Секретный язык денег
Дизайн доллара США переполнен масонской символикой

Любая банкнота несет в себе множество смыслов, которые можно понять только после пристального изучения. Такая скрытая символика появляется на деньгах по разным причинам. Чаще всего — как часть системы защиты от подделки. Но иногда и как зашифрованное послание от людей или групп, причастных к процессу производства бумажных денег. Примеров этому много, и зачастую они удивительны.

Вспомнить хотя бы купюры города Уиндем штата Коннектикут, когда он был еще североамериканской колонией Великобритании. Тогда в колониях ходило не очень много денег метрополии, поскольку доставлять их туда было нелегко. Потому заморские территории печатали собственные «деньги», так называемые «колониальные сертификаты». Они ничем не обеспечивались, это были всего лишь обязательства местных властей. Разумеется, изображения на этих бумажках были самыми разными. На «долларах» Уиндема (таких же сертификатах) красовались две дерущиеся лягушки. Дело в том, что в 1755 году, во время войны колонистов с французами и поддерживающими их индейцами, жители города как-то ночью проснулись от страшного гвалта. Решив, что на них напали краснокожие, они вооружились и пошли на шум. Но оказалось, что он исходил из ближнего пересыхающего пруда, в котором тысячи лягушек устроили бой за доступ к воде. Конечно, понять суть изображения могли только местные уроженцы, на которых «деньги» и были рассчитаны.

Шифры вольных каменщиков

Между прочим, запрет британским парламентом использовать колониальные сертификаты, последовавший в 1764 году, считается одной из главных причин Войны за независимость США. А после нее новое государство приняло, как известно, собственную валюту. И именно доллар США служит неиссякаемым источником для конспирологических теорий. Многие из них представляют собой полный бред, однако факт присутствия на долларе неких тайных посланий неоспорим.

Общеизвестно, например, что долларовая банкнота буквально переполнена масонской символикой. Например, пирамида со срезанной вершиной на одной из сторон Большой печати США, изображенной на долларе, вероятно, означает созидаемый вольными каменщиками новый мировой порядок. О нем же говорит и скрытая цитата из Вергилия: «Novus ordo seclorum» — «Новый порядок веков». Вершина пирамиды с глазом, «всевидящее око Великого Архитектора Вселенной», — это символ Бога, принятый во многих мистических традициях, в том числе и масонской. Далее: на однодолларовой банкноте насчитывают 13 повторений в различных вариациях мистического числа 13. Например, там 13 пятиконечных звезд — магических пентаграмм, а расположены они в виде звезды шестиконечной — гексаграммы. И любой может проверить, что, если наложить на обратную сторону печати гексаграмму (или главный символ масонства — переплетенные циркуль и наугольник), она точно ляжет на 13 звезд ее лицевой части, а лучами упрется в буквы M, A, S, O, N.

Все это нисколько не удивительно, если вспомнить, что большая часть отцов-основателей США была масонами высоких степеней посвящения и вообще масонство играло значительную роль в смутах Нового времени. Скажем, впервые эти символы появились на ассигнатах времен Великой французской революции.

Однако многие конспирологические теории по поводу доллара не находят подтверждения. Например, разоблачение авторства дизайна однодолларовой банкноты, которая приобрела свой современный вид в 1928 году. Известно, что разрабатывал его человек по имени Сергей Макроновский. По утверждению американского исследователя Альфреда Сигерта, под этим псевдонимом скрывался великий русский художник и известный эзотерик Николай Рерих. Однако никаких внятных доказательств этому приведено не было. Ну, разве что, в этот период Рерих действительно часто бывал в США и был допущен там к людям из высших эшелонов власти. Но кто такой в действительности Сергей Макроновский, неизвестно до сих пор.

