Божественное и земное
«Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)»

Итальянский художник Рафаэль Санти вошел в историю мирового искусства, воспев в эпоху Возрождения образ человека. Он родился 6 апреля 1483 года в маленьком городке Урбино, принадлежавшем семейству герцогов Монтефельтро. Отец живописца, Джованни Санти, был ремесленником, но одновременно служил при дворе местного правителя художником и поэтом. Особыми талантами, по дошедшим до наших дней свидетельствам, Джованни Санти не отличался, но, будучи весьма образованным для своего времени человеком, сумел привить сыну любовь к искусству. В доме художника была фреска, изображавшая мать Рафаэля Маджию с сыном на руках. Она принадлежала кисти Джованни Санти и оказала огромное влияние на дальнейшее творчество его сына. Тема Мадонны стала главной для Рафаэля Санти, и на всех этапах творчества художника это проявилось в полной мере.

ПЕРВЫЙ ШЕДЕВР ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ ПЕРУДЖИНО

Рафаэлю было всего восемь лет, когда умерла его мать, а спустя три года ушел из жизни отец. Став вдовцом, Джованни Санти женился вторично. Воспитанием будущего художника занимались две тети, мачеха Бернардина и дядя Бартоломео — монах, назначенный опекуном несовершеннолетнего. Члены этой очень разнородной семьи не ладили между собой. Беспрерывные ссоры приводили даже к судебному вмешательству в домашние дела. Подобная практика, как выясняется, появилась не в современных демократических государствах, а была широко распространена еще в средневековой Италии.

До 1500 года Рафаэль прожил в родном Урбино, где брал уроки живописи у местных художников. В 17-летнем возрасте попал в мастерскую Пьетро Перуджино, под влиянием которого создал свои первые работы. По существовавшей в те времена традиции мастер не стремился развивать индивидуальность ученика, а лишь передавал наработанные за годы собственного труда технические приемы. В современных музеях мы часто встречаем полотна, на которых написано: «Школа Перуджино». Вполне вероятно, что к ним приложил руку и юный Рафаэль.

В 19 лет он написал свой первый шедевр «Мадонна Коннестабиле», хранящийся ныне в Эрмитаже. Полотно было написано для герцога Альфано Диаманте из Перуджи. В XVIII веке она перешла по наследству к семейству Коннестабиле делла Стаффа, откуда и появилось современное название. Во многом еще ученическая картина была создана Рафаэлем по мотивам рисунка своего учителя Перуджино, который хранится сейчас в Берлине. Первоначально она была написана на дереве, а при переводе на холст Рафаэль заменил в руке Мадонны присутствовавшее на рисунке учителя яблоко книгой.

Молва о таланте Рафаэля быстро облетела окрестности Урбино. Юного художника стали приглашать в Перуджу, и слава Пьетро Перуджино (его фамилия происходит от названия города) стала меркнуть в лучах восходящей звезды — его бывшего ученика. Благодаря покровительству своего друга, художника Бернардино ди Бетто ди Бьяджо по прозвищу Пинтуриккьо, гений из Урбино получил возможность работать в Сиене, одном из центров тогдашней итальянской художественной жизни. Здесь, расписывая церковную библиотеку, Рафаэль отточил до блеска свой талант великолепного рисовальщика. В родной Урбино юноша вернулся в 1504 году всего на несколько месяцев, а затем отправился во Флоренцию.

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЕРИОД СОПЕРНИКА МИКЕЛАНДЖЕЛО

В начале XVI века столица Тосканы была центром художественной жизни Европы. Одновременно с Рафаэлем в этом городе творили два гения эпохи Возрождения — Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи. Приехавший из Урбино провинциальный художник жадно схватывал все самое лучшее из арсенала мэтров. У Микеланджело учился изображению форм человеческого тела, а у Леонардо — композиции.

Художественная жизнь во Флоренции била ключом, и Рафаэль подружился с известными в городе живописцами. В ту пору считалось нормой привечать талантливых художников, приглашая их в дома уже получивших известность мастеров и помогая с получением заказов. Такая атмосфера способствовала творческому росту Рафаэля. Именно в Тоскане у едва перешагнувшего 20-летний рубеж юноши сформировался образ Мадонны. В этот период произошли заметные изменения в мировоззрении Рафаэля. Мадонны на его полотнах повзрослели, и именно во Флоренции были написаны первые картины, на которых вместе с матерью присутствовал младенец.

