожего не наблюдаем. Элементарные частицы, из которых состоит любое вещество, нельзя назвать аналогами пикселей, потому что они не одинаковы по размеру и имеют сложную структуру. Атомы состоят из протонов, нейтронов и электронов, они могут распадаться на составные части, и из этих частей могут возникать атомы другого вида. Электрон и позитрон, столкнувшись друг с другом, вообще исчезают, выделив некоторое количество энергии. И с еще более мелкими частицами, например мезонами или бозонами, тоже могут происходить разные превращения. То есть ни одна из элементарных частиц не ведет себя, как простой и всегда остающийся неизменным пиксель. Значит, на самом глубинном уровне наш мир вовсе не похож на компьютерную картинку.

Не матрица, так голограмма

Для тех, кто согласен с этими возражениями, но все-таки не может отделаться от мысли, что мы живем в искусственной реальности, существует еще одна теория, гласящая, что наша Вселенная — это гигантская голограмма. Впервые об этом заговорили в 1997 году — такую гипотезу выдвинули аргентинские математики. А в прошлом году в журнале Sience Daily появилась статья, посвященная этой теме и подписанная несколькими британскими, итальянскими и канадскими учеными. Ее авторы пришли к выводу, что настоящая Вселенная — плоская, двумерная, а наш трехмерный мир является чем-то вроде ее отражения, изучая особенности реликтового излучения (так называется остаточное излучение, сохранившееся после Большого взрыва).

– Представьте себе: все, что вы видите, слышите и чувствуете в этом трехмерном мире, на самом деле содержится в плоском двумерном шаблоне, — объясняет один из этих ученых Костас Скендерис. — Идея похожа на голографические карточки, где на плоскости закодировано трехмерное изображение. Только в нашем случае закодирована целая Вселенная.

От теории виртуальной реальности голографическая теория отличается тем, что она не предполагает никаких создателей голограммы, ни злых, ни добрых. Ее сторонники считают, что плоские мир и его трехмерное изображение возникли сами по себе, в соответствии с законами природы.

Стоит ли паниковать?

Простым людям, не разбирающимся в науках, не так уж важно, каким образом может быть устроен наш мир. Но что будет, если когда-нибудь кто-нибудь сможет доказать, что мы живем в компьютерной программе, созданной другой цивилизацией? Такая ситуация много раз была описана в фантастических книгах и фильмах, и их персонажи особой радости по этому поводу не испытывали. Например, в трилогии «Матрица» герои пытаются разрушить виртуальную реальность и наладить нормальную жизнь в настоящем мире. А в одном из эпизодов сериала «Доктор Кто», где тоже обыгрывается эта тема, персонажи, узнав, что являются не живыми людьми, а всего лишь компьютерными программами, и вовсе убивают себя. Осознание того, что они не настоящие, оказывается для них непосильным грузом.

Однако далеко не все сторонники теории о том, что наш мир может быть виртуальным, относятся к этому как к чему-то плохому. Среди них немало оптимистов, считающих, что если эта теория подтвердится, ничего страшного не произойдет и в целом люди продолжат жить дальше, как жили. Часть из них, возможно, просто не поверит никаким доказательствам и продолжит считать наш мир материальным, и в самом худшем случае между ними и теми, кто посчитает эти доказательства вескими, будут случаться идеологические споры. В конце концов, раньше люди были уверены, что Земля находится в центре Вселенной и Солнце вращается вокруг нее, и когда выяснилось, что это не так, многие были этим, мягко говоря, недовольны, но сейчас этот факт уже давно никому не мешает. Значит, вполне возможно, с информацией о том, что наш мир — это компьютерная симуляция, глобальных проблем тоже не возникнет, а будущие поколения и вовсе станут относиться к этому как к данности.

Есть и еще более оптимистичные прогнозы в этой области. Авторы нескольких фильмов о том, что мы можем жить в матрице, уверены, что, если это официально подтвердится, это подстегнет ученых на особенно глубокие исследования «нестыковок» нашего мира и эти «нестыковки» можно будет использовать для создания разных новых технологий, к примеру квантовых компьютеров. Что наверняка изменит нашу жизнь в лучшую сторону. Да, эти новые технологии, как и все остальное, что нас окружает, будут всего лишь частью компьютерной программы — но мы-то все равно будем воспринимать их как нечто материальное.

Кроме того, подтверждение виртуальности нашего мира даст нам еще один большой повод для оптимизма. Оно докажет, что разумная цивилизация может достигнуть огромных высот в своем развитии и не уничтожить себя в процессе этого — а ведь многие ученые считают, что саморазрушение достаточно развитого сообщества чуть ли не неизбежно. Но уж если какое-то общество сумело дожить до того момента, когда ему под силу создать реалистичную модель Вселенной, это значит, что проблемы глобальных войн и техногенных катастроф оно уже решило. Звучит и правда весьма оптимистично.

В любом случае ни доказать, что наш мир нереален, ни опровергнуть это в данный момент невозможно. И вряд ли будет когда-либо возможно, потому что, если мы живем в компьютерной программе, это значит, что мы и сами являемся ее частью, а следовательно, не можем выглянуть за ее пределы и убедиться, что это программа.

Но так ли это важно? Является ли окружающий нас мир материальным, или виртуальным, или голографическим — другого у нас в любом случае нет. И даже если все мы всего лишь часть компьютерной программы, это не может помешать нам оставаться людьми в главном смысле этого слова.

Дата публикации: 22 марта 2018