Обилие масонской атрибутики наблюдается и на деньгах других стран. Например, на 100 шиллингах Австрии 1945 года выпуска. Эта банкнота вообще является в отношении масонства своеобразным рекордсменом. На ней, скажем, есть женщина (до сих пор неизвестно, кого именно она изображает) с третьим глазом — известным оккультным атрибутом. Присутствуют там и пентаграммы, и зодиак, и чаша со змеей, и вездесущее око, и сова — древний символ мудрости, используемый и масонами. Очевидно, такое обилие символики вольных каменщиков объясняется тем, что страна только что была освобождена от гитлеровской оккупации, а нацисты, как известно, жестоко преследовали масонов. Легко объяснимы масонские символы и на чехословацких 50 кронах 1923 года: делавший дизайн этой купюры художник Альфонс Муха сам был прилежным вольным каменщиком. А также отменным семьянином, поскольку изобразил там еще свою дочь и жену. Чехи эти деньги так и называли — «муховки».

Сову можно видеть и на банкноте в 50 швейцарских франков, ходившей в 1978—2000 годах. Кроме того, там есть целых шесть гексаграмм, образующих седьмую, а проглядывающий сквозь одну из шестиконечных звезд совиный глаз сильно напоминает все то же око. Оно присутствует и на множестве купюр других государств: 500 украинских гривнах 2006 года, 50 эстонских кронах 1994 года, 50 колонах Сальвадора 1999 года, 5 лемпирах Гондураса, 5 тысячах португальских эскудо 1980 года и других.

Некоторые скрытые послания более изощренны. Например, на аверсе 5 тысяч эскудо 1987 года — известный португальский поэт и политик левых взглядов Антеру Таркиниу ди Кентал. Изображение скопировано с его известного портрета, однако добавлено то, чего на нем нет: рука с пальцами, сложенными в масонский символ. На обратной стороне банкноты — скованные руки в виде шестиконечной звезды. А вот герб Великой ложи Филиппин на ста песо этого государства вполне уместен, поскольку банкнота и выпущена в 2012 году к столетию этой одной из крупнейших азиатских лож. Из других масонских символов на банкнотах можно вспомнить циркуль и наугольник на двух тысячах болгарских левов 1994—1999 годов.

Оскорбление величества

На реверсе одной кордобы Никарагуа 1941 года тоже вполне масонский сюжет — радуга и фригийский колпак в треугольнике, образующие все то же око. Впрочем, это изображение является еще и гербом этой страны. А на аверсе — портрет неизвестной красавицы в индейском уборе. На самом деле это Лилиан Сомоса Дебайле, дочь Луиса Сомосы Гарсии, второго из диктаторской династии. С этим изображением вышел конфуз: семейство Сомосы никарагуанцы так «любили», что стали трудолюбиво пририсовывать дочке тирана усы, а над портретом писали слово puta, понятное и без перевода. Таких «дополненных» банкнот вскоре стало столько, что пришлось изымать их из обращения, заменив портрет пейзажем.

От подобных оскорблений не застрахованы не только латиноамериканские деспоты, но и главы великих держав. В 1968 году на Сейшельских островах, тогда колонии Великобритании, была выпущена банкнота в 50 рупий с изображением королевы Елизаветы II с известного портрета кисти Пьетро Аннигони. Но, если приглядеться, в переплетении пальмовых листьев справа от ее величества можно прочитать слово sex… Сперва думали, что это досадная случайность, но через год вышла банкнота в 10 рупий с тем же самым портретом, на которой в орнаменте из водорослей угадывалось еще более грубое слово. Говорят, надписи замаскировал некий антимонархически настроенный художник из лондонской мастерской Bradbury фирмы Wilkinson & Co. Купюры были изъяты в 1973 году, а через три года Сейшелы получили независимость. Теперь «ругательные» банкноты ценятся у бонистов — на аукционах торг на них начинается не меньше чем с 200 фунтов стерлингов.