В 1504 году художник написал «Мадонну дель Грандука», которая сейчас хранится во флорентийской Галерее Питти. История этой картины весьма любопытна. До конца XVIII века о самом ее существовании многие даже не подозревали. Полотно хранилось в частной коллекции флорентийского негоцианта и не выставлялось на обозрение широкой публики. В ноябре 1799 года тогдашний директор галереи Уффици, случайно узнавший о картине Рафаэля, сообщил великому герцогу Лотарингскому Фердинанду, правителю Флоренции, о намерении приобрести ее для пострадавшего от наполеоновского нашествия Дворца Питти. Просвещенный меценат без колебаний пошел на громадные по тем временам затраты, и сегодня полотно Рафаэля является украшением одного из самых известных музеев Флоренции.

Среди флорентийских работ Рафаэля особое место занимает «Мадонна со щегленком». Заказчиком картины выступил богатый флорентийский купец Лоренцо Нази, друживший с художником. По мнению знатока эпохи Возрождения Джорджа Вазари, источником вдохновения для Рафаэля был Микеланджело. Уже известный во Флоренции молодой художник из Урбино вел своеобразный творческий спор с другим прославленным мастером.

Даже сюжет картины перекликается со знаменитой скульптурой — «Мадонна Брюгге» Микеланджело, до сих пор хранящейся в соборе Нотр-Дам в этом бельгийском городе. Рафаэль написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Мадонны, и святого Иоанна, весело протягивающего мальчику птичку. Религиозный мотив ушел на второй план, и картина воспринимается как изображение реальной жизни счастливой семьи.

Многие Мадонны, написанные Рафаэлем во флорентийский период, сегодня известны по именам заказчиков художника. Такова «Мадонна Темпи», написанная в 1507 году для знатной флорентийской семьи. Спустя три с лишним века она была приобретена правителем Баварии Людвигом I и после длительных переговоров перевезена из Флоренции в Мюнхен, где до сих пор занимает почетное место в экспозиции Старой Пинакотеки.

Художник быстро вошел в моду у богатых флорентийцев, и известный в городе купец Пьеро ди Бернардо Деи осенью 1506 года заказал художнику картину, известную сейчас как «Мадонна Бальдаччино» или «Мадонна под балдахином». Работа над ней шла несколько лет, но из-за отъезда художника в Рим осталась незавершенной. Сейчас это полотно выставлено в галерее Питти. Незавершенной осталась и еще одна работа флорентийского периода, «Мадонна Эстерхази», которую можно увидеть в Будапештском музее изобразительных искусств.

К флорентийскому периоду творчества относится и «Святое семейство», или «Мадонна с безбородым Иосифом». Ею сегодня можно полюбоваться в итальянском зале Эрмитажа. Как и «Мадонна Коннестабиле», это полотно, датированное 1506 годом, было перенесено с доски на холст. В отличие от раннего творения, занимающего достойное место в коллекции самого известного российского музея, в этой картине Рафаэль отошел от религиозных мотивов. Он создал идиллическую сцену семейного быта, подчеркнул теплоту материнства. Рафаэль отступил и от традиционного изображения святого Иосифа с бородой. Отсюда и второе название картины.

СТРАСТИ НА ТУМАННОМ АЛЬБИОНЕ

Особое место в истории мировой живописи занимает скромная миниатюра Рафаэля, относящаяся к флорентийскому периоду. Признанный шедевр эпохи Возрождения имеет два названия — «Мадонна с младенцем» и «Мадонна с гвоздиками». Он выставлен в лондонской Национальной галерее. Полотно с таким же сюжетом создал и Леонардо да Винчи, но крохотная миниатюра Рафаэля (ее размеры 28,5 х 22,5 см) стала поводом для настоящего скандала в среде искусствоведов.

Работа была выполнена Рафаэлем с ювелирной тонкостью и завоевала популярность уже в эпоху Средневековья. Ее часто копировали не только ученики художника, но и представители иных школ и течений. Сегодня это назвали бы «пиратством» и многочисленные адвокаты встали бы на защиту авторских прав художника. В Средние века об этом не могло быть и речи.

Многочисленные копии порой были выполнены столь искусно, что к первоисточнику возникло очевидное недоверие. Более столетия работа Рафаэля хранилась в запасниках замка герцога Нортамберлендского в Великобритании. Только в 1983 году после многочисленных экспертиз картина была признана творением мастера, что сразу же круто изменило ее судьбу.

В 1992-м не чуждый тщеславия герцог разрешил экспонировать картину в Национальной галерее Лондона. Еще через десять лет ему поступило предложение, от которого сложно было отказаться. Нефтяной магнат Пол Гетти, сколотивший свое многомиллиардное состояние задолго до выхода на мировые рынки российских олигархов, предложил обнищавшему представителю древнего рода за «Мадонну с гвоздиками» 54 миллиона долларов. Миниатюра Рафаэля должна была занять почетное место в Музее Гетти в пригороде Лос-Анджелеса.

Патриотично настроенный аристократ заявил, что хотел бы оставить картину в Великобритании. Правительство страны наложило запрет на вывоз картины, а руководство галереи начало сбор средств для выкупа шедевра. Деньги искали целый год, и национальный лотерейный фонд Великобритании «Наследие» пожертвовал на покупку полотна 11,5 миллиона фунтов стерлингов. Герцог согласился даже потерять порядка 12 миллионов долларов, но заметно улучшил свой имидж. К тому же терял он не так уж много: в случае продажи картины в США пришлось бы заплатить значительную сумму в качестве налога.

На этом история «Мадонны с гвоздиками» не завершилась. Профессор Колумбийского университета Нью-Йорка Джеймс Бек выступил с сенсационным заявлением. Он утверждал, что лондонская галерея приобрела вовсе не работу великого мастера, датированную началом XVI века, а копию, изготовленную малоизвестным итальянским художником Винченцо Камуччини в 1827 году. Мнение знатока эпохи Возрождения из Нью-Йорка противоречило заключению сразу 25 экспертов, подтвердивших принадлежность миниатюры кисти Рафаэля. Дискуссия на эту тему в кругах искусствоведов разгорелась с новой силой, а страсти вокруг «Мадонны с гвоздиками», ставшей собственностью Национальной галереи Лондона в 2004 году, подняли интерес к скромной миниатюре. Сегодня об этом творении Рафаэля слышали даже те, кто не знаком с его работами, выставленными в Эрмитаже или галерее Питти.

ЛЕГЕНДЫ О ФОРНАРИНЕ

В сентябре 1508 года Рафаэль получил неожиданное приглашение от папы Юлия II приехать в Рим и принять участие в росписи станц. Так называются залы ватиканской резиденции папы римского. За короткое время пребывания в Вечном городе Рафаэль получил множество заказов и вынужден был взять помощников и учеников. Во многих музеях мира сейчас можно увидеть полотна, скромно подписанные «Школа Рафаэля».

В римский период мастер продолжал работать над своей излюбленной темой. Только теперь его Богоматери приобрели совершенно иные черты. Флорентийские Мадонны Рафаэля — это миловидные юные создания, словно не осознающие своего призвания. Мадонны, написанные в Риме, совсем другие: это владычицы мира и в то же время богини красоты. В Вечном городе Рафаэль создал сразу несколько шедевров.

Общность рафаэлевских женских образов римского периода породила предположение, что художнику позировала одна и та же модель. В историю живописи она вошла под именем Форнарина, что в переводе с итальянского означает «булочница». Римлянка с благородными чертами лица, ставшая музой уже прославленного художника, была дочерью пекаря.

Современные экскурсоводы любят рассказывать красивую легенду о художнике, который случайно встретил простую римлянку, влюбился в нее, выкупил у отца за три тысячи золотых и снял для красавицы виллу. Форнарина оставалась возлюбленной и натурщицей Рафаэля на протяжении 12 лет, до самой смерти художника. Верностью полюбившему ее живописцу, как утверждают легенды, она не отличалась. Стала любовницей Агостино Киджи, для которого Рафаэль расписал виллу, а также обращала внимание на учеников художника. Легенды утверждают, что прибывший к ложу умирающего Рафаэля папский посланник потребовал удалить Форнарину из помещения. Передать папское напутствие официальному художнику Ватикана в ее присутствии он не решился.

Сведения о дальнейшей судьбе булочницы противоречивы. По одной из легенд, после кончины не дожившего до своего 40-летия художника Форнарина получила в качестве наследства достаточное состояние, но отказаться от привычного образа жизни не смогла. Стала одной из самых знаменитых римских куртизанок. Через некоторое время она была насильно пострижена в монахини и умерла в обители. Даже имя Форнарины, под которым она известна сегодня, было установлено после изучения списка послушниц одного монастыря, где среди инокинь значилась вдова художника Рафаэля.

Второй вариант легенды куда более красивый и романтичный. Экскурсоводы в залах, где выставлены Мадонны Рафаэля римского периода, рассказывают историю о чистой любви художника и его музы. Многие в это верят.