Вообще-то, диссидентство граверов — явление довольно частое. Скажем, на банкноте Мьянмы (Бирмы) в один кьят, выпущенной в 1989 году, был изображен генерал Аун Сан, герой войны за независимость, убитый в 1947 году. Водяной знак тоже был сделан с его портрета. Однако гравер так смягчил черты лица генерала, что он стал похож на свою дочь, Су Чжи, тоже известного политического деятеля, но оппозиционного правящей в стране хунте. В тот период Су Чжи находилась под домашним арестом, а ее изображения были запрещены. Осознав, что случилось, власти стали изымать банкноту из обращения, на что у них ушло восемь месяцев. Похожий случай был и с бирманскими купюрами номиналом в 35, 45, 75 и 90 кьят. Их тоже изъяли по политическим причинам после отстранения от власти премьер-министра У Не Вина — человека эксцентричного, не очень компетентного и суеверного. А столь странные номиналы появились из-за увлечения премьера нумерологией — он полагал эти числа «благоприятными».

Как Дракула укусил Германию

Вероятно, некий политический подтекст имеют и 10 000 марок Веймарской республики 1922—1928 годов. Это инфляционная купюра государства, потерпевшего поражение в Первой мировой войне. Изображен на ней «Портрет молодого человека», который на самом деле является автопортретом великого художника германского возрождения Альбрехта Дюрера. И в основании его шеи — две четкие отметины, напоминающие следы от укуса вампира из гремевшего тогда фильма режиссера Фридриха Мурнау «Носферату. Симфония ужаса». Более того, слева от молодого человека многие углядели в тенях и сам образ кровососа в черном капюшоне. Возникло предположение, что граверы Рейхсбанка выразили таким образом свое отношение к странам-победителям, «высосавшим» Германию репарациями. Однако такие отметины есть и на оригинальном портрете, что, в свою очередь, подогревает легенду о сделке, которую Дюрер якобы совершил с дьяволом, продав ему душу за свой талант.

Другая немецкая банкнота «со смыслом» напоминает уже о трагедии Второй мировой. В нацистских концлагерях тоже ходили свои «деньги», которые заключенным предоставляли в обмен на настоящие. Качество этих сертификатов, конечно, было очень низким, но изображения имелись и на них. Дизайн банкнот 1941 года для Ораниенбургского концентрационного лагеря делал заключенный гравер Хорст-Уилли Липперт. В его рисунках можно усмотреть намек на невыносимые условия содержания в лагере. На купюрах в 5 пфеннигов он изобразил забор с башней, в 50 — колючую проволоку и охрану, на банкноте в 1 марку — старика, с трудом роющего землю.

Кстати, нельзя не упомянуть столь одиозный символ, как свастика. Однако одиозным он стал лишь после падения Третьего рейха, а до тех пор был вполне респектабелен и часто использовался в дизайне купюр. Впрочем, используется и сейчас. Пожалуй, наиболее известные банкноты с этим солярным символом — выпущенные после Февральской революции керенки номиналом в 250 и 1000 рублей 1917-го, а также в 5000 и 10 000 рублей 1918 года. В обращении они оставались до 1922-го. Говорят, что свастика была данью увлечению образованного общества конца Российской империи восточными учениями. Однако есть и другая версия: что купюры Временного правительства печатались со слегка видоизмененных матриц, разработанных еще в царское время для новых денег Монголии. Был такой имперский проект конца XIX—XX века под названием «Желтороссия», предусматривающий присоединение к России части Китая, а также Монголии и Тибета — буддийских стран, где свастика священна. Проект был похоронен Русско-японской войной, а вот клише в недрах Экспедиции заготовления государственных бумаг, вероятно, сохранились.

На азиатских банкнотах символ свастики вообще популярен, он есть, например, на 10 индийских рупиях 1917 года. Стилизованные свастики в составе орнамента можно найти на 1 китайском юане 1936 года, половине иорданского динара 1975-го, 500 турецких лирах 1989 года. На последней банкноте, кстати, имеется и еще один сакральный символ — так называемые «узлы Соломона». В Европе свастика часто присутствует в виде традиционного меандрового орнамента на деньгах Греции, например на 10 драхмах 1926 года. Есть она и на банкнотах других европейских стран. А вот на рейхсмарках гитлеровской Германии, как ни странно, она была лишь как часть государственного герба.