НАРОДНУЮ МАДОННУ ОБНАРУЖИЛИ НА УРАЛЕ

Одна из Мадонн, написанных Рафаэлем в Риме в 1509 году, хранится в России. Причем не в Эрмитаже или Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, а в Свердловской области. Это картина «Святое семейство», или «Мадонна дель Пополо». После смерти художника владельцем полотна стала церковь Святой Марии, расположенная на римской улице Пополо, что в переводе означает «народная». Отсюда и второе название картины.

Судьба полотна удивительна и полна мистических совпадений. Долгое время оно вообще считалось утраченным. В 1924 году на чердаке «господского дома» завхоз Тагильского металлургического треста Иван Колеватов обнаружил несколько картин, в том числе потемневшую доску со следами старой живописи, которую передал в местный краеведческий музей. Промыв картину, реставраторы сумели прочитать надпись: «Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году».

Понимая важность находки, они сообщили о ней в Москву. Через год в Тагил приехал руководитель Центральных реставрационных мастерских в Москве Игорь Грабарь. Осмотрев картину, он вынес заключение: полотно нуждается в реставрации, а затем в тщательном изучении. Три года понадобилось Грабарю и его коллегам-реставраторам, чтобы вернуть картину к жизни и подтвердить авторство Рафаэля. Сомнений оно не вызывает.

Ответа на вопрос, как картина гения эпохи Возрождения попала в Нижний Тагил, не удалось найти до сих пор. Скорее всего, ее приобрел промышленник Николай Демидов, живший в начале XIX века во Флоренции и собравший большую коллекцию картин итальянских художников. В каталоге собрания значились и две картины Рафаэля. После смерти мецената его сын перевез коллекцию в Санкт-Петербург, часть же работ была послана на Урал для украшения господских домов и церквей в Нижнем Тагиле.

В 1978 году картина, которой уже более 500 лет, была передана Нижнетагильскому музею изобразительных искусств. Рабочий город не может похвастать обилием туристов, устремляющихся посмотреть шедевр Рафаэля. Несколько лет назад был организован специальный тур, в ходе которого «Мадонна дель Пополо» побывала в Саранске, Казани и Екатеринбурге. В прошлом году она гостила во Владивостоке. Каждый раз предпринимались беспрецедентные меры по охране картины.

ШЕДЕВР ДРЕЗДЕНСКОЙ ГАЛЕРЕИ

К римскому периоду творчества относится и самая известная картина художника «Сикстинская Мадонна», являющаяся сегодня жемчужиной Дрезденской галереи. Рафаэль начал писать ее в 1512 году для главного алтаря церкви монастыря Святого Сикста в городе Пьяченца. Заказчиком был покровитель живописца папа Юлий II. К моменту написания картины Рафаэль был уже признан первым мастером Италии. Он окружен славой, осыпан заказами, а также милостью власть имущих. При этом мастер совершенствуется как художник и раскрывает новые грани своего дарования.

Мадонна на этой картине изображена на фоне бесчисленных детских головок, создающих вокруг центральной фигуры золотой ореол. Кажется, будто Богоматерь парит в воздухе. Парапет внизу картины как бы отделяет мир земной от небесного. Создается иллюзия, что вот-вот Мария с сыном перешагнет этот парапет и ступит на землю. Только иллюзия. Мадонна остается неподвижной и недоступной.

Алтарные образы в эпоху Рафаэля писались на досках, но «Сикстинскую Мадонну» художник изначально исполнил на холсте. В 1754 году картина была приобретена королем Саксонии Августом III и перевезена в Дрезден. За полотно заплатили 20 тысяч цехинов — рекордную для XVIII века сумму, сопоставимую с нынешними рекордами аукционов «Сотбис». Картина хранится в Дрезденской галерее, где ей отведен специальный зал.

Как ни противились разлуке с «Мадонной» в Италии, вмешательство тогдашнего римского папы завершило сделку, и картина переехала в Германию. Этому историческому моменту посвящена пастель художника XIX века Адольфа фон Менцеля, изображающая явление «Сикстинской Мадонны» двору курфюрста. По легенде, Август III не только вышел встретить картину, но собственноручно отодвинул в сторону свое кресло, воскликнув: «Освободите место для великого Рафаэля!»

В 2012 году «Сикстинская Мадонна» отметила 500-летие. Вот уже более пяти веков лицо Богоматери, списанное с Форнарины, считается воплощением идеала женской красоты. Этой картиной восхищались художники и писатели, она по праву считается вершиной творчества Рафаэля.