Не просты в отношении оккультной символики и белорусские деньги. Используемый в их оформлении орнамент традиционной «вышиванки» зачастую несет глубокий смысл, уходящий еще в языческие времена. Например, на самых первых купюрах образца 1992 года, в народе называемых «зайчики», была восьмиконечная звезда — духовный символ многих мировых культур. Таким же образом на деньгах Белоруссии тайно присутствуют Мировое Древо, предки-дзяды, дух Спорыш, богиня Берегиня и, конечно, солярные символы. То есть эти банкноты весьма напоминают обереги, да кое-кто ими в этом качестве и пользуется.

Мистическая символика случается и на отечественных деньгах. Странная история произошла, например, с советским рублем 1947 года. Надпись на реверсе однорублевой купюры: «Подделка государственных казначейских билетов преследуется по закону» — обрамлена «змеиным» орнаментом в виде двойной спирали. Этот символ был известен еще в Древнем Египте, а позже использовался адептами «герметических наук». В частности, он есть на хранящейся в каирском Египетском музее «Палетке Нармера» — ритуальной пластине конца IV тысячелетия до н. э. Поскольку на палетке прославляются подвиги объединившего Египет фараона Нармера, есть версия, что кто-то из советских художников, работавших над дизайном рубля, пытался таким образом выразить торжество победы над фашистской Германией. Получается, что грозный фараон-объединитель… сами понимаете кто. Если действительно так, вряд ли это было сделано без санкции свыше — тогда в СССР за такими вещами следили пристально.

Православие на банкнотах

Современные российские деньги не несут столь мрачных языческих символов. Однако духовные послания есть и на них. Недаром некоторые видят в недавно принятом символе рубля сходство с хризмой — монограммой имени Христа. А в рублевой серии 1997 года на реверсе почти каждой банкноты изображен православный храм: 5 рублей — Софийский собор в Великом Новгороде, 10 — часовня Параскевы Пятницы в Красноярске, 50 — Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, 500 — Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, 1000 — церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Только на сторублевке — московский Большой театр.

РПЦ подтверждает свою причастность к разработке дизайна. «Нас попросили составить список наиболее почитаемых христианских святынь, — говорит начальник канцелярии покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II протоиерей Владимир Диваков. — Мы сделали это и отправили свои предложения в Центробанк, они были учтены. Религиозная символика на деньгах имеет глубокий сакральный смысл. Это обращение к нашим небесным заступникам. Когда верующие люди видят, что на них изображено, в сердце приходит радость, а на ум — молитва».

Кстати, храмы Соловецкого монастыря на 500-рублевой купюре первоначально были изображены без куполов — как в советское время. Сейчас купола там появились — и в реальности, и на купюре — после обращения нынешнего патриарха Кирилла к руководству Центробанка. А если приглядеться к этой банкноте внимательнее, можно увидеть и другой православный знак: почти точно повторенное символическое изображение Бога с иконы «Неопалимая купина».

Но закончить обзор тайнописи бумажных денег стоит тем, с чего начали, — с доллара. Ибо новая стодолларовая купюра, вышедшая в октябре 2013 года, представляет собой настоящий праздник конспирологии. Она становится золотой на просвет и на ней изображено много чего в золотистых тонах: чернильница, колокол, перо, число 100 и так далее. Вдобавок на ней появилась строчка из следующего положения Декларации независимости: «В случае если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство».

На основании этого наделенные богатым воображением наблюдатели решили, что купюра знаменует собой неотвратимость возвращения финансовой системы США к золотому стандарту, от которого Штаты отказались в 1971 году. А строчка из декларации намекает, что это может произойти и принудительно. Но это уже совсем другая история.

Дата публикации: 21 мая 2017