МАДОННА, СПАСЕННАЯ РАБИНОВИЧЕМ

В годы Второй мировой войны человечество могло лишиться этого шедевра навсегда. Перед капитуляцией нацистские вожди Германии отдали приказ спрятать картины, хранившиеся в Дрездене, в известняковых шахтах. Ящики с произведениями искусства могли уничтожить только для того, чтобы они не попали в руки советских солдат.

Весной 1945-го британская авиация уничтожила Цвингер — дворец-музей, в котором экспонировались картины знаменитой Дрезденской галереи. Город был занят войсками Первого Украинского фронта, в составе которого создали специальное подразделение для поиска спрятанных сокровищ Дрезденской галереи. Группу, которой было поручено узнать хоть что-нибудь об их судьбе, возглавил 32-летний младший лейтенант Леонид Рабинович. До войны он окончил Киевский художественный институт, работал по специальности в местном Театре оперы и балета, свободно говорил по-немецки.

Выполняя задание командования, лейтенант Рабинович попытался наладить контакты с местными жителями, но немцы не доверяли офицеру Красной армии. И все же ему удалось узнать о секретной операции под грифом «М», проводившейся в Дрездене в конце января 1945 года. Тогда все прилегающие к музею кварталы были оцеплены полицией, а из музеев по ночам что-то вывозилось. Хранительница собрания скульптур Альбертиниума после длительных расспросов сообщила, что картины могли быть перевезены в здание академии, стоящее над Эльбой.

Поисковая группа направилась туда и, обезвредив заложенную взрывчатку, спасла коллекция скульптур Альбертиниума. Картин там не оказалось. Помогла немецкая пунктуальность: в неприметном шкафу Рабинович обнаружил картотеку сокровищ Дрезденской галереи. Среди документов была и карта, которая привела красноармейцев в туннель в окрестностях Дрездена. Там стоял вагон, доверху наполненный картинами Рембрандта, Джорджоне, Рубенса. В нем нашли ящик размером 3 х 4 м. Его бережно перенесли в кузов грузовика и медленно, осторожно, оберегая драгоценный груз от малейшей тряски, привезли в часть. Вскрыли цейсовские замки ящика. Все подтвердилось! На своих спасителей смотрела «Сикстинская Мадонна»…

Командующий Первым Украинским фронтом маршал Иван Конев вызвал искусствоведов из Москвы, которые начали работу по спасению шедевров Дрезденской галереи. Для транспортировки «Сикстинской Мадонны» Конев выделил личный самолет. Услышав об этом, искусствовед Наталья Соколова всплеснула руками: «Товарищ маршал, да вы что? Как же картину — на самолете?» На что полководец ответил: «Он надежный. Я сам на нем летаю». Соколова в ответ произнесла: «Ну, вы же маршал, а она... Мадонна».

После войны картина хранилась в запасниках Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а в 1955 году была возвращена вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР. Перед этим «Мадонна» была представлена московской публике. «Холодным майским утром, пройдя по Волхонке мимо кордонов московской милиции, регулировавшей движение тысячных народных толп, желавших видеть картины великих художников, я вошел в Музей имени Пушкина, поднялся на второй этаж и подошел к «Сикстинской Мадонне». При первом взгляде на картину сразу становится очевидно — она бессмертна», — описал свои впечатления от взгляда на творение Рафаэля писатель Василий Гроссман.

Судьба спасителя «Сикстинской Мадонны» сложилась весьма любопытно. После войны он стал писателем, дружил с Виктором Некрасовым и Давидом Самойловым. Под псевдонимом Леонид Волынский написал несколько книг, посвященных художникам. Самая известная из них, «Семь дней», повествующая о спасении полотна Рафаэля и других шедевров Дрезденской галереи, выдержала в советские времена три издания. В1960 году в ГДР был снят одноименный фильм, в основу сценария которого была положена книга Леонида Волынского.

Его внучка, писатель и переводчик итальянской литературы Елена Костюкович, открывшая русскоязычному читателю блистательного Умберто Эко, в 2013 году опубликовала психологический триллер «Цвингер». В этом романе история спасения сокровищ Дрезденской галереи получает экстремальное продолжение во время Франкфуртской книжной ярмарки 2005 года.

…Рафаэль умер 6 апреля 1520 года. Весь Рим оплакивал 37-летнего художника, ушедшего из жизни в расцвете сил. Мадонны Рафаэля, сочетающие божественное и земное, заняли почетные места не в храмах, а в ведущих музеях мира. Сам же художник удостоился эпитафии: «Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после смерти она боялась умереть».